А.В. Ляшук, М.Г. Бондарев

А.В. Ляшук, М.Г. Бондарев

ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В РАМКАХ КУРСА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»



УДК 159.954:37.036.5

 

English verson:

Аннотация. В данной статье рассматривается возможность развития воображения студентов при изучении иностранного языка в контексте будущей специальности. Авторами делается обзор подходов к пониманию воображения и вводится собственное определение данного понятия применительно к проблематике работы. Рассматриваются функции воображения в жизни человека, доказывается необходимость развития данного психического процесса у студентов вузов. Приводятся примеры конкретных приемов стимулирования воображения, включенных в комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.

 

Ключевые слова: воображение, творческая деятельность, подготовка специалиста, языковая подготовка, профессиональная коммуникация.

 

Ссылка для цитирования

 

В эпоху стремительного развития информационных технологий и научного прогресса, находящих свое отражение во всех сферах человеческой жизнедеятельности, резко возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать возникающие проблемы.

Как следствие, возникает необходимость в подготовке людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества и творческой деятельности, изучении их природы и форм проявления, источников, стимулов и условий. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, в психологии чаще всего называют воображением. По мнению Л.С. Выготского решительно все, что окружает нас и сделано рукой человека, т.е. весь мир культуры, в отличие от мира природы, является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении [8]. Таким образом, проблема воображения находится в центре внимания психологических исследований.

Следует отметить, что проблема воображения стала активно рассматриваться с 1922 года, после появления работы И.И. Лапшина «Философия изобретения и изобретение в философии». В дальнейшем тема эта затрагивалась в исключительных случаях: либо в рамках детской психологии [8], либо в контексте анализа идей И. Канта [5]. В конечном счете, такое своеобразное «дискриминационное» отношение к этой форме психической деятельности привело к ее полной теоретической «аннигиляции» – к заключению А.В. Брушлинского, что воображение есть всего лишь особая форма мышления [19].

В настоящее время, напротив, подчеркивается важность понимания психического как творческого процесса. Предпосылки для этого были созданы в концепциях происхождения чувствительности (А.Н. Леонтьев), III типа ориентировочной деятельности (П.Я. Гальперин), «живого движения» (Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко) и др. Все более осознается то обстоятельство, «что психика в целом обеспечивает ориентировку в ситуации и содержит в себе определенные возможности не только ситуативного, но и надситуативного, поленезависимого поведения... То есть психика – это инструмент не только адаптации к ситуации, но и выхода за ее пределы» [7, с.7].

В педагогической и возрастной психологии часто отмечается, что воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого человека, поскольку оно способствует его общему развитию, становлению личности, формированию жизненного опыта. Действительно, одновременно с развитием представлений у ребенка происходит и развитие воображения, т.е. уже с двух лет ребенок способен создавать новые образы. Однако чаще всего представления воображения в этот период формируются у ребенка непроизвольно, спонтанно ситуации, в которой он находится. Лишь к шести годам воображение приобретает активную форму, при которой сам непосредственный процесс воображения становится произвольным [14]. Не вызывает сомнения тот факт, что воображение ребенка необходимо развивать с детства, и особенно интенсивно в «сензитивный» период его развития – дошкольный возраст.

В то же время, в высшей школе не менее остро стоит вопрос о деятельности человека по созданию новых образов: профессиональная подготовка будущего специалиста вследствие постоянного увеличения информационных потоков, которые необходимо не только анализировать, но и комбинировать, требует более глубокого осмысления информации и эффективного планирования деятельности. На наш взгляд, современная педагогическая психология не уделяет достаточного внимания вопросу развития воображения и творческих способностей студентов.

В связи с этим возникает проблема организации активной познавательной и творчески ориентированной деятельности студентов, способствующей накоплению опыта, как основы, без которой процесс развития воображения окажется малоэффективным. Подтверждением данного положения является сформулированный Л.С. Выготским закон о том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии [8]. Следовательно, чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение. Именно поэтому у ребенка воображение беднее, чем у взрослого, несмотря на его кажущееся внешнее богатство [там же].

Однако, рассматривая воображение в процессе обучения, встает вопрос о том, а что же все-таки необходимо развивать? Что представляет собой феномен «воображение»? Для понимания роли воображения в процессе обучения необходимо, во-первых, определить данное понятие и, во-вторых, уточнить его функции.

Так, К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию имеющихся впечатлений и опыта человека, считая его продуктом воздействия информации из внешнего мира на мозг человека [17].

Л.С. Выготский предложил разделение деятельности человека на воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую) [8]. Воспроизводящая деятельность – это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. Результатом же комбинирующего поведения является создание новых образов или действий. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Как отмечал А.В. Петровский [13], воображение является необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопре­деленностью. Автор указывал на тесную связь воображения и мышления. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. При этом опережающее отражение действительности, осуществляемое в воображении, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир [там же].

К. Коллингвуд определял воображение как вид мышления. Для него воображение – это не иноприродный посредник, а деятельность, затрагивающая одновременно рациональную и эмоциональную сферы. Поэтому именно оно играет роль исторического сознания в целом [12].

Л.М. Веккер [6] выделял несколько разновидностей воображения. Так, сенсорно-перцептивная экстраполяция по своему психологическому существу есть не что иное, как сенсорно-перцептивное воображение. Здесь мы имеем дело с воспроизводящим воображением в собственном смысле этого понятия. В отличие от воображения творческого эта форма воображения не создает образа нового объекта, а включается вместе с памятью в качестве необходимого компонента сенсорно-перцептивного отображения реального движения, независимого от психической активности субъекта и лишь инвариантно воспроизводимого средствами сенсорно-перцептивной психики. Здесь сенсорно-перцептивное воображение является необходимым компонентом формирования первичного образа реального движения [там же]. В целом, Л.М. Веккер рассматривал воображение как сквозной психический процесс (участвует в протекании всех психических процессов), симметричный памяти, но противоположно направленный; как процесс обеспечивающий продвижение по оси психического времени от настоящего к будущему и обратно.

Э.В. Ильенков, опираясь на взгляды И. Канта, считал воображение универсальной способностью человека, рассматривая его как всеобщее свойство человеческого сознания, поскольку именно в воображении наиболее рельефно проявляется его сущностная созидательная, конструктивная направленность, сообщающая импульс творческого становления всему ансамблю психических функций общественного человека [11].

В русле ассоциативной психологии (В. Вундт, Т. Рибо и др.) утверждалось, что хотя воображение и способно создавать новые многочисленные комбинации из прежних элементов, оно не может создать ни одного нового элемента. Точно так же считалось, что и фантазия человека принципиально ограничена количеством образов, полученных ассоциативным путем, и что никакие новые, непережитые связи между элементами не могут быть добавлены в процессе деятельности воображения [18]. Таким образом, вывод ассоциативной психологии состоял в том, что творческое начало воображению не присуще, воображение имеет ограниченный круг комбинаций, внутри которых оно и разыгрывается.

На наш взгляд, один из ключевых моментов психологии воображения состоит в том, что деятельность воображения, даже тогда, когда она оперирует прежними образами, является творческой. Разумеется, новые комбинации образов создаются из тех элементов, которые в действительности новыми не являются. Однако воображение не просто повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит из них новые ряды.

В современной когнитивной психологии роль воображения часто сводится к обеспечению творческого мышления. Показательным в этом направлении является тот факт, что в книге «Введение в психологию», написанной коллективом авторов под руководством Р. Аткинсон [2] рассмотрены все когнитивные процессы, за исключением воображения, понятие которого отсутствует вообще. А эта книга на протяжении последних 50 лет признается одним из лучших в мире учебных пособий по психологии.

Таким образом, отчетливо выделяются две линии рассмотрения воображения: как самостоятельного познавательного процесса и как процесса, «обслуживающего» мышление. На основе проведенного анализа нам представляется целесообразным в рамках данной статьи определить воображение как сквозной психический процесс, создающий новые образы на основе имеющегося опыта, направленный от настоящего (заданной точки отсчета) к будущему и обратно по оси психического времени и возникающий в ситуации неопределенности.

Если рассматривать функции воображения, то стоит отметить ряд специфических функций, которые выполняет воображение в жизни человека:

-        эвристическая – представление действительности в образах и возможность их использования при решении задач (эта функция связана с мышлением и органически в него включена);

-        регулятивная – регулирование эмоционально-волевых и когнитивных процессов;

-        проектировочная – формирование внутреннего плана действий, планирование и программирование деятельности.

Воображение, таким образом, является неотъемлемым элементом жизнедеятельности человека, обеспечивающим построение образа продуктов деятельности, а также создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью, что приобретает особое значение в контексте профессиональной деятельности.

Решая задачу развития воображения у студентов, важно, на наш взгляд, повсеместно включать в процесс обучения не только репродуктивную деятельность, но и деятельность по созданию новых идей. С первого курса студента необходимо ставить перед необходимостью решения нестандартных задач, основная направленность которых – задействовать процесс воображения и актуализировать творческий подход. При этом важна гибкость в оценивании того, что было получено: результат работы воображения, равно как продукт творческой деятельности студента является самоценным вне зависимости от установок и ожиданий других субъектов процесса обучения. Решение каждой проблемной задачи способствует тренировке воображения и накоплению опыта творческой деятельности.

Единственным конечным результатом творческой деятельности является получение новых и полезных идей, но в какой форме они будут представлены, не имеет никакого значения. Результат может выходить за рамки того, что было запланировано с самого начала. В этом и есть проявление творческого подхода. Как отмечает Э. де Боно, другого способа продвижения вперед не существует [4].

В то же время, многие выпускники вузов почти полностью лишены способности к фантазии и воображению. Сложившаяся ситуация объясняется тем фактом, что в процессе обучения основной акцент делается на логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие головного мозга, что же касается интуиции и образного мышления, курируемых правым полушарием, то им, как правило, не уделяют должного внимания. «У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется – взрослые разучились мечтать и фантазировать» [10]. Они более критично и практично относятся к окружающей обстановке и действительности, что способствует формированию отрицательной способности к воображению, когда человек психологически настроен против него [там же]. Данная ситуация обусловливает необходимость специального рассмотрения проблемы развития воображения у будущих специалистов, поскольку благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Практически вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Неразвитое воображение, или его отсутствие сдерживают творчество, что требует разработки и применения в учебном процессе специальных упражнений, направленных на развитие воображения, снижение психологической инерции (шаблонного мышления), умения преодолевать страх перед ситуацией, требующей нестандартного поведения.

Говоря о механизме воображения, необходимо еще раз подчеркнуть тот факт, что его сущность составляет сквозной психический процесс, создающий новые образы на основе имеющегося опыта, направленный от настоящего (заданной точки отсчета) к будущему и обратно по оси психического времени и возникающий в ситуации неопределенности. Считаем необходимым обратить особенное внимание на то, что творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, представляющего материал, из которого создаются построения фантазии [8]. При тщательном рассмотрении продукта воображения выясняется, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, следовательно, чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение.

Именно поэтому, несмотря на его кажущееся внешнее богатство, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. Тем не менее, в педагогической и возрастной психологии часто высказывается точка зрения о высоком уровне развития воображения у детей (так как способствует их общему развитию, становлению личности, формированию жизненного опыта) и о низком его уровне у взрослых. Однако говорить о высоком уровне воображения у детей и о его упадке у взрослых можно только в том случае, если учитывать только один из его аспектов – яркость образов. На это указывали многие исследователи, такие как Л.С. Выготский, В.С. Лобзин, К. Патрик и др.

Заинтересовавшись проблемой развития воображения в различных возрастах, нами было проведено пилотажное исследование, направленное на проверку гипотезы о том, что с возрастом показатели воображения увеличиваются. В исследовании приняли участие 80 человек в возрасте от 11 до 54 лет: по 20 человек для каждого возрастного периода – подросткового возраста (11-16 лет), юности (17-21 год), ранней (22-39 лет) и средней (40-60 лет) взрослости. Участникам исследования предлагалось составить логически связанный рассказ, используя заданный набор слов. На работу отводилось десять минут. Полученные тексты были проанализированы по трем показателям: яркость образов, оригинальность образов и необычность поворота сюжета. При обработке каждый показатель переводился в балльную оценку в следующем диапазоне от 1 (очень низкий показатель) до 5 (очень высокий показатель). Результаты подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что с возрастом показатели воображения возрастают. Причем средние баллы распределились примечательным образом (таблица 1).

Таблица 1

Результаты исследования воображения у респондентов разных возрастов

 

Характеристики воображения

Возрастной период

11-16 лет

17-21 год

22-40 лет

41-60 лет

Яркость образов

4,7

4,6

4,6

4,8

Оригинальность образов

4,1

4,4

4,0

4,7

Необычность сюжета

3,6

3,7

4,1

4,6

 

Полученные результаты указывают на возрастание всех характеристик воображения, за исключением яркости образов. При этом значимые различия проявились в показателе необычности сюжета, а в остальных – можно говорить лишь о тенденциях в их динамике. И, несмотря на малый объем выборки, несомненным является тот факт, что развитие воображения не останавливается в детстве: воображение у взрослых людей может и должно развиваться, основываясь на постоянном накоплении опыта, словарного запаса и на других важных элементах.

Таким образом, вопросы творчества и развития воображения приобретают все большее значение в системе высшего образования в целом и языковой подготовки студентов технического вуза в частности. Очевидно, что воображение играет ведущую роль при обучении иностранному языку, как на базовом уровне, так и на профессионально ориентированном: студент должен не только запомнить новую информацию о неизвестных ему странах, культурах, но и представить себе предметы, пейзажи, людей, а далее устройства, технологии и т.п., которых он никогда не видел.

Кроме того, коммуникативная ситуация, в том числе в процессе профессионального общения, никогда до конца не определена, а речевое поведение всегда характеризуется той или иной степенью спонтанности. Развитое воображение также необходимо в процессе обучения, поскольку заключает в себе аффективные элементы [15], соответственно обеспечивает эмоциональное отношение обучаемого к учебной деятельности, что вместе с наличием высокой мотивации, связанной с профессиональной направленностью обучения иностранному языку в техническом вузе создает мощный стимул для изучения и применения иностранного языка в профессиональной деятельности.

То есть в процессе обучения иностранному языку студентов технических специальностей необходимо с одной стороны создать условия для «обогащения» опыта в рамках той или иной темы профессиональной коммуникации, причем в данном случае особую важность приобретает визуализация текстовой информации [3], поскольку развитие воображения не может происходить без использования специальных образных опор (реальных предметов, схем, макетов, знаков, графических образов), с другой – разработать упражнения, направленные на развитие воображения, повышение его продуктивности и гармонично включить их в комплекс языковых и речевых упражнений.

На сегодняшний день существует в общей сложности более 30 различных методов стимулирования воображения, и их число продолжает расти [1]. Большинство из них может быть отнесено к одной из двух групп: специфические или инструментальные методы (непосредственное стимулирование воображения) и неспецифические или личностные методы (развитие воображения посредством развития личности). В рамках обучения иностранному языку могут преимущественно применяться методы первой группы, поскольку конкретные техники развития личности близки к приемам психотерапии и, следовательно, не могут осуществляться без соответствующей подготовки.

Необходимо отметить, что приемы стимулирования воображения, используемые в рамках комплекса упражнений, направленных на формирование и развитие профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, должны решать следующие задачи:

-        активизировать речь посредством использования методов активизации творчества;

-        учить генерировать нешаблонные, оригинальные идеи за счет преодоления психологической инерции;

-        учить создавать фантастические образы, ситуации, идеи, сюжеты, полученные из реальных прототипов путем фантастических преобразований;

-        развивать способность к восприятию необычных идей применительно к техническому творчеству;

-        развивать эвристичность, симультантность (умение охватить объект с разных сторон), независимость в суждениях.

Для непосредственного примера рассмотрим учебник «Electronic Engineering», который разрабатывается на кафедре иностранных языков Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге (ТТИ ЮФУ). Данный учебник имеет целью формирование определенного программными документами уровня профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-бакалавров (3-4 курс), соответствует полному учебному курсу «Английский язык для специальных целей» для факультета Электроники и приборостроения ТТИ ЮФУ и включает профессионально ориентированные текстовые материалы, комплекс упражнений, направленных на обучение всем видам речевой деятельности в контексте профессиональной коммуникации, а также грамматический справочник и лингвистический комментарий. Приведем примеры упражнений на развитие воображения, использованных в модуле Nanoelectronics.

Радел: Lead-in:

Basic nanomachines are already in use. Nanobots will be the next generation of nanomachines. Advanced nanobots will be able to sense and adapt to environmental stimuli such as heat, light, sounds, surface textures, and chemicals; move, communicate, and work together; conduct molecular assembly; and, to some extent, repair or even replicate themselves.

There is a nanobot prototype (предъявляется изображение наноробота) that is going to be created. List as many imaginative uses for it as you can think of, justify your ideas.

Радел Word building:

There exist a great number of special terms formed with the prefix nano-.

Ex. nanoparticle

nanowire

nanodot

- a particle with dimensions less than 100 nanometres;

- a nanoscale rod made of semiconducting material, used in miniature transistors and some laser applications;

- a microscopic cluster of several hundred nickel atoms that can be used to store extremely large amounts of data in a computer chip.

Imagine new compounds (materials, components etc.) with nano-, and give them definitions.

Радел Problem solving:

Group work. Invent and describe a new (universal) nanodevice using the following words (scale, performance, nanotube, application, efficient, portable, ultradense, develop, deal with, operate, consist of). Try to explain its features, functions and operation principles. Characterize the device using one or several superlative adjectives.

Радел Speaking:

Using the information of the module as well as your own ideas, try to solve these problems:

1. Imagine that Nanotechnology is developing extremely quickly. Why is it possible? What will happen? In what way will this process influence the sphere of nanoelectronics?

2. Imagine that Nanotechnology features a precipitous decline? Why is it possible? What will happen? In what way will this process influence the sphere of nanoelectronics?

Таким образом, упражнения, направленные на развитие воображения и, несомненно, имеющие творческий характер, помимо обогащения знаний студента в рамках специальности, пополнения его впечатлений, стимулирования мыслительной деятельности будут с одной стороны демонстрировать на конкретных примерах пользу воображения, с другой – гармонично включаться в процесс формирования и развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяя студенту тренировать лексико-грамматические явления в совокупности, применять их систематически в продуктивной речевой деятельности, а также анализировать и синтезировать речевые структуры. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что упражнения на развитие воображения также позволяют разнообразить деятельность студентов, создают условия для развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса. Кроме того, будущие специалисты учатся решать творческие задачи на иностранном языке и, следовательно, реализуют возможность становления творческой личности, обладающей хорошо развитым воображением.

По нашему убеждению, целенаправленная деятельность по развитию способности к творчеству, формированию навыков, необходимых для того, чтобы в профессиональной коммуникации на иностранном языке, равно как и в других областях, современный специалист мог преуспеть и как исполнитель, и как созидатель, как того требует реальная жизнь, способствует воспитанию поколения профессионалов, способных преодолеть инертность форм и методов работы.

 

Литература

1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. и др. Психология науки. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 312 с.

2. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. и др. Введение в психологию. – пер. с англ. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с.

3. Бондарев М.Г. Использование технологии гипертекста при обучении иностранным языкам // Лемпертовские чтения IX: сборник статей по материалам международного научно-методического симпозиума. – Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2007. – С. 54-59.

4. Боно де Э. Научите себя думать. Самоучитель по развитию мышления. – М.: Попурри, 2005. – 416 с.

5. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания: (К критике кантовского учения о продуктивной способности воображения). – М.: «Высшая школа», 1966. – 150 с.

6. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.

7. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода. // Вопросы философии. – 1988. – № 11. – С. 3-30.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

9. Зденек, М. Развитие правого полушария. – Минск: Попурри, 2004. – 352 с.

10. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избр. статьи по философии и эстетике. – М.: Искусство, 1984. – 349 с.

11. Коллингвуд Р.Д. Принципы искусства (Теория воображения). – М.: Языки русской культуры, 1999. – 325 с.

12. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1986, – 464с.

13. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

14. Рибо Т. Творческое воображение. – СПб.: Тип. Ю.Н.Эрлих, 1901. – 318 с.

15. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. – 1989. – № 4. – С. 88-95.

16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. – В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990. – 528 с.

17. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. – М.: ИФ РАН, 1994. – 215 с.

18. Шулика, М. Анализ теоретических положений о творческом воображении [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.proza.ru/2007/06/07-71

 

Об авторе

Ляшук Алексей Викторович – кандидат психологических наук, преподаватель ОЧУ ГК «Проектная ПРАКТИКА», г. Москва

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бондарев Максим Германович – кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования.

Ляшук А. В. Бондарев М. Г. Воображение и его использование при обучении студентов технического вуза в рамках курса «иностранный язык для специальных целей» [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.