Кузьмина А.Б., Маякова А.В.

Кузьмина А.Б., Маякова А.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ

 


УДК 159.99

 

English verson:

 

 

Аннотация. В статье раскрывается проблема формирования толерантной культуры педагогов. Указаны объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс формирования толерантности личности. Приведены данные экспериментального исследования и намечена программа развития толерантной культуры педагогов, включающая когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.

 

Ключевые слова: толерантность, педагогическая толерантность, толерантная культура, педагогическое общение.

 

Ссылка для цитирования

В системе общечеловеческих ценностей толерантность является одной из фундаментальных категорий, обусловливающей гуманизацию отношения человека к миру, сознательное признание им прав и свобод другого вне зависимости от его отличительных характери­стик, готовность к диалогу и сотрудничеству в различных ситуациях взаимо­действия. Потребность общества в личности, уважительно относящейся к мнениям, взглядам, поведению других людей ставит перед современным об­разованием задачу глубокого изучения и обобщения психолого-педагогических и методических исследований по проблеме формирования толерантности педагогов.

Значимость реализации толерантности в современном образовании актуализировала появление целого ряда психолого-педагогических исследований, рассматривающих вопросы формирования отношения обучающихся к ней как к социальной ценности (Б.С. Гершунский, В.В. Глебкин, О.В. Гуткин, М.С. Мириманова, Л. И. Семина, П.В. Степанов и др.), развития межэтнической и этнокультурной толерантности школьников (Г. Г. Абдулкаримов, В.Н. Гуров, З.Ф. Мубинова, Н.П. Магомедова, В.А. Тишков, Ф.М. Филиппов и др.), формирования толерантного сознания школьников и студентов (A.A. Погодина, Г.В. Солдатова, О.Д. Шарова и др.), технологии воспитания толерантности (А.М.Байбаков, Л.В. Байбородова, В.А. Ковальчук, B.C. Кукушкин, Е.А. Стрельцова, Е.В. Швачко и др.), подготовки учителей и студентов педвузов к толерантно ориентированному взаимодействию с учащимися (Л.Л. Мончинская, Я.И. Ростовская и др.).

Анализ исследований показывает, что на процесс формирования толерантности личности влияет ряд объективных и субъективных факторов: осо­бенности окружающей действительности, индивидуально-психологические и возрастные характеристики личности, характер межличностных отношений и т.д. Одним из источников, условий и важнейших факторов развития толе­рантности подрастающего поколения является педагогическое общение, представляющее собой многоплановый творческий процесс субъект-субъ­ектного взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией и ценностями между участниками учебно-воспита­тельного процесса, оптимизация обучения и развития личности учащихся, создание наилучших условий для решения учебных, воспитательных и личностно-развивающих задач (Ю.П. Азаров, JI.C. Выготский, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, И.Б. Котова, A.A. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, A.B. Мудрик, P.C. Немов, A.A. Реан, И.И. Рыданова, E.H. Шиянов и др.).

Особую актуальность и интерес представляет изучение потенциальных возможностей педагогического общения и межличностного взаимодействия в формировании толерантности педагогов.

На наш взгляд, успешное профессиональное становление личности педагога в современном образовательном пространстве возможно только при наличии высокого уровня психологической культуры. Под психологической культурой мы понимаем сложное, целостное, структурное личностное образование, включающее в себя: когнитивный; аффективный; мотивационный; поведенческий (деятельностный); ценностно-смысловой; рефлексивно-перцептивный; творческий компоненты и характеризующееся психологической компетентностью и грамотностью, адекватным применением знаний, умений, навыков для решения психологических проблем по отношению к себе, к другим людям и к миру в целом.

Анализируя данное определение, можно предположить, что толерантность принизывает почти все компоненты и составляющие психологической культуры педагога.

Под толерантностью Мисифулин С.Р. понимает личностную характеристику, отражающую терпимое отношение к многообразию социокультурных способов самореализации в различных сферах, сохранение социальной и психологической адаптивности, способность разрешать деструктивные конфликтные ситуации через понимание и восприятие «внутренней» и «другой» точки зрения, стремление к саморазвитию и участию в развитии коммуникативной культуры».

Ряд исследователей вводит в научный оборот понятие «педагогическая толерантность», трактуя его как «необходимую для реализации личностно- ориентированного образовательного процесса профессиональную способность учителя устанавливать диалогические отношения с субъектами образования, которые существенно отличаются от него неизменными (этнические особенности, индивидные качества: пол, возраст, темперамент) и изменяющимися характеристиками личности (черты характера, социальная ситуация, когнитивное развитие, эмоциональное состояние, отношение к образовательному процессу, факторы учебных достижений), субъектного опыта и поведения» (B.C. Чернявская); «готовностью встать на позицию другого, способностью к сотрудничеству, нацеленном на позитивное развитие старшеклассника, конструктивной помощи и неприятию антигуманных поступков» (О.Г. Шаврина)

Как видим, по своим целевым функциям толерантность является условием, фактором гармоничного развития личности, составляет важнейшую характеристику образа жизни участников педагогического взаимодействия, предполагающую установление подлинно гуманных отношений между ними, выступает в качестве гуманистической основы воспитания в современном образовательном пространстве.

Актуальность нашего исследования, поставила перед нами задачу следующего характера: провести опытно-экспериментальную работу по исследованию сформированности толерантности педагогов. Исследование было организовано на базе МБОУ СОШ №4. г. Лермонтова, в котором приняло участие 30 педагогов.

На основе теоретического анализа изученной литературы мы определили критерии сформированности толерантности педагогов.

Исследователи считают, что основными компонентами и критериями толерантности являются:

1. Когнитивный критерий сформированности толерантности включает в себя объём знаний по сущности понятий «толерантность», «толерантные ценности», «толерантное поведение» (показатели: полнота, прочность и осознанность).

2. Эмоционально-чувственный критерий отражает проявление эмоций и чувств педагогов по отношению к другим людям (милосердие, чуткость, сострадание, отзывчивость, дружелюбность и т.д.), выражается в постижении эмоционального состояния других людей, в сопереживании им, в способности объективно оценивать себя и других (показатели: степень проявления, полнота, адекватность).

3. Коммуникативно-деятельностный критерий характеризует уровень овладения педагогами практическими умениями и навыками по применению знаний о толерантности; закрепленные навыки и привычки толерантного поведения, осознанные действия и поступки, основанные на конструктивных способах взаимодействия, равноправном общении, умении слушать другого, владеть собой; содействие педагогов сплочению коллектива; реализация толерантных ценностей в ситуации свободного выбора (показатели:частота проявлений, качество, целесообразность, инициативность, самостоятельность).

На основании разработанных критериев была проведена психолого-педагогическая диагностика толерантности педагогов с использованием следующих методик: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн); Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер).

Для получения более полной картины уровня сформированности толерантности педагогов на всех этапах исследования применялся метод наблюдения.

По итогам проведенной диагностики составлялся индивидуальный профиль сформированности толерантности педагогов, отражающий основные критерии сформированности исследуемого качества: когнитивный, эмоционально-чувственный и коммуникативно-деятельностный, а также подсчитывались обобщенные количественные и качественные переменные.

На основании полученных результатов все педагоги, участвовавшие в эксперименте, были распределены по уровням сформированности толерантности (рис. 1)

Рис.1 Результаты диагностики уровня сформированности толерантности педагогов

 

Высокий (выраженная толерантность) – 17,5% педагогов. Учителя этой группы открыты для общения, обладают самоконтролем, выдержкой, умеют правильно оценить свои действия и действия окружающих, умеют слушать собеседника, правильно выражать свои мысли. Они умеют правильно оценивать различные ситуации (в том числе, конфликтные), осознают причины собственного эмоционального состояния, проявляют непримиримость к интолерантным поступкам.

Этому уровню свойственны наличие устойчивого положительного опыта поведения, проявление активной толерантной позиции.

Средний уровень (ситуативно проявляющаяся толерантность) – 39,8% педагогов – доминирование толерантных проявлений в общении. Для педагогов этой группы толерантность носит избирательно-ситуативный характер: могут проявлять сочувствие, сопереживание, доброжелательность по отношению к окружающим (близким, коллегам), но эти проявления ситуативны, зависят от личных интересов и эмоционального состояния. Переживания, связанные с осознанием толерантных ценностных ориентаций, возникают редко, частично игнорируются, а проявление толерантного отношения к людям спонтанно, фрагментарно. Они стремятся к объективной оценке своих поступков и поведения окружающих, проявляют готовность к сотрудничеству, равноправному общению, доброжелательны, достаточно терпеливы.

Ниже среднего (ситуативно проявляющаяся интолерантность) – 28,1% педагогов – доминирование интолерантных проявлений в общении. В основном общение учителей данной группы проявляется в виде диалога без отрицательных эмоций, грубых выражений, но при некоторых изменениях (расхождение взглядов, резкое замечание или критика, соперничество в чем-либо) положительные эмоции сменяются отрицательными, диалог сменяется конфронтацией и агрессией. Они имеют обобщенные, недифференцированные представления о толерантности, их роли в жизни людей.

Низкий (выраженная интолерантностъ) – 14,6 % педагогов. Учителя этой группы проявляют враждебность, агрессивность по отношению к окружающим, не желают учитывать мнения, советы других людей, они отказываются идти на уступки, нетерпеливы, эмоционально неуравновешенны, в речи использует негативную лексику. В отношениях с коллегами часто проявляют агрессивность, эгоизм, не объясняя причин собственного поведения и настроения. Их эмоциональные переживания часто имеют негативную окраску и неадекватны по отношению к сложившейся ситуации, характерно отсутствие эмоционального отклика на события вообще и отсутствие чувств и переживаний, связанных с осознанием толерантных ценностных ориентаций, в частности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что педагоги чаще демонстрируют адаптивную модель поведения, основой которой является стандартизация внутреннего мира, отсутствие четко выраженной профессиональной позиции, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий и норм, авторитаризма, условностей и формально-инструктивных предписаний. В сознании накапливаются безличные формы поведения. Все это приводит к отсутствию непосредственности, преобладанию негативной оценки себя и окружающих, неуверенности. Альтернативной может служить модель профессионального и личностного развития педагогических работников, фактором которой является внутренняя толерантная среда личности, ее активность, потребность в самореализации, уверенность в себе, адекватная самооценка, эмоциональная гибкость.

На наш взгляд, в решении данной проблемы основывается на создании комплексной программы, направленной на развитие толерантной культуры, профессионального самосознания и формирование Я – концепции педагога.

Мы взяли на себя смелость в разработке подобной программы, которая включает в себя когнитивный, эмоционально-волевой (аффективный) и поведенческий компоненты.

Программа нацелена на решение следующих задач: развитие способности к самоанализу, самопознанию; формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога с собой; развитие умений в познании других; осуществление коррекции самооценки; формирование профессионально значимых качеств: эмпатии, рефлексии, принятия других, способствующих толерантному общению; развитие эмоциональной устойчивости и гибкости.

Когнитивный этап – этап осознания реалий личностного и профессионального становления, получение новой информации с последующим обсуждением: осознание системы толерантных понятий (обсуждение понятия «толерантность», определение собственных «границ толерантности» в жизни и профессиональной деятельности, выявление принципов, критериев и компонентов толерантности); осознание системы толерантного педагогического общения; осознание системы представлений педагога о самом себе (образ себя как профессионала) и осознание своих затруднений в общении; осознание выраженности собственных толерантных качеств.

Аффективный этап – эмоционально-волевой или регулятивный, осознание влияния собственного нежелательного поведения на окружающих и переоценка своих реакций. Ощущение собственной независимости и способности изменить свое поведение проявляется в: системе своих педагогических действий, средств и способов достижения целей, оценке результатов своей работы; системе межличностных отношений с учениками, эмоциональной оценке реализации функций педагогического общения в своей профессиональной деятельности; системе профессионально значимых качеств и в целом личности профессионала, оценке уровня личностной и профессиональной компетентности и соответствия собственному идеальному Я-образу.

Для данного этапа необходимо обратиться к методам активного социально- психологического обучения, включающего тренинги и деловые игры.

Поведенческий этап – апробация способов толерантного поведения в деятельности. Отношение к самому себе, удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью вызывают определенные реакции, которые составляют поведенческий компонент профессионального самосознания. Пластичность, гибкость поведения представляет собой способность отказываться от несоответствующих ситуаций и способов поведения, приемов мышления, средств деятельности, вырабатывать и применять

Новые творческие подходы к разрешению проблемных ситуаций на основе принципов толерантности и нравственности. Для отработки толерантного поведения проводятся деловые игры, которые подбирает психолог.

Резюмируя все выше сказанное, мы приходим к выводу, что в современной психолого-педагогической науке состояние исследования толерантной культуры педагога общеобразовательной школы отличается недостаточной степенью разработанности, теоретико-методологической систематизации и обобщения в связи с многогранностью, сложностью данного явления, внедрения практики развития толерантной культуры педагога. В тоже время сегодня осознается значимость не столько декларации и популяризации принципов толерантности в образовательной сфере, сколько их реализация в педагогической деятельности посредством развития толерантной культуры педагога, который будет способен транслировать ее ценности и способы проявления другим субъектам образовательного процесса.

Реальным путем решения данной проблемы является создание продуктивной системы совершенствования толерантной культуры педагога общеобразовательной школы на основе прогрессивных философских, социальных, психологических, педагогических идей, принципов и подходов. Усвоение педагогом всей полноты знаний о ценностно-смысловом содержании толерантной культуры, формирование умений, навыков и способов построения субъект-субъектного, терпимого и открытого взаимодействия с учащимися, коллегами, позволит педагогу реализовать высший уровень проявления толерантной культуры в педагогической деятельности в виде практического осуществления педагогом конкретных поступков, деяний, отношений гуманного, социально важного характера, максимально полной созидательной самореализации в профессии и жизнедеятельности.

 

 

Литература

1.Агапов О.Д. Толерантность как социальная форма: от претерпевания к труду жизни // Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижнекамск. – Казань: Познание, 2009. – С.12-17.

2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – 2001. – Вып. 1-2. – С. 8-18.

3. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

4. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. Научно- публицистический вестник – 2001. – №1. – С. 62-68.

5. Настольная книга практического психолога / сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: ACT: Хранитель; СПб.: Сова, 2008. – 671 с.

 

Об авторе

Кузьмина Анна Брониславовна – аспирантка кафедры переподготовки и повышения квалификации работников образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», преподаватель кафедры педагогики, психологии филиала ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Маякова Анна Владимировна – студентка 4 курса специальности «Преподавание в начальных классах. Психология» филиала ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Кузьмина А. Б., Маякова А. В. Формирование толерантной культуры педагогов.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.