Глебова Н.А., Смарышева В.А. (г. Санкт-Петербург)

Глебова Н.А., Смарышева В.А. (г. Санкт-Петербург)

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО КОУЧИНГА

 

УДК 159.923

English verson:

 

Аннотация. Статья посвящена динамики развития волевого потенциала в процессе психоаналитического коучинга. С прохождением индивидуальной программы коучинга, увеличиваются такие характеристики волевого потенциала, как настойчивость, целеустремленность, энергичность, решительность. Полученные результаты могут быть использованы как основа для создания программы психологической помощи в развитии волевого потенциала.

Ключевые слова: волевой потенциал, динамика, психоаналитический коучинг.

.

 

 

Об авторе

 

Ссылка для цитирования

 

 

Современные тенденции развития общества обуслщвливают значимость активной роли субъекта. Перед современным человеком все больше встает задача развития способностей с приставкой «само»: самоорганизации, саморегуляции, самообразования, самореализации, самоопределения, самодисциплины и так далее. Одной из важных способностей является самоорганизация личности – процесс регулирования собственного времени, и самодисциплина. Чтобы добиться успеха в большом деле, нужно знать его структуру, планировать, обладать решимостью и самодисциплиной, уверенно идти к цели, знать риски, брать ответственность за свои действия и их последствия. Чтобы стать самоорганизованным человеком, необходимо развивать в себе волевой потенциал.

Исследования показывают, что существенное и положительное влияние на производительность и достижение целей, а также на навыки, отношения и благополучие оказывает коучинг. Этот метод предоставляет бесценное пространство для личностного и профессионального развития.

Коучингкак практика появился сравнительно недавно. Он активно включается в жизнь современного человека. В последние годы коучинг становится самостоятельной профессиональной областью. Его популярность в течение прошедших 15-20 лет очень возросла.Он хорошо зарекомендовал себя как действительно ценный ресурс для бизнеса и частных лиц. Сейчас ключевым в понятии коучинга является раскрытие потенциала человека, сбалансированная фрустрация и поддержка, стимулирование на продуктивные действия и воодушевление его в достижении высоких целей в жизни и профессиональной деятельности.

Обращаясь к коучу, человек встает на путь перемен. Для того, чтобы в жизни человека произошли подлинные изменения, коучу недостаточно работать с сознательной частью психики, важно исследовать и учитывать бессознательные (эмоциональные и когнитивные) процессы, которые могут выступать как барьерами, так и ресурсами на пути к эффективности. Бессознательный материал в виде прошлого опыта, эмоциональных переживаний и защитных реакций, определяет стиль лидерства, манеру поведения и скорость принятия решений. Осознавая бессознательные эмоциональные процессы и раскрывая их смысл, люди лучше понимают мотивы своего поведения, приобретают уверенность в себе, высвобождают энергию и имеют возможность осознано выбирать. В связи с этим, становится возможным говорить об эффективности применения психоаналитического подхода в коучинге.

Работа коуча базируется на теориях психоанализа и исходит из того, что многие процессы, способствующие возникновению организационных сложностей, являются по своей природе бессознательными. Осознание этих процессов помогает повысить качество коучинга. В настоящее время сформировалось самостоятельное направление, которое называется «психоаналитический коучинг». Однако, пока этот термин является достаточно новым и мало изученным.

Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в изучении психоаналитического коучинга в контексте развития волевого потенциала и обусловлена необходимостью научно-обоснованного подхода к разрешению противоречия между современными требованиями к уровню развития способности к самоорганизации для достижения успеха и недостаточной изученностью психоаналитического коучинга как инновационного метода развития волевого потенциала.

Большинство современных концепций воли рассматривают волевой потенциал как процесс сознательного контроля действий. Структурными компонентами волевого потенциала, по мнению В.И. Селиванова, являются: познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантной волевой мотивации; способность к созданию эталона волевого поведения, обеспечивающего высокие социальные и нравственные оценки, и др. [3].

Термин «потенциал» используется для обозначения совокупности личностных возможностей человека для решения им профессиональных задач. В отечественной психологии личностный ракурс проблемы потенциалов человека – то, каким образом человек распоряжается своими ресурсами, представлен в работах Т.И. Артемьевой личностных способностях, в которых личность рассматривается не только как носитель, но и как субъект, ответственный за их формирование и применение [2]. С этих позиций можно выделить особый теоретический конструкт – личностный потенциал как совокупность психологических ресурсов личности, активизация которых в деятельности будет способствовать успешному овладению ею, и определять будущую или актуальную профессиональную компетентность специалиста [1].

Коучинг – это набирающий известность психологический метод, с помощью которого личность раскрывает свой внутренний потенциал для дальнейшего его использования в любой сфере жизнедеятельности. А коуч, в свою очередь, – это специалист, активно взаимодействующий как с отдельным человеком, так и группой людей, близкий по содержанию работы к менеджеру по развитию персонала, помогающий достигнуть определенного конечного результата [5].

Актуальность заключается в необходимости освоения и использования психоаналитического коучинга для повышения уровня волевого потенциала, который в свою очередь является движущей силой самоорганизации личности и способствует достижению успеха в современном мире.

Гипотеза: существует предположение, что психоаналитический коучинг будет способствовать развитию волевого потенциала.

Объектисследования: мужчины и женщины, проходящие программу психоаналитического коучинга.

Предметисследования: динамика волевого потенциала посредством психоаналитического коучинга.

В связи с этим цель исследования – актуализация и обоснование внедрения психоаналитического коучинга как инновационного метода в процессе развития волевого потенциала субъекта.

Этапы эмпирического исследования:

  1. Подготовительный этап. Подбор и составление методик диагностики волевого потенциала. Разработка программы психоаналитического коучинга.
  2. Констатирующий этап. Диагностика начальных показателей уровня развития волевого потенциала у клиентов индивидуального коучинга.
  3. Апробационный этап. Апробация программы психоаналитического коучинга, с целью развития волевого потенциала клиентов индивидуального коучинга; обоснование условий ее эффективной реализации.
  4. Контролирующий этап. Диагностика конечных показателей уровня развития волевого потенциала.
  5. Заключительный этап. Сравнительный анализ полученных данных, выводы о динамики развития волевого потенциала и эффективности программы психоаналитического коучинга.

Методики эмпирического исследования:

-        «Диагностика волевого потенциала личности» (Методика Н.Н. Обозова).

-        «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман)

-        Лист самооценки развития волевых качеств.

Диагностика волевого потенциала личности осуществлялась с применением теста-опросника, состоящего из Методики Н.Н. Обозова «Диагностика волевого потенциала личности», «Исследовании волевой саморегуляции» А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана [4], листа самооценки развития волевых качеств.

Обработка данных проводилась с помощью Microsoft Excel и программы статистической обработки «IBM SPSS Statistics» для персональных компьютеров.

Исследование проводилось с февраля по май 2019 года на группе, состоящей из двадцати пяти человек. В исследовании приняли участие 20 женщин и 5 мужчин, разного возраста от 28 до 54 лет. Тестирование на констатирующем и контролирующем этапах было организовано онлайн с помощью Google формы.

Апробация разработанной программы психоаналитического коучинга проводилась как в онлайн, так и в офлайн режимах.

Сравнительный анализ двух зависимых выборок, проведенный с помощью непараметрического критерия Вилкоксона подтвердил гипотезу о том, что конечный уровень волевого потенциала больше, чем начальный. Следовательно, в процессе психоаналитического коучинга уровень волевого потенциала повысился.

Наблюдается значимое изменение волевой саморегуляции в целом и таких волевых качеств как настойчивость и самообладание. Асимптотическая значимость меньше, чем 0,05, что демонстрирует достаточно выраженные изменения. Гипотеза подтверждена данные конечные больше данных начальных. Причем, изменение уровня настойчивости более выражено, чем изменение уровня самообладания. Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностики по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», подтвердили выдвинутую ранее гипотезу, что в процессе психоаналитического коучинга уровень волевого потенциала повышается.

Для проверки вышеизложенных методик нами был разработан лист самооценки волевых качеств. Общая динамика развития волевых качеств положительная. Чемпионы отмечали, что в процессе коучинга они стали более целеустремленными и энергичными, повысилась решительность и настойчивость. Эти сведения самонаблюдения дополняю результаты, полученные в хоте исследования.

В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Существует положительная динамика волевого потенциала в процессе психоаналитического коучинга.
  2. Средний показатель уровня волевого потенциала, измеренного по методике Н.Н. Обозова, возрос. Если на начальном этапе он был равен 22 баллам, что соответствует нижней границе высокого уровня, то его конечный показатель вырос на 18% и составил 26 баллов.
  3. Данные математической статистики подтверждают наличие значимого положительного изменения начальных и конечных показателей во всех методиках по всем критериям.
  4. Сами испытуемые заметили произошедшие изменения. Многие отмечали, что стали в ходе психоаналитического коучинга стали более настойчивыми, целеустремленными, энергичными и решительными.
  5. Значительно возросли показатели по шкале настойчивости. Эти данные, полученные по методике «Исследование волевой саморегуляции» были подтверждены анализом листа оценки развития волевых качеств и методами математической статистики.
  6. Подтвердилось выдвинутое ранее предположение о том, что программа психоаналитического коучинга будет способствовать развитию волевого потенциала субъекта.
  7. Разработанная и апробированная программа может быть использована с целью развития волевого потенциала субъекта.

Литература

 

  1. Гоноболин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.
  2. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб: Питер, 2009. – 368 с.
  3. СеливановВ.И. Психология волевой активности. – Рязань: Изд-во ГПИ, 1974. – 149 с.
  4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 362 с.
  5. Parsloe E. Coaching, Mentoring and Assessing Text. – L.: Kogan Page, 1992. – 178 p.

 

Об авторе 

Глебова Наталья Анатольевна – студентка 5 курса ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» г. Санкт-Петербург

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Смарышева Виктория Алексеевна – кандидат психологических наук, проректор по учебной работе по учебной работе ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» г. Санкт-Петербург

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   

Ссылка для цитирования

 

Глебова Н.А., Смарышева В.А. Динамика развития волевого потенциала в процессе психоаналитического коучинга. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.