Соловьева О.В., Раинская В.М. (г. Ставрополь)

Соловьева О.В., Раинская В.М. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

УДК 159.923

English verson:

 

Аннотация.  В статье представлена проблема психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивной дошкольной образовательной оргизаии. Коротко раскрыты особенности речевого развития детей с общим недоразвитие речи и показаны цели, задачи и процесс организации работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОНР в инклюзивной дошкольной организации.

Ключевые слова:  дети дошкольного возраста,общее недоразвитие речи психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивная дошкольная образовательная организация

.

 

 

Об авторе

 

Ссылка для цитирования

 

 

В современном мире инклюзивное образование является перспективной формой обучения всех детей, так как в инклюзивном образовательном процессе предполагается адекватная организация учебной деятельности, удовлетворяющая образовательные потребности каждого ребенка. При этом происходит существенное расширение возможностей социализации детей в условиях дошкольного образования, способов их коммуникации с обществом, а также осуществляется формирование необходимых предпосылок для включения каждого ребенка в социум.

Под инклюзивным образованием понимают целенаправленное развитие общего образования, подразумевающее доступность для всех в плане удовлетворения различных нужд всех детей (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина).

В условиях инклюзивного образования дети с общим недоразвитием речи имеют возможность получить специализированную логопедическую, психолого-педагогическую помощь, способствующую и речевому и личностному развитию.

Речевое развитие рассматривается как одно из средств формирования личности ребенка. Поэтому сопровождение детей с ОНР в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации играет очень важную роль в коррекционной работе, осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ.

Специфика логопедической работы с детьми дошкольного возраста заключается в том, что работа ведется над речевой системой в целом при максимальном использовании сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный), используется дифференцированный подход. Логопед для ребенка с речевыми нарушениями не только открывает ему неограниченные возможности общения, но и способствует профилактике появления и проявлений различных комплексов, которые могут возникать из-за недостатков собственной речи. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения и преодолевая речевые нарушения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым, становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

В арсенале логопеда должны быть современные, инновационные способы, приемы работы, способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал, тем самым повысить результаты логопедической работы. Это обусловливает актуальность определения психолого-педагогического сопровождения, которое поможет повысить эффективность коррекционной логопедической, психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста и вызывает необходимость их внедрения в практику оказания логопедической помощи детям.

Проблема психолого-педагогического сопровождения нашла отражение в исследованиях Ю.В. Слюсарева, Е.И. Казаковой, Л.М. Шипициной, М.Р. Битяновой, Г.И. Бардиер, А.С. Волосникова, А.А. Деркач, Л.Е. Митиной и др.

Проблема организации психолого-педагогического сопровождения одной из наиболее распространенных категорий – детей с нарушениями речи является предметом исследования не многих педагогов и психологов (Е.С. Алмазова, Л.C. Волкова, Т.В. Волосовец, O.E. Грибова, Л.Г. Соловьёва, М.Е. Хватцев, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Проблема развития речи и оказания логопедической помощи раскрыта в трудах В.М. Акименко, Н.А. Бадертдинова, Т.П. Бессонова, В.С. Бунина, Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, М.А. Поваляева, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Д.Н. Узнадзе, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А. В. Ястребова

Концептуальные основы инклюзивного образования и технологии инклюзивного обучения раскрыты в трудах таких ученых как С.В. Алехина, Л.С. Выготский, Д.В. Зайцев, И.В. Карпенкова, С.И. Кудинов, Е.Н. Кутепова, И.Ю. Левченко, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Малофеев, А.А. Наумов.

Несмотря на широту и разнообразие исследований, остается не достаточно разработанной технология психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации. Также не определены условия эффективной реализации данной технологии.

В связи с вышеуказанным, возникает необходимость изучения специфики психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации.

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил выявить, что впервые теоретическое обоснование нарушения речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии и детей дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Канге, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50-60-х годах ХХ в. отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

По итогам исследований, осуществленных Р.Е. Левиной, нарушение речи впервые было отнесено к понятию общего недоразвития речи. Под общим недоразвитием речи у детей понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы [1].

При глубоких степенях общего недоразвития речи (первый и второй уровень) дети оказываются не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети с менее глубоким недоразвитием речи (третий уровень), как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

Несмотря на различную природу дефектов у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает [1; 2].

У детей с ОНР отмечается низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Недостатки в звукопроизношении сказываются отрицательно не только на развитии речи, но и накладывают негативный отпечаток на характер ребёнка. Если нарушение сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет общаться и говорить. Если вовремя не исправить речевой недостаток, он может перерасти в стойкий и трудно поддающийся исправлению дефект, и у ребенка на этапе школьного обучения могут проявиться специфические ошибки чтения и письма – дислексия и дисграфия (Р.Е. Левина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев). С возрастом эти нарушения могут исчезнуть или приобрести стойкий выраженный характер. Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешному обучению [2].

В этой связи важно вовремя начать коррекционно-развивающую работу, которая поможет нивелировать часть проблем, связанных с недоразвитием речи ребенка. Такую работу необходимо реализовывать посредством психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР. Это деятельность специалистов (логопеда, педагога, психолога, воспитателей и родителей), направленная на создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующей успешной адаптации и личностному росту детей в социуме [1; 2].

Под психолого-педагогическим сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная деятельность психолога и педагога, куда включены пять взаимосвязанных компонентов:

-                   Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с ОНР в динамике его психического развития;

-                   Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;

-                   Систематическая психологическая помощь детям с ОНР в виде консультирования, психологической поддержки;

-                   Систематическая психологическая помощь родителям детей с ОНР;

-                   Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом его психических и физических возможностей [5].

При организации сопровождения необходимо определить индивидуальный образовательный маршрут и создать программу по развитию познавательных процессов дошкольников с ОНР. При составлении индивидуальной программы следует опираться на индивидуальные возможности ребенка, на связь с общеобразовательными предметами и усвоенным материалом в дошкольном учреждении. Программа должна носить развивающий характер и должна быть направлена на развитие речи и облегчение овладением материала по общеобразовательным предметам, усвоенного в образовательном учреждении, и материала опережающего характера [3].

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОНР должно осуществляться до его устойчивой адаптации в нормальной среде. В своей работе специалисты стремятся учитывать причины возникновения нарушений речи с целью подбора средств и разработки коррекционно-развивающих программ. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР в дошкольном образовательном учреждении предполагает интеграцию педагогов различной направленности: воспитателя, психолога, учителя-логопеда, социального педагога, музыкального руководителя.

В условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации психолого-педагогическое сопровождение может обеспечить действенную помощь детям, с целью предупреждения возникновения проблем в развитии ребенка; гарантировать ему право на качественное образование с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации ребенку с ОНР является обеспечение нормального развития, помощь (содействие) в решении актуальных задач развития речи, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями [2].

При организации психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивной образовательной организации детей дошкольного возраста с ОНР необходимо учитывать следующие факторы:

- необходимости максимально тщательных усилий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием (которые ведут к нарушениям речи), от проблем педагогической запущенности;

- дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;

- четкого взаимодействия всех специалистов инклюзивной дошкольной образовательной организации на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций специалистов;

- необходимости сочетания образовательной и коррекционной-логопедической деятельности;

- включение родителей в деятельность учреждения как участников процесса [2].

Независимо от организационной формы, основные направления организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционно-логопедического процесса в учреждениях образования следующие:

- разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его актуальных возможностей;

- разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;

- гигиеническое нормирование нагрузок;

- обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком с ОНР;

- организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) [3].

Специфика сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития ребенка. Работая в идеологии «команды», каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

В заключение подчеркнем, что при организации психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации необходимо учитывать особенности психосоциального развития детей дошкольного возраста с ОНР. В большей степени на первый план выходит нарушения общения (взаимосвязь речи и когнитивной деятельности), которые проявляются в незрелости потребностной и мотивационной сферы.

 

Литература

  1. Боровцова Л.А., Иванова Н.Н. Психологическая структура речевых нарушений при общем недоразвитии речи в дошкольном возрасте. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №12(128). – С. 292-301
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург. – 2004. – 320 с.
  3. Захарова Т.В., Моисеева А.А., Сошникова О.В. Проблема организации комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. //Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-2. – С. 87-93.
  4. Рогова А. А., Салаватулина Л. Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 561–565. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86123.htm.
  5. Щербак С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзии. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 349 с.

Об авторе 

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Раинская Виктория Михайловна – магистрант направления подготовки 44.04.03 – специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

e-mailЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   

Ссылка для цитирования 

Соловьева О.В., Раинская В.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.