Крючкова И.В. (г. Ставрополь)

Крючкова И.В. (г. Ставрополь)

СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ ШКОЛЫ

 

УДК 159.922

English verson:

 

Аннотация. В статье описаны цели и задачи школьной психологической службы по реализации психологического сопровождения личностного сопровождения учащихся. Раскрыто содержание направлений деятельности психолога образовательной организации.

Ключевые слова: личностное развитие, учащиеся общеобразовательной школы, психологическое сопровождение, школьная психологическая служба

 

 

Об авторе

 

Ссылка для цитирования

 

 

Проблема личностного развития учащихся относится к одной из актуальных проблем педагогической психологии. Ее решение отражено во многих научных исследованиях. Большое разнообразие подходов и концепций связанны с изучением субъектных качеств личности на разных этапах онтогенез (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, А.И. Донцов, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, B.П. Зинченко, Е.А. Климов, Л.М. Митина, В.С. Мухина, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.).

Важность развития субъектных качеств и субъектной позиции личности учащихся образовательных организаций обусловлена тем, что субъект выступает основным носителем активности. В учебной деятельности, являющейся ведущим видом деятельности для учащихся, активность проявляется в отношении не только к учебным занятиям, но и к другим видам деятельности, связанным с общением и взаимодействием с другими людьми в школьном коллективе и за его пределами.

Субъектные качества личности проявляются в инициативности, ответственности, творческом подходе к деятельности. Это ценные качества, которые необходимы для успешного социального функционирования личности. Важно подчеркнуть, что развитие субъектных качеств человека способствует формированию личности, способной к саморегуляции, самоуправлению и самореализации.

В этой связи сопровождение личностного развития учащихся общеобразовательных школ является важной и приоритетной задачей, стоящей перед психологической службой школы.

Понимание школьной психологической службы начинается с работы психолога, где он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, осуществляет необходимые профессиональные действия, сам несет ответственность за результаты своей работы. Суть деятельности психологической службы образовательной организации – в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения [4].

Деятельность психолога во многом задается социальной, семейной и педагогической системой, в которой находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной среды.

Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Предметомшкольной психологической практики – социально-психологические условия успешного обучения и развития обучающегося [1].

Методом и идеологией работы школьного психолога является наблюдение за развитием ребенка и сопровождения его на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Целью сопровождения является создание социально-педагогической среды и условий для максимального личностного развития и воспитания ребенка.

Психологическое сопровождение личности учащегося в школе преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через психолога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия [4].

В качестве важнейшего принципа школьной психологической службы высыпает ценность внутреннего мира каждого школьника, восприятия его действительного, которая отражает его приоритеты, потребности, цели и ставит перед ребенком личностно значимые жизненные выборы. Тем самым создаются условия для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой.

Психолог помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общения с конкретными учениками, коллективов, группой учеников. Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:

-  осуществлять совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития личности ребенка;

определять психологические критерии эффективного обучения и личностного развития школьников;

- разрабатывать и внедрять определенные мероприятия, формы и методы работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;

-создавать комфортные условия для постоянной работы, дающей максимальный результат [2].

По этим параметрам нужно оценивать эффективность деятельности школьного психолога.

Психологическое сопровождение в школьной психологической службе реализуется через следующие направления деятельности:

-          Психологическое просвещение – приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.

-          Психологическая профилактика – работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся.

-          Психологическая диагностика – проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.

-          Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.

-          Психологическая коррекция – устранение отклонений в личностном развитии учащихся [2].

Как правило, работа школьного психолога начинается с психологической диагностики. В рамках психодиагностики важно выявить не только существующий уровень развития ученика, но и определить факторы, воздействующие на психику детей. Для этого психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка. Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития познавательных процессов (внимания, мышления, памяти и др.), эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные в ходе психологической диагностики данные позволяют психологу строить дальнейшую психокоррекционную и психоразвивающую работу. А именно, выделить учащихся так называемой «группы риска», нуждающихся в коррекционных занятиях, подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Задачи профилактической, развивающей и коррекционной деятельности психолога определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития школьника возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности.

При реализации этих направлений деятельности, школьный психолог основывается на психодиагностическом материале, использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая.

Развитию субъектных качеств личности способствуют тренинги по развитию уверенности в себе, саморегуляции, личностного роста, коммуникативных навыков. На этих занятиях у учащихся появляется возможность лучше узнать себя, свои способности и потенциал развития. На групповых занятиях отрабатываются коммуникативные приемы и способы эффективного взаимодействия, что также представляет большую значимость для личностного развития учащихся. В этом плане следует подчеркнуть, что психолог, осуществляющий психокоррекционную и психоразвивающую деятельность сам должен обладать высоким уровнем развития субъектных качеств и коммуникативных способностей [3].

Принципиально важным и ответственным направлением деятельности школьного психолога является психологическое просвещение. Это обусловлено низким уровнем психологической культурыи явным дефицитом серьезных психологических знаний в нашем обществе.

Просвещение – это система воспитательно-образовательных мероприятий по передаче, распространению знаний и культуры. Психологическое просвещение это деятельность специалиста-психолога, направленная на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Задачами, которые решает психолог в рамках психологического просвещения являются знакомство учителей и родителей:

-        с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

-        с возрастными особенностями каждого возраста, для которого есть своя специфика, свои задачи, свои новообразования и др.;

-        с критическими периодами развития и взаимодействием в период кризисов;

-  с индивидуальными, личностными особенностями детей: с умением учитывать разность характеров, темпераментов, представлений, убеждений, целей и ценностей и др. в процессе взаимодействия;

-        с трудностями развития (акцентуации характера, конфликтность, аутичность);

-        с психологической литературой, содержащейновые и актуальные психологические исследования и практические технологии.

Также психологическое просвещение в школьной образовательной организациизаключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Психологическое консультирование в аспекте школьной психологической службы имеет свою специфику. Она заключается в том, что психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где существуют и развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей. Он видит каждого ребенка и взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

Обычно психолог консультирует родителей и учителей по конкретному запросу. Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Лучше, когда инициатива исходит от самих учителей, родителей или учащихся. Как правило, в группу консультируемых попадают лишь старшеклассники, которые уже самостоятельно могут осознать необходимость в консультативной помощи специалиста.

Центральный момент консультации – установление доверительных взаимоотношений между психологом и обратившимся за консультацией – учителем, родителем или учащимся. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении. При этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником. Важно в процессе консультирования обратить внимание на сильные стороны растущей личности, ее потенциал развития.

Все перечисленные выше направления деятельности школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.

Литература

  1. Кобзарева И.И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения // Наука. Инновации. Технологии. – 2010. – № 4. – С. 95-
  2. Соловьева О.В., Шатохин А.А. Психологическая служба образования. Учебное пособие. – Невинномысск, НИЭУП, 2006. – 255 с.
  3. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В.Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 3 (10). – С. 201-204.
  4. Ядрихинский А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – №6. – С. 224-229.

 

Об авторе

 

Крючкова Ирина Валериановна – кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Института дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   

Ссылка для цитирования

 

Крючкова И.В. Система сопровождения личностного развития учащихся психологической службой школы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.