Смыслов Д.А. (г. Москва)

Смыслов Д.А. (г. Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА: НОРМОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

УДК 159.922

English verson:

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы соотнесения в современной психологии понятий психологическая и социальная норма и патология, вопросы адаптации личности к социуму, понятия развитой и творческой личности. 

Ключевые слова: норма; психологическая норма; рисунок личности; социальная норма; патология; акцентуация; психотип; типологии личности; невротическая личность; генитальный характер; эмоциональная чума; самоактуализация; интеллигенция; интеллигентность.

 

Об авторе

 

Ссылка для цитирования

 

 

С латинского «norma» переводится как «наугольник» или «правило». Норма – это то, что не нарушает работоспособности и функционирования организма. Норма предполагает дихотомическое деление на «норма» и «патология». Соответственно, патология означает болезнь. Последняя характеризуется снижением адаптивности и подразумевает возможные исходы – выздоровление, частичное выздоровление, инвалидизацию и летальный исход.

Понятие «норма» подразумевает под собой здоровье (структурную и физическую сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальную приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия).

Если рассматривать понятие нормы в разных аспектах жизни человека, можно выделить:

- Индивидуальную норму (типичное для конкретного человека состояние, которое соответствует его целям, ценностям, возможностям). Важно то, что подобная норма для каждого человека – своя, и её можно уподобить субъективной истине. Так, С. Кьеркегор писал, что субъективная истина – это отношение к тому, что осознаётся и к тому, во что человек верит. При условии, что он внутренне искренен к себе, он живёт в субъективной истине. То есть, такая истина – это отношение человека к самому себе. Пожалуй, проблема здесь только в одном – субъективная истина может не совпадать с общепринятой социальной нормой, и в ряде случаев быть аморальной или незаконной. Но для самого индивида такая истина и является субъективной нормой.

- Социальную норму. Такая норма контролирует поведение человека и заставляет его соответствовать некоторым желаемым образцам и требованиям. При этом, при условии несовпадения поведения с социальными нормами социум регулирует поведение своих индивидов (традиции, устои, законодательство).

Таким образом, индивидуальная норма может предполагать наличие некоторых, типичных для индивида, моделей поведения, а возможно, и девиаций. И, при условии индивидуально сложившейся жизненной ситуации, для него она будет нормальна (типична), а для социума – нет. Но это, прежде всего, касается девиаций и делинквенций.

Если дело касается отклонений в психике, принято использовать термин «расстройство». Расстройство – это отсутствие или нарушение ранее существовавшего обычного состояния для человека. Возникновению расстройства могут способствовать комплекс факторов – биологических и экологических (качество воздуха, воды, загрязнённость атмосферы, особенности пищевого рациона – преобладание естественной или искусственно созданной пищи в рационе), социальных (специфика политической, экономической и социальной особенностей, присущих для данного общества), наконец – психологических факторов.

Определение психического расстройства опирается на три базовых критерия:

1) отдельные типы реакций, превышающие статистически выявленную частоту их возникновения у большинства людей в определенной ситуации в некоторый промежуток времени;

2) состояния, мешающие человеку адекватно реализовывать поставленные им перед собой цели и поэтому наносящие ему ущерб (так называемые «дисфункциональные состояния»);

3) типы поведения, от которых страдает и получает физический ущерб сам индивид или приносящие страдание и физический ущерб окружающим его людям.

ВОЗ предложила такое понятие психического здоровья: такое состояние человека, при котором:

1) сохранены структурные и функциональные характеристики организма;

2) имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;

3) сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Эти определения более относятся к критерию функционирования организма и характеру функционирования человека в социуме.

Как же описывает ВОЗ здорового человека, то есть, того, на которого мы должны равняться:

1.

Осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я» (это касается отношения индивида к прошлому, настоящему и будущему, а не к одному из них или отрицанию какого-то времени своей жизни – прошлого или настоящего).

2.

Чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях (предсказуемость переживаний в типичных ситуациях).

3.

Критичность к себе и к результатам своей деятельности (то есть, наличие некоторого комплекса, недовольства собой или тем, чем он занимается. Здесь предельно важно, что подобное недовольство даёт толчок к самосовершенствованию, человек тем и интересен, что он всё жизнь находится в процессе движения – физиологическом, физическом, социальном (социализация от начала жизни до её последней минуты) и индивидуальном).

4.

Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий. Это прежде всего адекватность реакций.

5.

Способность управления своим поведением в соответствии с общими нормами. Мораль, ценности, традиции общества. Но здесь сразу стоит вспомнить про тех, кто стоял у истоков новых направлений в религии, искусстве, науке. Часто они именно ниспровергали, отрицали или не принимали общепринятые нормы. Отсюда важно заметить, что эти нормы постепенно меняются. Но важно, что именно постепенно. В то же время, они традиционно не касаются полного нарушения социальных норм. Последнее уже подразумевает больше болезнь или отклонение, нежели чем что-то конструктивное. (Впрочем, от таких «революционеров» общество традиционно ожидает разных девиаций. Так, З. Фрейду обыватель традиционно приписывает чрезмерную сексуальную активность. Им вторит и А. Аверченко, который писал, что «у каждого великого человека обязательно были какие-либо странности»).

6.

Способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы. То есть, способность к целеполаганию и достижению поставленных результатов. Умение в настоящее время встречающееся у людей не часто.

7.

Способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций (адаптация в новым условиям существования и жизни).

 

Подытоживая, нормальный, здоровый человек в соответствии с воззрениями ВОЗ – это:

  1. Человек, живущий в мыслях, воспоминаниях прошлого, действующий в настоящем и строящий планы и ставящий цели на будущее.
  2. Предсказуемый как личность.
  3. Склонный к самокритичности и саморазвитию.
  4. Адекватно реагирующий на разные стороны жизни.
  5. Принимающий общепринятые нормы поведения, отношений, ношения одежды, или, в крайнем случае, способный их правильно переводить на язык своего понимания.
  6. Способный ставить и достигать поставленных целей в жизни, представляющий желаемый результат.
  7. Адаптирующийся к социальным и природным изменениям.
  8. Детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;
  9. Соответствующая возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);
  10. Максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;
  11. Гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
  12. Адекватность реакции человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватная идентификация образов впечатлений с образами однотипных представлений памяти;
  13. Соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;
  14. Чувство положения в среде себе подобных, гармония взаимоотношений с ними;
  15. Умение уживаться с другими людьми и с самим собой;
  16. Критический подход к обстоятельствам жизни;
  17. Способность к самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов;
  18. Адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
  19. Чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  20. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
  21. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  22. Самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов;
  23. Способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
  24. Социально и биологически полноценный тип
  25. Социально полноценный тип при биологической недостаточности
  26. Биологически полноценный тип при социальной недостаточности
  27. Социально и биологически неполноценный тип.
  28. Принадлежность к определённому региону проживания.
  29. Принадлежность к национальным традициям (понятие нормы в разных культурах может довольно серьёзно отличаться).
  30. Принадлежность к определённой религии (в каждой религии наличествуют свои нормы и ценности).
  31. Принадлежность к определённой временной эпохе (здесь понятие нормы постепенно меняется, хотя отчётливее это заметно уже через относительные временные промежутки).
  32. Принадлежность к роду и семье с имеющимися в них традициями и нормами.
  33. Норма (рисунок личности – нормальное поведение, когда индивид контролирует своё поведение и подстраивает, адаптирует его в соответствии с изменяющимися условиями). Здесь индивид менее предсказуем для личностных типологий, так как они имеют у него гармоничное проявление.
  34. Акцентуация (обострённая норма поведения).
  35. Психопатия (отклонение в поведении, когда мы уже можем говорить, что индивид становится предсказуем с позиций своей акцентуации – она им управляет). Это тот самый случай. Когда классификация акцентуаций достаточно точно помогает предсказать поведение индивида.
  36. Патология (психическое заболевание).
  37. Психологический и физический панцирь, рано или поздно приобретаемый всяким человеком.
  38. Проблемы, связанные с социальным подавлением в индивиде сексуальных и иных здоровых биологических импульсов. Подобное подавление есть главный источник всех неврозов и что оно проявляется в течение трех основных периодов жизни человека: в раннем детстве, в период созревания и в зрелом возрасте.

ВОЗ дала такое определение здоровью: «здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».

В целом, с позиции функциональности медицины здесь вполне подробно объясняется такой, здоровый человек. И обосновывается это, прежде всего, с позиции дихотомии «норма» – «патология», с чем, собственно, медицина и работает.

Вот как объясняет Г.К. Ушаков критерии нормы [17]:

В.Н. Мясищев выделял четыре типа в плане соотношения биологического и социального здоровья:

Сложней с определением психологической нормы и психологического здоровья.

Понятие социальной нормы традиционно весьма плавающее и зависит от следующих особенностей:

Кроме того, общество никогда не было и не будет полностью здоровым (если только в утопических конструктах, часто носящих политический оттенок). Понятие социальной нормы и социального здоровья довольно существенно меняется в зависимости от идеологии. При внимательном рассмотрении любого временного периода, опираясь на исторические материалы и литературные источники людей изучаемого нами исторического периода, мы сталкиваемся с тем фактом, что в обществе обязательно присутствуют люди, которых мы могли бы назвать адекватными и те, кто не полностью вписывается в определение социализированного и социально полезного члена общества (что обычно подразумевается под социальной нормой).

А прочитав серию лекций, посвящённых психологическому анализу биографий деятелей нашей культуры, я пришёл к весьма неутешительному выводу – не только абсолютной нормы (неведомый идеал), но и просто нормы в подавляющем большинстве биографий не было в чистом виде. И это как раз то, что позволяло им развиваться, идти вперёд, творить, созидать, но посредством некоторых поведенческих «выбросов».

Часто психодиагностов критикуют за то, что они не оставляют для испытуемых выбора, свободы поведения. Получается, что посредством типологий диагносты «классифицируют» испытуемого подобно врачу, который ставит диагноз, и, в соответствии с ним ориентируется, как проводить лечение пациента. Но ответить на эту критику можно довольно просто: определение и классификация поведения испытуемого зависит, прежде всего, от степени выраженности моделей поведения (акцентуаций или психопатий). Так, до определённого периода индивид управляет собственной акцентуацией, а после него – постепенно уже акцентуация вступает в свои права и начинает управлять поведением индивида, делая его более предсказуемым, так как он начинает действовать в соответствии со схемой, описанной первоначально Э. Креппелином и П.Б. Ганнушкиным, а затем уже С. Хатвей и Д. Макккинли, К. Леонгардом, А.Е. Личко и т.д. Классификаций таких можно назвать несколько, причём, каждая из них родственна своим первосоздателям, а отличаются эти классификации в зависимости от направленности самой методики. Так, В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский предложили такое сопоставление родственных шкал MMPI, опросника Леогарда (Шмишека) и опросника ПДО А.Е. Личко [8].

Определяя границы нормы и патологии, можно выделить следующие градации степени проявления определённого поведения:

1. Норма (рисунок личности – нормальное поведение, когда индивид контролирует своё поведение и подстраивает, адаптирует его в соответствии с изменяющимися условиями). Здесь индивид менее предсказуем для личностных типологий, так как они имеют у него гармоничное проявление.

2.  Акцентуация (обострённая норма поведения).

3. Психопатия (отклонение в поведении, когда мы уже можем говорить, что индивид становится предсказуем с позиций своей акцентуации – она им управляет). Это тот самый случай. Когда классификация акцентуаций достаточно точно помогает предсказать поведение индивида.

4. Патология (психическое заболевание).

 

С позиций отклонения в поведении человека можно выделить два подхода:

1. Нозоцентрический (психиатрический). В данном случае, в поведении индивида, прежде всего, пытаются найти тенденции к отклонению, обнаружить симптомы психических заболеваний. Такой подход типичен для психиатров.

2. Нормоцентрический. Такой подход предполагает оценку поведения и деятельности человека с позиции соответствия его норме (социальной, этнокультурной, психологической, исторической, гендерной, профессиональной и т.д.). Данный подход ближе к психологическому взгляду на проблему. Его отличие от первого заключается в том, что он не просто классифицирует поведение и состояние индивида, но и предполагает возможности для его коррекции и исправления.

Именно таким является подход Л. Сонди, согласно которому каждое побуждение индивида изначально амбивалентно, следовательно, имеет минимум две возможности своей реализации. То есть, у каждого человека есть два полюса реализации своих способностей – в сторону социально одобряемого поведения и в сторону социально опасного поведения или нозологии. Здесь Сонди повторяет тему двойственности человеческой психики и оказывается рядом с идеями Ч. Ломброзо, писавшем о гениальности и помешательстве.

Суть предложенной им «судьботерапии» состоит в освобождении человека от навязанной ему формы судьбы и предоставлении свободы выбрать свою судьбу, как минимум, из двух возможностей – здоровья или нозологии.

Так, в одном из интервью на Первом канале я отнёс фотографию молодого Л.Н. Толстого к «зоне риска». На фотографии сильно выражены надбровные дуги, взгляд исподлобья, зона висков сильно выражена, уши оттопырены. Перед нами неуживчивый, вспыльчивый молодой человек, движимый гуманистическими побуждениями (широкий лоб), но специфика взгляда говорит о внутренней агрессивности. Такой человек мог ради собственных, иллюзорных идей, пойти на многое, вплоть до того, чтобы стать бомбистом. Действительно, фотография молодого Л.Н. Толстого не слишком благоприятна. Но мы знаем о «бурной» жизни будущего классика в юности. Кроме того – нижняя часть лица у него довольно незащищена, слаба, откуда автор, не зная изображённого на фото, сделал вывод о том, что этот человек должен носить в будущем длинную бороду для компенсации несколько слабой нижней части лица [13].

Черты лица показывают как светлые, так и темные стороны человека. А дальше все зависит от того, какой путь он выберет. Одни уходят в агрессию и становятся террористами, маньяками, преступниками, а некоторые уходят в плюс – и тогда мы говорим, что получаются гениальные ученые, писатели или художники [14]. В случае с Л.Н. Толстым мы видим, что он выбрал для себя путь духовного очищения и внутренней свободы. Таким образом, он вышел из ловушки навязанной судьбы и создал свою судьбу сам, не повторяя опыта предыдущих поколений и более не допуская прежних, юношеских, поступков.

Возвращаясь к Л. Сонди, нужно отметить, что нас привлекает в других людях то, что мы подсознательно чувствуем в другом человеке и что есть в генетической записи наших предков.

Типология М.Е. Бурно построена на разработанной им терапии творческим самовыражением, и несёт гуманистическую направленность – позволяет пациентам с различными нехарактерологическими душевными проблемами творческое самовыражение, искать и находить свой смысл в жизни.

Первые пять характеров (радикалов) и «грубоватый» объединяются известной, частой для них склонностью, в соответствии с их природным устройством, к реалистическому (материалистическому) мироощущению; замкнуто-углубленные и «эндокринные» – к идеалистическому мироощущению; «демонстративные» и «неустойчивые» обычно меняют свое мироощущение по обстоятельствам; «полифонисты», в зависимости от полифонического варианта, могут быть и материалистами, и идеалистами.

Не существует характеров нравственных и безнравственных. Конкретный человек с определенным характером может быть более нравственным или менее нравственным, прежде всего в соответствии со своими природными задатками. Но характер накладывает свой отпечаток на строй безнравственности человека.

Ещё одним представителем нормоцентрического подхода является М.Е. Бурно, предложивший терапию творческим самовыражением для пациентов с тягостно-тревожным переживанием своей неполноценности. Он состоит в изучении характеров и различных нехарактерологических душевных трудностей (депрессивных расстройств, навязчивостей и т.д.) в процессе разнообразного творческого самовыражения с поиском своего, свойственного своим конкретным особенностям, целебного пути в жизни, своего смысла [1].

Но что же такое – психологическая норма, как должен себя вести, чем должен руководствоваться такой индивид?

Ещё в XVIII в. Ф.А. Месмер, так объяснял природу «природного магнетизма» (после его смерти его последователи уже говорили о «месмеризме», впрочем, упоминая то же). Ещё в XVIII в. Месмер писал, что здоровый человек получает энергию из воды, еды, воздуха и положительных эмоций.

Даже с позиций его понимания здоровья, вода в наше время разная, и не всегда она полезна. Еда – преимущественно химическая. Воздух – загрязнённый. Положительные эмоции встречаются, но не часто. Чаще это может быть злорадство, сарказм, сатира. Получается, что априори наш современник, даже не учитывая его психологических черт, уже не склонен к здоровью. (Впрочем, вспомнив биографию самого Месмера и историю развития его теории и практики, делаешь вывод, что люди, в принципе, весьма мало изменились).

С другой стороны, в возможностях самого человека выбирать для себя рацион питания, воду. В его собственных возможностях научить себя быть искренним и радоваться. Вот только воздух намекает, что всё-таки не все места проживания могут подходящими для здоровья.

Итак, адаптируя идеи Месмера под современность, нормой в социуме является то, что связано с получением положительных эмоций. Это – удовольствие от общения с нужными, интересными, близкими по духу, людьми. Прежде всего – живое общение, лишённое технических посредников, при помощи которых общение превращается в коммуникацию (передачу информации), а не общение (то, что есть между нами общего). Нормой является принятие, близость к природе.

Но вернёмся к пониманию того, кто же такой – здоровый человек, и как он выглядит.

Полагаю, с позиции именно нормоцентрической позиции уместнее рассмотреть объяснение социального здоровья и психологической нормы именно среди представителей гуманистического направления психологии.

Впрочем, начать нужно отнюдь не с них, а с классика телесноориентированной терапии – В. Райха. Райх – представитель неопсихоанализа, можно сказать, радикального. Но, в то же время, в его объяснении здоровья очень много созвучного гуманистическому подходу.

Ключевое понятие в теории и практике В. Райха – оргон и оргонная энергия (нечто среднее между «организмом» и «оргазмом»). Она протекает по телу человека подобно крови и имеет сексуальную энергетику (энергию жизни). В зависимости от того, как индивид реагирует на взаимодействие с внешней средой, он начинает формировать в определённых зонах своего тела мышечные зажимы, которые мешают протеканию оргонной энергии. Это чревато тем, что в той зоне, где происходит зажим, появляется болезнь, а эти зажимы обычно накладываются друг на друга, постепенно формируя «мышечный панцирь» – характерные для конкретного человека осанку, походку, движения.

Продолжательница идей Райха – Ида Рольф – в своём «методе структурной интеграции» так развила его подход. Согласно И. Рольф, хорошо функционирующее тело остается прямым и вертикальным с минимумом затрат энергии, несмотря на силу тяготения, но под влиянием стресса оно может приспосабливаться к нему и искажаться Наиболее сильные изменения происходят в фасции – соединительной оболочке, покрывающей мышцы. Цель структурной интеграции – привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести.

Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может выразиться в небольших, но постоянных изменениях тела. Кости или мышечная ткань оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканей препятствует их возвращению на место. Нарушение линий происходит не только в месте непосредственного повреждения, но также и в довольно отдаленных точках тела в порядке компенсации – например, если человек бессознательно щадит поврежденное плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на шею, на другое плечо, на бедра.

Целью рольфинга является манипулирование мышечном фасцией и ее расслабление, с тем, чтобы окружающая ткань могла занять правильное положение.

Согласно В. Райху, существует два основных препятствия для развития и созревания человека:

Накопление нереализованной оргонной энергии приводит к агрессивным проявлениям. Инстинкт разрушения, заложенный в характере человека, есть не что иное, как чувство ярости, вызванное неудовлетворенностью вообще и отказом в сексуальном удовлетворении, в частности.

Вильгельм Райх писал, что здоровый человек испытывает удовольствие от получения знаний, он умеет радоваться, изумляться. Он получает удовольствие от переживаний своего тела – биологическую естественность, сердцевину, самость (почти как у К.Г. Юнга). Ему свойственны пиковые переживания, которые часто встречаются у детей. Его взгляд не замылен, и он всегда видит что-то новое и необычное в привычном.

Райх пишет: «…большинство людей утратили связь с собственной самостью, слишком крепок и толст их панцирь. Для контакта необходимо свободное движение энергии. Оно возможно только в том случае, когда индивид, разрушив свой панцирь и полностью осознав ощущения и потребности своего тела, вступает в контакт со своей истинной сущностью, источником своих первичных импульсов. Там же, где присутствуют блоки, ток энергии и возможность осознания собственного «я» ограничены, а восприятие своей самости значительно снижается и искажается».

В своём подходе, Райх опирается на трихотомическое деление: здоровый (генитальный характер), невротический характер (проявление негармоничности) и характер, инфицированный «эмоциональной чумой» (болезнь).

Это несколько нетипично. Обычно встречается дихотомическое деление (норма – болезнь). Подобная трихотомия присутствует также у Л.Н. Гумилёва в его пассионарной теории этногенеза – «пассионарии» – «гармоничность» – «субпассионарность». Но у Гумилёва пассионарность не подразумевает сугубо положительного поведения – это активность, которая может быть направлена как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Генитальный характер по Райху – это идеальный, здоровый человек. Вторая категория – это невротический характер. И самая проблемная категория – характер, заражённый эмоциональной чумой.

Трихотомическое деление нормы и отклонений от неё по В. Райху

Генитальный тип характера

Невротический тип характера

Характер, заражённый эмоциональной чумой

В мышлении

Мышление функционально, рационально,

На мышление влияет сексуальный застой. Отсюда – наличествуют попытки поступать согласно логике, но срабатывает принцип избегания удовольствий – мышление и действие разъединены.

Признаётся необходимость конкретных изменений (теоретически), но ничего не делается для этого (изменения вызывают страх нового). Отсюда часто индивид начинает яростно сопротивляться тем изменениям. О которых теоретически декларирует.

Жизнеразрушающая социальная активность. Мышление иррационально в концептуальных конструктах и в эмоциях.

Но: мышление соответствует его мыслям. Хотя выводы готовы заранее до совершения мыслительной работы. Отсюда – мышление необходимо больше для подтверждения существующего иррационального решения (традиции, поверья, предрассудки).

Мышление недоступно аргументам; оно имеет свою собственную «логику» и именно по этой причине производит впечатление рациональности, не являясь рациональным.

В действии

Цель и действие находятся в гармонии. Мотивы и цели имеют социальную, цель.

Они стремятся к улучшению условий жизни, как своих, так и других людей (социальное служение).

Способность к действию сильно ограничена.

Невротик боится позволить себе действовать, поскольку опасается, что в нем могут проявиться садистические или какие-либо другие патологические импульсы.

Страдает, осознавая свою неспособность к полноценному функционированию, однако не проявляет зависти к здоровым индивидам.

Его точка зрения такова: «Мне не повезло в жизни, и мои дети должны жить лучше, чем я» (в российской транскрипции это звучит как «мы не пожили, пусть хоть они поживут»).

Подобное отношение делает его сочувствующим, но бесплодным наблюдателем жизни.

Мотив действия всегда вымышлен, провозглашенный мотив никогда не соответствует истинному, и неважно, является ли истинный мотив сознательным или бессознательным.

Не идентичны провозглашенная и реальная цели.

Базовой характеристикой индивида, ведомого чумой, является его искренняя и честная вера в провозглашенные цель и мотив.

Действует под влиянием структурной компульсивности. Он находится под защитой своего субъективного убеждения, потому не страдает от понимания вредоносности своих действий.

Часто испытывает чувство зависти (в отличии от невротика) и смертельной ненависти ко всему здоровому (старая дева).

При любых обстоятельствах и любыми средствами будет стараться изменить свое окружение таким образом, чтобы оно не мешало его образу жизни.

Он воспринимает все, что не соответствует его представлениям, как провокацию и соответственно борется с этим и ненавидит это (особенно хорошо данная черта видна у аскетов).

В сексуальности

Испытывает радость при виде счастья других людей в любви.

Равнодушен к перверсиям и испытывает отвращение к порнографии.

Легко устанавливает контакт со здоровыми детьми.

Для его структуры естественно понимание того, что интерес детей и подростков по большей части сексуален и что требования, являющиеся результатом этого биологического факта, должны быть удовлетворены (сексуальное просвещение).

Невротический характер живет в сексуальном воздержании или тайно предается извращениям.

Равнодушен к тому, счастливы ли в любви другие люди.

При столкновении с сексуальной проблемой его реакцией будет скорее беспокойство, чем ненависть.

Его панцирь имеет отношение только к его собственной сексуальности, а не к сексуальности других.

Склонен в сексуальности к садизму и порнографии.

Для него характерны похотливость (из-за неспособности получать сексуальное удовлетворение) и садистическое морализаторство одновременно.

Движимые чумой индивиды склонны организовываться в социальные круги (центры общественного мнения). Они сурово преследуют любое проявление естественной любовной жизни, прикрываясь словами о «культуре» и «морали».

Сексуальное удовлетворение достигается при исключении естественной генитальной функции. Гомосексуальность, половые акты с животными и другие извращения особенно часто встречаются в этих кругах.

Садистическое осуждение направлено против естественной, а не против извращенной сексуальности других людей.

В работе

Интерес его направлен на сам процесс труда; результат труда приходит без особого усилия, спонтанно.

Испытывает биологическую радость от труда и от полученного в его итоге результата.

Способен испытывать энтузиазм.

Склонен увлекать других в работе своим примером, а не навязыванием конечного результата и способов его достижения.

Умеет рационально контролировать себя.

Ограничен в своей работе.

Биологическая энергия в основном используется для защиты от извращенных фантазий.

Его проблемы возникают из-за неправильного использования биологической энергии.

Работа, исполняемая невротическим характером, делается автоматически и лишена радости.

Так как невротический характер неспособен испытывать истинный энтузиазм, он воспринимает детскую способность к творчеству как «неправильную»; таким же образом он стремится, в невротически-компульсивной манере, определять работу других.

Ненавидит работу, воспринимает ее как бремя.

Избегает всякой ответственности, а особенно работы, связанной с терпеливой настойчивостью.

Не способен работать, поэтому избегает органического развития, присущего любому рабочему процессу.

По этой причине он стремится стать идеологом, мистиком или политиком – стремится к деятельности, не требующей терпения и органического развития, он может стать и праздным скитальцем.

Поскольку сам он не способен трудиться, он хочет заставить окружающих трудиться над созданием этой патологической картины жизни.

Стремится работать меньше других; чем меньше его способность к труду, тем меньше, как результат, его уверенность в себе, тем больше он стремится указывать другим, как работать.

Все действия индивида, пораженного чумой, подпитываются энергией, но каждое действие должно пройти через характерологический и мышечный панцирь; в результате самые благие намерения превращаются в антисоциальные и иррациональные действия.

Проходя через панцирь, действия изменяют свои функции: импульс начинается с рационального намерения; наличие панциря делает естественное и органичное развитие импульса невозможным; во время этого теряются первичное намерение и рациональная цель.

Основной характеристикой чумного индивида является противоречие между сильным стремлением к жизни и неспособностью реализовать себя соответствующим образом из-за наличия панциря.

Если невроз по Райху поддаётся коррекции. В случае попытки лечения эмоциональной чумы, неизбежно проявление ненависти и гнева. В качестве одного из опасных эмоциональных заболеваний человечества, Райх называет эмоциональную чуму (хроническую биопатию социального организма). Первоначально она проявляет себя в подавлении генитальной любви, а постепенно приобретает размах эпидемии, мучающей народы на протяжении веков. Чума прививается ребёнку матерью с первых дней его жизни. Её главное отличие от других заболеваний – она проявляется в социальной жизни.

В качестве иллюстрации проявления эмоциональной чумы, уместно привести политические плакаты 30-х – 40-х гг. ХХ в. СССР и Третьего Рейха. Да и сам В. Райх упоминает, что политика обоих государств в период 30-х гг. ХХ в. была явно заражена эмоциональной чумой.

Опасной особенностью этой чумы является то, что она не воспринимается, как нечто чуждое или патологическое для Эго. А истинный мотив поведения заражённого такой болезнью, всегда скрыт и замещён другой идеей. Застой сексуальной энергии – это то, что объединяет индивидов, страдающих чумой, с другими биопатами. Причём, важно, то такой застой ведёт к проявлению садизма. Незримость является главной чертой эмоциональной чумы. Невозможность увидеть ее, понять ее намерения и приносит ей успех. Как я уже говорил ранее, именно размах эпидемии делал ее незаметной (Гитлер: «Чем больше ложь, тем охотнее ей поверят»). Эмоциональная чума не успокоится до тех пор, пока не уничтожит великие достижения, плоды человеческого труда и стремление к правде.

Именно обществом, заражённым эмоциональной чумой, были воздвигнуты памятники в честь мастеров литературы, но это строительство гигантского музея, где все достижения закрыты на замок, спрятаны администрацией, достижения, каждое из которых могло бы послужить основой для строительства разумного мира (как это созвучно протесту Д. Хармса против попытки власти превратить классиков русской литературы в иконы).

Здоровый (генитальный) тип личности склонен проявлять живой интерес к работе и жизни в целом. Он не склонен никому навязывать свою точку зрения. Он просто живёт естественной жизнью. Если здоровый индивид дает совет и оказывает помощь, он, исходя из своего опыта, просто живет, оставляя другим возможность следовать его примеру. Он честен в отношениях и старается быть объективным.

Путь излечения Райх определяет так: «Только восстановление естественной любовной жизни детей, подростков и взрослых способно уничтожить в мире невроз характера, а вместе с неврозом характера и эмоциональную чуму во всех ее проявлениях». Это – искренность в отношениях к себе, к миру, к другим людям, принятие своего тела и его потребностей.

Собственно, именно о искренности в отношении с миром, пишет и К.Ч. Тойч в своих принципах продуктивного мышления [13]:

1) считайте себя удачливым;

2) ни в шутку, ни всерьез не говорите и не думайте о себе плохо, не предрекайте себе неприятности и «гадости»;

3) не уклоняйтесь от принятия решений;

4) любите себя (или, по крайней мере, постарайтесь себе нравиться) и любите других людей (или, по крайней мере, постарайтесь, чтобы они вам нравились);

5) чем хуже вы будете думать и относиться к людям, тем хуже эти люди реально будут вести себя по отношению к вам – они бессознательно отражают ваши негативные мысли – излучения и невольно реализуют их в негативных действиях по отношению к вам;

6) считайте все достижимым;

7) рассматривайте все события как благоприятные;

8) доводите начатое дело до конца;

9) живите широко, позволяйте себе излишества;

10) не позволяйте себе идти на компромиссы с собой, не довольствуйтесь малым, считайте, что вы имеете право на самое лучшее.

11) не делитесь ни с кем сокровенным;

12) не оправдывайтесь (когда человек оправдывается в своих действиях, он обычно пытается показать, что он не виноват, что он являлся жертвой каких-то обстоятельств, но чем чаще вы говорите, что были жертвой обстоятельств, тем вы становитесь беспомощнее и чаще действительно становитесь жертвой внешних обстоятельств);

13) отстаивайте свои права;

14) контролируйте услышанное – оберегайтесь ненужной информации; если вы стремитесь к успеху, отключайтесь и не слушайте, когда кто-нибудь начинает предсказывать плохие события. Все, что вы будете думать и говорить о других, в конечном счете будет иметь отношение к вам;

15) будьте терпеливы. Каждый раз, чувствуя нетерпение по отношению к кому-либо, мы готовимся стать мишенью нетерпения со стороны кого-то еще. Важно быть терпеливым и по отношению к себе самому.

Иными словами, искренность, уверенность в себе, способность не поддаваться на ловушки других (чумных). Вера в себя, склонность не впадать в уныние. Желание учиться быть счастливым. Не те же черты генитального характера, которые мы уже встречали недавно у В. Райха?

Довольно близок к такому подходу и автор «Человек-манипулятор или Анти-Карнеги» – Эверетт Шостром. Он использует дихотомическую шкалу, разделяя здоровье и нездоровье (не патологию, но близко к ней): актуализатор и манипулятор.

Шостром пишет, что человек не рождается манипулятором (Райх пишет также о заражении эмоциональной чумой уже после рождения в процессе общения), а приобретает её в процессе взаимодействия с внешней социальной средой.

Манипулятор – человек, который не имеет основания доверять себе и другим людям. Большей частью это результат воспитания: ребенка приучили не доверять себе, все перепроверять и неусыпно контролировать себя.

Манипулятор не умеет любить. Собственно, об этом же пишет и Э. Фромм, также проводя дихотомическую шкалу – биофилия – некрофилия [18]. Некрофил окружает себя неживыми устройствами и не терпит общения с живой природой, людьми, животными (у Гитлера отсутствовала потребность общаться на личностном уровне с людьми. Но собак он любил). Биофил получает удовольствие от общения с живой природой. Примером, современным аналогом биофила в нашей стране можно назвать д.б.н., проф. Н.Н. Дроздова.

Согласно Фромму, истинная сущность человека – это любовь. Но люди не знают, как любить. Большинство не осознает, что мы не можем любить ближнего своего, пока не полюбим самих себя. Люди подвержены иллюзии, что чем более совершенными и безупречными мы станем, тем более нас будут любить. В действительности все не так. Чем больше мы принимаем себя со всеми своими слабостями и недостатками, тем более мы любимы.

Согласно Шостром, манипулятор пытается заменить любовь властью над другим человеком. Он развился из ориентации общества на рынок, когда человек – это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.

Рассмотрим дихотомическое деление актуализаторов и манипуляторов по Э. Шостром [20]:

Актуализатор

Манипулятор

1.

Лидер

Диктатор

2.

Сочувствующий

Тряпка

3.

Внимательный

Калькулятор

4.

Признательный

Прилипала

5.

Напористый

Хулиган

6.

Заботливый

Славный парень

7.

Выразитель

Судья

8.

Водитель

Защитник

Э. Шостром выделил пары манипулятивных типов, которые обычно взаимодополняют друг друга во взаимоотношениях. Примечательно, что актуализатор и манипулятор не могут сосуществовать. В то же время, обычно манипулятор включает в своё поведение сразу несколько манипулятивных моделей.

Манипулятивный тип

Противоположный манипулятивный тип

1.

Диктатор (преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты)

Тряпка (преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать).

2.

Калькулятор (преувеличивает необходимость все и всех контролировать)

Прилипала (преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот)

3.

Хулиган (преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода)

Славный парень (преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой)

4.

Судья (преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает)

Защитник (чрезмерно подчёркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги, и вырасти самостоятельным. Вместо того чтоб заняться собственными делами, он заботится о нуждах других)

Но как в общих чертах можно охарактеризовать эти два лагеря – здорового, нормального поведения, и поведения болезненного и паразитического?

 

Актуализатор

Манипулятор

1.

Честен в любых чувствах. Чистосердечен, выразителен.

Лжив, играет роли, сценарии. Желает произвести впечатление. Чувств не испытывает, но склонен играть в чувства, используя эту игру в своих целях.

2.

Осознанность. Хорошо видят и слышат себя и других. Думает не за людей, а вместе с ними. Даёт возможность выбора для других людей.

Неосознан. Склонен к апатии и скуке. Увидит и слышит только то, что хочет видеть и слышать. Слышит только себя.

3.

Обладает свободой выражать свои потенциалы. Он – хозяин своей жизни;

Всё держит под контролем. Внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы от своего оппонента.

4.

Глубоко верит в других и в себя, все время стремится установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь.

Циничен. Не доверяет никому – ни себе, ни другим. В глубине не доверяет человеческой природе вообще. Делит людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует.

5.

Ищет в себе самобытность и уникальность. Видит ценность в собственной уникальности

Боится проявить собственную уникальность. Загоняет свою самобытность вглубь и повторяет, копирует, тиражирует чьи-то поведенческие модели.

6.

Общается с людьми на короткой дистанции

Общается на дистанции с людьми

7.

Восприимчив, чувствителен к произведениям искусства, музыки.

Невосприимчив к искусству, но играет роль такового в случае необходимости

Важно, что Шостром, повторяя эти, отнюдь не новые слова о здоровом, нормальном поведении человека, говорит, что такой человек живёт, а не проживает свою жизнь. Актуализатор имеет право на ошибку, он не идеален, он может увлекаться, он имеет свои слабости. Самое важное в актуализаторе – отсутствие боязни жить.

Итак, пока мы рассмотрели несколько подходов: магнетическую личность, генитальный тип, продуктивный тип, биофил, актуализатор. Важно то, что очень многое в этих подходах созвучно друг другу (как в описании здоровья, так и в описании нездоровья). И в ряде случаев, создаётся впечатление, что все перечисленные психологи описывают просто случай здорового человека.

Но проблема такого человека весьма серьёзна – взаимоотношения такого человека с внешним миром. Ведь он – нечастый случай для общества, он явно выступает в нём в качестве «белой вороны». И как бы здраво он не оценивал свои силы и возможности, он явно не вечен в своём противостоянии по отношению к относительному нездоровью общества.

Рассмотрим же, как основатели гуманистической психологии описывают такого человека.

Так, один из апологетов гуманистической психологии, Абрахэм Маслоу, предложил набор качеств, присущих самоактуализированной личности.

В историческом плане – он выделил совсем немного примеров таких людей в прошлом. В своей книге «По направлению к психологии бытия» он писал, что «менее 1% взрослого населения удается достичь последней стадии».

Маслоу писал: «Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации» [7].

 

Самоактуализированная личность [19]

1.

Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней.
Оценивает реальность и строит прогнозы на основе фактов, а не личных потребностей, страхов и желаний или общественных стереотипов. Его притягивает и манит неизвестность.

2.

Приятие себя, других и природы.

Здоровый человек принимает себя и других со всеми недостатками и изъянами. У него отсутствует самодавлеющее чувства вины и стыда (отголосок эмоциональной чумы по В. Райху). Он принимает свои потребности, поэтому у него хороший аппетит, крепкий сон, он умеет получать удовольствие от секса.

3.

Спонтанность, простота и естественность.

Спонтанен в образе мышления и эмоционального реагирования.

Он соблюдает общественные нормы скорей из уважения к другим людям, а не из страха или стыда. Благодаря спонтанности он прекрасно осознаёт свои потребности, побуждения и события внутренней жизни в целом.

4.

Центрированность на проблеме. Служение.

Занят не собой, а своим делом. Почти у каждого из них есть призвание, которому они служат и отдаются без остатка, не тратя времени на самоанализ.

5.

Отстранённость, потребность в уединении.

Легко переносит одиночество и даже любит его.

Он способен сохранить отстранённую позицию, даже когда вокруг бушуют страсти.

Не склонен вступать в созависимые отношения.

Если чувствует, что должен вмешаться – он это сделает, если разозлится – будет эмоционально отстаивать свою правоту.

6.

Автономия: независимость от культуры и окружения.

Свободен в своих действиях, независимо от физического и социального окружения.

Эта автономия позволяет полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития.

Источники удовлетворения находятся внутри него самого и никак не опосредованы социумом.

Достаточно силён, чтобы не зависеть от мнения других людей; он не ищет одобрения, похвалы, не ищут даже любви.

Признание, популярность, слава, почести, любовь – не так уж существенны для него

7.

Свежесть восприятия.

Обладает свежим взглядом на вещи, что позволяет ему не только воспринимать весь мир в его неповторимости, но и видеть новое даже в хорошо знакомых вещах.

Обострено чувство прекрасного.

Секс и все связанные с ним плотские удовольствия – не только возможность испытать чувственное удовлетворение, но и источник возвышенных, обновляющих и воодушевляющих переживаний, подобных тем, что дарят им музыка и природа.

8.

Высшие переживания.

Склонен испытывать пиковые переживания: волнение, вдохновение, умиротворение, благодать. Для этого им не нужно никаких искусственных стимуляторов.

Для таких состояний характерно ощущение гармонии со всем миром и выход за пределы собственного «Я».

9.

Чувство общности с человечеством в целом.

Человеколюбие, склонность к состраданию. Отношение к другим людям братское: да, он может испытывать к ним негативные чувства, но ощущению общности это не мешает.

10.

Избирательность и глубина межличностных отношений.

Разборчив в отношениях, у него не очень много друзей.

Обычно он стремиться общаться с людьми, находящимися с ним на примерно одном уровне развития.

При этом близкие отношения самоактуализирующихся личностей обычно значительно глубже, чем отношения личностей обычных.

Стремится быть благожелательно настроенным даже к тем, с кем общаться не хочет.

11.

Демократичность.
Уважает других людей независимо от их расы, религии, класса, возраста.

Лишён предубеждений.

Обладает готовностью к обучению.

Они не боятся показаться несведущими, они готовы учиться у всякого, кто может открыть им что-то новое.

Ему свойственно восхищаться теми, кто знает или умеет что-то лучше них, даже если это далеко от их сферы интересов.

12.

Разграничение средств и целей, устойчивые морально-нравственные принципы.
Существуют чёткие моральные и нравственные принципы, причём выработанные на основе собственного опыта и здравого смысла, а не принятые как данность общества.

Когда самоактуализирующийся человек планирует что-то сделать, то его больше заботит вопрос средств, методов, а не цель.

Цель, достигнутая методами, которые ему не нравятся, обычно пересматривается до тех пор, пока методы не станут согласовываться с индивидуальной моралью.

13.

Философское чувство юмора.

Свойственно мягкое, ироничное, неуловимо высмеивающее человеческие пороки чувство юмора. Они способны посмеяться над собой и над жизнью в целом, но редко хохочут до упада и их никогда не забавляет чьи-то горе и неполноценность.

14.

Креативность.
Способность к творчеству.

Совершенно не важна сфера, в которой он творит.

Подобную креативность легче всего сравнить с творческой непосредственностью ребёнка – смелостью и наивностью в творении. Это особый способ взаимодействия с реальностью, дающий свежесть восприятия и смелость поиска собственных путей.

15

Сопротивление культурным влияниям.

Самоактуализирутощиеся люди находятся в гармонии с культурой своего общества, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее. Благодаря автономности их мышление и поведение слабо поддаются социальному и культурному влияниям.

Карл Роджерс, объясняя природу развития самоактуализированной личности, писал, что самоактуализация – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. То есть, она – не конечный процесс, а состояние постоянного, в той или иной степени, развития.

Именно К. Рождерс затронул очень важный вопрос взаимоотношений самоактуализированной личности с внешним миром («нормы» идеального человека с «нормой» реальной жизни). Он вводит понятие «условного позитивного внимания» – в котором не весь социум, а только некоторая, совсем незначительная, но значимая его часть, поддерживает его начинания. Отсюда – у такой личности формируется «Я-концепция» через призму действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку таких людей. То есть, небольшая по своему составу, группа, продолжает себя в следующих поколениях, не подразумевая полного принятия большинством их ценностей. По В. Райху – привести эти идеи в монументальные надгробия – удел заражённого «эмоциональной чумой» общества большинства.

Довольно оригинальную модель гармоничной, здоровой, самоактуализированной личности предложил М. Люшер в своей книге «Четырёхцветный человек».

Он ввёл понятие «хромотип» – цветовая модель поведения человека. В мире всё имеет, согласно М. Люшеру, четырёхцветную структуру – четыре времени года, четыре темперамента (по Гиппократу и Канту) и т.д. В основе человеческого поведения также заложена четырёхцветная структура. При этом, если у испытуемого все четыре хромотипа оказываются одинаково выраженными, такой человек оказывается близок к гармонии и самоактуализации. Люшер условно разделил людей на красных, синих, желтых и зеленых. Согласно Люшеру, именно по взаимодополнению хромотипов строятся малые социальные группы: семья и коллектив. М. Люшер выделяет четыре основных типа цветового поведения, соответствующие четырем основным цветам спектра. Каждый из них имеет две стороны: поведение, стремящееся показать человека таким, каким он бы хотел себя видеть, и защитное поведение, с помощью которого человек хотел бы избавиться от страха оказаться не соответствующим своему идеалу.

Каждый вид цветового поведения имеет свои цели, на достижение которых он направлен.

Основными целями цветовых типов поведения являются:

-                   для синего – успокоение, удовлетворение, гармония, одурманивание;

-                   для зелёного – уверенность, ощущение значимости, престиж;

-                   для красного – покорение, овладение, влияние, жажда успеха;

-                   для жёлтого – независимость, беззаботность, освобождение от любых ограничений.
Страхи каждого типа, вызывающие защитное поведение:

-                   у синего типа – страх отчуждения, скуки и одиночества;

-                   у зелёного типа – страх перед препятствиями, ограничениями и принуждением;

-                   у красного типа – страх перераздражения, утомления, истощения;

-                   у жёлтого типа – страх перед утратами и заботами [9].

Безусловно, понятие психологического здоровья – довольно условно и весьма в ряде случаев, противоречиво. Но, пожалуй, его основной характеристикой является созидательность и способность к продуктивному, живому, эмоциональному, взаимодействию, а также способность дружить, создавать продуктивные рабочие группы. Очевидно, такая норма не лишена многих недостатков. И, здесь опять идея зачумлённого общества довольна актуальна – именно в таком обществе (В. Райх) любая живая идея водится до интеллектуального надгробия. В этом плане очень интересно российское общество на протяжении многих десятилетий – это некоторая направленность его на почитание тех, кого оно сначала доводит до могильной плиты.

Впрочем, в российской традиции есть также весьма неординарные дефиниции развитого человека, стремящегося к совершенству.

Первоначально необходимо вспомнить трихотомическое деление Л.Н. Гумилёва [2] общества на:

  1. Пассионариев (людей, проявляющих чрезмерную продуктивную активность), имеющих два недостатка. Первый – эта направленность (пассионарность или драйв – не имеет этического знака «плюс» или «минус» – здесь важно именно проявление продуктивной активности и способности вести за собой большие социальные группы последователей. Второй – слабо выраженный инстинкт самосохранения, откуда такие люди чаще склонны сгорать, нежели чем жить долго. Да и не смогут они этого иначе.
  2. Гармонического типа людей, склонных адаптироваться под запросы и требования общества.
  3. Субпассионариев – типа людей, склонных лишь паразитировать, растрачивая блага, созданные прежними пассионарными поколениями, или просто разрушать.
  4. Понятия «психологической нормы» и «психологического здоровья», в отличии от медицинских дефиниций, весьма расплывчаты. Они зависят от эпохи, идеологии, миссии времени.
  5. Не смотря на многие теоретические и практические конструкты, их объединяет то, что нормой является в обществе созидание, создание нового, то есть, творческая составляющая.
  6. В то же время, очевидно также, что взрастить созидающее общество – прекрасная идея, к которой надо стремиться, но эта цель неочевидна в силу того, что большинство традиционно склонно тяготеть к устойчивым консервативным положениям. И здесь по прежнему актуальна идея Ч. Ломброзо о том, что норма есть патология, а патология есть норма – нормой в обществе должна быть творческая составляющая человека (а творческий человек похож на большинство в силу многих причин) [5]. А в качестве патологии можно принять, согласно нему, усреднение общества, где люди превращаются в серую массу похожих и подобных себе (не намёк ли это на наше современное общество). Таким образом, Ломброзо проводит трихотомическое, а правильнее, дихотомическое деление, в котором на одном полюсе – гениальные и безумцы, на другом полюсе – большинство.

Впрочем, в нашей стране есть одно культурное явление, которое на Западе практически не проявлено в должной степени. Довольно давно автор рассматривал этот вопрос, проводя параллель между двумя понятиями – «самоактуализацией» на Западе и «интеллигентностью» в России [15].

В целом, это носитель и созидатель культуры, человек продуктивный и относительно гармоничный. Но на этом общее завершается.

Термин «intelligenza» имеет итальянские корни и подразумевает наличие образования. То есть, интеллигенция – это образованное сословие (или социальный слой). И только в России есть термин «интеллигентность», который подразумевает не просто наличие высшего образования (это вовсе не является критерием, тем более, образование образованию часто рознь). В первую очередь, в России под интеллигентностью подразумевается воспитанность, культурность, такт, уважительное отношение к людям, глубокое чувство долга по отношению к делу. Подлинно интеллигентных людей также мало в обществе, равно как и самоактуализированных согласно А. Маслоу.

Здесь очень интересна публикация С. Кириллова «О русской интеллигенции», в которой автор статьи сопоставляет историю образованного класса в России до и после революции [3]. Здесь рассматривается печальная тенденция к обесцениванию образования, которая сейчас, очевидно, наконец, начинает меняться и начинать движение (но не двигаться) в сторону позитивную. Также, довольно интересна статья Д.С. Лихачёва «О русской интеллигенции» [4].

Итак, согласно Д.С. Лихачёву, интеллигентность несёт преимущественно ассоциативно-эмоциональное содержание. Д.С. Лихачев в своей статье «О русской интеллигенции» говорит: «...по особенностям русского исторического прошлого мы, русские люди, часто предпочитаем эмоциональные концепты логическим определениям. Я пережил много исторических событий, насмотрелся чересчур много удивительного и поэтому могу говорить о русской интеллигенции, не давая ей точного определения, а лишь размышляя о тех ее лучших представителях, которые, с моей точки зрения, могут быть отнесены к разряду интеллигентов».

К интеллигенции Лихачев относит людей свободных в своих убеждениях, не зависящих от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющихся идеологическим обязательствам. Здесь можно провести аналогию с одной из характеристик самоактуализирующегося человека Абрахама Маслоу. «Автономия: независимость от культуры и окружения» – так называется эта характеристика. Суть ее в том, что самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и интеллектуальная свобода, – свобода нравственная.

Лихачёв пишет: «Прежде всего, я хотел бы скатать, что ученые не всегда бывают интеллигентны (в высшем смысле, конечно). Неинтеллигентны они тогда, когда, слишком замыкаясь в своей специальности, забывают о том, кто и как может воспользоваться плодами их труда. И тогда, подчиняя все интересам своей специальности, они жертвуют интересами людей или культурными ценностями».

Это высказывание противоречит одной из характеристик А. Маслоу, а именно «Центрированность на проблеме». Маслоу считает, что самоактуализирующиеся личности скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Если сравнить мысли Д.С. Лихачева и Маслоу, то получается, что если личность полностью отдает себя какому-либо делу, то она неинтеллигентна, но самоактуализирующаяся.

Еще одна из характеристик «Общественный интерес» имеет общие черты с высказыванием Лихачева, а заключается она в том, что у самоактуализирующихся личностей есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. По Д.С. Лихачеву человек, не жертвующий интересами людей, думающий о том, что другие люди смогут воспользоваться плодами его труда, является интеллигентным.

Следует добавить одну, весьма специфическую черту русского интеллигента, о которой я говорил в своей лекции «Самоактуализация и интеллигенция» [12] – это склонность быть в оппозиции к существующей власти, но при смене последней, снова занимать положение оппозиции. Объяснить это можно противодействием окультуриванию, но, увы, подобные тенденции часто носят опасный для общества характер.

Подытоживая, следует обозначить следующие положения:

В любом случае, общество может быть здоровым только тогда, когда оно развивается не посредством глобальных потрясений, а стремлению, открытости миру, творческой составляющей. Это – и спокойное отношение к телесности (в 2005 году вышел замечательный проект «Психология телесности» [11] под редакцией В.П. Зинченко и Т.С. Леви, в котором автор статьи также имел удовольствие принять участие). Но крайне необходимо здесь – способность чувствовать, любить, жить. Именно это является задачей многих гуманитарных наук, но прежде всего – психологии, в силу того, что в современном обществе депривируются и усредняются эти характеристики, и именно задачей психологов и психотерапевтов является развивать, сохранять и поддерживать в людях эти проявления жизни, что собственно, и является понятием психологической нормы.

Литература

 

  1. Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). – М.: Академический проект, 2014.
  2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: Кристалл, 2001.
  3. Кириллов С. О русской интеллигенции. // Новый мир, 1990. http://psy-grafology.narod.ru/kirillov.html
  4. Лихачёв Д.С. О русской интеллигенции. // Новый мир, 1993
  5. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. – Минск: ООО «Попурри», 2000
  6. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. – М., 1996
  7. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.
  8. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М, 1985.
  9. Петрова Е.А., Смыслов Д.А. Диагностика личности в социально-психологических исследованиях: Учеб-метод. пособие для организации самостоятельной работы студентов. – М.: Изд-во РИЦ АИМ, 2010. – 107 с.
  10. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 1998.
  11. Смыслов Д.А. Почерк как средство экспресс-диагностики и психотерапии личности (раздел в книге) // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: АСТ, 2005.
  12. Смыслов Д.А. Самоактуализация и интеллигенция. Из серии лекций по психотерапии. Психологический канал Дмитрия Смыслова в YouTube. https://youtu.be/1n1xKY5pgb4
  13. Смыслов Д.А. Визуальная психодиагностика. Диагностика по лицу человека. Теория и практика. Центр психологических инноваций Московского регионального социально-экономического института. – М.: ЦПИ МРСЭИ, 2016. – 343 с.
  14. Смыслов Д.А. Интервью на «Первом канале». «Что на лице написано». http://www.1tv.ru/sprojects_utro_video/si33/p101815
  15. Смыслов Д.А. О соотнесении самоактуализации и интеллигентности. Две стороны одного явления. – М.: РИЦ АИМ, 2009.
  16. Тойч К.Ч. Стратегия решения личных проблем. Менталитет успеха. – М.: Когито-центр, 1996.
  17. Ушаков Г.К. Пограничные нервнопсихические расстройства. – 2-е изд. – М., 1987.
  18. Фромм. Э. Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии. – М.: Прогресс, 1992.
  19. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности (Основные положения, исследование и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 480 с.
  20. Шостром Э. Человек-манипулятор или Анти-Карнеги. – М.: Попури, 2004. – 400 с.
  21. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике // под редакцией В. Баскакова. – М., 1997. 

Об авторе

 

Смыслов Дмитрий Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент, Doctor of science, honoris causa (IANH), Действительный член Международной педагогической академии (МПА). Член-корреспондент Академии имиджелогии (АИМ). Почётный действительный член Международной профессиональной ассоциации психологов (МПАП). Директор Центра психологических инноваций. Профессор кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-экономического института г. Видное,

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Психологический канал Дмитрия Смыслова в YouTube https://www.youtube.com/c/ДмитрийСмыслов

   

Ссылка для цитирования

 

Смыслов Д.А.   Психологическая и социальная норма: нормоцентрический подход. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.