Андросова О.А. (г. Ставрополь)

Андросова О.А. (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  

УДК 159.923

English verson:

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования личностных качеств младших школьников с ОВЗ, которые продиктованы социальными запросами, предъявляемыми обществом к современному образованию, необходимостью приобщения их к системе общечеловеческих ценностей, воспитания у школьников патриотизма и национального самосознания.

Ключевые слова: дети, младший школьный возраст, ограниченные возможности здоровья, личностные качества, диагностика психологического развития, универсальные учебные действия.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Проблема переосмысления, переоценки и утверждения новых ценностей стоит в настоящее время как никогда остро. Перед педагогами ставятся задачи подготовки не только широко образованных, но и высоко нравственных людей. На современном этапе школа является тем общественным институтом, который призван оказывать воздействие на формирование системы ценностей в душах и сознании граждан страны, развитие качеств личности ребенка. В новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» даются четкие формулировки, что образование является общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а содержание образования должно содействовать, в том числе, формированию и развитию личности обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. При этом должны быть удовлетворены образовательные потребности и интересы обучающихся с учетом их способностей и возможностей [12,13].

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, со сложными комплексными нарушениями.

Становление личностной сферы данной категории детей происходит в особых условиях дефицитарного, искаженного или задержанного развития. Особую сложность для детей с ОВЗ составляет ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений, формирование основ социально-критического мышления, потребности в самовыражении и самореализации. Зачастую дети понимают, что отличаются от сверстников, а это в свою очередь способствует появлению у них многочисленных комплексов и снижает мотивацию.

Формирование личностных качеств у младших школьников с ОВЗ требует особых подходов. Необходимо помочь детям сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями; научить понимать и принимать ценности общества, правильно ориентироваться в нравственных нормах и правилах; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; поддерживать и укреплять свое здоровье; содействовать в выработке собственной гражданской позиции в отношении окружающего мира [9].

Теоретическая разработка понятия «личность» в психологии проводилась учеными-психологами: Б.Г. Ананьевым; А.Г. Ковалевым, Б.Ф. Ломовым; В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Узнадзе и др.

Личность в психологии – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Направленность личности является ее интегральным качеством и генерализированным свойством и выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Это свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях человека. Качества личности – совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде [3].

Формирование личности – процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений [2].

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Сегодня обучающийся – не просто пассивный потребитель, а активный субъект образовательной деятельности. В образовании прочно утвердился деятельностный подход.

Формирование личностных качеств младших школьников согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) осуществляется через систему личностных универсальных учебных действий (УУД), которые носят надпредметный и метапредметный характер; обеспечивают целостность развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [1].

К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья [1].

В целом личностные УУД разделяют на 3 блока:

1) самоопределение;

2) смыслообразование;

3) нравственно-этического оценивания.

Личностные УУД отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Они предполагают знание учащимися моральных норм; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделить нравственный аспект поведения; ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [1].

Предметом регулирования ФГОС НОО для детей с ОВЗ являются отношения в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт разработан с учетом образовательных потребностей разных категорий школьников [7].

Детей с ОВЗ характеризуют общие особенности. В первую очередь у них наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Снижена познавательная активность. Изменения касаются и эмоциональной-волевой сферы, личности и деятельности ребенка с ОВЗ. У детей отмечается сниженная потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. С отставанием формируются все виды деятельности (предметно-манипулятивная, игровая, учебная). Среди подавляющего большинства детей с ОВЗ имеются нарушения речевых функций. Отмечается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Яркой особенностью является слабая произвольность поведения, а вследствие этого – недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности [6].

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. На это влияют многие факторы, среди которых можно выделить условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы образовательной работы с ним [3].

В ФГОС НОО для детей с ОВЗ определены задачи образования, одной из важнейших является достижением младшими школьниками с ОВЗ. определенных личностных результатов. В общем виде – это формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения, обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями [7].

Следует подчеркнуть, что ФГОС НОО для детей с ОВЗ предполагает дифференцированные требования к личностным результатам в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся. При сложных и комплексных нарушениях предусматривается выработка строго индивидуальных требований к достижению личностных результатов и индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта ребёнка и его повседневных контактов в доступных для него пределах. Для детей с ОВЗ, способных освоить образовательную программу на уровне своих здоровых сверстников результаты полностью соответствуют требованиям, представленным в ФГОС НОО.

Спецификой является то, что личностные результаты включают овладение обучающимися с ОВЗ компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, мотивации к обучению и познанию. У младших школьников необходимо сформировать адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; помочь овладеть социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, способствовать вхождению детей в боле сложную социальную среду [6].

Деятельность по формированию личностных УУД у младших школьников с ОВЗ приобретает конкретный смысл, когда наполняется реальным педагогическим содержанием и направлена на совершенствование образовательного процесса и конечный результат. Достижение новых образовательных результатов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении требует реализации ряда психолого-педагогических условий.

Первое условие предполагает использование адаптированной образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа (АОП) представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты [14].

В процессе реализации программы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в рамках урочной, внеурочной и внеклассной деятельности в специальной (коррекционной) школе осуществляется на основе личностно-ориентированного и коммуникативно-деятельностных подходов. Содержание специального (коррекционного) образования направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.

На первой ступени обучения (в начальной школе) у детей необходимо сформировать внутреннюю позицию школьника, помочь приобрести опыт общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия [4].

При проектировании и осуществлении образовательной работы педагогам необходимо опираться на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия. Можно выделить следующие принципы организации образовательного процесса:

- отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и

приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса; стимулирование учащихся к высказыванием, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;

- оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Важнейшими педагогическими требованиями к организации образовательного процесса выступают определение содержания соответствующей деятельности, выработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности [10].

Выстраивать соотношение компонентов жизненной компетенции в рамках образовательной программы школы необходимо с точки зрения ориентации на актуальный уровень психического развития ребёнка с ОВЗ и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности. Следует включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и формирование жизненной компетенции в содержании материала каждого урока любого предмета, а также любых видов образовательной работы во внеурочное время.

Педагогам необходимо использовать каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смысла ситуации и целям ученика) поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим. Организовать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации (развитие коммуникативных навыков, навыков правильного поведения, выполнения принятых правил и норм, мотивирование к этому) [5].

Второе условие предполагает комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Комплексное сопровождение обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков развития. Оно осуществляется на диагностической основе при участии всех специалистов (учителя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога). Учителем и воспитателем проводится наблюдение за обучающимся в учебной и внеурочной деятельности за характером общения со взрослыми и сверстниками, особенностями учебной работы (мотивация, темп и уровень усвоения материала, продуктивность использования помощи, возникающие трудности и т.д.). Специальное логопедическое и психолого-психологическое обследование направлено на выявление отклонений в формировании речи и познавательной и эмоционально-личностной сферы [8].

По итогам диагностики составляется общая характеристика на ребенка. В рамках школьного консилиума разрабатывается индивидуальный коррекционный маршрут младшего школьника с ОВЗ.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка – это документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Оказание комплексного коррекционного сопровождения осуществляется в ходе внеурочной деятельности. Организуются индивидуальные и групповые занятия по различным направлениям в зависимости от образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (занятия с логопедом, психологом, дефектологом, лечебная физкультура, социально-бытовая ориентировка, ритмика и т.д.). Они позволяют оптимально решать проблему компенсации дефекта, включения ребенка в более сложную социальную среду, а значит и развитие его жизненных компетенций и личностных качеств.

Третье условие предполагает организацию сотрудничества с семьями обучающихся с ОВЗ.

Педагоги не могут обеспечить формирование личностных качеств младшего школьника с ОВЗ в оторванности от семьи. Семья представляет собой персональную среду жизни и развития детей и играет ведущую роль в их нравственном воспитании, приобщении к ценностям принятым в обществе. Кроме того, вводит ребенка с ОВЗ в социальную среду, способствует формированию и закреплению необходимых жизненных навыков.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Это доверительная атмосфера в системе «педагоги – дети – родители». Необходимо непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность по формированию личностных качеств младших школьников с ОВЗ [11].

Основными принципами работы школы с семьей ребенка с ОВЗ являются:

- открытость образовательной организации для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в формировании личностных качеств младших школьников с ОВЗ;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности младшего школьника с ОВЗ в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании личности младшего школьника с ОВЗ.

Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для подготовки ребёнка с ОВЗ к жизни. Главная цель школы – профессионально помочь семье, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Этому способствует консультативно-методическая и информационно-просветительская работа с семьей. У родителей необходимо сформировать адекватные представления о возможностях своего ребенка, научить конкретным методам и приемам взаимодействия и конструктивного общения с ребенком с ОВЗ, а главное повысить ответственность за достижение им личностных результатов.

В ходе взаимодействия школы и семьи вырабатываются единые требования и подходы к обучающимся, чтобы они не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались детьми. Это поможет в дальнейшем им наиболее благоприятно адаптироваться в социуме.

Подводя итог, следует сказать, что в формировании личностных качеств младших школьников с ОВЗ необходимо соблюдать оптимальный баланс между самоценностью детства и его своевременной социализацией.

Таким образом, проблема формирования личностных качеств обучающихся продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к современному образованию, необходимостью приобщения их к системе общечеловеческих ценностей, воспитания у школьников патриотизма и национального самосознания. Младший школьный возраст – это особый период, который является началом важного и ответственного периода развития личностных качеств, можно говорить о создании основы ценностно-смысловой сферы личности.

Работа по формированию личностных качеств у младших школьников с ОВЗ требует особой ответственности и осознанности, владения педагогами такими подходами, которые позволяют проектировать образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М., 2008. – 152 с.
  2. Борозинец Н.М. Обеспечение доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ / Сборник: Профориентационный навигатор (для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья); Сборник научных и методических работ по обобщению опыта работы. – Ставрополь, 2016. – С. 16-20;
  3. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 464 с.
  4. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1980.
  5. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издат. центр «Академия», 1998.
  6. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005. – 118 с.
  7. Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Никольская О.С. Концепция специального СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС // Под ред. С.В. Сацевич, М.А. Зыковой. – М.: Просвещение, 2014. – 48 с.
  8. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16. [Электронный ресурс].
  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/1450 (дата обращения: 03.04.2017).;
  10. Неретина Т.Г. Программа коррекционной работы школы. – Магнитогорск, 2014. – 28 с.
  11. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2010. – 416 с.
  12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 03.04.2017).
  13. Сборник приказов и документов Министерства образования и науки «Вестник образования России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestniknews.ru (дата обращения: 03.04.2017).
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 53 с.

 

Об авторе

Андросова Оксана Анатольевна – магистрант 2 года обучения направления подготовки 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: oksiklass.androsova@ yndex.ru

 

Ссылка для цитирования

Андросова О.А. Формирование личностных качеств у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.