Волков А.А., Чурсинова О.В. (г. Ставрополь)

Волков А.А., Чурсинова О.В. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИТИ-ШОУ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ

 

УДК 316.6

English verson:

Аннотация. В статье рассмотрены психологические особенности привлекательности реалити-шоу для аудитории, в частности, подрастающего поколения, которое ориентировано на интересы и потребности подростков и юношей. Молодежная субкультура, транслируемая большинством реалити-шоу, с легкостью проецируется на собственную жизнь юных зрителей. Это связано с тем, что лучше воспринимается и усваивается то, что ожидаемо, узнаваемо и интересно. Юного зрителя отличает эмоциональная вера в подлинность показываемого на экране, и это часто используется создателями многих реалити-шоу.

Ключевые слова: реалити-шоу, масс-медиа, манипулятивное воздействие, агрессия, жанр, молодежная субкультура, идеальный образ, межличностные отношения, зритель, паттерн поведения, телепередача, культурное пространство, телевизионный процесс, ценности, установки, личность, эффект интерактивности, манипулятивное воздействие, конформность, телевидение, медийные приемы.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В современном мире в жизни общества и отдельной личности возрастает роль масс-медиа. Культурное пространство современного человека существенным образом меняется, становится поликультурным под влиянием медиамира. Происходит это вследствие того, что телеканалы по-разному отражают и репрезентируют реальность. Человек, в условиях возрастающего объема информации, ускорения темпа социальной жизни, виртуализации реальности вынужден осваивать все более разнообразные по своей природе ценностные системы.

В настоящее время силу влияния масс-медиа на общество трудно переоценить. Масс-медиа представляют собой мощнейший инструмент воздействия на ценности и установки личности, осуществляющий регуляцию поведения. Самым массовым медиаканалом является телевидение.

Происходят изменения в структуре и содержании телевизионного процесса. Появляются новые, до сегодняшнего дня неизвестные жанры, например, реалити-шоу.

Реалити-шоу представляет собой разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. В качестве сюжета выступает показ действий людей в условиях, приближенных к реальной жизни.

Данный жанр телепередач характеризуется следующими признаками:

-                   не регламентированность сценария;

-                   подача в эфир с первого дубля;

-                   участие обычных людей;

Захарова Н.В. рассматривает реалити-шоу как синтетическую культурную форму, в которой объединены элементы из различных жанров массовой культуры [5].

По мнению автора, при просмотре реалити-шоу зритель может не только подглядеть за жизнью телегероев, наблюдать, как развиваются их межличностные отношения, но и проиграть различные роли, усвоить новый паттерн поведения и на этой основе сформировать или внести изменения в свой идеальный образ.

Создание реалити-шоу ориентировано на интересы и потребности подростков и юношей. Молодежная субкультура, транслируемая большинством реалити-шоу, с легкостью проецируется на собственную жизнь юных зрителей. Прежде всего, это связано с тем, что лучше воспринимается и усваивается то, что ожидаемо, узнаваемо и интересно. Юного зрителя отличает эмоциональная вера в подлинность показываемого на экране, и это часто используется создателями многих реалити-шоу.

Григорова Д.Е. в своем исследовании выделила целый ряд эффектов, которые являются причиной популярности телепередач жанра «реалити»:

- эффект новизны;

- эффект реальности и сиюминутности происходящего, проявляющийся в вере юных зрителей в стихийное развитие событий, происходящих в реалити-шоу и отсутствие запланированности и регламентированности;

 эффект «замочной скважины», который предполагает возможность наблюдения за другими людьми, их межличностными отношениями, эмоциями и чувствами, интимными подробностями личной жизни;

- эффект популярности человека из толпы (например, подросткам, нравится осознавать тот факт, что популярными могут быть не только актеры, певцы или спортсмены, но и самые заурядные люди);

- эффект зрелищности;

- эффект идентификации с участниками реалити-шоу (подростки сравнивают и отождествляют себя с героями данных телепередач);

- эффект интерактивности (подростки с помощью телефонных звонков, интернет и смс-голосования могут принимать участие в судьбе телегероев) [2].

По ряду показателей, большинство телепередач жанра «реалити» не соответствуют требованиям информационной безопасности:

- ценностному (на телеэкране преобладают материальные ценности);

-  поведенческому (осуществляется демонстрация вседозволенности, оправдывается агрессивное поведение);

  личностному (демонстрируется потребительское отношение к окружающим людям, в сознание внедряются мысли о том, что цели можно достичь, используя любые средства, «идя по головам» и т. д.);

 познавательному (уровень познавательной информации в реалити-шоу очень низок и сводится в основном к демонстрации бытовизма и праздного существования).

Гуцал Е. А. разработал типологию реалити-шоу:

- программы с использованием скрытой камеры («Сам себе режиссер», «Эти забавныеживотные», «Скрытая камера», «Запретная зона»);

- программы с документальной съемкой (зрителю предоставляется возможность наблюдать за работой и жизнью телезвезд);

- студийная программа с фрагментарным использованием живой камеры (игровые шоу «Танцы со звездами», «Две звезды», социальный эксперимент «Снимите это немедленно», «Королева бала», информационные программы «Время», «Вести»);

- студийная съемка, т.е. съемка профессиональными камерами (реалити-шоу, в которых участники на протяжении длительного времени находятся в замкнутом пространстве под наблюдением видеокамер. Основной мотив участия в подобных играх материальный: участники, прежде всего, мечтают получить крупный денежный выигрыш. Объединяет программы данного типа то, что в них принимают участие реальные люди, поведение и эмоции которых не регламентированы сценарием («Дом 2», «Голод», «Фабрика звезд») [4].

Жанр реалити-шоу может оказывать манипулятивное воздействие, регулировать и предписывать определенные паттерны поведения; конструировать образ и оценки реальности.

Григорова Д.Е. выделиламедийные приемы манипулятивного воздействия в реалити-шоу:

1) «приклеивание ярлыков»: каждый участник закрепляет за собой определенный образ и придерживается его на протяжении всего реалити-шоу;

2) «обобщение». Суть каждого реалити-шоу можно свести к определенной формуле. Так реалити-шоу «Дом-2» призывает участников найти и построить свою любовь. Основной лозунг телепередач «Фабрика звезд», «Народный артист» и др. – «стань звездой». Программы «Голод», «Последний герой» и др. демонстрируют как выжить в экстремальных условиях и при этом выстроить конструктивные взаимоотношения с окружающими, или, наоборот строить интриги, объединять против общего врага;

3) «перенос» (трансферт). Данный прием характеризуется тем, что реалити-шоу ненавязчиво и незаметно для большинства телезрителей распространяют авторитет или престиж того, что уже ценится и уважается;

4) «свидетельство» (ссылка на авторитеты): Мнения и суждения участников и ведущих шоу, которых зрители уважают являются для них авторитетными. Именно поэтому обычно ведущими реалити-шоу становятся известные, популярные личности.

5) «игра в простонародность». Участниками реалити-шоу – являются обычные люди, такие же, как и большинство зрителей;

6) «перетасовка фактов»: В реалити-шоу зрителю демонстрируются выборочные факты действительности, выгодные их создателям;

7) «общая платформа». Данный эффект ориентирован на такое психологическое качество подрастающего поколения как конформность, которое проявляется в некритичности восприятия и усвоении преподносимой информации.

Манипулятивное воздействие реалити-шоу повышается за счет:

- частоты трансляции: большинство реалити-шоу транслируют ежедневно, что способствует информационной перегрузке подростка;

- амплитуды между повторами схожих по содержанию и структуре программ: по разным каналам практически одновременно транслируются однотипные реалити-шоу;

- релевантности события по отношению к культуре и осведомленности целевой аудитории: содержание реалити-шоу актуально и понятно для подрастающего поколения, что способствует формированию их определенной точки зрения на то или иное событие;

- сохранения актуальности: участники реалити-шоу становятся популярными людьми, ездят на гастроли, снимаются в фильмах, дают интервью, становятся ведущими и др. [3].

Манипулятивное влияние реалити-шоу может иметь как кратковременные, так и длительные последствия. Среди основных последствий можно выделить подражание, ориентировку и установку на ценности и паттерны поведения героев реалити-шоу.

На сегодняшний день на различных телеканалах транслируется большое количество реалити-шоу, в которых осуществляется нерегламентированная репрезентация образов агрессии и насилия. Одним из каналов, который по своей тематики нацелен на реалити-шоу, является телеканал ТНТ («Дом 2», «Холостяк» и др.).

По результатам нашего исследования, реалити-шоу «Дом 2» достаточно поздно выходит в телеэфир (23:00 часов), но при этом пользуется значительной популярностью среди подростков.

Рис. 1. Популярность реалити-шоу «Дом 2» у младших и старших подростков с разным уровнем агрессивности

 

Как видно из рисунка 1, наибольшей популярностью «Дом 2» пользуется у старших подростков с высоким (32,3%) и средним (32,5) уровнем агрессивности.

Следует отметить, что агрессия и сексуальная тематика составляют доминирующую тему телепроекта. Обе темы тесно связаны и выражены на уровне психологической фиксации, так как причиной агрессии, как правило, становится конкуренция участников и отношения между полами. Как показал анализ, среди различных форм агрессивных проявлений в данной телепрограмме доминирует вербальная агрессия, которая может выражаться в ссорах, бурных эмоциональных реакциях, сопровождающихся словесными оскорблениями, высмеиванием участниками друг друга. В большом количестве в данной передаче присутствуют также проявления физической и предметной агрессии. Физическая агрессия проявляется в таких действиях телегероев как: пощечины, пинки, щелчки, «выталкивания из комнаты» и др. Предметная агрессия сопровождается выбросом и порчей вещей обидчика, хлопаньем дверью, ударами кулаком по столу и др.).

Подростки с низким уровнем агрессивности предпочитают данную телепередачу не смотреть.

Таким образом, реалити-шоу формируют искусственную картину реальности, которая, с одной стороны, потрясает и пугает неокрепшее воображение, с другой, приводит к модификации поведения в соответствие с устрашающей картиной.

Литература 

  1. Абраменко А. Жанр реалити и его особенности на российском телевидении. // Вестник Пермского государственного университета. – 2005. – № 1. – С. 23-26.
  2. Григорова Д.Е. Особенности влияния медиатекстов молодежных телепередач на формирование критического мышления старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2008. – 24 с.
  3. Григорова Д.Е. Реалити-шоу: анализ механизма манипуляционных воздействий. // Инновации в образовании. – 2010. – № 7.
  4. Гуцал Е.А. Телевизионное реалити-шоу: некоторые аспектытипологии. // Известия Уральского государственногоуниверситета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – № 62. – Вып. 25-26. – С. 196-204.
  5. Захарова Н.В. «Реалити-шоу» на российском телевидении: социокультурная характеристика. // Народная культура: личность, творчество, досуг (этнокультурный и творческий потенциал личности в пространстве досуга): Сборник статей и материалов Всероссийской конференции, посвященной памяти члена-корреспондента Международной академии высшей школы, профессора М.Е. Бударина / Отв. ред. И.А. Селезнева, Л.В. Секретова, Н.А. Томилов. – Омск: ООО «Изд-кий дом НАУКА» 2003. – С. 165-166.
  6. Колотаев В.А., Поляков К.В. Типология реалити-шоу. // Вестник волгоградского института бизнеса. – 2012. – №2 (19). – С. 238-241

Об авторе

Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет».

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Чурсинова Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

Ссылка для цитирования

Волков А.А., Чурсинова О.В.Психологические особенности реалити-шоу. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.