Волков А.А. (г. Ставрополь)

Волков А.А. (г. Ставрополь)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

 

УДК 159.923

English verson:

Аннотация. В статье сделана попытка провести теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме профессиональной самореализации и самоопределения личности сотрудников полиции.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, самоопределение личности, личность сотрудников полиции, профессионализм, профессиональная деформация, удовлетворенность трудом.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме профессиональной самореализации и самоопределения личности сотрудников полиции позволил раскрыть ее сложный, многоаспектный характер и показать специфику различных подходов к ее изучению. Вопросы профессионального становления и самоопределения личности разрабатываются с позиций различных отраслей современной психологии: психологии личности, психологии труда, акмеологии и социальной психологии. Причем, следует отметить, что в научной литературе отчетливо обнаруживается тенденция на создание единой теории, системно объясняющей профессиональное становление человека.

В отечественной психологии наиболее широкое распространение получил субъектно-деятельностный подход, концептуальные положения которого были заложены С.Л. Рубинштейном и получили дальнейшее развитие в работах К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, А.А. Деркача, А.Н. Леонтьева и др. В рамках этого подхода деятельность рассматривается как наиболее универсальная форма осуществления человеком своей преобразующей активности. В качестве основных принципов психологического анализа в данном случае предлагается рассматривать принцип единства деятельности и сознания, принцип развития, принцип активности отражения в процессе деятельности.

Большой вклад в разработку данной проблематики внесли результаты исследований Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, В.Г. Зазыкина, А.К. Марковой, описывающие профессиональное становление как целостный, непрерывный процесс. Это позволило раскрыть процесс профессионализации, включающий проблемы процесса выбора профессии и овладения специальностью, вхождения специалиста в профессиональную среду, социальные факторы регулирования степени профессионализации, осуществить анализ условий, закономерностей и особенности изменений личности в процессе восхождения к профессионализму.

Анализ теоретических предпосылок познания трудовой и служебной деятельности показывает, что в психологии оформились три основных подхода к изучению психологических условий деятельности: а) анализ профессии как социально-психологической единицы, несущей в себе основные требования к деятельности и ее исполнителям; б) анализ субъектов деятельности, направленный на выявление тех сторон и условий труда, в которых наиболее полно проявляются субъектные характеристики участников труда; в) анализ формирования профессионализма участников деятельности как наиболее полного выражения психологической стороны труда. При этом ведущее положение занимает подход, связанный с исследованием профессионализма как интегральной категории анализа процесса функционирования и развития деятельности.

В то же время, как показал критический анализ научной литературы, большинство исследований в области психологии юридического труда остаются в рамках первого, описательного подхода. Многочисленные работы посвящены выделению и анализу либо тех требований, которые предъявляют отдельные виды профессиональной деятельности к личности сотрудников правоохранительных, правоприменительных и правоисполнительных органов (П.П. Баранов, А.В. Мещерякова, 2000; Б.Г. Бовин, 1997; В.М. Богданов, 1984; А.А. Волков, 1987; Ю.Ю. Бузыкина, 2005; В.Л. Васильев, 2000; А.А. Деркач, А.К. Маркова, 1998; А.И. Папкин, 1996; A.M. Столяренко, 1987; С.Б. Целиковский, И.Н. Коноплева, 2004 и др.), либо проблемам профессиональной деформации личности (С.П. Безносов, 1995; А.В. Буданов, 1992; В.В. Волков, 1971; B.C. Медведев, 1996; И.Б. Пономарев, 1979 и др.). Однако даже в таком контексте ощущается явный недостаток работ, посвященных психологии деятельности сотрудников полиции.

Изучение человека как единого целостного образования разорвано, рассеяно по множеству областей знания.

Подобное состояние во многом обусловлено тем, что науки о человеке перешли от синкретичного (целостного) подхода к человеку, характерного для древности и средневековья, когда на первом плане находились проблемы гуманизма, духовности, соотношения души и тела на второй, аналитический этап развития. Данный этап характеризуется, как известно, дифференциацией целостного подхода и появлением отдельных наук таких, как психология, социология, физиология и других, с помощью которых анализируются частные стороны, свойства и проявления человека. На этот подход в основном опираются ученые в настоящее время. Однако сейчас наметился переход к следующему этапу «синтетического человекознания» (данное выражение принадлежит Б.Г. Ананьеву [1]). На данном этапе предстоит объединить знания отдельных наук на новой основе и вернуться к глобальным характеристикам человека с учетом современного состояния науки и общества в целом.

В настоящее время проблема развития и использования человеческого потенциала рассматривается в новом аспекте. Более высокие требования предъявляются к самостоятельности, креативности, инициативе и предприимчивости человека, что вызвано происходящими в обществе изменениями. Б.Г. Ананьев неоднократно отмечал усиление влияния человеческого фактора на различные стороны действительности. Все это обусловливает возрастание актуальности проблемы самореализации личности.

В зарубежной научной литературе термин «самореализация» (self-realisation) впервые приводится в словаре по философии и психологии, изданном в 1902 г. В Лондоне: «Самореализация – осуществление возможностей развития Я». Такое определение соответствует такому пониманию, согласно которому высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление.      

Термин «самореализация» используется в отечественной и зарубежной психологической, педагогической, философской, социологической и другой общественно-научной литературе [2, 3, 4]. В отечественных психологических и педагогических исследованиях он начал употребляться в 90-х годах ХХ века, в социологических и других общественно-научных – в период строительства коммунизма. В философских исследованиях, использование понятия «самореализация» и идей, положенных в его основу, уходит в глубокое прошлое. В общенаучных исследованиях, прежде всего, общефилософских, данный термин использовался как в рамках диалектической философии, так и с метафизических позиций [6].

 Несмотря на то, что в настоящее время термин «самореализация» используется все чаще, в отечественной психологической, социологической, педагогической, философской и другой справочной литературе (энциклопедиях, словарях и т.д.) определения этого термина отсутствуют. Не приводятся они и в больших энциклопедиях и толковых словарях русского языка.

 На процесс самореализации оказывают влияние две группы условий: внутренние и внешние. Под внутренними условиями принято понимать степень развитости способностей, качества характера, воли, привычки человека, гибкость или ригидность мышления и так далее; под внешними – наличие или отсутствие социального заказа на способности, его потенции, мера востребованности их со стороны социальных структур и целого.

 Внутренние условия, так или иначе, проявляются в процессе развития человека, развертывания его судьбы, реализации различных сценариев жизненного пути. В процессе развертывания судьбы происходит или не происходит профессиональный, психологический; гражданский, моральный и т. п. рост человека, раскрытие им своих способностей. В данном случае рост трактуется как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей человека. В соответствии с законом иерархии потребностей движение к подлинной самореализации не может начаться, пока человек не освободится от доминирования низших потребностей. При доминировании низших потребностей не происходит раскрытия самых глубинных способностей и потенций человека.

 Создание внешних условий для самореализации всех членов общества прерогатива разумной социальной политики. При этом необходимо учитывать тот факт, что на различных этапах жизни человека необходима своеобразная социальная помощь. Понятно, что помощь в развитии для ребенка, юноши и пенсионера будут различными.

 Наиболее близкими к понятию «самореализация» являются понятия «самоактуализация» и «самоосуществление». Понятие «самоактуализация», как правило, описывается в психологической литературе со ссылкой на работы А. Маслоу. В зарубежных психологических и философских словарях термин «самоосуществление» (self-fulfillment) чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.

 В различных науках о человеке, на разных этапах их существования, так или иначе, появляется термин «самореализация».

 Идея самореализации имеет давнюю историю в философии. «В качестве высшей ценности самореализация трактуется в философии Упанишад (с VIII до V в. до н.э.) и в даосизме (VI-V вв. до н.э.). На Западе учение о самореализации восходит, по крайней мере, к Аристотелю и отчасти Платону, представляя собой не только теоретический анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов индивидуального самоосуществления» [11]. В конце XIX – начале XX вв. в англоамериканских теориях, в особенности у представителей идеализма, принцип самореализации обретает характер этической заповеди. По мнению многих философов, данная тенденция сохраняется в XX в. в философии экзистенциализма.

 Ранее, в советской общественной системе, проблема самореализации игнорировалась. Существовали обязательные, определенные формы самореализации личности, в основе которых лежала система идеалов и ценностей, дающая ответы на все духовные и мировоззренческие вопросы. Такая форма самореализации избавляла от необходимости поиска своего места в жизни и обеспечивала иллюзорную защищенность.

 Изменения в общественной жизни повлекли за собой совершенно иной социальный запрос – на принятие человеком самостоятельных, индивидуально выверенных решений. Все это создало условия для подлинной самореализации, основным признаком которой является альтернативность, возможность выбора [12].

 Многие исследователи считают, что самореализация оказывается сложной вследствие условий человеческого существования. Самореализация предполагает планирование своей жизни и деятельности, самосоздание условий своей активности направленной на более полную реализацию своих способностей и возможностей. В современном мире создание этих условий оказывается достаточно сложным, а чаще невозможным.

 Известно, что важнейшей сферой самореализации человека является труд. Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев выделяют критерии позволяющие судить об успешности или неуспешности самореализации в трудовой деятельности.

 Наиболее известным показателем успешности или неуспешности самореализации человека в труде является показатель внешней продуктивности деятельности. Речь идет преимущественно о количественных показателях, конечно, при сохранении некоторого требуемого уровня качества (количество знаний, усвоенных студентом, количество новых разработок в той или иной сфере науки и т. д.). Часто о самореализации судят преимущественно по этому показателю. Для общества действительно важно, каков внешний результат, в каком количестве продукции он выражается. Эта продукция необходима для существования и процветания общества [7].

 Другим важнейшим показателем самореализации в труде является показатель меры удовлетворенности человека процессом своего труда. Если человек достигает высоких результатов, но при этом не получает удовлетворения, нет оснований говорить об успешной самореализации. С этой точки зрения самореализации нет и у студента, который, получая высокие оценки, тем не менее не испытывает удовлетворения от изучаемых предметов. Только в том случае, когда высокие результаты подкрепляются внутренней удовлетворенностью, появляются веские (но еще недостаточные) основания, чтобы говорить о состоявшейся самореализации [7].

 Следующим, не менее важным показателем самореализации является нервно-психическая «цена», которую человек вынужден платить за свою результативность и удовлетворенность. Даже при высокой продуктивности и удовлетворенности вряд ли можно говорить об успешной самореализации, если человек вынужден расплачиваться за нее своим физическим или психическим здоровьем.

 Итак, самореализация имеет место, если налицо: высокая продук¬тивность (результативность), удовлетворенность своим трудом – при отсутствии разрушающих нервно-психических затрат. По сочетанию этих трех показателей можно судить о мере самореализации человек в том или ином виде труда.

 «Под самореализацией понимается практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом... Самореализация продолжается всю жизнь, но в ней можно выделить ряд конкретных актов – «пиков» глубоко индивидуального процесса самореализации...» [11, с. 31].

 Следует также иметь в виду, что самореализация предполагает трансформацию способностей, замыслов, установок человека (его внутреннего содержания) в поведение. Поэтому одни работают для удовлетворения своих биологических потребностей, другие – ради реализации именно своих способностей, ценностных установок, часто явно утопического характера. Таким образом, мотивы самореализации могут быть совершенно различными.

 Феномен самореализации имеет явно выраженный междисциплинарный характер. Он представляет интерес не только для психологов, но и для социологов, философов, социальных и медицинских работников. Проблема самореализации личности, это психологическая проблема, особенности и закономерности которой могут быть выявлены посредством психологической науки с привлечением междисциплинарных знаний.

 Самореализация как междисциплинарный феномен не может исследоваться без использования научного знания, полученного не только в смежных, но и на первый взгляд далеких друг от друга фундаментальных математических, физико-математических, естественных и других науках [5].

 Синергетика – это дисциплина, которая находится на стыке ряда наук (физики, химии, биологии и т.д.). Основная задача этого междисциплинарного направления научных исследований, возникшего в 70-е гг. XX в., – познание общих закономерностей и принципов процессов самоорганизации различной природы. «В рамках синергетики изучается такое совместное действие отдельных частей какой-либо неупорядоченной системы, в результате которого происходит самоорганизация – возникают макроскопические, пространственные, временные или пространственно-временные структуры, причем рассматриваются как детерминированные, так и стохастические процессы» [6, с. 4].

 Сотрудники полиции представляют собой один из самых многочисленных отрядов работников правопорядка, выполняющих большой объем работы по профилактике, предупреждению и пресечению административных и уголовных деяний. От того, насколько профессионально, грамотно они осуществляют порученные им обязанности во многом зависит успех этой деятельности.

 Анализ практики и данные науки указывают на необходимость научного исследования самореализации личности сотрудников полиции. Это обусловлено тем, что знание психологии людей, интересов, мотивов поведения и поступков выступает важным условием успехов в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Чтобы воздействовать на людей с какими-либо шансами на успех, необходимо знать не только приемы воздействия, но и алгоритмы реализации этих приемов, человеческий материал, на который предстоит воздействовать. Умение учитывать психологию должно позволить сотрудникам полиции строить свою деятельность в соответствии с принципами гуманизма, законности, уважения прав человека.

 Конфликтный характер деятельности сотрудников полиции повышает роль строгого учета психологии взаимоотношений с различными категориями лиц. Сотрудники полиции должны уметь «с максимальной эффективностью и в рамках законности воздействовать на противника, граждан, пресекать панические настроения толпы, нейтрализовать или делать своим союзником социально пассивную часть населения» [8, с. 68]. Нормативные документы МВД РФ подчеркивают недопустимость высокомерного тона, грубости, заносчивости, иронического или невежливого изложения замечаний, выражений и реплик, оскорбляющих человеческое достоинство, угроз, нравоучений, несправедливых упреков, предъявления незаслуженных обвинений, угрожающих жестов или знаков в общении с гражданами. Сотрудник полиции не может вступать с гражданами в пререкания споры, терять выдержку и самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях руководствоваться личными, неприязненными чувствами к тем или иным лицам.

 Несмотря на трудности в общении с гражданами, особенно нарушителями, среди которых могут быть лица, имеющие преступный опыт, полицейский должен уметь учитывать психологические факторы, а для этого ему необходимо: понять, что за человек перед ним, его общественное положение (должность, звание, профессия и т.д.); состояние, в котором он находится (радости, аффекта, гнева, страха, тревоги и др.), его индивидуально-психологические особенности, возможное обострение и предотвращение конфликта, установление взаимопонимания, оказание на него психологического воздействия с целью получения необходимого результата. Сотрудник полиции должен уметь распознавать, оценивать и принимать правильное решение в условиях неопределенности. При проверке массовых спортивных мероприятий работникам полиции необходимо: «изучать психологические особенности поведения болельщиков, их эмоциональное состояние, реакцию на действия милиции; применять необходимо лишь те меры, реакция на которые будет положительной (либо терпимой), либо такой, которую можно быстро и легко нейтрализовать» [9, с. 144]. Анализ методов охраны общественного порядка и борьбы с преступностью показал, что моральное и физическое воздействие на правонарушителя в немалой степени обусловлено психологическими аспектами не только выбора воздействия, с учетом психологии правонарушителя, но и своих возможностей.

 Ряд других психологических особенностей оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью отмечается в работах И.К. Шахриманьяна и др.

 Таким образом, сотруднику полиции в оперативно-служебной деятельности нужна психологическая информированность о людях, их поведении и поступках, обстановке места происшествия для выявления, предупреждения и пресечения правонарушений, охране задержанных и арестованных и других профессионально важных особенностей оперативной обстановки, а также умения использовать её при принятии решения и выполнения различных действий.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
  2. Волков А.А. Кризисы профессиональной самореализации личности. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2014. – № 4. – С. 235-239.
  3. Волков А.А. Профессиональная самореализация сотрудников милиции общественной безопасности. – Москва: «Кредо». – 2010. – 180 с.
  4. Волков А.А. Системно-структурный подход (синергетический) при рассмотрении самореализации личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журнал, 2015. – № 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 30.09.2015).
  5. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознании: учеб. пособие / Серия «Человек в новой России». – Вып. 5. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2001.
  6. Исаев А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1993.
  7. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности. Личностные затруднения в профессиональной сфере. – СПб.: Речь, 2005. – 222 с.
  8. Насиновский В.Е. Тактика задержания вооруженных преступников в жилых помещениях. – М., 1978.
  9. Организация и тактика охраны общественного порядка при проведении массовых спортивных мероприятий. / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 1985.
  10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. – М., 1986.
  11. Цырева Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: автореф. дис. … канд. наук. – М., 1992.
  12. Чирков В.И. Самореализация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996. – № 3. – С. 116-132.

Об авторе

Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

Ссылка для цитирования

Волков А.А. Методологические и теоретические аспекты проблемы самореализации личности сотрудников полиции. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.