ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Мишина М.М., Яшина А.А. (г. Москва)

СВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК С УРОВНЕМ СЕПАРАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Статья посвящена проблеме исследования связи родительских установок с уровнем сепарации старших подростков, что имеет большое значение для развития личности современного подростка, включенного в транзитивное общество. Сложный жизненный этап подросткового возраста закономерно связан с обретением личностной зрелости, которая важна для молодого человека, включенного в активную общественную жизнь. Помимо физической зрелости, важно достичь психологической сепарации от родительской семьи.

Ключевые слова: подростковый возраст, личностная зрелость, сепарация активная общественная жизнь, родительские установки.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Современное общество предъявляет высокие требования к взрослеющему молодому человеку, в характере которого особенно ценятся независимость, самодостаточность, стремление к саморазвитию с выраженной способностью к самостоятельной постановке жизненных целей и «опорой на себя». Перечисленные характеристики личности современного старшего подростка позволяют осуществлять личный и свободный выбор жизненных приоритетов. Достижение психологической сепарации от родителей – одна из главных задач развития старшего подростка, поэтому важно с психолого-педагогической точки зрения, изучить феномен психологической сепарации в детско-родительских отношениях.

Большинство психологических концепций под родительскими установками понимают систему эмоционального отношения родителя к подростку, особенности его восприятия с оценкой поведения старшего подростка. Среди ключевых вопросов о взаимоотношениях родителя с подростком является вопрос о значении родительских установок для формирования личностных особенностей старшего подростка. Важно понять: каким образом наличие тех или иных установок родителей влияет на развитие личности старшего подростка?

Установка как динамическое состояние готовности человека к определенной активности, обнаруживает себя в стереотипах, готовых шаблонах поведения, что регулирует взаимоотношения старшего подростка с членами родительской семьи и определяет вектор направленности отношений [5, с. 416].

Родительские установки связаны не только с поведенческим компонентом, они формируют личность в целом, определяя ее ценности, направленность и жизненные перспективы. Родительские установки являются психологическим механизмом, связывающим личностные свойства старшего подростка и его поведение в различных жизненных ситуациях [1, с. 3-12].

Установки, из которых исходят родители, проявляются в их поведении по отношению к подростку. О. Коннер предложил классификацию, в которой выделено 4 вида установок: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность» и «чрезмерная опека». Если родители будут отталкиваться от установки на «принятие и любовь», в которой подросток воспринимается как «центр родительских интересов», то он со временем станет полноценно развитой личностью. Установка на «излишнюю требовательность» будет формировать у подростка чувство неуверенности в себе и своих силах.

Не только установки, но и характер самого воспитания определяют будущие качества личности. Если сравнивать стили воспитания, то очевидно, что при демократическом стиле приобретаются следующие качества личности: общительность, всесторонняя развитость, стремление к лидерству и социальная активность. А если подросток растет в семье с контролирующим типом воспитания, то высока вероятность того, что в будущем для него будут характерны внушаемость, безынициативность и тревожность.

Некоторые из вариантов родительского воспитания могут привести к формированию у подростка нестабильной психики и ложного представления о мире и себе.

Также установки формируются исходя из степени родительского контроля и доверительности отношений в семье. Например, если степень контроля тотальна, а внутрисемейные отношения строятся на боязни, то у подростка формируются боязливость, агрессивность и зависимость от родителей. А если родитель позволяет подростку самому контролировать свои действия и в семье складываются доверительные отношения, то это позволяет ему расти активным и творческим.

Личностные качества подростка зависят от выбранной воспитательной стратегии родителей, которая, в свою очередь, зависит от личностных качеств родителей. У авторитетных родителей вырастают инициативные и общительные дети, у снисходительных – спонтанные и раздражительные, а если родитель безразличен к подростку, то он становится озлобленным. Доказано, что условием оптимального результата воспитания становится сочетание родительской демократичности и принятия с высоким уровнем требовательности и контролем. А наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт подростка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями.

Важно то, какой на фоне стиля родительского поведения формируется личность подростка. С. Куперсмит проводил исследования взаимосвязи между формированием Я-концепции у подростков и внутрисемейным взаимодействием, а именно уровнем контроля и поддержки со стороны родителей. Им было выявлено, что оба фактора положительно влияют на формирование самооценки подростка и воспринимаются как проявление заботы. Также согласно исследованиям, основным фактором при формировании самооценки подростка являются стиль семейного воспитания, уровень самооценки матери и ее способность принимать подростка [4, с. 250].

Исследователи сошлись во мнении о том, что стиль родительского поведения влияет на подростка, но что влияет на стиль родительского поведения? Во многом, традиции воспитания передаются из поколения в поколение, родители перенимают и копируют опыт и формируют отношения, которые складывались в родительской семье, а также могут неосознанно воспроизводят со своими детьми проблемы, которые не смогли разрешить в детстве.

На родительское поведение и отношение к подростку влияют внутренние психологические ресурсы родителей, выработанные психологические качества подростка и наличие внешних источников напряжения и поддержки. Сочетание этих факторов и степень их выраженности формирует стиль воспитания, при этом данный стиль является подвижным и способен меняться и трансформироваться в процессе жизни и воспитания подростка в соответствии с приобретаемым жизненным опытом. Однако вклад этих факторов в формирование стиля воспитания неравнозначный и основную роль здесь играют внутренние ресурсы родителей. Родители с устойчивыми психологическими ресурсами способны выстраивать открытые доверительные отношения с подростком, что положительно влияет на формирование его личности и в частности, самооценки. Это свидетельствует о том, что психологическое благополучие родителей является важнейшим фактором, влияющим на стиль воспитания и их родительские установки.

Несмотря на важность в формировании подростка роли родителя, воспитательных схем и установок, для развития зрелой личности крайне важным является процесс сепарации. Сепарация в психологии понимается как явление психологического отделения взаимозначимых субъектов друг от друга, в результате которого происходит трансформация их отношений, а также достижение когнитивной, эмоциональной и функциональной независимости каждым из участников процесса. Отделение от значимого другого происходит на когнитивном, поведенческом и эмоциональном уровнях. На когнитивно-поведенческом уровне сепарированность осуществляется через достижение личностной идентичности и автономии: человек имеет собственные уникальные ценности, мотивы, каузальные схемы, он способен делать собственный выбор, основываясь на своих внутренних критериях. Однако для успешного отделения необходимы также изменения, которые заключаются в трансформации отношений и их эмоционального содержания. Многие взрослые люди демонстрируют эмоциональную незрелость и чрезмерную реактивность в отношениях, несмотря на то, что они успешно сепарировались в когнитивно-поведенческом плане. Подобные наблюдения заставляют задуматься о влиянии эмоционального аспекта сепарации на личность индивида и его будущую жизнь.

Э. Фромм отмечал, что критическое мышление и свобода творчества личности формируются при своевременном отделении от семьи. В младенчестве и в раннем детстве ребенок не способен существовать отдельно от взрослого также, как и в первобытном обществе человек не был способен выжить в одиночку. «Относительно быстрый переход от внутриутробного к самостоятельному и независимому существованию, обрыв пуповины означают начало независимости ребенка от тела матери. Однако эта независимость лишь в смысле разделения двух тел. С функциональной точки зрения ребенок продолжает быть зависимым от матери и все еще является частью ее тела».

В подростковом возрасте стремление к свободе приобретает черты бунта и обнаруживает себя во внешних проявлениях. Практически всегда стремление к свободе, согласно Фромму, связано с нарастающим чувством одиночества, а гармоничное развитие человека возможно только тогда, когда отделению и индивидуализации сопутствует личностный рост [7, с. 160].

Сепарация подростка непосредственно связана с понятием независимости, а её достижение говорит об успешности протекания этого процесса. Качественная сепарация невозможна без достижения независимости в функциональной – «самостоятельность в решениях и действиях без обращения за помощью к родителям», эмоциональной – «независимость от родительского одобрения и поддержки», аттитюдной – «независимость собственных убеждений от мнений родителей̆» и конфликтологической – «отсутствие переживания вины, гнева, тревоги, недоверия в отношениях с родителями» сферах [10, с. 170-178].

Суверенность личности, достигается через отделение от значимого «другого». Субъектами этого процесса являются родители и их дети. Общепризнанным является факт того, что процесс отделения индивида от семьи происходит не сразу. Он длится на протяжении всей жизни и делится на несколько этапов: биологический – завершается к трём годам; далее у ребенка появляется чувство автономии, что соответствует личностному этапу; вслед за ним наступает социальный этап и сопровождающее его чувство зрелости; завершающим является духовный этап, приходящийся на вторую половину жизни.

Окончательная периодизация процесса семейной̆ сепарации до сих пор не разработана, т.к. этот процесс является очень индивидуальным и имеет множество факторов, которые его определяют.

Чтобы разобраться в значении сепарации на развитие личности необходимо понимать по каким законам личность развивается.

По мнению Л.С. Выготского внутренние структуры человеческой психики формируются посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Этот процесс был назван Выготским интериоризацией (франц. interiorisation – переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний).

Он считал, что всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека. Каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следу­ющем шаге эта форма становится индивидуальной функцией само­го ребенка.

Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе – рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика, а на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно [3, с. 1136].

Важно отметить то, что процесс интериоризации описывается как передача знаний от родителя к ребенку, но это описание характерно лишь для младшего возраста. Ребенок, взрослея, берет информацию извне без участия родителя и также он её интериоризирует. Однако, если он, в силу каких-то обстоятельств, будет продолжать принимать информацию только от родителя, то это будет грозить отсутствием навыка самостоятельно мыслить. Что в последствии сделает невозможным сепарацию и становление его как отдельной независимой личности.

Развитие личности тесно связана с понятием личностной идентичности, Э. Эриксон понимает ее как внутреннюю непрерывность и тождественность личности. Человек, достигший̆ личностной̆ идентичности не только переживает свое прошлое, настоящее и будущее как единое целое, но и ощущает свою личность постоянной, вне зависимости от изменений внешней̆ среды, ощущает целенаправленность и осмысленность собственной̆ жизни. Она объединяет конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли. [8, с. 344].

В продолжение идей Э. Эриксона, американский психолог Джеймс Марсиа описывает статусную модель идентичности, в которой личностная идентичность определяется как структура эго – внутренняя самосоздающаяся динамическая организация потребностей̆, способностей̆, убеждений и индивидуальной истории. Дж. Марсиа в исследованиях идентичности среди подростков и молодежи выделяет четыре основных варианта (статуса) формирования идентичности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. Они определяются с учетом двух факторов: прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый кризисом идентичности, и связал ли он себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Статус предрешенности предполагает, что выбор был предрешен заранее и определяется скорее родителями или учителями, нежели самостоятельно. Молодые люди, которым не достает чувства направления в жизни и не хватает мотивации, чтобы его отыскать, пребывают в статусе диффузии. Юноши и девушки в статусе моратория находятся в самом центре продолжающегося кризиса идентичности или принятия решений. Достижение идентичности – статус людей, прошедших кризис и связавших себя обязательствами вследствие сделанного ими выбора.          Дж. Марсиа отмечает необходимость преодоления «кризиса идентичности» для того, чтобы принимаемые решения и сделанные выборы не были навязанными, а действительно отражали бы индивидуальность человека, они бы приносили осознанность в его жизнь. В таком случае можно будет определить статус идентичности как «достигнутая идентичность»: период активных сомнений позади, основные ценности и убеждения сформированы, жизненные приоритеты определены, вследствие чего возникает ощущение целенаправленности и осмысленности собственной̆ жизни [9, с. 2]. 

В том случае, если человек не преодолевает подобный кризис, формируется, согласно автору, «преждевременная идентичность»: у индивидуума есть набор ценностей целей и убеждений, сформированных посредством идентификации с родителями, он не провел самостоятельной работы, а значит процесс интреиоризации не прошёл.

Сопровождение процесса сепарации подростков может эффективно осуществляться практическим психологом, обладающим высокой коммуникативной и профессиональной компетентностью [5]. 

Подводя итог, можно сказать, уровень сепарации от родителей отражает статус личностной̆ идентичности и наличие личностной̆ автономии, которые могут служить одним из критериев завершенности психологического отделения подростков от родителей. Личностно автономный подросток со сформированной идентичностью – это тот самый мыслящий человек, который способен к рефлексии, может брать на себя ответственность, у него есть система личностно значимых ценностей убеждений, и он умеет действовать в соответствии с жизненной ситуацией. Важно упомянуть то, что семейная сепарация – это не отвержение ценностей, прививаемых родителями, а их переосмысление с возможностью выбора для себя тех, которые подросток считает для себя значимыми и верными.

Литература

  1. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психол. – 1999. № 1. – С. 3-12.
  2. Борисенко Ю.В. К вопросу о личностных детерминантах родительства: отцовство и маскулинность // Вестн. КемГУ. – 2015. – № 2 (62). – Т.1. – С. 112-119.
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
  4. Куперсмит С. Предпосылки самооценки. – М.: Знание, 1959. – 250 с.
  5. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». – №1 (8), 2012. – С. 267-270.
  6. Узнадзе Д.А. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с
  7. Фромм Э. Психоанализ и религия. – М.: Аст, 2010. – 160 с
  8. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
  9. Marcia J.E., Friedman M.L. Ego identity status in college women // J. Person. – 1970. –V. 38. – P. 2
  10. Hoffman J.A. Psychological separation of late adolescents from their parents // Journal of Counseling Psychology. – 1984. – №31. – P. 170-178.

Об авторе

Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики образования института им. Л.С. Выготского ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Москва
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Яшина Арина Александровна – студентка направления подготовки Психолого-педагогическое образование, профиль Психолого-педагогическое сопровождение образования. ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Москва
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мишина М.М., Яшина А.А. Связь родительских установок с уровнем сепарации старших подростков. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен