ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Майборода Т.А., Симхес Е.В. (г. Ставрополь)

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ВЫБОР ИМИ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье дано определение дефиниции «конфликт в студенческом коллективе», рассмотрены психологические особенности возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций в студенческой среде вуза, представлены этапы организации, методы и результаты эмпирического исследования влияния уровня социального контроля студентов вуза на выбор ими стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Ключевые слова: социальный контроль личности, стратегии поведения личности в конфликтной ситуации, студенты вуза.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы [1, 3, 10] по проблеме исследования показал, что в коллективе (в частности, в студенческом коллективе) могут встречаться межличностные конфликты, конфликты между личностью и группой, а также конфликты между малыми группами (формальными и неформальными). Наиболее часто встречаются межличностные конфликты между обучающимися. Анализ научной литературы [4, 5] позволяет понимать под конфликтом в студенческом коллективе резкое обострение противоречий и столкновение двух или более студентов в процессе решения проблемы, имеющей деловую или личную значимость для каждого из них.

«Персональные» конфликты студентов могут быть представлены как конфликтами по «вертикали», так и конфликтами по «горизонтали». В основе любого конфликта в коллективе всегда лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции конфликтующих сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у студентов противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

В студенческом коллективе могут встречаться конфликты как с положительными последствиями (помогают обучающимся сплотиться, побуждают к развитию благоприятного психологического климата в подразделении, поиску новых путей решения проблем), так и с отрицательными последствиями (выражается в форме разногласий, подрывают деятельность коллектива, тяжело сказываются на нервно-психическом состоянии студентов, их обучении).

Целью нашего исследования являлось выявление психологических особенностей влияния уровня социального контроля на выбор студентами вуза стратегии поведения в конфликтной ситуации

 Мы предположили, что студенты, выбирающие компромисс, сотрудничество или соперничество как стереотип поведения в конфликтной ситуации, имеют более высокие значения социального контроля, чем студенты, предрасположенные к выбору таких стратегий как, избегание либо приспособление.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, основой которого явился констатирующий эксперимент.

Исследование проводилось на базе кафедры факультетской терапии Ставропольского государственного медицинского университета. В исследовании приняли участие 32 студента лечебного и педиатрического факультетов в возрасте от 21 до 22 лет.

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап – на данном этапе нами были определены цель и гипотеза исследования; проведен анализ литературы по проблеме исследования; первичное знакомство с испытуемыми.
  2. Этап подбора методов и методик исследования. На этом этапе нами осуществлялся подбор методов научного исследования и методик сбора фактического материала, адекватных поставленной цели исследования; готовилось необходимое экспериментальное оборудование (опросники, ответные бланки и т. п.).
  3. Констатирующий этап (этап сбора фактического материала) – на основе подобранных методов и методик экспериментального исследования был проведено констатирующее психодиагностическое исследование, выявляющее уровень социального контроля студентов и характер выбора ими наиболее типичных для них стратегий в конфликтной ситуации.
  4. Заключительный этап. На этом этапе проводился количественный и качественный анализ материалов экспериментального исследования [9], а также их интерпретация и изложение полученных результатов.

Нами были подобраны методы и методики, адекватные цели и задачам исследования: метод теоретического анализа; психодиагностические методы: наблюдение, беседа, опросники; методы статистической обработки, анализа и интерпретации данных. Охарактеризуем подробнее перечисленные выше методы.

Теоретический анализ психологической литературы позволил выявить степень изученности проблемы нашего исследования; сформулировать его гипотезу, цель и задачи. Определились методологические подходы к решению проблемы, и выбрать оптимальный методический инструментарий для ее решения. Метод теоретического анализа применялся в процессе выделения наиболее адекватных цели данного исследования параметров для оценки уровня социального контроля студентов и осуществляемого студентами выбора стратегии разрешения конфликтов между ними.

Основным методом нашего исследования являлся констатирующий эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях при помощи рассмотренных нами выше методов экспериментального исследования (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов) [2].

На всех этапах экспериментального исследования нами применялся метод наблюдения – метод пассивного и непосредственного исследования реальности. Метод наблюдения применялся нами в ходе экспериментального исследования как сопутствующий в ситуациях, когда было необходимо собрать первичную информацию для определения цели и задач исследования, либо подтвердить или опровергнуть результаты, полученные с помощью других методик.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации (М.А. Акимова, К.М. Гуревич и др.) [7]. Беседа включалась нами как дополнительный метод в структуру эксперимента, когда нами собиралась информация об испытуемых, им давалась инструкция, проводилось мотивирование их на участие в исследовании и т. д. Применение беседы на подготовительном и констатирующем этапах позволило расширить систему показателей, полученных с помощью наблюдения и других методик.

Для сбора эмпирических данных нами использовались опросники – формализованные психодиагностические методики, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных, со слов обследуемого (Н.И. Шевандрин и др.) [8].

Для измерения индивидуальных различий в способности студентов управлять своим поведением и выражением своих эмоций мы использовали опросник «Шкала социального самоконтроля» (ШСС) (автор Марк Снайдер). Под социальным самоконтролем понимается способность человека управлять своим поведением и эмоциями (М. Снайдер) [8].

Для диагностики личностной предрасположенности студентов к определенной тактике поведения в конфликте мы использовали методику К. Томаса. В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной [7]. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения в конфликте К. Томас описывает каждый из пяти возможных вариантов (сотрудничество, избегание, компромисс, приспособление, соревнование) двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации.

Полученные нами в ходе исследования фактические результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики. Для выявления связи между особенностями личности студентов и характером поведения в конфликте нами был проведен корреляционный анализ. Для того чтобы выяснить, существует ли взаимосвязь между исследуемыми нами параметрами, и определить ее степень, т.е. тесноту взаимосвязи, мы использовали коэффициент корреляции Кенделла (r) [6]. После статистической обработки результаты обрабатывались нами качественно, интерпретировались, что позволило сделать выводы по экспериментальному исследованию.

Рассмотрим результаты анализа полученных результатов исследования психологических особенностей выбора стратегии разрешения конфликтных ситуаций студентами высшего медицинского учебного заведения.

Поскольку, согласно целям исследования, нас интересовала предрасположенность студентов к определенной тактике поведения именно в конфликтах в рамках учебного процесса, мы уточнили инструкцию к методике К. Томаса. Респондентам предлагалось выбирать суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения в конфликтной ситуации только в условиях коллектива. Результаты психодиагностического исследования по этой методике приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Встречаемость случаев различных тактик поведения в конфликте у студентов высшего медицинского учебного заведения (по опроснику К. Томаса) 

Тактики поведения в конфликте

Случаи  (n = 41)

Абс.

%

1. Соперничество

3

7,3

2. Сотрудничество

10

24,4

3. Компромисс

19

46,3

4. Избегание

6

14,7

5. Приспособление

3

7,3

Итак, предрасположенность к соперничеству как способу поведения в конфликте, диагностируется в 3 случаях (7,3 %), к сотрудничеству – в 10 случаях (24,4 %), к компромиссу – в 19 случаях (46,3 %), к избеганию – в 6 случаях (14,7 %) и к приспособлению – в 3 случаях (7,3 %).

Представленные данные свидетельствуют, что студенты медицинского вуза чаще выбираются такие стратегии поведения в конфликтных ситуациях как компромисс и сотрудничество. При использовании стиля сотрудничества происходит сосредоточивание внимание на удовлетворении скрытых нужд и желаний. Применяя стиль компромисса, рассматривается конфликтная ситуация как нечто данное и идет поиск способа повлиять на нее или изменить ее, уступая и обмениваясь уступками. Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения; в случае компромисса это может быть сиюминутный подходящий вариант. В результате подходящего компромисса человек может выразить свое согласие.

Таблица 2. Частота предрасположенности студентов высшего медицинского учебного заведения к поведению в конфликтной ситуации 

Поведение в конфликтной ситуации

Количество студентов

Абс.

%

Соперничество

2

6,2

Сотрудничество

6

18,9

Компромисс

11

34,4

Избегание

2

6,2

Приспособление

2

6,2

Компромисс / избегание

3

9,4

Компромисс / приспособление

1

3,1

Компромисс / сотрудничество

4

12,5

Соперничество / избегание

1

3,1

Σ

32

100%

Анализ результатов предрасположенности к поведению в конфликтных ситуациях показывает, что выбор одного типа поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление или избегание) диагностируется у 23 студентов (71,9 %). У остальных 9 человек (28,1 %) диагностируется предрасположенность одновременно к двум способам поведения в конфликте: компромисс и избегание, компромисс и сотрудничество, компромисс и приспособление, соперничество и избегание.

Результаты исследования предрасположенности студентов к определенному способу поведения в конфликтной ситуации показали, что наиболее часто встречается выбор компромисса – у 59,3 % человек, причем 34,4 % склонны только к компромиссу, 9,4 % склонны помимо компромисса еще и к избеганию, 12,5 % склонны помимо компромисса и к сотрудничеству. На втором месте по встречаемости стоит предрасположенность к сотрудничеству как способу поведения в конфликте. Этот способ встречается у 18,9% человек. В меньшей степени встречаются такие способы разрешения конфликта, как соперничество и приспособление, по 9,3 % каждый.

Для измерения индивидуальных различий в способности студентов управлять своим поведением и выражением эмоций в конфликтной ситуации мы использовали методику «Шкала социального контроля» Марка Снайдера. Полученные результаты анализа уровня социального контроля (рисунок 1) показали, что средний уровень развития указанной способности представлен у 16 студентов (50,0 %), низкий – у 12 человек (37,5 %), а высокий – у 4 человек (12,5 %).

Таким образом, две трети студентов 4 курса лечебно и педиатрического факультетов склонны воспринимать эмоциональные проявления окружающих, и ориентированы на них в тех ситуациях, когда не знают, как поступить. Они в достаточной степени способны управлять своим поведением и выражением своих эмоций в ситуации конфликта в коллективе, т. е. у них достаточно развиты навыки контроля и управления своим поведением. При этом немногим более трети студентов имеют низкий уровень развития выше указанных способностей.

 

Рисунок 1. Встречаемость различных уровней социального контроля у студентов высшего медицинского учебного заведения в конфликтной ситуации

Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации была нами проанализирована в аспекте соответствующего им уровне социального контроля студентов (таблица 3).

Таблица 3. Уровень социального контроля при изолированном варианте выбора стратегии в конфликтной ситуации у студентов высшего медицинского учебного заведения

Предрасположенность к поведению в конфликтной ситуации

Средний бал по шкале уровня социального контроля

Соперничество

5,0

Сотрудничество

5,2

Компромисс

5,6

Избегание

3,0

Приспособление

3,0

 

Результаты анализа среднего балла по шкале социального контроля выявили, что студенты, выбирающие компромисс, сотрудничество или соперничество как стереотип поведения в конфликтной ситуации, имеют более высокие средние значения социального контроля (от 5,0 до 5,6 баллов) по сравнению со студентами, предрасположенными к выбору таких стратегий как, избегание либо приспособление. Избегание или приспособление соответствовало среднему уровню социального контроля в 3,0 балла.

Для выявления связи между особенностями социального контроля личности студентов высшего медицинского учебного заведения и характером поведения в межличностном конфликте в условиях учебной группы нами был проведен корреляционный анализ.

Согласно цели нашего исследования, мы проанализировали значимые корреляционные связи между показателями, характеризующими предрасположенность студентов к определенному способу поведения в конфликте, и показателями, характеризующими особенности их социального контроля. Была выявлена корреляция различной направленности между баллом по шкале социального контроля и способом поведения в конфликтной ситуации (таблица 4).

 

Таблица 4. Корреляционная связь уровня социального контроля и предрасположенности к стратегии разрешения конфликта у студенток высшего медицинского учебного заведения

 

Стратегия поведения

Уровень социального контроля

r

p

Соперничество

0,38*

0,027

Сотрудничество

-0,05

0,764

Компромисс

0,12

0,499

Избегание

-0,01

0,942

Приспособление

-0,54**

0,001

Примечание: *р < 0,05; ** р < 0,01

 

А именно, обнаружена прямая средней силы корреляционная связь выбора соперничества как способа поведения в конфликтной ситуации (r = 0,38; p = 0,027), а также обратная средней силы связь выбора приспособления – (r = -0,54; p = 0,001) с уровнем балла по шкале социального контроля.

В целом, анализ значимых корреляционных связей показал, что:

  • личностная предрасположенность студента к соперничеству как типу поведения в ситуации межличностного конфликта в условиях учебной группы имеет положительную связь с высоким (выше среднего) уровнем социального контроля;
  • личностная предрасположенность к приспособлению как типу поведения в ситуации межличностного конфликта в условиях учебной группы имеет обратную связь с высоким (выше среднего) уровнем социального контроля.

Таким образом, нами было доказано, что студенты, выбирающие компромисс, сотрудничество или соперничество как стереотип поведения в конфликтной ситуации, имеют более высокие значения социального контроля, чем студенты, предрасположенные к выбору таких стратегий как, избегание либо приспособление. При этом, существует прямая корреляционная связь между высоким (выше среднего) уровнем социального контроля студентов и их предрасположенностью к соперничеству как типу поведения в ситуации межличностного конфликта в условиях учебной группы, а также обратная корреляционная связь между высоким (выше среднего) уровнем социального контроля студентов и их предрасположенностью к приспособлению как типу поведения в ситуации межличностного конфликта в условиях учебной группы.

Данные, полученные нами в эмпирическом исследовании, могут быть использованы в образовательной практике вузов преподавателями, кураторами групп и сотрудникам администрации вуза с целью предотвращения конфликтов и конфликтных ситуаций в студенческих коллективах.

Литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2004. – 520с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544с.
  4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 2011.
  5. Козер Л.А. Функции социального конфликта. Социальный конфликт: современные исследования. – М., 2010.
  6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
  7. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. – 652с.
  8. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., 2005. – Т.2. – 248 с.
  9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2001. – 350 с.
  10. Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы клас­сификации // Социально-политический журнал. – 2014. – № 4. – С. 168-176.

Об авторе

Майборода Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и специальных дисциплин Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Симхес Елена Валерьевна – ассистент кафедры факультетской терапии, врач-терапевт университетского центра здоровья научно-инновационного объединения Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики Центра клинической фармакологии и фармакотерапии
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Майборода Т.А., Симхес Е.В. Влияние уровня социального контроля студентов вуза на выбор ими стратегии поведения в конфликтной ситуации. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен