ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Походенко М.В., Майборода Т.А., Коптева Т.С. (Ставрополь)

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА НА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье проанализированы социально-психологические особенности студенческого возраста и проблемы социально психологического статуса студента в группе, а также представлены результаты авторского исследования, направленного на выявление социально-психологических особенностей влияния уровня развития лидерских качеств студента вуза на его социально-психологический статус в студенческой группе.

Ключевые слова: лидерские качества личности студента вуза;  социально-психологический статус в студенческой группе. 

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

Одной из важных характеристик межличностного взаимодействия является положение личности в группе или статус, обозначающий положение человека в системе межличностных отношений и меру его «психологической приемлемости» членами группы. Его можно считать достаточно объективным показателем успешности коммуникативной деятельности личности. Я.Л. Коломинский [2] определяет статус в качестве интегрального понятия, включающего как объективные параметры, такие как положение личности во внутригрупповой структуре, так и субъективное отражение своего положения, отрефлексированное в разной степени. Таким образом, в современной социальной психологии статус рассматривается как положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, определенные привилегии в группе.

Многие работы исследователей по проблеме социометрического статуса в группах, были посвящены изучению взаимосвязей социометрического статуса с различными индивидуально-типологическими особенностями, такими характеристиками личности, как экстроверсия-интороверсия, степень агрессии, внешняя привлекательность, школьная успеваемость, интеллектуальные данные, возраст и др. При этом, по мнению Я.Л. Коломинского [2], данные, полученные в социальной психологии, не образуют целостной картины детерминации статусных различий. Кроме того, имеющиеся в психологических исследованиях данные изучения социометрического статуса личности в группе довольно многочисленны и, порой, противоречивы. Проблема статуса личности в группах сверстников в большей степени изучалась исследователями детского развития, подросткового и юношеского возрастов, в то время как такой важный этап как «студенческий возраст» изучен в этом плане недостаточно.

Личностные особенности студентов как субъектов учебной деятельности и общения могут быть проинтерпретированы с точки зрения социальной ситуации их развития в группе.

Студенческий период характеризуется сменой ведущей деятельности, изменением социального статуса, вхождением молодых людей в новую социальную роль. Студенческий возраст – это особый жизненный этап, который опосредует переход человека во взрослую жизнь. Пребывание в статусе учащегося высшего учебного заведения предполагает выработку новых компетенций, новых поведенческих стратегий [1]. Чаще всего они ассоциируются с доминантным, независимым поведением. Для студентов характерно стремление пытаться контролировать все, что происходит вокруг них в процессе общения, влиять на то, что чувствуют или думают о них окружающие.

Данный период характеризуется интенсивностью межличностного взаимодействия, расширением круга общения. Особенно значимым для студентов является неформальное общение, которое оптимизирует эмоциональное состояние личности, дает поддержку в трудных жизненных ситуациях, у них ярко выражена потребность в признании, в самоуважении, самопринятии [3]. Большое влияние на студентов оказывают референтные группы. Исследование, проведенное Н.Д. Твороговой [6], показало, что для студентов очень важна степень значимости той группы, в которую они включены. Принятие студента вуза референтной для него группой является для него важным еще и в связи с удовлетворением его ведущих потребностей, свойственных юношескому возрасту (потребности в избегании неудач, потребности в избегании конфликта между Я-концепцией и оценкой личности другими участниками группы; потребности в достижениях, потребностью в принадлежности к престижной группе и достижения высокого статуса в этой группе и др.). Образовательная система в вузе является более демократичной по сравнению со школьной. Статус студента является более независимым по сравнению со статусом школьника. В то же время, место, занимаемое субъектом в системе межличностных взаимоотношений, оказывает интенсивное влияние на развитие личности студента вуза, а также на развитие его лидерских качеств [5].

Гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что уровень развития лидерских качеств студента вуза влияет на его социально-психологический статус в студенческой группе.

Для проверки этой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 27 студентов Ставропольского государственного медицинского университета 2 курса лечебного факультета. Возрастной диапазон участников исследования колеблется от 19 до 20 лет.

В качестве методов исследования нами использовался теоретический анализ литературы по теме исследования, эмпирические методики – «социометрия» (Дж. Морено) [4], «Лидер» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) [7]), а также методы математической обработки данных (вычисление средних значений и процентного распределения).

Результаты исследования, полученные нами по методике «Социометрия», представлены на рисунке 1 и таблице 1.

1 – «звезды», 2 – «предпочитаемые», 3 – «принятые», 4 – «непринятые», 5 – «отвергнутые»

Рисунок 1. Социометрический статус студентов (по данным методики «Социометрия»)

 

Таблица 1. Социометрическая матрица выборов студентов в группе

Кто выбирает

Кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

 

1

×

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

2

-

×

-

+

 

 

+

+

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

3

 

 

×

 

 

 

 

-

+

+

 

 

 

+

 

 

+

-

+

 

-

-

 

-

 

 

 

 

4

-

+

 

×

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

-

-

 

 

 

 

5

-

+

 

+

×

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

-

-

 

 

 

 

6

 

+

 

 

 

×

+

 

 

+

 

+

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

7

-

+

 

+

 

+

×

-

 

 

+

 

 

 

 

 

-

 

+

 

 

 

-

-

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

×

 

+

+

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

9

-

 

+

+

+

 

-

 

×

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

10

 

+

-

+

 

-

+

-

 

×

 

+

 

 

 

+

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

11

-

 

-

 

 

 

+

+

 

 

×

+

 

 

 

-

-

 

 

 

 

+

 

-

 

 

+

 

12

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

-

×

+

+

 

 

 

-

 

-

-

+

 

 

 

 

-

 

13

+

 

 

 

 

+

-

+

 

 

 

 

×

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

-

+

+

 

+

 

×

 

+

+

 

 

 

 

 

-

-

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

+

 

-

 

-

+

 

+

-

+

+

 

 

16

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

+

×

 

 

 

-

 

 

+

 

+

+

 

 

17

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

 

-

 

 

 

×

 

 

 

-

 

+

-

 

+

 

 

18

-

 

 

 

-

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

-

×

 

 

+

+

-

-

 

 

-

 

19

-

 

 

 

 

+

+

+

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

×

+

 

+

 

-

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

-

 

 

 

 

 

+

×

 

+

 

-

 

 

 

 

21

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

-

+

+

-

×

+

 

-

 

 

+

 

22

-

 

 

 

 

 

+

+

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

+

+

+

×

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

-

 

-

 

 

×

 

+

+

 

 

24

 

 

 

-

 

+

 

-

 

 

 

 

+

 

-

 

 

 

+

 

-

+

 

×

-

 

+

 

25

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

-

 

 

+

-

×

+

+

 

26

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

+

 

-

 

-

 

 

+

-

+

×

 

 

27

-

 

 

 

 

 

 

+

-

 

+

 

-

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

×

 

Кол-во полученных выборов

+

1

5

1

6

1

10

7

11

2

8

6

6

3

3

4

6

3

3

8

5

4

8

5

2

4

6

6

 

 

-

11

0

3

1

2

1

4

5

2

0

2

0

4

1

1

1

4

5

0

9

4

1

5

18

1

0

1

 

 

Согласно представленным данным, процентная доля студентов, составивших статусную группу «звезд» – 7,4 %. «Звезда» – это член группы, получивший наибольшее количество положительных выборов и наиболее эмоционально привлекательный для большинства. «Предпочитаемых» среди респондентов –14,8 %. «Предпочитаемые» получают преимущественно положительные выборы. Отрицательные выборы отсутствуют или их количество незначительно. Эти люди достаточно востребованы в своей группе. При определенных обстоятельствах они могут претендовать на положение «звезд». «Принятых» среди участников исследования – 44,4 %, «отвергнутых» – 18,6% и «непринятых» – 14,8%. По результатам применения методики «Социометрия», преобладающей по количеству студентов является статусная группа «принятые» (44,4 %). Они пользуются преимущественно положительным отношением окружающих, что выражается в среднем количестве положительных выборов.

Результаты исследования, полученные нами по методике «Лидер», представлены на рисунке 2

1 – выражены слабо, 2 – выражены средне, 3 – выражены сильно, 4 – склонны к диктату

Рисунок 2. Уровень лидерских качеств студентов (по результатам методики «Лидер»)

Полученные в результате эмпирического исследования данные свидетельствуют о том, что лидерские качества слабо выражены у большинства участников исследования – 55,6 % студентов. Средняя выраженность лидерских качеств выявлена у 40,7 %. Сильно качества лидера выражены у 3,7 % студентов, склонных к диктату респондентов не выявлено. На следующем этапе исследования мы, опираясь на результаты применения методики «Социометрия», распределили участников исследования на 5 групп (в зависимости от выявленного социометрического статуса). В группу А были включены студенты с социометрическим статусом «звезды» – 7,4 %.  Группу В составили «предпочитаемые» – 14,8 %. В группу С вошли студенты со статусом «принятые» – 44,4 %.  Группа D объединила обучающиеся со статусом «непринятые» – 14,8 %. В группу Е были включены «отвергнутые» – 18,6 %.

Далее мы сравнили показатели исследуемых нами качеств (по данным методик «Лидер») у респондентов групп А, В, С, D, E, характеризующихся разным социометрическим статусом. Полученные результаты ранжирования студентов в зависимости от их социометрического статуса и уровня развития у них лидерских качеств представлены нами в таблице 2.

Таблица 2. Сопоставительные данные выраженности лидерских качеств у студентов с с их социально-психологическим статусом в студенческой группе

Лидерские качества

Количество студентов, %

Группа А «звезды»

Группа В «предпочитаемые»

Группа С «принятые»

Группа D «непринятые»

Группа E «отвергнутые»

7,4

14,8

44,4

14,8

18,6

Степень выраженности качеств лидера

Выражены слабо

58

100

80

Выражены средне

50

100

42

20

Выражены сильно

50

 

Как видно из таблицы 2, студенты со статусом «звезд» (составившие группу А – 7,4 %) характеризуются довольно высокими показателями лидерских качеств.

Так, у 50 % респондентов группы А качества лидера выражены в средней степени, а 50 % из них имеют высокую степень выраженности лидерства. Важно, что никто из них не обладает низкими показателями качеств лидера. Следовательно, студенты, наиболее эмоционально привлекательные для сверстников и получившие наибольшее количество положительных выборов, характеризуются высокими показателями лидерских качеств

«Предпочитаемые» (группа В – 14.8 % от общего количества участников исследования) обладают средними показателями лидерских качеств (100 %). «Предпочитаемые» занимают в своей группе достаточно высокое положение, близкое к положению «звезд» и при определенных обстоятельствах могут на него претендовать. Такие люди хорошо ориентируются в быстро меняющихся условиях, легко приспосабливаются к новой обстановке, способны принимать грамотные решения в нестандартных ситуациях. Они контакты, стремясь к расширению круга общения, без проблем находят новых друзей.

У большинства студентов со статусом «принятые» (преобладающая по количеству студентов, группа С – 44,4 %) качества лидера выражены средне – 42 %, слабо выраженные – у 58 %. Представленные результаты свидетельствуют о том, что «принятые» (к которым, как правило, относится большинство членов группы) отличаются преобладанием средних показателей лидерских качеств. «Принятые» пользуются преимущественно положительным отношением окружающих. В большинстве случаев стремятся к общению, умеют вести диалог, отстаивать свое мнение. Однако склонности к лидерству не столь выражены и не отличаются высокой устойчивостью.

«Непринятые» (группа D – 14,8 % от общего количества участников исследования) характеризуются низкими показателями лидерских качеств – выявлены у 100 % представителей данной группы. «Отвергнутые» (группа E – 18,6 % от общего количества респондентов) отличаются низкими и средними показателями лидерских качеств. Так, у 80 % студентов данной группы качества лидера выражены слабо, средне – также у 20 %.

Таким образом, «отвергнутые» (получившие максимальное количество отрицательных выборов по результатам социометрического исследования) и «непринятые» (получившие минимальное количество социометрического выбора) характеризуются преобладанием крайне невысоких показателей по рассматриваемым параметрам.

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что большинство студентов характеризуется недостаточно высокими показателями лидерских качеств. Не может не вызывать беспокойство и тот факт, что среди студентов выявлены «отвергнутые» и «непринятые». Полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения в вузах. Усилия психологов и педагогов (педагогов-кураторов, преподавателей) следует направить на гармонизацию межличностных отношений в студенческих коллективах, развитие коммуникативных навыков будущих специалистов, формирование лидерских качеств.

Литература

    1. Иванова В.М. Социально-психологические механизмы формирования корпоративной культуры студентов высшего учебного заведения // Инженерный вестник Дона. – 2012. – №4. – С. 47.
    2. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: АСТ, 2010. – 448 с.
    3. Ларина Т.Н., Елисеев И.Н. Оценка уровня компетенций студента на основе модели Раша // Инженерный вестник Дона. – 2012. – №4. – С. 128.
    4. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проект, 2001. – 384 с.
    5. Соловьева О.В., Литвинова К.В. Развитие лидерского потенциала аспирантов – будущих преподавателей высшей школы. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №3 (40). – С. 211-212
    6. Творогова Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. – 1981. – №4. – С. 119-123.
    7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во института психотерапии, 2002. – 362 с.

Об авторе

Походенко Мария Витальевна – кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Майборода Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и специальных дисциплин Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Коптева Татьяна Сергеевна – ассистент кафедры биологии Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Походенко М.В., Майборода Т.А., Коптева Т.С. Влияние уровня развития лидерских качеств личности студента вуза на его социально-психологический статус в студенческой группе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен