Швецова О.В. (Хилько) (г. Ставрополь)
СИНДРОМ АННЫ КАРЕНИНОЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА У МАТЕРЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СЕМЬЮ И ДЕТЕЙ
УДК 159.99
Аннотация. Статья посвящена острому типу переживания кризиса среднего возраста в форме синдрома Анны Карениной у инфантильных женщин и его социальному наследованию, как жизненного сценария, детьми от матерей.
Ключевые слова: синдром Анны Карениной, кризис среднего возраста, жизненный сценарий, инфантильность, воспитание подрастающего поколения.
В середине жизни, в возрасте, примерно, от 35 до 45-50 лет, современное население настигает кризис среднего возраста, связанный с подведением промежуточных итогов жизни, с отчетом перед самим собой по поводу сбывшихся, или не сбывшихся надежд и планов юности. У женщин среднего возраста этот кризис может проявляться в виде синдрома Анны Карениной, для которого характерно переживание эротической любви по подростковому, или юношескому типу: безрассудное и даже опасное поведение, манкирование своими обязанностями перед близкими, редукция профессиональных обязанностей, демонстрация подросткового эротизма, для которого характерно предаваться страсти с любовником в неподобающих местах, к примеру, прямо на рабочем месте, или дома, на супружеском ложе, что может приводить к различным неприятностям, и негативно влиять как на карьеру женщины, так и на её семейную жизнь [4].
Наступлению острого переживания кризиса среднего возраста способствует и высокий ритм современной жизни, жизнь в мегаполисах, или в городах, в среде урбании, которая связана с большим количеством однообразных дел, с минимальным нахождением дома, со снижением времени на отдых, с еженедельной нагрузкой более 42 часов в неделю, которая способствует эмоциональному выгоранию, эффекту быстрого прохождения лет и даже десятилетий, поскольку жизнь в урбанистической среде монотонична, содержит мало ярких впечатлений, которые бы повышали остроту переживания момента и «останавливали» бы бег времени. В результате, женщина сталкивается со средним возрастом, как с «внезапно наступившим».
Женщина в кризисе среднего возраста, переживая его по типу синдрома Анны Карениной может демонстрировать поведение, похожее на диссоциативную фугу: резко сменить место жительства, поменять супруга, спутника жизни и род занятий, внезапно завести собаку, о которой мечтала лет в восемь, несмотря на протесты членов семьи, не желающих появления животного в доме, начать много путешествовать, и продать для этих целей квартиру. Только от диссоциативной фуги синдром Анны Карениной отличает отсутствие потери памяти, страдает, скорее рациональность, подавляется Сверх-Я. Поведение женщины с синдромом Анны Карениной также похоже на человека, узнавшего о смертельном заболевании: он сначала страдает, а потом составляет и осуществляет список своих желаний, мечтаний, только в случае с «Анной Карениной» «приговорённый» здесь – её сексуальная привлекательность, которая, при наличии инфантильности, оплакивается также горько, как и жизнь.
Современные «Анны Каренины» подходят к кризису среднего возраста позже своего литературного прототипа. Если Анне, на момент описываемых в романе Л.Н. Толстого событий, было 25-30 лет, в то время – возраст угасания женской молодости, в настоящее время подобный период наступает ближе к сорока годам [4].
В российском обществе все ещё сильны гендерные патриархальные стереотипы и проекции, построенные на рассмотрении женщины, как товара, как «слабого» пола, причем, товара «скоропортящегося», главная ценность которого в его физической привлекательности [1, с. 186-222; 2; 3; 8; 9], в результате чего, женщины особенно остро переживают появление первых физиологических признаков старения на фоне социальных стереотипов, касающихся «бальзаковского возраста», хотя в настоящее время возраст «за тридцать» – это, скорее, окончание юности, чем старение.
Современная, достаточно доступная народу медицина и улучшение, несмотря на его химизацию, питания, повышение его разнообразия, приводит к замедлению, по сравнению с предыдущими веками, физиологического старения [4].
Женский пол также ощутил на себе благотворное воздействие отсутствия постоянных беременностей и родов, снижения их количества и частоты: достаточно редки в настоящее время случаи, когда женщина рожает более двух раз ежегодно («погодки»), или каждые несколько лет. В результате, психологический возраст населения, менее обремененного семейными тяготами и детьми, также снижается: многие женщины ведут в возрасте тридцати-тридцати пяти лет образ жизни, скорее, характерный для молодёжи. В масс медиа, к тому же, популяризируется инфантилизация населения, эгоцентризм [6; 7]. В результате, женщины тридцати-тридцатипяти-сорокапяти-летнего возраста начинают вести себя, практически, как подростки [4]. Как следствие этого, в семьях, ввиду инфантилизации взрослого населения, встречаются два особо остро переживаемых кризиса: кризис среднего возраста у родителей и подростковый кризис у детей. Подростки, озабоченные необходимостью выстроить отношения с ровесниками, заслужить их уважение, получить высокий статус в группе подростков, построить любовно-эротические отношения с представителем противоположного пола, сталкиваются в семье с тем, что мать, а, возможно, и отец, по сути, реализуют те же самые задачи, фактически, такими же способами: ведут себя безрассудно, начинают одеваться как молодежь, идут на пластические «омолаживающие» операции, занимаются молодёжными видами спорта и предпочитают досуг в стиле молодёжи, заводят любовников и любовниц НЕ намного старше собственных детей. В результате, подросшие дети чувствуют, что их позорят родители.
Пропаганда, льющаяся из экранов и интернет-пабликов гласит: «Ты никому ничего НЕ должен / НЕ должна», а данный лозунг подразумевает и кодирует на то, что «никому» значит НЕ только «никому другому», но и «себе ничего НЕ должен», то есть «НЕ должен заботиться даже и о собственном благе», как инфант, как новорожденный ребенок. В результате, многие молодые люди и люди среднего возраста и даже пожилого возраста начинают исповедовать гедонизм: они стремятся к удовольствиям, напрочь забывая о цене данных удовольствий, прямо как подростки. Но, если подростки не имеют жизненного опыта, то люди, остро переживающие кризис среднего возраста, как правило, по причине собственной инфантильности [6], полностью вытесняют из собственных поступков здравый смысл [4].
У инфантильных субъектов молодость, как правило, проходит по накатанной общественной модой и одобряемым стилем жизни стезе: у женщин нынешнего века – это получение образования, профессиональная деятельность, создание семьи, рождение детей, как правильно, одного-двух. Пока жизнь такой молодой женщины идёт сообразно одобряемой обществом модели поведения, у неё работает принцип удовольствия от собственной «востребованности», как товара: она женщина, избранная мужчиной, мужем, и она мать. Психологическая незрелость и инфантильность толкает такую женщину на неосмотрительный выбор, точнее, она, не стремящаяся к самоактуализации, к полному раскрытию собственных талантов, идентифицирующая свою суть только с анимой, с женственностью в самой примитивной её сути, реализует женскую программу жизни. Затем, такая потенциальная Анна Каренина в водовороте жизни обнаруживает первые признаки старения в возрасте с 25-35 лет, и, поскольку сексуальная привлекательность, декларируемая обществом чуть ли как не единственная ценность женщины, воспринимается ею как неотделимая часть её самости, она остро ощущает «потерю себя» [4].
Такая «Анна Каренина», не имеющая никаких интересов, помимо собственной привлекательности и востребованности, потеряв яркий эротический интерес мужа и замечая, что мужчины, подобные ей, такие же инфантилы, переживающие кризис среднего возраста, начинают обращать внимание на женщин значительно моложе их, «Анна» устремляет своё внимание на мужчин моложе себя, и, беря пример с подобных мужчин, разрушает свою семью и вступает в брак с мужчиной, минимум на десять моложе неё, пытаясь «омолодить» свой стиль жизни и получая, чаще всего инфантильного мужа-сына в придачу, альфонса [4].
В настоящее время всё ещё сильны патриархальные стереотипы и проекции, базирующееся на признании женщин «слабым» и подчинённым мужчинам полом. З. Фрейд отражал этот психологический стереотип, описывая кастрационный комплекс у мальчиков, связанный со страхом потери полового члена, как главного атрибута мужской самоидентификации, и у девочек, как комплекс неполноценности из-за отсутствия полового члена, внушенный им мальчиками и обществом [5]. В результате, инфантилы обоих полов: мужчины, находящиеся в кастрационной тревоге, в страхе перед потерей сексуальной привлекательности для противоположного пола, и женщины, испытывающие подобную тревогу и не способные перерасти эротическую любовь, характерную для подросткового возраста, и выйти на уровень зрелой любви, построенной, помимо эротического компонента, на общности интересов, на общем деле, бросаются «во все тяжкие»: разрушают семьи, которые им и были нужны в своё время только для инициации, для утверждения своей «необходимости, признанности», кардинально, и, как правило, с большими потерями для себя, меняют собственную профессиональную карьеру, чаще всего отказавшись от всех своих ранних достижений. В результате, происходит, как бы, «обнуление» всех предыдущих жизненных успехов, что не может не привести через некоторое время к острому разочарованию по типу Анны Карениной, в буквальном и в фигуральном плане, «к бросанию под поезд» [4]: к депрессии, к самоубийству, к впадению в зависимости.
Как правило, «Анны Каренины», в настоящее время, идут на серийное переживание такого опыта многократной смены любовников и мужей. Причём, замена мужу, любовник, новый муж, «держится» значительно меньше мужа, пару месяцев, затем следует расставание и «разочарование в противоположном поле», поскольку Анна Каренина была под чарами своих психологических комплексов, не воспринимая ни себя, ни партнёра сколь-нибудь объективно.
Зачастую, современные «Анны Каренины» сами были воспитаны в браке своей матери – отчимом(ами). Можно сказать, что опыт серийной моногамии, порой переходящей в полигамию (измены партнеру, супругу), современные женщины перенимают от матери, живущей постоянным переустройством своей личной жизни, и, зачастую, профессиональной карьеры [4], пренебрегая работой ради личной жизни. Современные мужчины также «грешат» серийной моногамией, как правило, первый брак заключенный в возрасте двадцати с небольшим лет, существует два-три года, затем новый брак, а далее – вечный цикл смены партнерш с параллельным поиском следующей, и особенно острое переживание кризиса среднего возраста: новые партнерши всё моложе и с ними всё труднее ужиться стареющему мужчине, которому нужен покой, но мешают его наступлению собственные психологические комплексы.
Влияние на детей подобной регулярной неустроенности личной жизни материи и её постоянного переустройства просто разрушительно: часто меняется уклад жизни, дети психологически остро переживают скандальный, как правило, развод матери, причем, зачастую, не единственный, затем у детей складываются положительные, или отрицательные отношения с новым партнёром, супругом матери, а вскоре, как правило, через несколько лет, следует новый развод: таков жизненный сценарий Анны Карениной: этот синдром будет «обостряться» у неё снова и снова, поскольку «Анна» – существо инфантильное, подросток в душе, который переживает новый кризис подросткового возраста при наступлении среднего возраста. Фактически, во время кризиса среднего возраста, такие «Анны Каренины», ведут себя как подростки, страдающие эффектом непредолимости, сметая всё и всех на своём пути, в том числе и собственных детей. Дети «Анны Карениной», скорее всего, практически обречены усвоить её сценарий: острое переживание кризиса среднего возраста и разрушение собственной жизни и жизни своих детей.
Литература
- Бобрышов С.В., Авдеева Л.А., Гузева М.В., Долганина В.В., Кольцова И.В., Липилина Е.Ю., Смагина М.В., Суменко Л.В., Таран О.А., Хилько О.В., Ширванян А.Э., Шумакова А.В., Яшуткин В.А. Педагогика и психология родительства и семейного воспитания. – Учебнoе пoсoбие. / Под общей редакцией С.В. Бобрышова. – Москва, 2020. – 368 с.
- Бобрышов С.В., Пикалов Д.В., Погребная О.С., Тинькова Е.Л., Тронина Л.А., Ушмаева К.А., Чотчаева М.Ю., Хилько О.В.
Человек в смыложизненных образах, проекциях и концепциях: социогуманитарная рефлексия. – Ставрополь: СГПИ, 2020 – 319 с. - Кольцова И.В., Швецова О.В. Психологический комплекс Евы: перспективы разработки понятия и применения в половом воспитании населения // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-3. – С. 357-361.
- Кузнецова Е.Н., Швецова (Хилько) О.В. // Инновационные результаты исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2021 г. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – С. 120-123.
- Фрейд З. «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) – Эссе. [Электронный ресурс]. https://www.b17.ru/blog/40470/ (дата обращения: 27.03.2022).
- Хилько О.В. Инфантилизация населения: истоки и последствия // Педагогическая наука и практика – региону. материалы XVI региональной научно-практической конференции: ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». – 2016. – С. 225-230.
- Хилько О.В. Психологическая зрелость как центральный компонент психологического и физического здоровья // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-7. – С. 324-328.
- Швецова (Хилько) О.В. Психологические комплексы Евы и Лилит (Анти-Евы): роль в половом воспитании населения. // Прикладная психология и психоанализ. – 2020. – № 1. [Электронный ресурс] https://ppip.idnk.ru/ (дата обращения: 27.03.2022).
- Швецова О.В. Современные гендерные тенденции // Прикладная психология и психоанализ. – 2013. – № 2. [Электронный ресурс] https://ppip.idnk.ru/ (дата обращения: 27.03.2022).
Швецова (Хилько) Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail:
Швецова О.В. (Хилько). Синдром Анны Карениной как отражение кризиса среднего возраста у матерей и его влияние на семью и детей. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен