ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Майборода Т.А., Фитьмова А.А. (г. Ставрополь)

ДИНАМИКА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩЕГО ВРАЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье проанализированы психологические особенности ценностных ориентаций личности будущего врача в процессе его обучения в медицинском вузе; представлены этапы организации, методы и результаты эмпирического исследования уровней самоактуализации, ценностного отношения к профессиональной деятельности врача, структуры ценностей и ценностных ориентаций будущих врачей на разных этапах их профессиональной подготовки в медицинском вузе.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации личности; самоактуализация; профессиональное самоопределение; будущие врачи; образовательное пространство медицинского вуза..

Об авторе

Ссылка для цитирования

Проблема ценностных ориентации приобретает особую значимость в процессе формирования личности будущих врачей. Стремление к личностно-профессиональному развитию, освоению врачебной деятельности, осознание ее социальной значимости, нахождение смысла в учебно-профессиональной деятельности определяются профессиональными ценностными ориентациями студентов-медиков [1, 4, 7]. Традиционная система профессиональной подготовки будущих врачей, характеризующейся высоким уровнем интеллектуальной и эмоциональной напряженности, направленной на освоение широкого круга медицинских знаний, в недостаточной степени способствует формированию у студентов-медиков представления о врачебной деятельности, интересу к ее содержанию и задачам. В связи с этим к моменту окончания обучения в медицинском вузе значительное число студентов не готово к выбору врачебной специализации [3, 6]. Изучение ценностных ориентаций личности как фактора профессионального самоопределения студентов медицинского университета позволит оптимально организовать личностно-профессиональное становление будущего врача [2, 5, 8, 9].

Высокая практическая востребованность профессии врача в обществе и отсутствие должной теоретической разработанности проблемы исследования породила следующую группу противоречий:

- между высокой социальной значимостью профессии врача в современных условиях развития российского общества и недостаточно эффективной системой развития ценностных ориентаций будущих врачей в вузе;

- между признанием значимой роли ценностных ориентаций в обеспечении успешности учебной и дальнейшей профессиональной деятельности будущих врачей и недостаточной научной разработанностью этой проблемы в научной психологической и педагогической литературе.

Существующие противоречия обусловили постановку следующей исследовательской проблемы: каковы особенности ценностных ориентаций будущего врача как фактора его профессионального самоопределения?

Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.

Гипотезой исследования является предположение о том, что на процесс самоопределения и различия в структуре ценностей и ценностных ориентаций будущих врачей влияют их возрастные особенности и стадия освоения профессии в вузе: для студентов первого курса наиболее значимыми являются интеллектуальные ценности, в дальнейшем происходит осознание студентами ценности профессиональных знаний, роли ответственности во врачебной деятельности, а также ценности независимости, что отражает потребность студентов в самостоятельной профессиональной деятельности.

Опытно-экспериментальную базу составили студенты 1, 4-го курсов обучения лечебного факультета ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения (171 человек), студенты 5, 6-го курсов обучения ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, работающие в МБУЗ «Городская клиническая больница №2» г. Ставрополя (35 человек). На констатирующем этапе исследования в качестве экспертов выступили преподаватели клинических кафедр Ставропольского государственного медицинского университета (14 человек).

Основная цель нашего исследования – изучение особенностей ценностных ориентаций будущих врачей как фактора их профессионального самоопределения. В качестве испытуемых выступили студенты 1, 4-го курсов обучения лечебного факультета ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения (171 человек), студенты 5, 6-го курсов обучения ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, работающие в МБУЗ «Городская клиническая больница №2» г. Ставрополя (35 человек). На констатирующем этапе исследования в качестве экспертов выступили преподаватели клинических кафедр Ставропольского государственного медицинского университета (14 человек).

Гипотезу проводимого экспериментального исследования составило предположение о том, что на процесс самоопределения и различия в структуре ценностей и ценностных ориентаций будущих врачей влияют их возрастные особенности и стадия освоения профессии в вузе: для студентов первого курса наиболее значимыми являются интеллектуальные ценности, в дальнейшем происходит осознание студентами ценности профессиональных знаний, роли ответственности во врачебной деятельности, а также ценности независимости, что отражает потребность студентов в самостоятельной профессиональной деятельности.

В ходе проведения исследования можно выделить четыре этапа.

Первый этап – теоретический анализ ценностных ориентаций будущих врачей как фактора их профессионального самоопределения. На данном этапе были проанализированы основные подходы к исследованию ценностных ориентаций и профессионального самоопределения. На основании проведенного теоретического исследования была определена специфика формирования ценностных ориентаций студентов на этапе вузовской подготовки. Основными методами на данном этапе являлись теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, а также систематизация и сравнение.

Второй этап – подбор методик. Мы исходили из положения о том, что изучение ценностно-смыслового аспекта деятельности будущих врачей возможно на уровне осмысленности системы ценностных ориентаций. Помимо этого, проведенный теоретический анализ показал, что процесс переоценки ценностей, позволяющий юношам и девушкам вырабатывать в конечном итоге собственную систему ценностных ориентаций, тесно связан с самоактуализацией. В связи с чем, для исследования особенностей ценностных ориентация студентов медицинского университета как фактора их профессионального определения были отобраны следующие методики: самоактуализационный тест (САТ), методика изучения ценностных ориентаций, разработанная М. Рокичем, а также методика диагностики ценностного отношения к профессионализму (М. Н. Демина).

Третий этап – диагностика и экспертная оценка ценностных ориентаций, самоактуализации, ценностного отношения к профессионализму врачебной деятельности, а также принятия и понимания ценностей профессиональной деятельности врача у студентов медицинского университета.

Четвертый этап – определение психологических особенностей ценностных ориентаций студентов медицинского университета. Изучение различий в структуре ценностных ориентаций студентов медицинского университета на различных курсах в процессе их обучения в вузе. Основными методами на данном этапе были методы статистической обработки данных: определение среднего значения, стандартной ошибки и t-критерий Стьюдента.

Таким образом, цель и задачи исследования определили необходимость использования следующей системы методов: теоретический анализ литературных источников, констатирующий эксперимент, тестирование (самоактуализационный тест (САТ), созданный на базе опросника личностной ориентации; методика изучения ценностных ориентации, разработанной М. Рокичем (адаптированный русскоязычный вариант теста, форма Е), методика диагностики ценностного отношения к профессионализму (М.Н. Демина)), экспертная оценка; методы интерпретации полученных данных (количественный и качественный анализ); методы статистической обработки даны: определение среднего значения, стандартной ошибки и t-критерий Стьюдента.

Для определения статистически значимых различий в показателях самоактуализации было проведено сравнение групповых средних значений студентов 1, 4-го курсов, а также студентов 5-6-го курсов, работающих в больнице. Значения t-критерия Стьюдента представлены в таблице 1.

Таблица 1. Значение t-критерия Стьюдента по шкалам самоактуализации студентов-медиков различных курсов обучения

Шкалы

Значение t-критерия Стьюдента

Между 1-4 курсами

Между 1-5;6 курсами

Между 4 -5;6 курсами

1

Ориентация во времени

0,64

2,79**

2,03*

2

Автономность

0,42

2,68**

2,37*

3

Ценности

0,68

0,97

1,63

4

Гибкость в общении

1,03

2,31*

3,34**

5

Спонтанность

2,29*

2,73**

0,42

6

Самопонимание

0,80

6,80***

5,9***

7

Аутосимпатия

2,72*

1,87

4,61***

8

Взгляд на природу человека

0,32

0,47

0,15

9

Контактность

0,20

1,73

1,63

10

Потребность в познании

11,42***

9,10***

2,54*

11

Креативность

0,31

0,51

0,24

12

Самоактуализация

1,96

2,97**

5,00***

Примечание. В таблице знаком * обозначены значения различий в групповых средних статистически значимых с вероятностью допустимой ошибки – 0,05 (tкритич.=1,98); ** – с вероятностью допустимой ошибки – 0,01 (tкритич.=2,63), *** – с вероятностью допустимой ошибки – 0,001 (tкритич.=3,39)

 

Интерпретация полученных значений t-критерия Стьюдента показывает отсутствие достоверно значимых различий по следующим шкалам самоактуализации: «ценности», «гибкость в общении», «взгляд на природу человека», «контактность», «креативность». Так, низкие оценки студентов всех курсов обучения по шкале «ценности» свидетельствуют о том, что несмотря на осознание социальной значимости врачебной деятельности, осведомленность относительно ее гуманистических основ, стремление оказывать помощь пациентам, студенты не разделяют ценности самоактуализирующейся личности, что свидетельствует о несформированности ценностно-смысловых аспектов их профессиональной мотивации. Интерпретация результатов, полученных испытуемыми по шкале «гибкость в общении», показывает, что студенты всех курсов обучения испытывают затруднения в самовыражении в учебно-профессиональной деятельности, неуверенность в себе. Кроме того, можно говорить о том, что студенты подвержены влиянию различного рода стереотипов, что недопустимо в работе с пациентами. Низкий уровень гибкости в общении является результатом выявленного ранее низкого уровня сформированности гибкости в саморегуляции поведения студентов-медиков, ограничивающего их способность в перестройке программы деятельности и общения. Студентам-медикам также свойствен низкий уровень симпатии и доверия к людям, неверие в их честность, непредвзятость, доброжелательность, что является деструктивным фактором в формировании профессиональных ценностных ориентаций врачей и в дальнейшей профессиональной деятельности может оказать негативное воздействие на построение доверительных отношений с пациентами. Данные особенности являются отражением социальных установок, индивидуальной ориентации людей, что, тем не менее, не оказывает отрицательного влияния на достаточно высокий уровень контактности, свойственный всем студентам.

Для будущих врачей вне зависимости от курса обучения характерен средний уровень креативности. Как показал анализ мотивов выбора врачебной деятельности, студенты первого года обучения испытывают потребность в творческой трудовой деятельности (деятельностный критерий). Однако в условиях стандартизации медицинской помощи возможность проявления творчества в профессиональной деятельности ограничена, что и обуславливает некоторое снижение данного показателя у студентов старших курсов обучения.

Достоверно значимые различия были выявлены по шкале «ориентация во времени». Студенты первого и четвертого курсов обучения характеризуются дискретным восприятием времени, ориентацией в будущее. Учебно-профессиональная деятельность выступает для них подготовительным этапом к самостоятельной профессиональной деятельности. В противоположность им, группа работающих студентов характеризуется в большей степени сформированностью целостного восприятия временного континуума (р≤0,01; р≤0,05).

Студенты первого и четвертого курсов характеризуются экстернальным локусом контроля, что обусловлено большей ориентацией на мнение родителей, одногруппников, преподавателей. Зачастую выбор профессии врача осуществляется студентами под влиянием желания родителей или является результатом следования династии. В отличие от них работающие студенты старших курсов стремятся руководствоваться в учебной и профессиональной деятельности собственными ценностями, целями, убеждениями и принципами (р≤0,01; р≤0,05), имея теоретические знания, владея некоторым репертуаром практических навыков, осознавая собственную ответственность за принимаемые решения и совершаемые действия.

В соответствии с положениями гуманистической психологии одним из важнейших компонентов профессиональной самоактуализации является самопонимание. Для студентов-медиков первого и четвертого курсов обучения затруднительным является понимание, осознание собственных потребностей, мотивов. Они во многом ориентированы на мнение окружающих, друзей, родственников, преподавателей, в отличие от работающих студентов, которым в большей степени свойственны чувствительность, сензитивность к собственным желаниям и потребностям (р≤0,001).

Студенты первого курса и работающие студенты характеризуются более высоким в сравнении со студентами четвертого курса уровнем аутосимпатии (р≤0,05; р≤0,001). Данный факт обусловлен тем, что студенты четвертого курса при прохождении клинических кафедр осознают, что не готовы к практической деятельности, что сказывается на уровне их аутосимпатии. В то время как для студентов первого курса обучения поводом для повышения самоуважения является поступление в медицинскую академию, а для работающих студентов – осуществление профессиональной деятельности.

Студенты четвертого курса характеризуются более высоким уровнем рефлексии и склонностью к естественному поведению, демонстрации эмоций (р≤0,001). Более высокий уровень познавательных потребностей характерен студентам первого курса обучения в сравнении с четверокурсниками и работающими студентами (р≤0,001; р≤0,001), что соотносится с полученными нами ранее результатами диагностики (методика Ж. Нюттена).

Таким образом, результаты диагностики особенностей самоактуализации студентов показывают, что наиболее высокий уровень самоактуализации свойственен студентам старших курсов (р≤0,01; р≤0,001). Данная группа студентов в большей степени направлена на реализацию собственных способностей и возможностей в рамках как учебной, так и реальной профессиональной деятельности. Полученные данные соотносимы с результатами оценки мотивов выбора врачебной деятельности, в соответствии с которыми для студентов, работающих в больнице, в медицинской деятельности наибольшей привлекательностью обладают производительные мотивы, отражающие ростовые потребности.

Как было показано нами ранее, важным компонентом личностно-профессионального развития личности студентов медицинского университета является ценностный аспект. Именно ценностные ориентации определяют эффективность процесса проектирования себя в профессии.

Исследование ценностных ориентаций студентов-медиков осуществлялось посредством ранжирования ценностных ориентаций М. Рокича.

По результатам обследования мы разделили терминальные ценности студентов-медиков в соответствии с рангами. Ценности, занявшие ранговые места с 1-го по 6-е, отражают отношение испытуемых к жизни и являются главными, смыслообразующими. Данные о классификации терминальных ценностей студентами в зависимости от этапа обучения отражены в таблице 2.

Таблица 2. Предпочитаемые терминальные ценности будущих врачей

Первый курс

Четвертый курс

Пятый – шестой курсы

Здоровье

Любовь

Интересная работа

Активная деятельная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Любовь

Любовь

Здоровье

Материальная обеспеченность

Наличие хороших и верных друзей

Интересная работа

Здоровье

Материально обеспеченная жизнь

Материально обеспеченная жизнь

Счастливая семейная жизнь

Уверенность в себе

Активная деятельная жизнь

Развитие

Примечание. Ценности приведены в порядке уменьшения степени значимости

 

Анализ таблицы 2 показывает, что в структуре терминальных ценностей студентов-медиков преобладают индивидуальные, конкретные ценности, связанные с их физическим, материальным благосостоянием, сферой межличностных отношений.

Такие ценности, как жизненная мудрость, счастье других, возможность творчества отвергаются студентами. Данная тенденция связана с возрастными особенностями. Их в меньшей степени интересуют вопросы, касающиеся общественной жизни.

Общая структура терминальных ценностей студентов в целом однородна для всех курсов. Дифференцирующими являются ценности активной, деятельной жизни, развития, интересной работы.

Так, студенты первого курса отмечают высокую значимость активной, деятельной жизни, ее полноты и эмоциональной насыщенности, что обусловлено поступлением в медицинскую академию, включением в студенческий образ жизни.

Для студентов начальных курсов значимым также является опыт построения интимных отношений, для старших курсов обучения характерно стремление к созданию семьи, что существенно повышает степень значимости ценностей любви и материального благополучия. Последняя группа ценностей, как правило, фрустрирована, поскольку заработная плата младшего и среднего персонала очень низкая, что и объясняет актуальность данных ценностей.

Студенты четвертого и старших курсов обучения в сравнении с первокурсниками среди предпочитаемых ценностей выделяют интересную работу, что связано с прохождением клинических кафедр, формированием профессиональных интересов, которые на четвертом курсе только начинают проявляться.

Наибольшую актуальность приобретают на старших курсах обучения, ввиду чего в структуре предпочитаемых ценностей студентов старших курсов находят отражение ценности развития, поскольку конечный выбор врачебной специализации предполагает ее углубленное изучение и формирование необходимых профессионально важных качеств.

Результаты выявления системы инструментальных ценностей представлены в таблице 3.

Таблица 3. Предпочитаемые инструментальные ценности будущих врачей

Первый курс

Четвертый курс

Пятый – шестой курсы

Воспитанность

Образованность

Образованность

Образованность

Ответственность

Ответственность

Дисциплинированность

Воспитанность

Рационализм

Самоконтроль

Рационализм

Дисциплинированность

Жизнерадостность

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

Независимость

Твердая воля

Жизнерадостность

Эффективность в делах

Примечание. Ценности приведены в порядке уменьшения степени значимости

 

Полученные результаты (таблица 3) свидетельствуют о разнообразии инструментальных ценностей студентов-медиков на различных этапах профессионального становления. Для студентов первого курса наиболее значимыми являются профессиональные, интеллектуальные ценности, носящие конформистский характер. Выявленные особенности обусловлены адаптацией студентов к образовательному процессу в академии, что требует от студентов дисциплинированности, высокого уровня самоконтроля, волевых усилий. Дальнейший процесс профессионализации студентов, ознакомление с практической медициной, работа в больницах в качестве младшего и среднего медицинского персонала способствуют осознанию студентами ценности профессиональных знаний, роли ответственности во врачебной деятельности. Для студентов четвертого курса, владеющих некоторой системой знаний, ценной является возможность отстаивания собственного мнения. В то время как студенты пятого, шестого курсов обучения, работающие в больнице, отмечают ценности независимости, что отражает потребность студентов в самостоятельной профессиональной деятельности. Кроме того, по мере профессионального становления будущих врачей выявлено увеличение ценности рационализма, что детерминировано формированием клинического мышления.

Оценка ценностного отношения к профессии осуществлялась на основании результатов методики диагностики ценностного отношения к профессионализму М. Н. Деминой (таблица 4):

Таблица 4. Распределение студентов в зависимости от степени выраженности ценностного отношения к медицинской деятельности

Уровень ценностного отношения к профессии и профессионализму

1-й курс (n=77)

4-й курс (n=94)

5-6-ой курсы (n=35)

Самооценка

Экспертная оценка

Самооценка

Экспертная оценка

Самооценка

Экспертная оценка

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Ярко выраженное

-

-

-

-

4

4,26

2

2,13

6

17,14

5

14,29

Ценностное отношение

44

57,14

10

12,98

50

53,19

16

17,02

18

51,43

16

45,71

Неопределенное

26

33,77

51

66,24

27

28,72

59

62,76

10

28,57

12

34,29

Отрицательное

7

9,09

16

20,78

13

13,83

17

18,09

1

2,86

2

5,71

 

Интерпретация результатов таблицы 4 показывает, что у студентов первого и четвертого курсов обучения в сравнении с экспертными оценками самооценка ценностного отношения к профессии врача завышена, что свидетельствует об отсутствии четкого представления о врачебной деятельности, своем месте в ней, непринятии профессиональных ценностей. Кроме того, данная группа студентов испытывает затруднения в анализе собственного отношения к себе как будущему врачу-профессионалу. Оценки студентов старших курсов в большей степени приближены к экспертным оценкам, что позволяет говорить об адекватности их представлений об избранной профессии, наличии профессиональных целей, интересов, сформированном отношении к себе как будущему профессионалу.

В соответствии с экспертными оценками большинство студентов первого и четвертого курсов обучения (66,23% и 62,76% соответственно) имеют неопределенное ценностное отношение к профессии врача и профессионализму, среди студентов старших курсов данный уровень ценностного отношения к профессиональной деятельности имеют 34,29% студентов. Эти студенты в целом испытывают интерес к медицинской деятельности, который связан в большей степени с представлением о врачебной деятельности как разнообразной, носящей творческий характер. Осознание необходимости выполнения рутинной работы способствует снижению интереса к ней у студентов.

Отрицательное отношение к профессионализму имеют 20,78% студентов первого курса, 18,09% – четвертого курса обучения и 5,71% – студентов, работающих в больнице. Для этой группы респондентов характерно отсутствие интереса к ценностям профессиональной деятельности. Врачебная деятельность выступает для них источником удовлетворения личных интересов.

Ценностное отношение к профессионализму сформировано у 12,98% студентов первого курса, 17,02% студентов четвертого курса и 45,71% студентов, работающих в больнице. Они осознают роль и общественную значимость медицинской деятельности, ее цели и задачи. Эти студенты удовлетворены избранной специальностью.

Высокий уровень ценностного отношения к профессии характерен для 2,13% студентов четвертого курса и 14,29% студентов старших курсов обучения, работающих в больнице, что свидетельствует о сформированной у них профессиональной идентичности и мотивации.

Таким образом, оценка ценностных ориентаций будущих врачей выявила, что для студентов первого и четвертого курсов характерен более низкий уровень самоактуализации. Включение же в реальную практическую деятельность способствует повышению самореализации студентов. Для студентов первого курса характерно принятие ценностей, в большей степени отражающих цели образовательной деятельности, нежели профессиональной, которые носят декларативный характер. В процессе профессионального обучения отмечается смещение акцента с индивидуалистических на профессиональные ценностные ориентации, увеличение роли ценностей самостоятельности, независимости и ответственности. Наряду со снижением значимости гуманистических ценностей отмечается процесс усиления ценности рационализма. В целом для студентов медицинского университета характерно преобладание неопределенного ценностного отношения к профессионализму.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблемы формирования ценностных ориентаций личности будущего врача в процессе его обучения в вузе; результаты проведенного экспериментального исследования могут применяться для формирования ценностных ориентаций личности будущего врача в образовательном пространстве, вышей школы.

Литература

  1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. – 1984. – Т. 5.5. – С. 63-70.
  2. Ахмедова Э.М., Таранова Т.Н. Трансдисциплинарный подход к формированию у студентов магистратуры компетенции ценностно-смысловой ориентации в образовательном пространстве социума: монография. - М.: ММА, 2020. - 200 с.
  3. Васильева Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – №2 (Т.2). – С.87-91.
  4. Водяха А.А. Ценностно-смысловые ориентации в структуре профессиональной идентичности врача // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2008. – №1. – С.60-65
  5. Григорян Э.Э. Особенности ценностных ориентации студентов медицинского вуза // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. – 20013. – №1. - С. 1447-1450
  6. Зыбина Л.Н. Ценностные ориентации студентов в период обучения в вузе // Философия образования. – 2015. – №1. – С. 75-84.
  7. Моздор Н.В., Соловьева О.В. Развитие смысложизненных ориентаций у студентов как субъектов богословского и педагогического высшего образования. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 94 с.
  8. Сидоров Д. Г. Динамика ценностных ориентаций студентов в период обучения // Приволжский научный журнал. – 2013. – №1. – С. 150-153.
  9. Фитьмова А.А. Развитие профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в вузе // Дисс.... канд. психол. наук. – Ставрополь, 2012. - 253 с.

Об авторе

Майборода Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и специальных дисциплин Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Фитьмова Анна Александровна – кандидат психологических наук, ведущий психолог группы психологической работы (психологической службы) войсковой части 35181, Ставрополь
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Майборода Т.А., Фитьмова А.А. Динамика трансформации ценностных ориентаций будущего врача в образовательном пространстве медицинского вуза. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен