ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Харатян Л.К. (г. Пятигорск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы в рамках темы успеха и успешности личности. Уделено внимание чертам, способствующим успеху, таким как: амбициозность, смелость, уверенность в себе, подготовленность, непрерывная тяга к образованию, ответственность. Подчеркнуто, что успех и успешность напрямую связаны с профессиональной деятельностью человека.

Ключевые слова: успех, успешный человек, качества, критерии.
Харатян Лолита Карэновна – студентка 2 курса направления подготовки 37.05.02 Психология служебной деятельности, направленность Психология безопасности Пятигорского государственного университета.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Системный анализ научной литературы показал, что содержание понятия «личностная успешность» является следствием осмысления психологического содержания феномена «успех» и его производного понятия «успешность».


Как отмечают Н.С. Головчанова (2009), Н.В. Маркелова (2005), А.Р. Тугушева (2007) основанием для современных исследований успеха и успешности послужили наблюдения античных философов (Гесиод, Платон, Сократ, Эпикур и др.). С древности философы попытались связать путь к счастью с достижениями личности. Анализ социально-философских подходов, изучающих феномены «успеха» и «успешности» в разные исторические периоды представлен в докторской диссертации Л.А. Мулляр (2012). В выводах автор указывает, что успех в современном осмыслении этого понятия раскрывается социально-онтологическими характеристиками отдельных состояний личности [1]. 

Успех – это некая единица измерения, результат использованных возможностей. 

Само понятие «успеха» можно воспринимать по-разному: для кого-то это карьера, работа мечты, высокое положение в обществе, другим успехом кажется – найденная любовь и созданная семья. В любом случае, успех – это достижение желаемой цели. В настоящее время «успех» – это частая тема, как житейских, так и научных дискуссий, целеполагание – способ и предмет саморазвития, а «формула успеха» популярное публицистическое направление, привлекающее все большее количество читателей разных возрастов [3, с. 43]. 

Успешный человек – это индивид, который ставит перед собой перспективные цели и умеет их достигать.

В соответствии с теорией А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, на каждой стадии возрастного развития есть конкретная система деятельностей. Системообразующий фактор представлен ведущим видом деятельности. Например, для этапа взрослости ведущий вид деятельности – это профессиональная деятельность, включающая общественно-полезный труд и коллективную производительную деятельность [2].

Возможные ситуации исследования успеха-неуспеха личности на этапе взрослости ограничиваются часто анализом профессиональных достижений. Соответственно, индивид, который не смог достичь результата в профессиональной деятельности, считается неуспешным с точки зрения общества.

Объективные критерии оценки, как правило, представлены суммой заработной платы, уровнем занимаемой должности, карьерным ростом. В этом случае в качестве факторов субъективного успеха выступает совокупность суждений индивида о собственных профессиональных достижениях и результате. Субъективная успешность (неуспешность) измеряется с помощью анализа удовлетворенности личности профессиональной деятельностью и карьерой [2].

Феноменология успешности в психологии стала разрабатываться зарубежными авторами, начиная с середины ХХ века в русле гуманистического, когнитивного подходов, индивидуальной психологии как важная составляющая проблемы человека, ее базовая потребность. В научной литературе выделяют два основных психологических направления. Первое связано с изучением условий достижения успеха и успешности в процессе самореализации и самоактуализации личности (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К.Г. Юнг и др.). Во втором – усилия исследователей сконцентрированы на психологическом содержании и сущности личностного успеха. Особое внимание уделяется изучению мотивациидостижения, уровня притязаний, самоэффективности, самооценки, локус-контроля, целеполагания, рефлексии, смысложизненных ориентаций, интеллекта (Дж. Аткинсон, А. Бандура, Р. Берне, Т. Дембо, У. Джемс, А. Комба, К. Левин, Д. МакКлелланд, Д. Райнис, Т. Роттер, Л. Фестингер, В. Фридрих, Ф. Хоппе, А. Хофман и др.) [1].

Последние публикации зарубежных авторов характеризуются практикоориентированной направленностью, они отличаются мотивирующим и рекомендательным характером изложения материала (А. Джексон, С. Кови, Дж. Максвелл, Б. Ньюмен, И. Пинтосевич, Б. Трейси, Н. Хилл, Р. Энтони и др.) [1].

Что же представляет собой структура успешной личности? Мотивационный спикер Брайан Трейси выделил следующие черты, способствующие успеху:

1. Амбициозность – успешные люди уверены в том, что они лучшие и заслуживают лучшего. Как отмечает сам автор, ему это долгое время не удавалось, цитирую: «Когда я обнаруживал, что кто-то меня в чем-то превосходит, то искренне верил, что этот человек сам по себе лучше меня. Все, что мне оставалось, – чувствовать чужое над собой превосходство. Мы часто считаем себя недостойными лучшей жизни. На самом деле, если вы хорошо и с энтузиазмом выполняете свою работу, то заслуживаете похвалы, денег и, конечно же, признания».

2. Смелость. Злейшие враги успеха – сомнения и страхи. Успешные люди умеют справляться со страхом, встречаясь с ним лицом к лицу. Это не значит, что они ничего не боятся, нет, они делают несмотря ни на что. Так постепенно формируется привычка бороться и превозмогать.

3. Уверенность в себе. Уверенность в себе – это качество, которое позволяет человеку добиваться желаемого. Оно тесно связано с активной жизненной позицией и деятельностью, направленной на достижение цели. Уверенность в себе – естественный путь к успеху. Уверенные в своих силах люди легче находят общий язык с окружающими, обретают новые знакомства, не отказываются от предоставленных возможностей и умеют их использовать, способны за себя постоять и точно знают, чего хотят.

4. Подготовленность. Успешные люди – дальновидные люди, те, что думают «заранее». С ними реже происходят неожиданные ситуации, но, если таковые и случаются, они к ним готовы. Таким образом, как они уверены в себе, так и в них уверены окружающие.

5. Непрерывная тяга к образованию. Учеба – это способ самосовершенствования. Обучаясь чему-то новому и совершенствуя уже полученные навыки успешные люди, получают актуальную информацию и повышают свой профессиональный уровень.

6. Ответственность. Развитое чувство ответственности важный компонент успеха. Мы работаем для себя, и самая большая ошибка – думать, что мы делаем это для кого-то другого. Сегодня один человек оплачивает наш труд – завтра другой, от этого сам процесс работы и наше к нему отношение меняться не должны.

Именно мы ответственны за свою карьеру, финансы, семью, да, и в целом жизнь. Когда мы по-настоящему осознаем это, перед нами открываются большие перспективы.

Вышесказанное свидетельствует, что современный интерес к проблеме успешности вызван желанием исследователей собрать образ успешного человека из множества психологических черт, тем самым дав каждому из нас возможность развивать конкретные качества и таким образом достигнуть успеха.

Современная жизнь требует переосмысления подходов к пониманию успешности с учетом культурно-исторических традиций российского общества, с опорой на экзистенциальные ценности. Изучение содержания личностной успешности необходимо проводить с точки зрения ее ценностно-смысловой направленности.

В связи с этим обращает на себя внимание исследование О.А. Востриковой, М.Я. Дворецкой, в котором было эмпирически доказано, что психологическое понимание феномена «успех» зависит от содержания ценностей, определяемых доминирующим уровнем эталона жизнедеятельности человека: витальный (гедонистический) – приоритет материальных ценностей, социальный (прагматический) – приоритет социальных достижений и ценностей, экзистенциальный – духовных [1].

Успех и успешность напрямую связаны с профессиональной деятельностью. Для разных профессий существуют различные критерии и показатели успешности. Так, в работе Соловьевой О.В., Кущева П.М. описаны особенности профессиональной успешности сотрудников МВД России. К ним относятся: высокая зависимость от уровня развития личностных характеристик, обеспечивающих психологическую безопасность, способностей к эффективной деятельности в условиях противоречивости профессиональных требований; приоритет личностных преобразований, позволяющих сохранять высокую работоспособность и продуктивность деятельности при сохранении удовлетворенности трудом; динамический характер, обусловленный влиянием широкой совокупности факторов, в том числе и факторов с повышенной степенью неопределенности [4]. 

Также значимым фактором профессиональной успешности сотрудников МВД России относят совладающее поведение, а именно преодоление трудных профессиональных ситуаций; снижение риска возникновения негативных психических состояний в случае благоприятного разрешения сложной ситуации; повышение профессиональной самооценки, закрепление мотивации на достижение успеха [5]. 

Эти выводы приближают нас к пониманию того, что в современных реалиях, личностная успешность может восприниматься через желание «быть полезным и нужным другим», осознание и реализацию своей смысложизненной цели, вплотную сопряженной с выполнением нравственного долга. Это дает человеку возможность обрести смысл и ценность собственной жизни, ощущение душевного комфорта, осознать подлинность человеческого бытия.


Литература

  1. Дворецкая М.Я., Лощакова А.Б. Образ успешности в современных психологических исследованиях // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Т.4. [Электронный ресурс] http://mir-nauki.com
  2. Кузнецова Е. Психологические особенности успешного и неуспешного человека, 2022 [Электронный ресурс] https://spravochnick.ru
  3. Михайлова О.В. Пролегомены к определению понятия «успех». // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – № 301. – С. 43-45. 
  4. Соловьева О.В., Кущев П.М. Концептуальные подходы к исследованию профессиональной успешности субъекта труда // Социальные и педагогические технологии: теория и практика: Материалы V Международной заочной научно-практической конференции (май 2017 г.) / ФГАОУ ВО «СКФУ», институт образования и социальных наук, кафедра социальных технологий, лаборатория разработки и применения социальных технологий. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. Аграрного ун-та, 2017. – С. 358-364.
  5. Соловьева О.В., Кущев П.М. Совладающее поведение и профессиональная успешность сотрудников МВД // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2016. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru
  6. Трейси Б. Достижение максимума. – М.: Попури, 2002. – 368 с. 

Об авторе

Харатян Лолита Карэновна – студентка 2 курса направления подготовки 37.05.02 Психология служебной деятельности, направленность Психология безопасности Пятигорского государственного университета.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель - Зверева Римма Геннадьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного университета.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Харатян Л.К. Психологический анализ успешности личности в современной реальности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).