Соловьева О.В., Сулейманов А.Г. (г. Ставрополь)
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
УДК 159.93
Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос цифровизации образования и реакция личности на стрессогенный фактор, связанный с данным переходом. В этой связи подчеркивается важность использования способов совладания со стрессом. Раскрываются основные типы совладеющего поведения личности в условиях цифрового образования. Отмечаются корреляты совладающего поведения и «стрессогенных факторов», способствующих запуску данных механизмов. Были определены позитивные копинг-стратегии, способствующие совладанию со стрессом, снижению уровня внутренней тревожности, указывающие на выход из стрессовой ситуации в условиях цифровой образовательной среды. Кроме того, отмечаются и негативные копинг-стратегии, которые в свою очередь повышают воздействие стресса на личность студента.
Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии, студенты вуза, цифровизация образования, образовательная среда.
Переход системы образования с традиционной формы на цифровую был необходим, в период распространения коронавирусной инфекции. Данная ситуация привела к возникновению и актуализации современных компетенций для освоения.
Большинство компетенций были направлены на эффективное усвоение дидактического потенциала современных образовательных платформ и цифровых технологий. А также использование навыков извлечения информации из интернет-ресурсов, владение современными методами внедрения в учебно-воспитательный процесс цифровых компонентов являлись важными составляющими. В условиях цифровизации образовательного пространства основными средствами обучения студентов являются разнообразные технологии и интерактивные ресурсы.
Во внимание необходимо принимать уровень технической подготовки педагогических кадров образовательной организации, особенности психолого-педагогических условий для реализации образовательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды, а также особые требования к поведению личности студента. Следует отметить, что большинство из них не были готовы к кардинальным изменениям образовательного пространства.
Все из вышеперечисленного является условиям для выработки новых форм совладающего поведения для преодоления трудных жизненных ситуаций.
В последнее время все больше исследований посвящено изучению совладающего поведения, как механизма регуляции поведения человека в различных видах деятельности, в том числе и обучении. Обозначение способов противодействия стрессу в западной литературе получило название «копинг», в дословном переводе «успешно справляться, преодолевать». Для обозначения совокупности способов, предпринимаемых личностью с целью ослабления влияния стресса [2].
В отечественной психологии понятие «копинг» было включено в базовую структуру понятия «стресс» и переводилось как «психологическое преодоление» или «совладание».
Изучение совладающего поведения началось относительно недавно и рассматривалось такими учеными как Т.Л. Крюковой, А.Н. Деминым, А.А. Приходько, В.А. Бодровым, как стратегии, применяемые людьми для решения трудных жизненных ситуаций [5].
При этом все авторы склоняются к тому, что основная функция совладающего поведения состоит в эффективной адаптации личности к быстро изменяемым условиям жизни. Совладающее поведение включает в свою структуру множество способов стратегий и копинг-реакци, направленных на преодоление сложных жизненных ситуаций. Стиль совладания представляет собой глубокий анализ и синтез способов и стратегий в индивидуальную для каждого человека структуру, которая определяется спецификой окружающей среды [4].
Другими словами, совладающее поведение – это поведение, направленное на приспособление личности к разнообразным обстоятельствам жизни и предполагающее формирование умения для преодоления в разных жизненных ситуациях «эмоционального стресса» [1]. Инструментами совладающего поведения выступают копинг-стратегии это те приемы и методы, благодаря которым и происходит процесс совладания с «эмоциональным стрессом» [3].
Несмотря на то, что в современных психолого-педагогических исследованиях существует большое количество работ, направленных на изучение совладающего поведения (копинг-стратегий) студентов, школьников, педагогов и т.д., почти не затрагивалась тема совладания со стрессом в условиях цифровой образовательной среды.
Кроме этого, теоретический анализ литературы позволил определить, что в современных реалиях совладающее поведение в условиях цифровой образовательной среды эмпирически изучен не полностью. Т.Л. Крюкова в своих исследованиях подчеркивает, что совладающее поведение запускается определенной ситуацией, задающей его особенности, – «ситуационным фактором» в ситуациях цифрового(дистанционного) обучения, в частности происходит оценка уровня стрессогенности, что в сою очередь влияет на выбор студентом определенных стилей или стратегий совладания [3, 5].
Так, в работах З.Б. Кучиной определены различия в использовании стратегий совладания в традиционных условиях образования и цифровых (дистанционных). Однако значимое влияние на выбор копинг-стратегий оказывает и личностный фактор, включающий как психологические, так и личностные качества студента в период обучения. Н.Е. Водопьянова в своих работах отметила аналогичный подход – личностные показатели и уровень стресс, испытываемые индивидом влияют на выбор форм совладания.
Е.Р. Исаева и Н.В. Останина [8, 9], в своих трудах подчеркивают необходимость изучения стресса в период обучения и сдачи онлайн-экзаменов, тем более это является актуальной проблемой в условиях цифровизации образовательного пространства. Поскольку в период освоения образовательной программы студенты испытывают когнитивные нагрузки. В ограниченное время требуют от личности активной мобилизации всех психобиологических и психоэмоциональных возможностей. В этом контексте вопросы исследования совладающего поведения студента в условиях цифровизации образовательной среды являются актуальными.
Анализ исследований позволил сделать вывод, что в условиях цифрового (дистанционного) образования, студенты испытывают эмоциональные переживания, на лекционных и семинарских занятиях, проявляется повышенный внутренней тревоги при ответе на вопрос, что позволило определить используемые формы совладания со стрессом в период дистанционного обучения, в стрессовых ситуациях студенты наиболее часто прибегают к использованию стратегий совладания, ориентированных на решение проблемы и на стратегии, ориентированные на избегание возникших трудностей. Также необходимо отметить, что незначительная часть студентов использует конструктивные стили совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях, возникших в образовательной среде, и предпочитает стратегии, направленные на решение проблем.
Студенты, которые используют деструктивный копинг, стараются избегать проблемы в период дистанционного обучения, утверждая, что у них появились те или иные проблемы с образовательными платформами или с беспроводной сетью. Также стратегии избегания конвертируются в такие варианты как: «Отвлечение» и «Социальное отвлечение», т.е. студенты прибегают к решению проблем через посредников (других студентов).
Исследования и личные наблюдения также показали, что студенты также используют такие формы совладания как: «Контроль над ситуацией», «Самоконтроль», «Позитивная самомотивация», эти формы совладания относятся к позитивным, направлены на снижения эмоционального стресса в период обучения и сдачи «контрольных точек» или экзаменов, они часто используются студентами старших курсов.
Преобладающими стратегиями совладания со стрессовыми ситуациями возникшие в период обучения (как традиционного вида, так и цифрового формата) у младших курсов чаще всего являются: «Анципиирующее избегание» (предвидение негативных ситуаций и избегание их), «Заезженная пластинка» (студент мысленно застревает в стресс-ситуации, не может отвлечься от нее).
В классификации совладающего поведения, которую представил Д. Норман, данные формы являются деструктивными и в результате могут усилить воздействие стресса. Выбор подобных форм поведения может свидетельствовать о том, что студент постоянно размышляет над проблемой, в ситуации неудачи полностью винит себя, а не окружающие факторы.
Меньше всего студенты прибегают к таким формам поведения как «Беспомощность», «Жалость к себе», «Прием лекарственных средств». Данные формы копинг-поведения являются пассивными. Также необходимо отметить, что в период освоения образовательной программы студенты младших курсов прибегают к такой форме совладания как «Поиск социальной поддержки», в решение своих трудностей они пытаются вовлечь как можно больше людей.
В период освоения образовательной программы в традиционном формате студенты как старших, так и младших курсов демонстрировали «активные позитивные» формы совладания со стрессом: «Контроль над ситуацией», «Самоконтроль», «Позитивная самомотивация», это свидетельствует о том, студенты в ситуации дистанционного образования «теряются», возникают трудности в мобилизации личностного потенциала, испытывают трудности при контроле над ситуацией или самим собой.
Анализируя применения студентами как негативных, так и позитивных форм совладания, можно сделать вывод, что шкальные значения по использованию позитивных форм совладающего поведения доминируют в условиях традиционного (очного) обучения. Резкий переход на цифровую образовательную среду повлек за собой ряд трудностей, которые в свою очередь привели к использованию пассивных или негативных форм совладнаия со стрессом.
В результате теоретического анализа проблемы можно определить следующе закономерности:
В период традиционного образования (очного формата) студенты любого возрастного диапазона чаще прибегали к использованию позитивных форм совладающего поведения, чем в формате цифрового образования.
Внезапное изменение канона образования (переход на цифровой формат) привело к повышению уровня тревожности, неумению контролировать себя в «новых» стрессовых ситуациях в период усвоения образовательной программы.
Снизился уровень гибкости поведения, что привело к таким последствиям, как неумение прибегать к таким позитивным формам совладания, как при очном обучении.
Подводя итоги следует отметить, что комплексное изучение поведения в условиях цифровой образовательной среды, включающее определение его личностных особенностей и стратегий совладания, поможет управлять психическим состоянием студента, приобрести новые знания, умения и навыки, связанные с умением снижать эмоциональные переживания, внутреннюю тревогу в условиях цифровизации образовательного пространства.
Литература
- Жуйкова М.В. К вопросу о необходимости формирования навыков совладающего поведения // Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во «ЭНСКЕ», 2010. С.37-45.
- Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. – № 5. – С. 20-30.
- Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы: сб. науч.статей. – М., 2008. – С. 138-152.
- Кучина З.Б. Совладание с экзаменационным стрессом у студентов вуза (на примере Интернет-экзамена) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2009. – Т. 15. – № 4. – С. 225-232.
- Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: моногр. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова – студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. – 267 с.
- Церковский А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему // Вестник ВГМУ. – 2006. – Т. 5. – №3. – С. 112-121.
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: моногр. – СПб.: Питер, 2009. – 225 с.
- Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни: моногр. – СПб.: СПбГМУ, 2009. – 136 с.
- Останина Н.В. Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся // Вестник ЧГПУ. – 2009. – №1. – С. 109-120.
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail:
Сулейманов Александр Георгиевич – аспирант 2 курса направления подготовки 37.06.01 – Психология, профиль «Педагогическая психология» Ставропольского государственного педагогического института
e-mail:
Соловьева О.В., Сулейманов А.Г. Совладающее поведение студентов в условиях цифровой образовательной среды. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).