ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В., Сапега М.С. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ РЕБЁНКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 

УДК 159.93

English version:

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос организации психолого-педагогической поддержки родителей ребенка подросткового возраста с расстройствами аутистического спектра. Подчеркивается, что в семьях, где воспитывается подросток с РАС складываются особенные, часто напряженные внутрисемейные отношения, которые необходимо корректировать с учетом понимания специфики процесса воспитания подростков с РАС. Описано экспериментальное исследование, выявляющее особенности эмоционального состояния родителей и системы детско-родительских отношений до и после апробации программы поддержки. 

Ключевые слова: аутизм, подростковый возраст, расстройства аутистического спектра, психолого-педагогическая поддержка родителей, взаимодействие родителей и подростков с расстройствами аутистического спектра.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В современных условиях увеличивается число детей с диагнозом «расстройства аутистического спектра». Исходя из представлений современной медицины аутизм относится к группе глубоких нарушений развития, которые могут значительно осложнить социальную жизнь [1]. Симптомы аутизма определяются в зависимости от тяжести, но для всех больных характерны нарушенная социальная компетентность, языковое и коммуникативное расстройство, стереотипное поведение, интеллектуальная инвалидность, а также изолированные выдающиеся умственные способности [2]. 

Дети с расстройством аутистического спектра вне зависимости от уровня интеллектуального развития, не могут без специальной психолого-педагогической помощи освоить навыки социального взаимодействия. В этой связи на родителей ложится особая ответственность за воспитание, социализацию и адаптацию своего ребенка [4]. 
Следует отметить, что в семьях, воспитывающих детей с диагнозом РАС родители испытывают груз сильнейших негативных эмоций, вызванных множеством причин, в том числе информационной дезориентацией. В большинстве случаев, когда ребенку диагностируют аутизм, родители не представляют, что нужно делать и как выстраивать особую систему коммуникации со своим ребенком. Родителям приходится самостоятельно изучать этот вопрос и собирать информацию о заболевании. Также им важно найти способы совладания с перманентым стрессом, в котором им приходится жить рядом с ребенком-аутистом. В этой связи родители нуждаются в актуальной и достоверной информации о заболевании, в расширении знаний об особенностях аутизма, а также в способах самопомощи для преодоления негативных эмоциональных переживаний, тревоги и стресса [3, 5]. 

Для многих родителей очень важны поддержка других людей и уверенность в том, что они не единственные люди, которые сталкиваются с трудностями, связанными с воспитанием ребенка с РАС. Также родители остро нуждаются в психолого-педагогической поддержке специалистов, которые могут оказать комплексную помощь.  

Цель исследования: выявить эффективные способы психолого-педагогической поддержки родителей ребёнка подросткового возраста с расстройствами аутистического спектра.

Гипотеза исследования: психолого-педагогическая поддержка родителей ребёнка подросткового возраста с расстройствами аутистического спектра будет эффективной при следующих условиях: 

⦁    осуществление психологического просвещения родителей подростков с РАС; 

⦁    проведение психологического консультирования семьи ребенка с РАС; 

⦁    реализации психокоррекционной работы с семьей подростка с РАС;

⦁    информирование родителей о характере, особенностях и перспективах развития и социализации подростка с РАС; 

⦁    помощь в построении возможных маршрутов обучения, развития и самореализации подростка с РАС;

⦁    помощь в освоении методов и форм активного взаимодействия родителей и подростка с РАС;

⦁    помощь в построении взаимодействия семьи и учреждений соцзащиты.

Методики диагностики:

⦁    Шкала тревожности Спилбергера-Ханина. 

⦁    Шкала психологического стресса Ридера (адаптация О.С. Копиной.) 

⦁    Тест-опросник родительского отношения, авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.

Исследование проводилось на базе ГБПОУ «Минераловодский региональный многопрофильный колледж». В экспериментальном исследовании принимали участие шесть подростков с расстройствами аутистического спектра.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап – констатирующий, предполагал подбор и адаптацию методик для исследования детей с РАС.

Второй этап – формирующий, предполагал разработку и реализацию программы психолого-педагогической поддержки родителей подростков с расстройствами аутистического спектра.

Третий этап – контрольный, предполагал повторную диагностику, интерпретацию полученных данных об эффективности программы. 

Всего обследовано 12 человек (из них 6 женщин и 6 мужчин). Возраст испытуемых от 36 до 47 лет. У всех испытуемых есть ребенок с официальным диагнозом «расстройство аутистического спектра». Возраст детей от 15 до 17 лет. У всех обследованных отсутствовали тяжелые хронические психические и соматические заболевания. Методики предъявлялись испытуемым с перерывом в 1,5 месяца, в первой половине дня.

Для оценки уровня ситуативной и личностной тревожности применялась методика Спилбергера-Ханина. На первом этапе, до реализации программы, были проведены замеры показателей в группе родителей: подсчитаны параметры распределения (среднее значения, стандартное отклонение по показателям) и подсчитано количество опрошенных с низким, умеренным и высоким уровнем тревожности. Далее, после проведения программы, спустя 1,5 месяца, был произведён второй замер. Для оценки достоверности различий применялся критерий Т-Вилкоксона. 

До прохождения программы ситуативная тревожность составляла 46,2±8,6 баллов. Показатель личностной тревожности составил в первом замере 50,0±9,3 балла. До начала работы среди родителей детей с диагнозом «аутизм» был 1 человек с низким уровнем ситуативной тревожности (3,8%), 4 человека с умеренной тревожностью (38,5%) и 6 – с высокой (57,5%). См. рисунки 1 и 2.


Рис. 1. Количество опрошенных родителей с разным уровнем ситуативной тревожности 


Рис. 2. Количество опрошенных родителей с разным уровнем личностной тревожности

 

Диагностика по Шкале психологического стресса Ридера (адаптация О.С. Копиной) показала, среди родителей было 6 человек с высоким уровнем стресса (50%), 4 человека со средним уровнем стресса (38,5%) и 2 с низким (11,5%). См. рисунок 3.

 

Рис. 3. Количество опрошенных родителей с разным уровнем психологического стресса 

Таким образом, первичная диагностика показывает, что родители подростков с РАС имеют довольно высокий уровень стресса и еще более высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. 

Для диагностики родительского отношения к подросткам с РАС применялся тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. Результаты представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Результаты диагностики родительского отношения к подросткам с РАС по методике А.Я. Варга, В.В. Столин 

Высокие баллы по шкале «принятие-отвержение» выявлены у 10% испытуемых, это говорит о том, что у данных родителей выражено положительное отношение к ребенку. Низкие баллы по этой шкале обнаружены у 70% родителей. Средний, то есть оптимальный уровень обнаружен лишь у 20% семей, участвующих в исследовании.

Высокие баллы по шкале «кооперация» выявлены у 10 % родителей. Низкие баллы по данной шкале выявлены у 60% родителей. Средний уровень выявлен у 30% испытуемых.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» обнаружены у 10% респондентов, то есть родитель не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему. Низкий уровень выявлен у 70% родителей. Средний, оптимальный уровень обнаружен лишь у 20% семей, участвующих в исследовании.

Высокие баллы по шкале «контроль» обнаружены у 40% респондентов. Низкие баллы по этой шкале обнаружены у 40% респондентов, это свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Средний, то есть оптимальный уровень обнаружен лишь у 20% семей, участвующих в исследовании. 

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам» ребенка обнаружены у 50% респондентов, это признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Низкие баллы по этой же шкале обнаружены у 30% респондентов, то есть неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Средний уровень обнаружен лишь у 20% семей, участвующих в исследовании. 

Данные констатирующего этапа диагностики наглядно отражают неблагоприятную ситуацию в семьях подростков с РАС. В этой связи требуется разработка и апробация программы психолого-педагогической поддержки родителей подростков.

В рамках данной работы была разработана и апробирована программа психолого-педагогической поддержки родителей детей, у которых было диагностировано расстройство аутистического спектра в течение последнего года. 

Наша программа была разработана на основе программы родительского клуба, действующего на базе Государственного автономного учреждения социального обслуживания Московской области «Московский областной центр реабилитации инвалидов». Мы внесли некоторые дополнения и осуществили модификацию данной программы. Формат и продолжительность программы предполагали встречи 2 раза в неделю в течение 1-го месяца длительностью по 2 часа (16 часов) в вечернее время. 

После проведения программы, спустя 1,5 месяца, было проведено повторное тестирование. Результаты контрольного эксперимента отражены в таблицах и на рисунках ниже. 

Таблица 1. Динамика показателей ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ)

Показатели

«Констатирующий»

«Контрольный»

Среднее

Ст. откл.

Среднее

Ст. откл.

Ситуативная тревожность

46,2

8,6

38

7,4

Личностная тревожность

50,0

9,3

41,8

8,2

Как видно из таблицы, до начала работы среди родителей детей с диагнозом «аутизм» был 1 человек с низким уровнем ситуативной тревожности (3,8%), 10 человек с умеренной тревожностью (38,5%) и 15 человек с высокой (57,5%). После участия в программе количество человек с умеренной тревожностью возрастает до 18 человек (69,2%), а с низкой – до 3 (11,5%). При этом количество опрошенных с высоким уровнем тревожности снижается до 5 (19,2%). 

Таблица 3. Оценка уровня личностной тревожности (замеры «до» и «после»), количество и % участников с разным уровнем

Личностная тревожность

Констатирующий этап

Контрольный этап

n

%

n

%

Низкая

1

3,8

6

11,5

Умеренная

7

26,9

4

50,0

Высокая

4

69,2

2

38,5

Как видно из таблицы, до начала работы среди родителей был 1 человек с низким уровнем личностной тревожности (3,8%), 7 человек с умеренной тревожностью (26,9%) и 4 человека с высокой тревожностью (69,2%). Ко второму замеру количество человек с умеренной тревожностью возрастает до 4 (50%), а с низкой – до 6 (11,5%). Количество опрошенных с высоким уровнем тревожности снижается до 2 (38,5%). Таким образом, ситуативная и личностная тревожность достоверно снижаются после проведения психолого-педагогической работы с родителями. 

Перейдём к оценке результатов, полученных по шкале психологического стресса Ридера (в адаптации О.С. Копиной). 

Таблица 4. Динамика показателя уровня психологического стресса

Показатели

Констатирующий этап

Контрольный этап

Среднее

Ст.откл.

Среднее

Ст.откл.

Стресс

1,6

0,7

2,1

0,8

Как видно из таблицы, получены достоверные различия между показателями уровня психологического стресса (до и после). До прохождения программы уровень стресса составил 1,6±0,7 баллов, после – 2,1±0,8 баллов. Достоверность различия подтверждается критерием Т-Вилкоксона (Т=0,0, р=0,003). Следует отметить, что согласно инструкции к обработке методики Ридера (в адаптации О.С. Копиной), низкий балл характеризует более высокий уровень стресса. 1 балл – высокий уровень, 2 балла – средний и 3 балла – низкий. 

Поэтому повышение среднего балла говорит о снижении уровня психологического стресса. Ниже приведены данные по количеству участников исследования, с разным уровнем стресса «до» и «после» проведения программы поддержки родителей. 

Для повторной диагностики родительского отношения к подросткам с РАС применялся тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. Результаты представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Результаты контрольной диагностики родительского отношения к подросткам с РАС по методике А.Я. Варга, В.В. Столин 

Высокие баллы по шкале «принятие-отвержение» выявлены у 60% испытуемых. Низкие баллы по этой шкале обнаружены у 20% родителей. Средний, то есть оптимальный уровень обнаружен лишь у 20% семей, участвующих в исследовании.

Высокие баллы по шкале «кооперация» выявлены у 50% родителей. Низкие баллы по данной шкале выявлены у 30% родителей, то есть взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может полноценно заниматься воспитанием ребёнка. Средний уровень выявлен у 20% испытуемых.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» обнаружены у 50% респондентов. Низкий уровень выявлен у 30% родителей, это признак того, что взрослые устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботятся. Средний, оптимальный уровень обнаружен лишь у 20% семей, участвующих в исследовании.

Высокие баллы по шкале «контроль» обнаружены у 25% респондентов. Низкие баллы по этой шкале обнаружены у 25% респондентов, это свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для воспитания детей. Средний, то есть оптимальный уровень обнаружен лишь у 50% семей, участвующих в исследовании. 

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка обнаружены у 10% респондентов. Низкие баллы по этой же шкале обнаружены у 70% респондентов, то есть неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Средний уровень обнаружен лишь у 20% семей, участвующих в исследовании. 

Таким образом, нами установлено повышение уровня положительного родительского отношения и полноценного взаимодействия родителей с подростками, имеющими РАС.

В целом результаты проведенного исследования показывают, что программа психолого-педагогической поддержки способствовала тому, что у родителей снизился уровень ситуативной и личностной тревожности, психологического стресса и несколько изменилось родительское отношение к своему подростку. В этой связи можно заключать, что специально организованная психологическая поддержка и помощь родителем, воспитывающим подростка с аутистическими расстройствами, позволяет снизить перманентный физический и эмоциональный стресс, который испытывают родители, наладить взаимоотношения в семье подростка с РАС, и стабилизировать психоэмоциональное состояние его родителей.

Литература

  1.  Дворянинова В.В. Психические расстройства у родителей детей, больных ранним детским аутизмом: автореф. … дисс. канд. мед. наук; Приволжский исследовательский медицинский университет. – М., 2020. – 24 с.
  2.  Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 318 с. 
  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  4.  Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Электронный ресурс] М.: Теревинф, 2015. – 289 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69899. 
  5.  Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 160 с.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Сапега Мария Сергеевна – студентка 3 курса направления подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В., Сапега М.С. Психолого-педагогическая поддержка родителей ребёнка подросткового возраста с расстройствами аутистического спектра. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).