Кольцова И.В., Погребная О.С. (г. Ставрополь)
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
УДК 37.017.4
Аннотация. В статье рассмотрены этапы формирования гражданской идентичности у подростков и представлены ее основные компоненты. Предпринята попытка интегрировать эффективные технологии гражданской идентичности у современных подростков, обозначены ключевые позиции активных методов обучения, способствующих формированию гражданской идентичности личности в современных социокультурных условиях. Сделан акцент на индивидуальной и групповой тренинговой форме обучения, как основном методе формирования гражданской идентичности личности.
Ключевые слова: технологии формирования гражданской идентичности, воспитательная беседа, тематическая беседа, диспут, дебаты, игровые технологии, технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект, обучающий тренинг.
В настоящее время, в контексте построения правового государства и формирования гражданского общества, проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения является актуальной. Современному государству нужны всесторонне образованные, нравственно и социально ответственные граждане, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, ответственностью за судьбу страны, способные участвовать в развитии ее экономической, политической, культурной и духовной сферы [4].
Формирование у молодых людей российской гражданской идентичности – одна из приоритетных целей российского образования и системы работы с молодежью. В процессе становления гражданской идентичности происходит формирование и развитие личностных качеств, составляющих содержание гражданской культуры личности – гражданственность, патриотизм, правовая и политическая культура (О.С. Анисимов, В.И. Антонова, Н.Н. Агафонова, Г.Г. Абдулкаримов, Т.С. Ахметова, Л.Р. Храпал, А.Р. Мажитова и др.).
Из этого следует, что образовательная политика организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должна быть направлена на совершенствование содержания учебных дисциплин, форм, методов организации учебного процесса, разработку учебно-методических материалов, в том числе создание новых, отвечающих современным социальным вызовам, что является важным условием эффективности решения национальных и этноконфессиональных проблем общества [2].
Формирование гражданской идентичности учащихся в образовательной организации включает три ступени.
Первый уровень (начальное образование): закладываются основные моральные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, которая осознает себя частью общества и гражданином своей Родины, формирование представлений о важности человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и личностей других людей. На этом этапе у учащихся развиваются коммуникативные способности, уважение к людям, терпимость, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, а также умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем. Развитие творческого потенциала младшего школьника помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Второй уровень (среднее общее образование): продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка, пополняются знания и приобретаются навыки, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе, формируется уважение к закону, праву, правам других людей и ответственность перед обществом. Происходит обогащение знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
Третий уровень (среднее общее образование): углубляются и расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах жизни общества, о правах человека, определяется гражданская позиция человека и его социально-политическая ориентация. В процессе социальной активности учащиеся совершенствуют свою готовность и способность защищать свои права и права других людей, выстраивать индивидуальную и коллективную деятельность [2, 7].
По мнению экспертов, которые на протяжении многих лет активно работают над вопросами гражданской идентичности, комплекс гражданских качеств детей и подростков представляет собой сложную систему, характеризующуюся как набор компонентов, которые необходимо формировать у учащихся [2].
В рамках когнитивного компонента гражданской идентичности у детей и подростков сформируются знания в области:
- историко-географического образования России (границы, географические объекты, основные исторические события);
- социально-политического устройства (символика, государственное устройство, государственные праздники);
- Конституции России (основные права и обязанности);
- этнической принадлежности (традиции, культура, национальные ценности), знания об этническом составе российского населения;
- общего культурного наследия России;
- ориентации в системе нравственных норм и ценностей;
- экологического знания (отношение к природе, здоровый образ жизни, правила поведения в чрезвычайных ситуациях) [3, с. 24];
Ценностный и эмоциональный компонент гражданской идентичности предусматривает развитие:
- чувство патриотизма и гордость за свою страну;
- позитивное восприятие своей этнической идентичности;
- межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
- доброжелательного отношения к окружающим, готовность противостоять насилию;
- позитивного восприятия мира, уважение семейных ценностей;
- нравственное самоуважение.
Условия, при которых формируется деятельностный компонент гражданской идентичности:
- участие в школьном самоуправлении с учетом уровня общего образования учащихся;
- соблюдение норм и требований школьной жизни;
- умение разрешать конфликты, вести равноправный диалог;
- участие в общественной жизни образовательной организации [3, с. 25-26].
Теоретический анализ литературы по проблеме и изучение практического опыта педагогов и психологов образовательного учреждения позволяют определить эффективные технологии формирования гражданской идентичности подростков:
- Технологии, основанные на коммуникативном процессе – обмен информацией по темам гражданского воспитания. В рамках этих технологий проводятся воспитательные беседы, тематические диспуты и дебаты.
Воспитательная беседа представляет собой диалог педагога-психолога с подростками, основанного на специально подготовленных вопросах. Беседа, в отличие от других форм взаимодействия в форме вопросов и ответов (анкетирование, опросы, интервью), проходит в неформальной обстановке, предполагает доверительные отношения и особый эмоциональный настрой собеседников.
Тематические беседы стимулируют подростков к анализу и оценке моделей поведения людей по отношению к государству, событиям, происходящим в обществе, и типичным социальным ситуациям. Важно отразить в теме бесед наиболее актуальные аспекты общественной жизни. На основе опыта, полученного в беседах, у подростков вырабатывается не только соответствующее отношение к социальной реальности, но и система суждений, эмоций и чувств, критерии оценки собственного поведения при осуществлении нравственных поступков, выполнении гражданского и политического долга. Для обсуждения моральных и гражданско-политических аспектов поведения человека педагог предлагает жизненные ситуации, представленные в известных произведениях искусства или в средствах массовой информации. Также может обсуждаться личный опыт ученика, что возможно при соблюдении этических принципов. [1].
Диспут – интересный, но довольно сложный метод воспитания личностных качеств, который строится по принципу обсуждения. Участники диспута должны уметь аргументировать и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, подвергать противоположное мнение здоровой критике. Участники дискуссии должны осуществить самостоятельный поиск ответов на обсуждаемые вопросы, сопоставляя различные позиции и точки зрения.
Технология диспута для формирования гражданской идентичности может быть использована в воспитательной работе с подростками, поскольку дискуссия предполагает определенный уровень интеллектуального развития и коммуникативных способностей ее участников. В начале диспута на гражданско-патриотическую проблематику у необходимо прокомментировать видео(кино) фрагмент (художественный/документальный фильм), видеоролик из социальных сетей, отражающий проблему диспута. Во время диспута педагог-психолог использует наводящие вопросы, содержащие замечания, крылатые фразы, популярных песен и другие патриотические приемы.
Знания и убеждения, основанные на самостоятельном поиске решения и собственном выборе, представляют большую ценность для формирующейся личности подростка и являются более стабильными и гибкими, чем «готовые истины», транслируемые взрослыми [1].
На сегодняшний день технология «Дебаты» особенно популярна в психолого-педагогической практике, суть которой заключается в целенаправленном, упорядоченном и структурированном обмене идеями, суждениями и мнениями между двумя сторонами.
Дебаты как одна из технологий формирования гражданской идентичности направлены на достижение ведущих целей гражданского воспитания – ознакомление подрастающего поколения с нормами и ценностями гражданского общества; адаптацию детей и подростков к общественной жизни и определение их места в системе общественных отношений; развитие навыков полемики, умение отстаивать свои личные и правовые знания. В ходе дебатов закладывается моральная и идеологическая позиция участников, «оттачиваются» методы анализа поступающей информации и вырабатываются навыки самостоятельного поиска необходимых знаний [5].
- Игровые технологии. В отечественной и зарубежной науке игровые педагогические технологии зарекомендовали себя как эффективные методы обучения, воспитания и развития личности. Разработана достаточно обширная группа игровых методов и техник, направленных на достижение различных целей образования и воспитания. Игровые технологии могут быть использованы в процессе формирования гражданской идентичности (квест, ролевая игра, игра-путешествие, интеллектуальная игра, «Своя игра», брейн-ринг, деловая игра).
Ролевые игры заключается в создании и воспроизведении ситуаций (вымышленных или происходящих в реальности), в которых участники учатся формулировать свои мысли и аргументировать собственную точку зрения, основываясь на определенной ролевой позиции [6, с. 135].
На педагоге-психологе лежит огромная ответственность в реализации психологических возможностей игры. Игровые действия и их результаты являются важными воспитательными средствами формирования необходимых личностных качеств и моделей поведения. Игра активно развивает у детей коммуникативные и организаторские способности, умение сотрудничать с окружающими, умение брать на себя ответственность и решать управленческие задачи – все это базовые характеристики человека как члена общества. Таким образом, игровые технологии могут быть успешно использованы при решении задач гражданского и патриотического воспитания.
- Социально-деятельностные технологии – технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект.
Технология социальной пробы основана на вовлечении подростков в социально значимые мероприятия, организуемые взрослыми: культурные мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и знаменательным датам; субботники по наведению порядка и благоустройству общественных территорий; экологические акции; социальная работа по оказанию помощи социально незащищенным категориям людей; спортивные мероприятия.
В такой деятельности традиционные гражданские ценности осмысливаются, переводятся во внутренний план личности, эти ценности становятся личностно значимыми и начинают выполнять функцию регулирования поведения и поступков учащегося.
Внедрение технологии коллективных творческих дел также имеет большое значение в формировании гражданской идентичности. Данная технология основана на механизме включения подростков в полную структуру деятельности (от принятия решения до анализа). Коллективная творческая деятельность гражданско-патриотической направленности требует от учащихся полного погружения в цель мероприятий, их содержание, наличие внутренних мотивов и личностного смысла. Только в этом случае возникает ощущение коллективного и индивидуального авторства.
Среди социально-деятельностных технологий формирования гражданской идентичности в настоящее время особой популярностью пользуется технология социального проекта. В социальном проектировании важной особенностью является самостоятельный выбор подростком интересующей его социальной проблемы, в решении которой он хотел бы применить свои способности и усилия. Реализация социальных проектов осуществляется коллективно, что способствует формированию чувства принадлежности подростка к группе единомышленников, с которыми решаются значимые для общества проблемы. Подростки также развивают жизненно важные социальные навыки.
Социальный проект позволяет каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, овладевающим навыками работы с различными источниками информации. Социальный проект объединяет подростков, родителей и учителей в совместной творческой, исследовательской деятельности, формировать настоящее сообщество детей и взрослых. В процессе участия в проектной деятельности подростки используют материалы СМИ, Интернет, наглядную агитацию в виде плакатов, листовок в собственном исполнении. Все это влияет на социализацию подростков, формирование их активной жизненной позиции и готовит их к социально значимой роли избирателя [7].
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности для молодежи приобрести не только целостные гражданские знания, но и повысить мотивацию к получению необходимой информации, а также приобрести опыт гражданской инициативы в решении актуальных вопросов на уровне села, района, города, региона, области и в целом государства. Именно в ходе разработки и реализации социальных проектов подростки активно участвуют в общественной жизни и принимают соответствующие решения.
Анализ педагогической литературы и исследований последних лет по проблеме гражданского воспитания позволяет нам выделить три важных компонента гражданской идентичности: когнитивный, ценностно-эмоциональный и деятельностный (поведенческий). Воспитательная работа должна вестись с учетом этой структуры [6, с. 136].
Эффективной формой работы по формированию гражданской идентичности у подростков является использование обучающих тренингов.
Например, при изучении темы «Межличностные отношения» в 7 классе можно провести тренинг «Конфликты в нашей жизни», целями которого являются: знакомство со стратегиями поведения в конфликте; изучение специфики собственного поведения в конфликте; ознакомление с эффективными способами разрешения конфликтов; развитие навыков эффективного разрешения конфликтов.
Данный тренинг способствует пониманию подростками природы конфликтов, помогая сформировать когнитивный компонент гражданской идентичности. Благодаря ему подростки овладевают техникой тушения «эмоциональных пожаров», учатся направлять энергию конфликта в конструктивное русло, что способствует формированию деятельностного (поведенческого) компонента гражданской идентичности. Это помогает детям понять, какие стратегии поведения в конфликтной ситуации им присущи – эмоционально-оценочный компонент. Знакомит с эффективными способами разрешения конфликтов – формирует ценностно–ориентировочный компонент гражданской идентичности.
Индивидуальные тренинги готовят подростка к межнациональному общению в форме самостоятельной работы. Перед подростками ставятся следующие задачи (вопросы): составьте список учащихся разных национальностей; напишите об опыте вашей дружбы (ваших взаимоотношениях) со сверстниками, учащимися других национальностей; какое впечатление у вас остается после общения (беседы) со сверстниками других национальностей; какие трудности возникают в отношениях, а также общение с представителями других национальностей и как вы пытаетесь их преодолеть.
Групповой тренинг является эффективным методом подготовки подростков к межнациональному общению. Работа в группе дает положительный результат, если используется двусторонний диалог: после того, как первый участник высказал свои мысли, второй участник должен повторить «слово в слово», а затем изложить свои мысли. Первый участник, в свою очередь, полностью повторяет мысли второго, и таким образом диалог продолжается дальше. Такая беседа может продолжаться в течение 8-10 минут. При выполнении упражнений психолог должен соблюдать требования тренинга: все члены группы должны выражать свои мысли литературным языком, что несколько замедляет и усложняет процесс обсуждения. Для того чтобы диалог проходил более свободно, психологу следует обсудить тему с учащимися перед началом тренинга и кратко обозначить ключевые позиции. Тогда на заключительном этапе будет легче достичь поставленной цели.
Использование тренинга «Жить в мире с самим собой и другими» или отдельных его элементов, разработанных для подростков, поможет психологу познакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»; обсудить проявления толерантности и нетерпимости в обществе, формируя когнитивный компонент гражданской идентичности.
Данный тренинг развивает способность к самоанализу, самопознанию, навыки ведения позитивного внутреннего диалога о себе, повышает самооценку за счет получения положительной обратной связи и поддержки со стороны группы, способствует развитию эмоционально–оценочного компонента. Используемые приемы учат уважать достоинство других; осознавать многообразие проявлений личности каждого участника группового взаимодействия, способствуя развитию ценностно–ориентированного компонента. Тренинг учит конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражать свои чувства и переживания без конфликтов и насилия, развивает социальную чувствительность, социальное воображение, доверие, умение слушать другого человека, способность к сопереживанию, эмпатии, развивает коммуникативные навыки, межкультурное взаимопонимание и толерантное поведение в межэтнических отношениях.
Тренинги социокультурной адаптации направлены на обучение мигрантов и представителей этнокультурных меньшинств навыкам и способам поведения, которые помогут им адекватно взаимодействовать с представителями принимающей культуры и культурной группой большинства.
Тренинги межкультурного взаимодействия – переносят акцент на личностное развитие каждого подростка, развитие этнической и культурной грамотности, информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в обществе этнических групп, формирование межкультурной компетентности детей, осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире.
Таким образом, в теоретических исследованиях проблема формирования гражданской идентичности имеет достаточную степень изученности и решения. Практический опыт педагогической работы показывает, что формированию основ гражданской идентичности учащихся в основном способствует формирование когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов. В то же время недостаточное внимание уделяется созданию условий для формирования деятельностной составляющей гражданской идентичности.
Высокий уровень сформированности компонентов гражданской идентичности и их гармоничное развитие свидетельствует об эффективности воспитания достойного гражданина своей страны. Решение задач гражданского воспитания осуществляется педагогами и психологами. Выбор методов и технологий для этой сложной и важной работы зависит от их самостоятельного решения. В рамках данной статьи была предпринята попытка показать, что в теории и практике гражданского воспитания разработан широкий спектр форм, инструментов и технологий, открывающих личностно- и практико-ориентированные возможности для формирования гражданской идентичности подростков.
.
Литература
- Ахметшина Г.Х., Замалетдинова З.И. Совершенствование форм и методов работы по воспитанию гражданской идентичности учащейся молодежи // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Том 4. – №2. http://mir-nauki.com/PDF/33PDMN216.pdf
- Бельмас И.А. Особенности формирования гражданской идентичности у старших подростков // Форум молодых ученых. – 2018. – №5-1 (21). – С. 500-503.
- Васильева Ю.В. Основные подходы к воспитанию патриотических чувств у подростков // Педагогика. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2016. – № 4(04) – C. 24-26. ISSN 2500-0039.
- Кольцова И.В. развитие гражданского самосознания в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика: Материалы VII Международной научно-практической конференции. В 3-х томах, Донецк, 27 апреля 2023 года. – Донецк: Цифровая типография, 2023. – С. 100-106.
- Магомедова М.М., Курбанисмаилова М.Г. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания подростков // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2016. – №3. – С. 63-68.
- Миназова В.М., Магомедова З.З. Технологии формирования гражданской идентичности подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №73-2. – С. 134-137.
Кольцова Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Ставропольского государственного педагогического института
e-mail:
Погребная Оксана Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Ставропольского государственного педагогического института
e-mail:
Кольцова И.В., Погребная О.С. Работа педагога-психолога по формированию гражданской идентичности у современных подростков. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).