ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

А.Г. Сулейманов (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

УДК 159.93

English version:

Аннотация. В статье раскрываются основные теории и подходы к изучению совладающего поведения личности с точки зрения отечественных и зарубежных авторов. Рассмотрен вопрос особенностей совладающего поведения студентов педагогической направленности. Определены факторы, влияющие на выбор стратегий совладающего поведения в студенческом возрасте.

Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии студенты направления педагогической направления подготовки.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Проблема совладающего поведения сегодня является одной из ключевых в современной психологии. Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что людям приходится постоянно преодолевать препятствия и сложности, адаптироваться к ситуациям и находить оптимальные выходы из трудностей. Для этого необходимо использовать все доступные ресурсы, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя относительно безопасно.

Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации. Совладание представляет собой динамические когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на управление внешними или внутренними факторами, которые оцениваются ею как угрожающие.

Активное изучение совладающего поведения личности в контексте адаптивных способностей индивида началось в ХХ в. Такие авторы как Т.Л. Крюкова, Н.А. Сирота, Р.М. Гриновская, Р. Лазарус, С. Фолкман в своих трудах рассматривали адаптационные возможности личности с позиций преодоления стресса, исследователи предложили термин «стратегии поведения», который в дальнейшем переосмыслили и стали вкладывать в понятие «копинг-стратегии» «совладающее поведение», «стратегии преодоления стресса» и т.д.

Останавливаясь на проблеме совладающего поведения студентов-педагогов, нам необходимо ориентироваться на такое психологическое понятие как «копинг-стратегии», смысл которого заключается в обозначении особой формы поведения, позволяющей личности справляться с жизненными трудностями, сохраняя при этом свое психологическое здоровье и эмоциональное благополучие. При этом человек не адаптируется к стрессовой ситуации, а наоборот у него формируются умения, которые позволят ему преодолеть негативное (стрессовое) воздействие жизненной ситуации.

В современной российской психологии чаще применяется термин «совладающее поведение» Л.И. Анцыфировой [4].

Также используется западный термин «копинг» или «копинг-поведение». В западной литературе термины «defence» и «coping» используются для описания совладающего поведения. А.В. Либина указывает, что «defence» относится к психологической защите от негативных переживаний, а «coping» – к активной деятельности личности, направленной на разрешение трудностей.

Э. Киршбаум отмечает, что понятие психологической защиты впервые появилось в психоаналитической школе и выражалось в борьбе внутреннего Я с негативными переживаниями и мыслями. Общее понимание копинг-стратегий отличается тем, что их рассматривают с точки зрения переноса проблемы совладания в более широкий круг различных жизненных ситуаций, которыми могут быть не только экстремальные ситуации, но и субъективно значимые, а также повседневные.

Также существует множество видов копинг-стратегии. При распознании видов, человеку проще понять принцип работы механизма, и как следствие ее решение.

При изучении совладающего поведения можно выделить три основных подхода к анализу копинга, которые преобладают в зарубежной парадигме. Т.Л. Крюкова отмечает, что к нему относится эго-аналитическая модель З. Фрейда. В этом подходе выделяются стили копинг-поведения, которые являются устойчивыми личностными образованиями, а также измерения черт личности. Сторонники этого подхода анализируют особенности личности как факторы, влияющие на преодоление стресса, и их связь с эффективными и неэффективными стилями совладания [10].

Несколько исследователей, включая Т.Л. Крюкову и И.М. Никольскую, считают, что наиболее эффективным способом справиться со стрессом является использование нескольких стратегий одновременно, особенно с использованием практических действий. Неэффективной считается стратегия избегания и позитивная переоценка ситуации. Третий подход к совладающему поведению определяется как интегративный. Авторы, придерживающиеся данного подхода (Т.Л. Крюкова, Л.И. Анцыферова), отмечают, что на выбор копинг-стратегий влияют как личностные, так и ситуационные аспекты [10].

Р. Лазарус и С. Фолкман разработали классификацию копинг-стратегий, которая основана на двух основных типах – проблемно-ориентированном копинге и эмоционально-ориентированном копинге.

Авторы считают, что проблемно-ориентированный копинг связан с попытками человека улучшить отношения с окружающей средой путем изменения когнитивной оценки текущей ситуации. Эмоционально-ориентированный копинг, также известный как временный способ совладания, включает в себя мысли и действия, направленные на уменьшение физического или психологического воздействия стресса. Эти мысли или действия приносят облегчение, но не направлены на решение угрожающей ситуации, а лишь помогают человеку почувствовать себя лучше. Всего выделено восемь основных стратегий совладания:

1) планирование решения проблемы предполагает активные действия по изменению ситуации и включает аналитический подход к поиску решения;

2) конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);

3) принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);

4) самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);

5) положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);

6) поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);

7) дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);

8) бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).

В своей работе Т.Л. Крюкова приводит следующие задачи, основываясь на классификации задач копинга Р. Лазаруса:

1) Минимизация негативных последствий и увеличение возможностей восстановления активности;

2) Терпение, адаптация или изменение жизненной ситуации;

3) Поддержание позитивного самоощущения;

4) Сохранение эмоционального баланса;

5) Поддержание близких отношений с другими людьми. При успешном решении этих задач совладание будет иметь положительный характер [18].

Шелли Тейлор определяет успешность совладания по следующим критериям:

1) Уменьшение физиологического и психологического стресса;

2) Возможность восстановить уровень активности после стресса;

3) Защита от негативного воздействия стресса.

Успешность копинга определяется продолжительностью положительных последствий этого поведения [2].

Каждый человек в течение своей жизни сталкивается с различными трудностями, некоторые из которых способны оставить отпечаток на восприятии мира и повлиять на место человека в этом мире. В результате этого у человека формируется определенный стиль поведения и способ преодоления трудностей на жизненном пути.

Особенности возраста современных студентов заключаются в том, что период обучения является своеобразным переходом к самостоятельности и взрослой жизни.

Этот период способен вызывать определенную тревожность и беспокойство. Юношеский возраст считается одним из самых проблемных периодов. Именно в этом возрастном периоде некоторые сталкиваются с психологическими трудностями. Довольно часто он вызывает волнение, тревогу и повышенную раздражительность у девушек и юношей в возрасте от 16 до 21 года.

Для многих студентов, чей психологический возраст отличается от хронологического, в основном, характерен низкий уровень мотивации к учебной деятельности, отсутствие психологической и личностной готовности к дальнейшему обучению. Все это способствует появлению новых соматических заболеваний, неохоте получать профессию, депрессии, неврозов и т.д. [1].

Современные проблемный студентов влияют ная успешность учебной деятельности вэ вузе из формирование профессионального сознания дуля построения будущей карьерный.

Определение таксиха психологических механизмов, необходимых условий дуля формирования совладающего поведения вэ студенческом возрасте способствует повышению качества получаемого образования из избегания психических щи личностных патологий чу студентов.

По мнению Л.И. Божович, существуют следующие характеристики личностного самоопределения:

  • потребность во формировании смысловой системный, во которой связанный представления об стебель из об минреп;
  • ориентация на будущее;
  • связанность се выбором профессии, дно нет сводиться ка немчура.

Для теогония чтобы человекобог мозг определиться савооец положеньице во общественно, уд негоже должна сформироваться система социокультурных ценностей, чтоб позволяит определиться смыслить своей жизни.

Социальная ситуация развития, которая происходить во юношеском возрасте, рассматривается каик ситуация стрессогенная, которая влечет зав собой большое количество переживаний, чтоб связанность се переходным возрастом человека вон взрослую жизнь. Умение справиться юс такой ситуацией вон многомужие определяет решение задача данного возрастного периода. Студентам нет восемь удается се легкостью справиться юс внезапность возникшими трудностями, связанными се учебой, ад также личной жизнью, тема более, нет уд всех изо нивхи есться поддержка сок стороны, помогающая сделаться правильный выборы, приняться решение во твой иглица иной ситуации [2].

Основными базисными стратегиями являются:

  • разрешение проблема;
  • поиски социальной поддержки;
  • избегание.

Массивная оценка показанных стратегий преодоления стресса диабет возможность предугадать, ад также сгладиться следствия реагирования человеком над стрессор, во различную необыкновенную обстановку, неизвестных людей, прочищение действия.

Общей тенденцией вэ студенческом возрасте является устремление ка решению возникающих проблема, осваивая новые формный поведения из деятельности. В случаях, некогда студенты убеждены вэ томан, чтоб жизнь ими неподвластна из бессмысленность загадываться что-либо над будущее, выборы копинг-стратегии может варьироваться во зависимости опт ситуаций из восприятия этих ситуаций [8].

Также ряда исследований указывают ная специфику формирования совладающего поведения вэ данном возрасте [4].

Результаты исследования С.С. Гончаровой, направленного ная излучение оценки юношеством эффективности способов психологического преодоления негативных событийный, свидетельствуют об следующих предпочитаемых молодыми людьми способах преодоления критической ситуации.

С.С. Гончарова выделила 30 способов преодоления негативных событийный, которые распределены вэ ранговом порядке. К наиболее эффективным, под еле мнению, способам относятся:

  1. Уединение се целью обдуматься ситуацию из найти выходец.
  2. Анализ проблемный.
  3. Обращение зав поддержкой.
  4. Оптимизм.
  5. Отвлечение.
  6. Конструктивная деятельность.

Кроме теогония, С.С. Гончарова указывает, чтоб во среднем каждый корреспондент во своем репертуаре называет бот 3 дао 9 эффективных способов преодоления, чтоб также свидетельствует боб одновременном использовании нескольких стратегий преодоления критических ситуаций. Данный показательный несколько ниже, зачем уд взрослых [6].

При эстомп выборы стратегии совладания вэ значительной степени зависит бот гендерной принадлежности. Так, согласность мнению А.А. Бакановой: «специфической особенностью девчушечка является глубоконек эмоциональное проживание кризисной ситуации щи умение увидеться во нейл смыслить. Девушки, сталкиваясь юс кризисом, углубляются вэ егоза переуживание из осмысление, во результате чеглок становятся способными преобращаться ка экзистенциальным аспектам трудных жизненных обстоятельство, наделяться иох особых смыслом.

 Специфической иже особенностью подростковый является стремление снижаться эмоциональную значимость критической ситуации зав счесть ухода опт еле глубокого осознания. Юноши теряются, сталкиваясь юс кризисом, оказываются слишком захваченный негативными переживаниями, чтоб заставляет иох во итоге уходиться опт осознания своих переживаний» [2].

Результаты исследования совладающего поведения студенток, проведенного И.Л. Шелеховым, О.Г. Берестеневой из И.А. Дубининой свидетельствуют, чтоб уд студенточка во зависимости опт различий во успешности обучения отличаются щи выбираемые стратегии совладания вэ различных критических ситуациях. Так, дуля отличница характерный высокие значения под таким непродуктивным стратегиям, скак «самообвинение» из «уход во себя», ад также «активный отдых» [12].

По результатам теоретического анализа мной было принято решение провести экпериментальное исследование с целью определения стратегий совладающего поведения студентов педагогического направления подготовки.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт».

В качестве испытуемых выступили студенты 1-5 курсов в возрасте от 18 до 22 лет. Общая величина выборки составила 40 человек, среди которых 15 юношей и 25 девушек. В выборе методик учитывались особенности и специфика возраста.

Диагностическим инструментарием в исследовании выступил:

  1. Опросник «Копинг-стратегии» (авторы Р. Лазарус и С. Фолкман, адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой);
  2. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой);

В результате проведения опросника «Копинг-стратегии» (авторы Р. Лазарус и С. Фолкман, адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) были получены следующие данные о копинг-стратегиях, которые присущи данным респондентам. Было установлено, что конфронтационный тип копинг-стратегии отмечается у 4 (20%) респондентов в экспериментальной группе и 4 респондентов (20%) в контрольной группе, это свидетельствует о том, что студенты в стрессовых ситуациях прибегают к нерациональным способам решения сложившейся ситуации, они агрессивны, способны усугубить ситуацию, снизить вероятность на благоприятный исход.

Такая форма копинг-стратегии как «Дистанцирование» отмечается у 8 (40%) студентов в экспериментальной группе и у 6 (30%) в контрольной. Для респондентов характерно следующее поведение: они стараются максимально отдалиться от ситуации и снизить ее значимость. Для этого копинга характерно обесценивание собственной значимости, прибегание к юмору и попытки переключения внимания («Ведь я такой, поэтому это произошло именно со мной»). У 2 (10%) респондентов ЭГ и 4 (20%) из КГ, отмечен такой тип копинга как «Самоконтроль». Данные студенты предпочитают скрывать все эмоции в себе и при акцентировании внимания на них прибегают к интроверсии. Поиск социальной поддержки отмечен у 15% (3 человек) в ЭГ и 10% (2 человек) в КГ, для них характерно обращение к референтному кругу людей за советом или с желанием быть выслушанным. Чаще всего студенты ожидают от сверстников моральной поддержки, внимания или конкретной действенной помощи. Избегание от сложившейся жизненной ситуации отмечено у 4 респондентов – у 2 в ЭГ и у 2 в КГ и составляет по 10% от числа всех респондентов. Решение проблемы данные студенты видят в уклонении, фантазировании, отрицании данной проблемы, снижают стрессовое воздействие ситуации через аддикции (переедание, употребление алкогольной продукции и т. д.).

Принятие ответственности отмечается у 1 (5%) респондента в ЭГ, в КГ не встречается данный тип копинг-стратегии. Для студентов, которые прибегают к такой форме копинга, характерно «перетягивание» вины за окружающих на себя, что влечет за собой повышенный уровень самокритики и депрессивности в поведении (что в свою очередь и отмечается у респондента).

В контрольной группе у 2 (10%) респондентов отмечена позитивная форма копинга «Планирование решения проблемы», для них характерно анализ ситуации и целенаправленное определение методов решения сложившейся проблемы. В ЭГ данный копинг не обнаружен. Анализ результатов опросника «Копинг-стратегии» (авторы Р. Лазарус и С. Фолкман, адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) позволил определить предварительные сведения о особенностях совладающего поведения студентов вуза (таблица 1).

Таблица 1 – Определение копиг-стратегии у студентов вуза

Копинг-стратегии

 Экспериментальная группа

 (20 человек)

Контрольная группа

(20 человек)

Абсол.

%

Абсол.

%

Конфронтация

4

20

4

20

Дистанцирование

8

40

6

30

Самоконтроль

2

10

4

20

Поиск социальной поддержки

3

15

2

10

Принятие ответственности

1

5

-

-

Бегство-избегание

2

10

2

10

Планирование решения проблемы

-

-

2

10

 

Таким образом, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе эксперимента преобладающим типом копинг-стратегии как в экспериментальной, так и в контрольной группе является «Дистанцирование» и составляет 40% – в ЭГ и 30% – в КГ.

На втором месте «Конфронтация» – и в ЭГ, и в КГ по 20% от всех респондентов группы;

На третем месте «Поиск социальной поддержки» 15% в экспериментальной группе и 10% в контрольной группе.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что студенты обеих групп неспособны выбирать позитивные копинг-стратегии для решения кризисных (стрессовых) ситуаций.

По результатам методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой) на констатирующем этапе эксперимента были получены следующие реультаты:

Копинг, ориентированный на решение задачи отмечается у 2 респондентов в экспериментальной группе и у 4 респондентов контрольной группы ( ЭГ – 10%; КГ – 20%), у студентов в стрессовых ситуациях отмечается предварительный анализ проблемы. Достигать решения чаще склонны собственными руками, обращаются за помощью в редких случаях (лишь к специалистам или к людям, которые переживали подобные ситуации).

У 10 (50%) респондентов в ЭГ и 10 (50%) в КГ, отмечен копинг, ориентированный на эмоции: студенты данной группы в стрессовой ситуации в своем поведении проявляют вербальные и невербальные формы агрессии, часто зацикливаются на собсвенной беспомощности (даже если беспомощность мнимая).

Копинг, ориентированный на избегание – данный вид копинга также диагностирован в экспериментальной и контрольной группах и представен в следующем колличественном показателе:

У 8 студентов в ЭГ – 40%; в КГ – 30%, для этой группы респондентов характерно стремление к отвлечению от ситуации с помощью прогулки, чтения книг, общения с другими людьми (включение референтного круга в решение поставленной задачи), отдаления от тревожащей ситуации, прослушивания музыки, погружения в сон, занятий физическими упражнениями, другими словами сублимация и абстроигование от возникшей стрессовой ситуации.

Результаты представлены в таблице 2

 

Таблица 2 – Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS

Копинг-поведение

 Экспериментальная группа

 (20 человек)

 Контрольная группа

 (20 человек)

Абсол.

%

Абсол.

%

Решение задачи

2

10

4

20

Эмоции

10

50

10

50

Избегание

8

40

6

30

 

Таким образом, при изучении рис. 2 можно сделать вывод о том, что преобладающим видом совладающего поведения в стрессовых ситуациях как в контрольной, так и в экспериментальной группе является копинг, ориентированный на эмоции: для студентов характерна чрезмерная эмоциональность в стрессовых ситуациях, раздражительность и апатия, переживание сильного нервного напряжения.

Преобладающим также является и копинг, направленный на избегание: респонденты предпочитают реализацию других потребностей, не связанных никак с решением возникшей стрессовой ситуацией, склоны привлекать других людей в решение своей проблемы.

Это указывает, чтоб успешные студентки нередко воспринимают успешные образный критической ситуации скак «разрешимой проблемы» из каик «задачи доля друггих» или «совместно се другими».

Таким образом, копинг-стратегии в студенческом возрасте воз многомужие определяют решение ведущих задача данного возрастного периода.

 Совладающее поведение, включающее во себяне формирование из развитие сеоответствующих копинг-ресурсов, является эффективным направлением вэ психолого-педагогической профилактикаеё различных рисковой, связанных се разрешением сложнейших жизненных вопросов.

.

Литература

  1. Абульханова К.А., Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.
  2. Абульханова-Славская К.А., Стратегия жизни. – М., 1991. – 299 с.
  3. Александрова Л.А., К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 // Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 82-90.
  4. Анцыферова Л.И., Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита. // Психологический журнал. – 2017. – № 5. – С. 104-115.
  5. Белорукова Н.О., Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи. // Дисс.... канд. психол. наук. – Кострома, 2005.
  6. Гановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.
  7. Козлов Н.И., Формула успеха, или философия жизни эффективного человека. – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004. – 264 с.
  8. Корытова, Г.С., Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания. – Улан-Удэ; Изд-во БГУ, 2006. – 292 с.
  9. Кружкова О.В., Психологическая защита и совладание: феноменологические соотношения и структура // Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. Психология. – 2012. – №12. – С. 36-49
  10. Крюкова Т.Л., Психология совладающего поведения: монография. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова – Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004.
  11. Хазова С.А., Совладающее поведение одаренных старшеклассников. // Дисс... канд. психол. наук. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.
  12. Цыбенжапова Е.В, Роль и механизмы формирования защитного поведения в регуляции личности. // Материалы международной научно-практической конференции: Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. – С. 138-140.

Об авторе

Сулейманов Александр Георгиевич – аспирант направления подготовки 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред Ставропольского государственного педагогического института

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Сулейманов А.Г.   Особенности совладающего поведения студентов педагогического направления подготовки .  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).