ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В., Исса М.Б. (г. Ставрополь)

ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос об исследовании риска суицидальных наклонностей в подростковом возрасте. Суицидальный риск является комплексной характеристикой психического состояния дезадаптированной личности. Суицидальные наклонности – это предрасположенность к аутодеструктивному поведению из-за совокупности различных факторов ведущая к внутреннему (психическому) саморазрушению, что требует пристального внимания со стороны специалистов для своевременного предотвращения. Описано экспериментальное исследование, выявляющее психологические особенности подростков, влияющих на возникновение риска суицидальных наклонностей.

Ключевые слова:подростки, суицидальный риск, суицидальные наклонности, психологические особенности подростков, факторы суицидального риска.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Подростковый возраст – это один из сложнейших периодов возрастного развития человека, основная особенность которого заключается в маргинальности всех психических процессов, связанной с переходом от детства к взрослой жизни. В этот период наблюдаются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития, течение которого становится напряженным и критическим, а соответственно наполненным внешними и внутренними противоречиями и конфликтами.

Возникновение внешних и внутренних конфликтов у подростков, могут происходить на фоне обостренного проявления психологических особенностей характера, намерений, чувств, усиленной возбудимости и субъективных представлений о себе и окружающих. Характеристика внутреннего конфликта, отражена в состоянии мышления: отмечается склонность к необоснованным суждениям, искажение в восприятии ситуаций и требований. Все выше изложенное, может привести к развитию риска суицидальных наклонностей [6].

Суицидальный риск – это комплексная характеристика психического состояния дезадаптированной личности, сформированного индивидуально неповторимым сочетанием особенностей личности и способами ее взаимодействия с социальной средой в экстремальных для нее жизненных ситуациях (как правило, в условиях конфликта в системе значимых отношений), сопровождающегося негативно окрашенными аффективными переживаниями и отражающего степень сформированности суицидальных намерений [1, 3, 4]. В свою очередь, суицидальные наклонности – это предрасположенность к аутодеструктивному поведению из-за совокупности различных факторов, которое включает в себя неосознанные действия (иногда преднамеренные поступки), ведущие к внутреннему (психическому) саморазрушению, при этом оформленные признаки суицидальной активности могут отсутствовать. Характеристика индивида, имеющего суицидальные наклонности отличается незначительными, или значительными изменениями в поведении (повышенной тревожностью, изменениями настроения, нарушениями в общении, асоциальными поступками, алкогольными эксцессами, суицидальными фантазиями) [2, 3].

Цель исследования: выявление психологических особенностей подростков, влияющих на возникновение риска суицидальных наклонностей.

Исследование проводилось на базе «ГБУЗ СК Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница № 1» г. Ставрополя. В исследовании приняли участие 20 подростков 16-17 лет.

Для диагностики нами использовались следующие методики:

  1. «Суицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин);
  2. «Антивитальность и жизнестойкость» (АВиЖС) (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев);
  3. Тест-опросник самоотношения (ОСО), (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).

Помимо указанных методик, нами было проведено обследование всех поступавших в отделение подростков, из которых на основе первичной диагностики, тщательного анализа медицинских карт и беседы с клиническим психологом мы отобрали 20 респондентов в возрасте от 16 до 17 лет.

Также, мы выявляли индивидуальные особенности подростков, имеющих риск суицидальных наклонностей по следующим параметрам:

  • депрессивное состояние;
  • переживание стресса;
  • наличие психологической травмы;
  • специфические поведенческие и вербальные маркеры.

При проведении методики «Суицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин), направленной на диагностику суицидальных наклонностей у подростков, мы смогли получить следующие результаты (рисунок 1).

Рис.1. Результаты исследования мотивации суицидальных наклонностей

 

По шкале «Альтруистическая мотивация» низкий уровень отмечается у (10%) подростков, а у оставшихся (70%) – средний и (20%) – высокий. Высокие показатели могут говорить нам, о желании подростка избавить окружающих людей от доставленных им проблем (фантазии о том, что собственная смерть может что-то изменить к лучшему вокруг).

«Аномическая мотивация» отмечается у (90%) – высокий уровень и (10%) - средний. Подросткам присуще чувство потери интереса и смысла к жизни, также утрату внутренней силы, для преодоления жизненных трудностей.

Высокий уровень, по шкале «Анестетическая мотивация» наблюдается у респондентов. У таких подростков, отмечаются ощущения невыносимости психологических страданий и фантазии, что только смерть может избавить их от душевной боли.

По шкале «Инструментальная мотивация» у (5%) выделяется низкий, (30%) – средний и (65%) – высокий показатель. Подросткам с манипулятивной мотивацией, свойственно стремление оказывать психологическое давление на окружающих, используя аутоагрессивные действия, как способ управления другими.

Высокий (75%) и средний (25%) показатель отмечается по шкале «Аутопунитическая мотивация» Для таких подростков свойственна низкая самооценка и высокий уровень непринятия своей личности.

По шкале «Гетеропунитическая мотивация» у (5%) наблюдается низкий уровень, а у оставшихся (30%) – средний и (65%) – высокий. Данный компонент, отражает желание подростка отомстить кому-то (мысли о том, что собственная смерть, может пробудить у окружающих муки совести).

По шкале «Поствитальная мотивация» мы наблюдаем, что у (10%) имеются фантазии об ожиданиях чего-то лучшего после смерти. Для (45%) – средний и высокий уровень, данная мысль, не воспринимается «как новая жизнь».

При проведении методики (Антивитальность и жизнестойкость (АВиЖС) (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев), направленной на диагностику психологических составляющих антивитального поведения и сдерживающих факторов (жизнестойкость) нами получены следующие результаты (рисунки 2 и 3).

 

Рис. 2 Результаты исследования уровня антивитальности

 

По шкале 1.  Антивитальные мысли и действия выявлено:

«Антивитальные мысли» у (60%) – высокий уровень, и (40%) – средний уровень. Для подростков с повышенным показателем по данной шкале, характерно обдумывание и подготовка к аутодеструктивным действиям.

«Антивитальные действия как совладание с напряжением наблюдается» у (90%) – высокий уровень, и (10%) – средний уровень. Возможен риск ущерба здоровью (нанесение физических увечий, рискованное по отношению к здоровью поведение). Данное поведение связанно, с попыткой совладания с накопленным эмоциональным напряжением (в силу хронического микросоциального конфликта и невозможностью справится с фрустрирующими проблемами).

«Импульсивность поведения» у (70%) – высокий уровень, и (30%) – средний уровень. У таких подростков имеются сложности с управлением сильных эмоций и конструктивного реагирования в сложных ситуациях.

«Демонстративность» отмечается у (20%) – высокий уровень, и (80%) – средний уровень.

Анализ общего показателя у всех респондентов по шкале «Антивитальные мысли и действия» – (70%) – высокий уровень и лишь у (30%) - средний.

Полученные данные указывают на наличие высокого уровня антивитального риска, суицидальных тенденций, включая самоповреждающие, аутоагрессивные действия.

По шкале 2. «Антивитальные переживания» у (50%) – высокий уровень и у (50%) - средний наблюдается:

«Негативный образ настоящего и будущего». Для подростков характерно неопределенное или негативное восприятие будущих аспектов жизни.

 «Заброшенность» отмечается у (50%) – высокий уровень и у (50%) - средний. Подросткам присуще чувство ненужности для окружающих, которое постепенно трансформируется во «внутренние» самоотношение. В результате истощения психических ресурсов в условиях длительной неблагоприятной ситуации, подростки не способны к просьбе о помощи.

«Беспомощность» (40%) выявлен средний и (60%) высокий показатели. У данных подростков отмечается искажение когнитивных процессов (гипертрофированный фокус на жизненных трудностях и их непреодолимость).

Средний (90%) и высокий (10%) уровень отмечается по критерию «Неопосредованность эмоций». Важно отметить, несмотря на то, что (90%) имеет средний показатель, большинство результатов имеют границу с высоким показателем. Так, для респондентов присуще накопление негативных эмоций, причина которых не всегда понятна самому подростку. Также отмечается нарушение механизмов компенсации самооценки в ситуациях негативного оценивания.

Анализ общего показателя у всех респондентов по шкале «Антивитальные переживания» у (30%) отмечается средний уровень, а у большей части подростков (70%) выявлен высокий уровень показателей, при которых есть ощущение потери смысла жизни, своей ненужности, приуменьшение значимости собственной личности, неспособность справляться с возникающими проблемами.

По шкале «Страх негативной оценки» (50%) подростков имеют средний уровень и (50%) – высокий страх негативного оценивания со стороны окружающих людей, что выражается социальной тревогой и боязнью критических высказываний по поводу их внешнего вида, умений и т.д.

Средний (80%) и высокий (20%) уровень имеют подростки по критерию «Гелотофобия», которая связана с гипертрофированным чувством готовности к восприятию насмешек окружающих людей. Также наличием опыта публичных издевательств.

«Дисморфофобия» отмечается у (70%) – средний, (20%) – высокий и только у оставшихся (10%) подростков – низкий уровень. Для группы с высокими и средними показателями характерна значимость оценки внешних данных, неуверенность в собственной привлекательности, связь самооценки с недостаточной привлекательностью собственной фигуры и фантазиями о потенциальном сосредоточении окружающих на внешних недостатках и их негативном оценивании.

По критериям шкалы «Микросоциальный конфликт», мы получили следующие результаты:

 «Конфликт в семье» (80%) – высокий уровень, (20%) – средний уровень;

 «Конфликт в группе сверстников (30%) – высокий уровень, (40%) – средний, (30%) – низкий уровень;

«Конфликт с педагогами сверстников (10%) – высокий уровень, (70%) – средний, (20%) – низкий уровень.

Анализ общего показателя у всех респондентов по данной шкале (70%) – средний и (30%) имеют высокие показатели, что говорит о неблагополучных взаимоотношениях с ближайшим окружением (сверстниками, семьей или с учителями), что в последствии может стать катализатором антивитальных действий.

По шкале «Одиночество, недоверчивость» у большинства подростков ощущают одиночество и недоверие к окружающему миру, что выражается в искаженном представлении о других людях, общении с ними, также в невозможности попросить помощи в трудной ситуации. В последствии антивитальные процессы могут стать «единственным выходом» в обстоятельствах, когда подросток не сможет справиться в одиночку. подростков выявлен высокий уровень (60%). Лишь (20%) респондентов имеют средний и низкий показатель. Данная тенденция может интерпретироваться, как специфика подросткового возраста: в представлении уникальности своих проблем и собственной исключительности.

Антивитальные действия, часто проявляются в наличии вредных привычек как результат неконструктивных копинг-стратегий. Причиной употребление алкоголя или накатина, является способом снижения возникшего напряжения. (20%) респондентов имеют высокие показатели по данной шкале, (80%) – средние.

У (70%) подростков, показавших высокие результаты по шкале «Тревожные руминации», отмечается фиксация на отрицательных аспектах ситуаций тревоги, неудач, а также их навязчивое воспроизведение в мыслях, что в последствии может привезти к накоплению эмоционального напряжения и аутоагрессивному поступку. Средние показатели выявлены у (30%) подростков.

Выраженная склонность к асоциальному поведению выявлена у (90%) подростков, что характеризует их стремление нарушать правила и прибегать к манипуляциям другими людьми (использовать агрессивное воздействие для получения желаемого). Средний уровень обнаружен, только у (10%).

Вторая часть опросника выявляет аспекты жизнестойкости респондентов (рисунок 3).

Рис. 3. Результаты исследования уровня жизнестойкости

 

Так, по шкале «Социально-психологическая поддержка» средние показатели отмечены у (40%) и низкий – (60%) подростков. Важно отметить, что данный фактор является важной, сдерживающей основой при возникновении самоповреждающего поведения. Близкое окружение дает подростку уверенность в своих силах, психологической защите и ресурс для выхода из трудных ситуаций. По шкале «Функциональная семья» отмечается низкий – (90%) и средний – (10%) показатели.

По шкале «Удовлетворенность жизнью» у большинства (80%) подростков выявлены низкие показатели удовлетворенности жизнью, а значит и повышенный риск антивитальных проявлений. Средний уровень отмечается только у (20%).

По шкале «Стремление к успеху» у (90%) отсутствует мотивация к успеху, что описывает их как неинициативных и испытывающих большое количество негативных эмоции, в процессе выполнения какой-либо деятельности. (10%) обучающихся имеют средние показатели по данной шкале.

Средние показатели саморегуляции отмечаются у (90%) респондентов и (10%) – низкие показатели саморегуляции, т.е. не могут конструктивно мыслить, контролировать эмоции, планировать собственные действия.

По шкале «Позитивный образ будущего» у (70%) отмечается низкий и средний – (30%) уровень на успех и достижение в перспективе. Важно отметить, что данный фактор может стать значимым ресурсом предупреждения антивитальных проявлений у подростков.

Таким образом, анализ результатов по методике «Антивитальность и жизнестойкость» показал, что большая часть подростков имеют выраженные антивитальные мысли, действия и переживания, страх негативного оценивания со стороны окружающих, вредные привычки, чувство одиночества, находятся в ситуации затяжного микросоциального конфликта, склонны к асоциальному поведению. Также не обладают ресурсами социально-психологической поддержки.

Для выявления уровня самоотношения у подростков с риском суицидальных наклонностей, нами использовалась методика «Тест-опросник самоотношения» (ОСО), (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) Анализируя полученные данные, мы смогли обобщить результаты в рисунке 4.

Рис. 4. Результаты исследования уровня самоотношения

 

По шкале «S», которая отвечает за измерение интегрального чувства «за» или «против» собственного «Я» подростка было выявлено, что у (100%) имеется низкий (отрицательный) уровень отношения к себе.

Шкалы из первого блока (I, II, II, IV) включают в себя следующие критерии:

  1. Низкий уровень (100%) по шкале «Самоуверенность»;
  2. Низкий (85%) и высокий (15%) уровень по шкале «Отношение других»;
  3. Низкий (70%) и средний (30%) уровень по шкале «Самопринятие»;
  4. Низкий (80%) и средний (20%) уровень по шкале «Cамопоследовательность»;
  5. Средний (35%) и высокий (65%) уровень по шкале «Самообвинение»;
  6. Низкий (100%) уровень по шкале «Самоинтерес»;
  7. Низкий (90%) и средний (10%) уровень по шкале «Самопонимание».

Исходя из критериев по всем четырем шкалам из первого блока: «Самоуважение», «Аутосимпатия», «Ожидаемое отношение от других» и «Самоинтерес», можно сделать вывод, что у (100%) отмечается высокий показатель, который характеризует респондентов в отсутствии веры в себе и своих возможностей контролировать собственную жизнь. Незаинтересованность в себе. Видение в своей личности, преимущественно негативные аспекты (недостатки), готовность к самообвинению. Также, подросткам свойственно, заведомо ожидать антипатичного отношения к себе от незнакомых людей.

На основе анализа результатов, по методике «Тест-опросник самоотношения» можно сделать вывод, что все респонденты имеют низкие показатели самоотношения.

Таким образом, нами были выявлены самые значительные уровни показателей по следующим шкалам: «аномическая мотивация» – (90%), «анестетическая мотивация» – (100%), «аутопунитическая мотивация» –  (75%), «антивитальные действия как совладание с напряжением» – (90%), «конфликт в семье» – (80%), «склонность к асоциальному поведению» – (90%), «функциональная семья» – (90%), «удовлетворенность жизнью» – (80%), «стремление к успеху» – (90%), «S» – (100%). Так, для подростков с риском суицидальных наклонностей, характерны выраженные показатели антивитальности, низкий уровень самоотношения, также различные мотивационные компоненты.

Для выявления взаимосвязи между различными показателями факторов суицидального риска, мы использовали корреляционный анализ Пирсона. Нам важно было определить существует ли связь между такими показателями, как суицидальная мотивация, антивитальность, жизнестойкость и самоотношение. Результаты представлены в таблице ниже (табл. 1, 2, 3).

Таблица 1. Корреляционные связи между показателями суицидальной мотивации и антивитальности

Параметры

Аномическая

мотивация

Анестетическая

мотивация

Аутопунитическая

мотивация

Антивитальные действия как совладание с напряжением

 

,635

 

 

,541

 

,643

Конфликт в семье

0,468

 

,796

,547

Склонность к асоциальному поведению

 

,543

 

0,191

 

0,093

 

Шкала «антивитальные действия как совладание с напряжением», является показателем возможного риска ущерба здоровью (нанесение физических увечий, рискованное по отношению к здоровью поведение, которое связанно с попыткой перебороть  с накопленное эмоциональное напряжение (в силу хронического микросоциального конфликта и невозможностью справится с фрустрирующими проблемами), имеет положительную взаимосвязь, в высокой степенью значимости со следующими показателями суицидальной мотивации: потеря смысла жизни – «аномическая мотивация» (r = ,635, p≤0,01), невыносимость страдания – «анестетическая мотивация» (r = ,541, p≤0,01) и самонаказание – «аутопунитическая мотивация» (r = ,643, p≤0,01).

Шкала «конфликт в семье», как показатель дисфункциональности в семейных отношениях, который подразумевает неспособность обеспечивать подросткам стабильные отношения на основе взаимного уважения, любви, терпимости, и партнерства, имеет положительную связь, в высокой степени значимости со следующими показателями суицидальной мотивации: невыносимость страдания – «анестетическая мотивация» (r = ,796, p≤0,01) и самонаказание – «аутопунитическая мотивация» (r = ,547, p≤0,01).

Шкала «склонность к асоциальному поведению», как показатель стремления нарушать правила и прибегать к манипуляциям другими людьми (использовать агрессивное воздействие для получения желаемого), имеет положительную связь, в высокой степени значимости с потерей смысла жизни – «аномическая мотивация» (r = ,543, p≤0,01).

 

Таблица 2. Корреляционные связи между показателями суицидальной мотивации и жизнестойкости

 

Параметры

Аномическая

мотивация

Анестетическая

мотивация

Аутопунитическая

мотивация

Функциональная семья

-0,455

-,628

-,537

Удовлетворенность жизнью

-,634

-0,396

-0,267

Стремление к успеху

-0,485

-,663

-0,392

 

Шкала «функциональная семья», имеет обратную взаимосвязь, в высокой степени значимости с невыносимостью страдания – «анестетическая мотивация» (r = -,628, p≤0,01) и самонаказанием – «аутопунитическая мотивация» (r = -,537, p≤0,01).

Шкала «удовлетворенность жизнью», имеет обратную корреляцию, в высокой степени значимости с потерей смысла жизни – «аномическая мотивация» (r = -,634 p≤0,01).

Шкала «стремление к успеху» имеет отрицательную связь, в высокой степени значимости с невыносимостью страдания – «анестетическая мотивация» (r = -,663, p≤0,01).

Таблица 3. Корреляционные связи между показателями суицидальной мотивации и самоотношения

Параметры

Аномическая

мотивация

Анестетическая

мотивация

Аутопунитическая

мотивация

Интегральный показатель самоотношения

-,545

-0,387

-,585

 

Шкала «S», которая отвечает за интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» подростков, имеет обратную взаимосвязь, в высокой степени значимости с потерей смысла жизни – «аномическая мотивация» (r = -,545, p≤0,01) и самонаказанием – «аутопунитическая мотивация» (r = -,585, p≤0,01).

Таким образом, корреляционный анализ позволил выявить достоверные связи между показателями суицидальной мотивации, антивитальности, жизнестойкости и самоотношения. Совокупность этих данных позволяет предполагать, что дисфункциональность в семейных отношениях; накопление эмоционального напряжения, склонность к асоциальному поведению, недостаток удовлетворенности жизнью в учебной деятельности, социальным положением в группе; низкое стремление к успеху и признанию, самосовершенствованию; наличие интегрального чувства «против» собственно «Я», являются побуждающими факторами для развития риска суицидальной мотивации.  Вышеизложенные результаты, могут оказывать весомое влияние на возникновение суицидальности у подростков.

Литература

  1. Абдурасулов Ф.П., Бавбекова А.Э., Абдужалилова С.А. Взаимоотношения с окружающими у подростков с разными типами акцентуации характера. – С. 77-82.
  2. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста. – М., 2018. – 394 с. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – М., 2019. – 180 с.
  3. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. – Т. 6. – С. 14-
  4. Молчанов С. Психология подросткового и юношеского возраста. – М., 2016. – 348 с.
  5. Никитская Е.А., Умарова М.М. Особенности типов акцентуаций характера у подростков с суицидальными наклонностями. – 2019. – 353 с.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Исса Мария Борисовна – магистр направления подготовки 37.04.01 «Психология», направленность (профиль) «Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций», Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В., Исса М.Б.   Исследование риска суицидальных наклонностей подростков.  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).