Хребина С.В., Павленко С.Н. (г. Пятигорск)
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ
УДК 159.9
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос эффективности программы развития эмоционального интеллекта для предотвращения возникновения профессионального выгорания. Подчеркивается важность обучения сотрудников эмоциональным навыкам, которые необходимы для поддержания психологического благополучия и профессиональной активности. Представлены результаты эмпирического исследования, где доказано, что структурно-содержательные компоненты эмоционального интеллекта обладают потенциальными возможностями профилактики профессионального выгорания.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, эмоциональный интеллект, тренинговая психологическая программа, профилактика.
В настоящее время проблема профессионального выгорания и появление различного рода деформаций у сотрудников является одной из актуальных, и в тоже время сложных, так как оказывает существенное влияние на их психологическое здоровье и успешность профессиональной деятельности.
Возникает необходимость в поддержании, создании условий и выработки правильной стратегии управления, связанной с укреплением психологического благополучия сотрудников. Несмотря на остаточную изученность вопроса профессионального выгорании, на сегодняшний день недостаточное количество эмпирических исследований посвящено изучению эмоциональных компетенций и их влиянию на выгорание, соответственно открываются большие возможности для проведения научных сравнительно-исследовательских изысканий.
Во многих работах доказано, что хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность способствует развитию неблагоприятных психических состояний, таких как тревога, агрессия, фрустрация, ригидность и депрессия. В работах отечественных психологов отмечается, что профессиональное выгорание является своего рода психологической защитой для психики человека, когда происходит эмоциональное переутомление. Также существуют различные факторы риска развития выгорания у представителей профессии «человек-человек», поэтому очень важно проводить психологическую профилактику данного негативного феномена.
Цель исследования: изучить и выявить условия развития психологических особенностей эмоционального интеллекта у представителей профессии «человек-человек» как условия профилактики профессионального выгорания.
Гипотеза исследования:
- между уровнем развития эмоционального интеллекта и выраженности профессионального выгорания существует обратная зависимость, чем более развит эмоциональный интеллект, тем менее выражено профессиональное выгорание;
- структурно-содержательные компоненты эмоционального интеллекта обладают потенциальными возможностями профилактики профессионального выгорания у представителей профессии «человек-человек», тем самым повышают эффективность их профессиональной деятельности;
- профилактика профессионального выгорания возможна при разработке и реализации тренинговой психологической программы, направленной на развитие эмоционального интеллекта, который включает в себя самопознание и саморазвитие, понимание эмоций, способность к эмпатии и рефлексии, эмоциональную стабильность и др.
Методики диагностики:
- «Опросник профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой.
- «Опросник диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
- «Тест эмоционального интеллекта» MSCEIT V. 2.0. Мейера-Сэловея-Карузо.
- «Методика оценки эмоционального интеллекта (опросник EQ)» Н. Холл, в адаптации Е.П. Ильина.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». В экспериментальном исследовании принимали участие 60 респондентов, работников сферы «человек-человек».
Исследование проводилось в четыре этапа:
На первом этапе на основе теоретического анализа необходимо было выделить цели и задачи эмпирического исследования, разработать программу диагностики адекватным целям исследования.
На втором этапе проводился диагностический срез (для контрольной и экспериментальной группы), сотрудникам предлагается заполнить бланки методик.
На третьем этапе испытуемым из экспериментальной группы предлагалось принять участие в развивающем тренинге.
На четвертом этапе проводился повторный диагностический срез, для сравнения результатов, были сформулированы основные выводы исследования.
В нашем эксперименте не учитывались гендерные особенности и стаж работы, но в процессе подбора испытуемых был сделан акцент на то, чтобы специалисты имели примерно одинаковый опыт работы – не менее 2-х лет и не более 15 лет работы.
На диагностическом этапе был проведен анализ результатов по представленным методикам. Было выявлено количество работников, у которых наблюдаются симптомы профессионального и эмоционального выгорания, также определен показатель развитости компонентов эмоционального интеллекта. В первую очередь был проведен диагностический срез по методике К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой на определение уровня сформированности показателей профессионального выгорания.
Таблица 1. Результаты исследования профессионального выгорания (по методике К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой)
Наименование показателя |
Количество испытуемых экспериментальной группы, % |
Количество испытуемых контрольной группы, % |
||||
Высокие показатели |
Средние показатели |
Низкие показатели |
Высокие показатели |
Средние показатели |
Низкие показатели |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Эмоциональное истощение |
30 |
47 |
23,3 |
27 |
43 |
30 |
Деперсонализация |
16,7 |
50 |
33,3 |
20 |
40 |
40 |
Редукция проф. достижений |
27 |
43 |
30 |
27 |
40 |
33 |
Из таблицы 1 можно сделать вывод, что в целом в экспериментальной выборке есть тенденция развития профессионального выгорания, более того есть респонденты, у которых по всем шкалам высокие результаты, это означает, что специалисты в наибольшей степени подвержены стрессам, не могут контролировать свои эмоциональные переживания, недовольны собственной работой и действиями своих коллег, и не считают себя достаточно компетентными работниками.
Во второй группе результаты распределилась почти в одинаковом соотношении. Только треть сотрудников имеют высокие результаты по отдельным шкалам, но также, как и в первой группе, есть специалисты с уже выраженными симптомами профессионального выгорания. В основном наблюдаются средние баллы по всем шкалам.
Следующим шагом сотрудникам была предложена методика В.В. Бойко «Опросник диагностики уровня эмоционального выгорания». Подсчет результатов был осуществлён по каждой фазе отдельно. В таблице результатов были использованы только общие баллы, без описания каждого симптома.
Из второй таблицы можно сделать вывод, что в целом в двух группах большинство респондентов находятся на стадии формирования эмоционального выгорания.
Проведя взаимосвязь с предыдущей методикой основной причиной развития выгорании как профессионального, так и эмоционального можно отметить неэффективное управление эмоциональными реакциями, недостаточную удовлетворенность работой, отсутствие мотивации, повышенную психическую истощаемость, отсюда появляется пренебрежение профессиональными обязанностями, возникновение чувства неудовлетворения собой, появление симптомов «загнанности в клетку» и пр.
Результаты в контрольной группе относительно схожи с первой выборкой. В наибольшей степени выражены складывающиеся симптомы в фазе «резистенции» (53%), что показывает нарастающее сопротивление нервному напряжению.
Таблица 2. Результаты исследования эмоционального выгорания (по методике В.В. Бойко)
Наименование фаз |
Количество испытуемых экспериментальной группы, % |
Количество испытуемых контрольной группы, % |
||||
Сформировалась |
Формируется |
Не сформировалась |
Сформировалась |
Формируется |
Не сформировалась |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Фаза напряжения |
27 |
50 |
23 |
17 |
47 |
36 |
Фаза резистенции |
20 |
40 |
40 |
13 |
53 |
34 |
Фаза истощения |
13,3 |
19,7 |
67 |
10 |
20 |
70 |
Таким образом, были изучены психологические проявления профессионального и эмоционального выгорания у работников сферы «человек-человек».
Следующим шагом является исследование эмоционального интеллекта сотрудников, который представляет собой сложный психологический феномен, включающий различные характеристики: самосознание, самоуправление, мотивацию, социальную осведомленность, эмпатию и т.д.
Чтобы получить полную картину были использованы и соотнесены две методики по изучению ЭИ. Соотношение результатов по методикам оценки эмоционального интеллекта Мейера-Сэловея-Карузо и Н. Холла можно отследить на диаграмме (рис.1.).
Рис. 1. Сравнение результатов экспериментальной и контрольной группы по результатам теста эмоционального интеллекта MSCEIT V. 2.0. Мейера-Сэловея-Карузо и опросника «EQ» Н. Холла
Следующий этап работы предполагает исследование взаимосвязи между уровнем развития эмоционального интеллекта и выраженностью различных симптомов профессионального и эмоционального выгорания.
Таблица 3. Статистическое сравнение результатов исследования уровня профессионального и эмоционального выгорания и интегративного показателя эмоционального интеллекта (по коэффициенту корреляции рангов Спирмена)
Наименование столбца |
По методике В. Бойко |
По методике К. Маслач, С. Джексон |
||||
Показатели фазы напряжения |
Показатели фазы резистенции |
Показатели фазы истощения |
Показатели по шкале эмоциональное истощение |
Показатели по шкале деперсонализация |
Показатели по шкале редукция проф. достижений |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ЭИ |
-0,698* |
-0,816* |
-0,745* |
-0,773* |
-0,7* |
-0,657* |
* корреляция значима на уровне 0,001 |
||||||
Критические значения для N = 60: rкр1=0,25; rкр2=0,33 |
Из таблицы 3 можно сделать следующие выводы:
1) Выявлена сильная, отрицательная, линейная связь между показателями фазы «резистенции», «истощения», шкалами «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и уровнем эмоционального интеллекта на 0,1% уровне значимости.
2) Выявлена средняя, отрицательная, линейная связь между показателями фазы «напряжения», по шкале «редукция профессиональных достижений» и уровнем эмоционального интеллекта на 0,1% уровне значимости.
Результаты, полученные при количественном анализе, получили подтверждение и при проведении статистической обработки, соответственно можно сделать вывод, что существует обратно-пропорциональная взаимосвязь между всеми сравниваемые показателями эмоционального интеллекта и профессионального эмоционального выгорания на 0,1% уровне значимости. Сильная корреляционная связь в особенности наблюдается между уровнем эмоционального интеллекта и показателями фазы резистенции, а также показателями по шкале эмоциональное истощение. Данные подтверждают, что выгорание оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу работников сферы «человек-человек».
Выявленные результаты на констатирующем этапе послужили основой разработки формирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы. Была разработана программа развития эмоционального интеллекта. Тренинг выстроен как ступенчатая система развития навыка, где теоретические знания подкрепляются практической работой с применением обучающих имажинативных практик.
Психологическая программа была апробирована на экспериментальной группе – 30 человек. Занятия проводились в групповой форме, четыре недели, 2 занятия в неделю по 2 часа каждое.
Содержание тренинга включало не только тренинговые упражнения на развития компонентов эмоционального интеллекта, но также и имажинативные практики для обучения конструктивному психоэмоциональному опыту.
Было сделано предположение о том, что эмоционально-заряженный контент позволит через метафору индивидуально проработать респондентам новые знания об эмоциональном интеллекте и даст проанализировать, с помощью самоотчета поведение в ситуациях, которые продемонстрированы в видеосюжетах. Человеческий мозг способен моделировать и закреплять те эмоции и чувства, которые обычно возникают у человека в одних и тех же ситуациях, поэтому можно скорректировать образы и поведение в будущем, работая со сферой воображения и посредством анализа.
После апробации тренинговой был проведен повторный диагностический срез в двух группах (контрольной и экспериментальной), для определения динамики изменения развития способности эмоционального интеллекта у респондентов и ее влияние на снижение профессионального выгорания.
В первую очередь был проведен количественный анализ по результатам повторного тестирования эмоционального интеллекта по следующим методикам: «Тест эмоционального интеллекта» MSCEIT V. 2.0. Мейера-Сэловея-Карузо, «Методика оценки эмоционального интеллекта (опросник EQ)», предложенная Н. Холлом и адаптированная Е.П. Ильиным (рис.2).
Рис. 2. Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента в экспериментальной группе (MSCEIT V. 2.0. Мейера-Сэловея- Карузо и опросника «EQ» Н. Холла)
Можно сделать вывод, что программа эффективна при развитии эмоционального интеллекта, так как по результатам и по второй методике наблюдается повышение уровня развитости данной способности у респондентов в экспериментальной группе на 43%. В контрольной группе результаты остались без значительного изменения.
Повторная диагностика с помощью «Опросника профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой показала следующие данные: работники, которые повысили свои компетенции в области эмоционального интеллекта смогли снизить влияние профессионального выгорания, особенно изменились показатели, связанные с эмоциональной сферой. Испытуемых с низкими результатами по шкале «эмоциональное истощение» стало больше на 34 %. Такая же картина сложилась и по другим показателям.
Показатели по методике В.В. Бойко «Опросник диагностики уровня эмоционального выгорания» показали, что у небольшого процента сотрудников снизилась выраженность сформированности симптомов эмоционального выгорания в экспериментальной группе. В фазе напряжения стало на 24% больше сотрудников, у которых из «формирующихся» симптомы перешли в «несформированные». В целом наблюдается тенденция к снижению проявления симптомов эмоционального выгорания. В контрольной группе результаты остались без значительного изменения.
Для дополнительной проверки эффективности тренинговой программы, была статистически доказана разница в показателях эмоционального интеллекта. Для этого был применён критерий U Вилкоксона-Манна-Уитни. Данный критерий является наиболее распространённым при сравнении двух независимых выборок.
Таблица 4. Статистическое сравнение результатов исследования эмоционального интеллекта в двух группах (по критерию U Вилкоксона – Манна – Уитни).
Наименование столбца |
по методике Мейера, Сэловея, Карузо |
по методике Н.Холла, в адаптации Е.П. Ильина |
Сравнение ЭИ у контрольной и экспериментальной группы |
||
Выборка |
Независимая |
|
N (количество испытуемых) |
1 группа – 30 человек 2 группа – 30 человек |
|
Критические значения критерия |
Uкр1.=292, Uкр2.=338 |
|
U-критерий |
285 |
212.5 |
P < |
0,01 |
Из таблицы 4 видно, что при сравнении показателей при повторном диагностировании эмоционального интеллекта в контрольной и экспериментальной группе по критерию U Вилкоксона-Манна-Уитни получились соответствующие эмпирические значения 285 и 212,5 (по двум методикам) с вероятность ошибки 1%, значит критерий находится в зоне значимости и различия в уровнях выборок существенны.
Таким образом, проведя цикл занятий по развитию эмоционального интеллекта у работников сферы «человек-человек», стоит отметить, что улучшились навыки понимания, принятия и идентификации своих и чужих эмоций. По результатам методик и повторным диагностическим срезам, можно сделать вывод о том, что в целом в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, в меньшей степени стали выражены симптомы профессионального и эмоционального выгорания. Данные констатируют тот факт, что знания об эмоциях, правильное управление ими снижает риски и стабилизирует эмоциональное и психическое состояние сотрудников.
В заключение стоит отметить, что развитие навыков работы с эмоциональной сферой, а также восстановление профессиональной самомотивации работников, адаптировали силы специалистов, позволили снизить симптомы профессионального выгорания, связанные с профессионализмом и личностным ростом. Улучшение способности к эмпатии, сочувственному отклику решили проблемы и снизили развитие симптома личностной отстранённости, морально-нравственной дезориентации в работе и при взаимоотношении с людьми.
Получение навыка сознательного управления и идентификации эмоций других людей снизило риски возникновения избегания работы и утраты интереса к окружающим, коллегам, близким.
Расширение общей эмоциональной осведомленности помогло снизить риски возникновения недостаточного эмоционального тонуса и появления эмоциональной неустойчивости как главной составляющей выгорания. У респондентов появилось больше понимания разницы между экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием.
Таким образом, структурно-содержательные компоненты эмоционального интеллекта обладают возможностями профилактики профессионального выгорания у представителей сферы «человек-человек», тем самым повышают эффективность их профессиональной деятельности, а также адаптивные способности и психологическое благополучие специалистов.
Литература
- Андреева И.Н. Модели эмоционального интеллекта: проблемы классификации и интеграции // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. Сборник научных статей. – Вып. 18. – В 3 ч. – Минск: РИВШ, 2018. – С. 16-23.
- Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2017. – № 2. – С. 104-109.
- Жигулина М.А., Кононов А.Н. Профессиональное выгорание как объект исследования в психологической науке // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2021. – Т. 35. – С. 29-44.
- Козлова А.А. Синдром эмоционального выгорания в психологической литературе // Наука – шаг в будущее: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 22 ноября 2020 года / Отв. редактор И.Р. Хох. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. – С. 190-193.
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 264-278.
- Павленко С. Н. Эмоциональный интеллект как основа развития способностей // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2023: материалы международной студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 28-31 марта 2023 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 1501-1503.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2017. – 672 с.
- Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2016. – № 6(8) – 177-192 с.
- Хребина С.В., Зверева Р.Г. Современные тенденции развития диагностической и консультативной деятельности в психологической практике // Вестник Университета Российской академии образования. – 2022. – № 1. – С. 12-22.
Хребина Светлана Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного университета.
e-mail:
Павленко Софья Николаевна – студентка 5 курса направления подготовки 37.05.02 Психология служебной деятельности, Пятигорского государственного университета
e-mail:
Хребина С.В., Павленко С.Н. Развитие психологических особенностей эмоционального интеллекта как условие профилактики профессионального выгорания сотрудников [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).