ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Хребина С.В., Павленко С.Н. (г. Пятигорск)

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ

УДК 159.9

English version:

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос эффективности программы развития эмоционального интеллекта для предотвращения возникновения профессионального выгорания. Подчеркивается важность обучения сотрудников эмоциональным навыкам, которые необходимы для поддержания психологического благополучия и профессиональной активности. Представлены результаты эмпирического исследования, где доказано, что структурно-содержательные компоненты эмоционального интеллекта обладают потенциальными возможностями профилактики профессионального выгорания.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, эмоциональный интеллект, тренинговая психологическая программа, профилактика.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В настоящее время проблема профессионального выгорания и появление различного рода деформаций у сотрудников является одной из актуальных, и в тоже время сложных, так как оказывает существенное влияние на их психологическое здоровье и успешность профессиональной деятельности.

Возникает необходимость в поддержании, создании условий и выработки правильной стратегии управления, связанной с укреплением психологического благополучия сотрудников. Несмотря на остаточную изученность вопроса профессионального выгорании, на сегодняшний день недостаточное количество эмпирических исследований посвящено изучению эмоциональных компетенций и их влиянию на выгорание, соответственно открываются большие возможности для проведения научных сравнительно-исследовательских изысканий.

Во многих работах доказано, что хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность способствует развитию неблагоприятных психических состояний, таких как тревога, агрессия, фрустрация, ригидность и депрессия. В работах отечественных психологов отмечается, что профессиональное выгорание является своего рода психологической защитой для психики человека, когда происходит эмоциональное переутомление. Также существуют различные факторы риска развития выгорания у представителей профессии «человек-человек», поэтому очень важно проводить психологическую профилактику данного негативного феномена.

Цель исследования: изучить и выявить условия развития психологических особенностей эмоционального интеллекта у представителей профессии «человек-человек» как условия профилактики профессионального выгорания.

Гипотеза исследования:

  • между уровнем развития эмоционального интеллекта и выраженности профессионального выгорания существует обратная зависимость, чем более развит эмоциональный интеллект, тем менее выражено профессиональное выгорание;
  • структурно-содержательные компоненты эмоционального интеллекта обладают потенциальными возможностями профилактики профессионального выгорания у представителей профессии «человек-человек», тем самым повышают эффективность их профессиональной деятельности;
  • профилактика профессионального выгорания возможна при разработке и реализации тренинговой психологической программы, направленной на развитие эмоционального интеллекта, который включает в себя самопознание и саморазвитие, понимание эмоций, способность к эмпатии и рефлексии, эмоциональную стабильность и др.

Методики диагностики:

  1. «Опросник профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой.
  2. «Опросник диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
  3. «Тест эмоционального интеллекта» MSCEIT V. 2.0. Мейера-Сэловея-Карузо.
  4. «Методика оценки эмоционального интеллекта (опросник EQ)» Н. Холл, в адаптации Е.П. Ильина.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». В экспериментальном исследовании принимали участие 60 респондентов, работников сферы «человек-человек».

Исследование проводилось в четыре этапа:

На первом этапе на основе теоретического анализа необходимо было выделить цели и задачи эмпирического исследования, разработать программу диагностики адекватным целям исследования.

На втором этапе проводился диагностический срез (для контрольной и экспериментальной группы), сотрудникам предлагается заполнить бланки методик.

На третьем этапе испытуемым из экспериментальной группы предлагалось принять участие в развивающем тренинге.

На четвертом этапе проводился повторный диагностический срез, для сравнения результатов, были сформулированы основные выводы исследования.

 В нашем эксперименте не учитывались гендерные особенности и стаж работы, но в процессе подбора испытуемых был сделан акцент на то, чтобы специалисты имели примерно одинаковый опыт работы – не менее 2-х лет и не более 15 лет работы.

На диагностическом этапе был проведен анализ результатов по представленным методикам. Было выявлено количество работников, у которых наблюдаются симптомы профессионального и эмоционального выгорания, также определен показатель развитости компонентов эмоционального интеллекта. В первую очередь был проведен диагностический срез по методике К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой на определение уровня сформированности показателей профессионального выгорания.

 

Таблица 1. Результаты исследования профессионального выгорания (по методике К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой)

Наименование

показателя

Количество

испытуемых экспериментальной группы, %

Количество

испытуемых контрольной группы, %

Высокие показатели

Средние показатели

Низкие показатели

Высокие показатели

Средние показатели

Низкие показатели

1

2

3

4

5

6

7

Эмоциональное истощение

30

47

23,3

27

43

30

Деперсонализация

16,7

50

33,3

20

40

40

Редукция проф. достижений

27

43

30

27

40

33

 

Из таблицы 1 можно сделать вывод, что в целом в экспериментальной выборке есть тенденция развития профессионального выгорания, более того есть респонденты, у которых по всем шкалам высокие результаты, это означает, что специалисты в наибольшей степени подвержены стрессам, не могут контролировать свои эмоциональные переживания, недовольны собственной работой и действиями своих коллег, и не считают себя достаточно компетентными работниками.

Во второй группе результаты распределилась почти в одинаковом соотношении. Только треть сотрудников имеют высокие результаты по отдельным шкалам, но также, как и в первой группе, есть специалисты с уже выраженными симптомами профессионального выгорания. В основном наблюдаются средние баллы по всем шкалам.

Следующим шагом сотрудникам была предложена методика В.В. Бойко «Опросник диагностики уровня эмоционального выгорания». Подсчет результатов был осуществлён по каждой фазе отдельно. В таблице результатов были использованы только общие баллы, без описания каждого симптома.

Из второй таблицы можно сделать вывод, что в целом в двух группах большинство респондентов находятся на стадии формирования эмоционального выгорания.

Проведя взаимосвязь с предыдущей методикой основной причиной развития выгорании как профессионального, так и эмоционального можно отметить неэффективное управление эмоциональными реакциями, недостаточную удовлетворенность работой, отсутствие мотивации, повышенную психическую истощаемость, отсюда появляется пренебрежение профессиональными обязанностями, возникновение чувства неудовлетворения собой, появление симптомов «загнанности в клетку» и пр.

Результаты в контрольной группе относительно схожи с первой выборкой. В наибольшей степени выражены складывающиеся симптомы в фазе «резистенции» (53%), что показывает нарастающее сопротивление нервному напряжению.

 

Таблица 2. Результаты исследования эмоционального выгорания (по методике В.В. Бойко)

Наименование

 фаз

Количество

испытуемых экспериментальной группы, %

Количество

испытуемых контрольной группы, %

Сформировалась

Формируется

Не сформировалась

Сформировалась

Формируется

Не сформировалась

1

2

3

4

5

6

7

Фаза напряжения

27

50

23

17

47

36

Фаза резистенции

20

40

40

13

53

34

Фаза истощения

13,3

19,7

67

10

20

70

 

 Таким образом, были изучены психологические проявления профессионального и эмоционального выгорания у работников сферы «человек-человек».

Следующим шагом является исследование эмоционального интеллекта сотрудников, который представляет собой сложный психологический феномен, включающий различные характеристики: самосознание, самоуправление, мотивацию, социальную осведомленность, эмпатию и т.д.

Чтобы получить полную картину были использованы и соотнесены две методики по изучению ЭИ. Соотношение результатов по методикам оценки эмоционального интеллекта Мейера-Сэловея-Карузо и Н. Холла можно отследить на диаграмме (рис.1.).

 

Рис. 1. Сравнение результатов экспериментальной и контрольной группы по результатам теста эмоционального интеллекта MSCEIT V. 2.0. Мейера-Сэловея-Карузо и опросника «EQ» Н. Холла

Следующий этап работы предполагает исследование взаимосвязи между уровнем развития эмоционального интеллекта и выраженностью различных симптомов профессионального и эмоционального выгорания.

Таблица 3. Статистическое сравнение результатов исследования уровня профессионального и эмоционального выгорания и интегративного показателя эмоционального интеллекта (по коэффициенту корреляции рангов Спирмена)

Наименование столбца

По методике В. Бойко

По методике К. Маслач, С. Джексон

Показатели

фазы напряжения

Показатели фазы резистенции

Показатели фазы истощения

Показатели по шкале эмоциональное истощение

Показатели по шкале

деперсонализация

Показатели по шкале

редукция проф. достижений

1

2

3

4

5

6

7

ЭИ

-0,698*

-0,816*

 -0,745*

-0,773*

-0,7*

-0,657*

* корреляция значима на уровне 0,001

Критические значения для N = 60: rкр1=0,25; rкр2=0,33

 

Из таблицы 3 можно сделать следующие выводы:

1)         Выявлена сильная, отрицательная, линейная связь между показателями фазы «резистенции», «истощения», шкалами «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и уровнем эмоционального интеллекта на 0,1% уровне значимости.

2)         Выявлена средняя, отрицательная, линейная связь между показателями фазы «напряжения», по шкале «редукция профессиональных достижений» и уровнем эмоционального интеллекта на 0,1% уровне значимости.

Результаты, полученные при количественном анализе, получили подтверждение и при проведении статистической обработки, соответственно можно сделать вывод, что существует обратно-пропорциональная взаимосвязь между всеми сравниваемые показателями эмоционального интеллекта и профессионального эмоционального выгорания на 0,1% уровне значимости. Сильная корреляционная связь в особенности наблюдается между уровнем эмоционального интеллекта и показателями фазы резистенции, а также показателями по шкале эмоциональное истощение. Данные подтверждают, что выгорание оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу работников сферы «человек-человек».

Выявленные результаты на констатирующем этапе послужили основой разработки формирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы. Была разработана программа развития эмоционального интеллекта. Тренинг выстроен как ступенчатая система развития навыка, где теоретические знания подкрепляются практической работой с применением обучающих имажинативных практик.

Психологическая программа была апробирована на экспериментальной группе – 30 человек. Занятия проводились в групповой форме, четыре недели, 2 занятия в неделю по 2 часа каждое.

Содержание тренинга включало не только тренинговые упражнения на развития компонентов эмоционального интеллекта, но также и имажинативные практики для обучения конструктивному психоэмоциональному опыту.

Было сделано предположение о том, что эмоционально-заряженный контент позволит через метафору индивидуально проработать респондентам новые знания об эмоциональном интеллекте и даст проанализировать, с помощью самоотчета поведение в ситуациях, которые продемонстрированы в видеосюжетах. Человеческий мозг способен моделировать и закреплять те эмоции и чувства, которые обычно возникают у человека в одних и тех же ситуациях, поэтому можно скорректировать образы и поведение в будущем, работая со сферой воображения и посредством анализа.

 После апробации тренинговой был проведен повторный диагностический срез в двух группах (контрольной и экспериментальной), для определения динамики изменения развития способности эмоционального интеллекта у респондентов и ее влияние на снижение профессионального выгорания.

В первую очередь был проведен количественный анализ по результатам повторного тестирования эмоционального интеллекта по следующим методикам: «Тест эмоционального интеллекта» MSCEIT V. 2.0. Мейера-Сэловея-Карузо, «Методика оценки эмоционального интеллекта (опросник EQ)», предложенная Н. Холлом и адаптированная Е.П. Ильиным (рис.2).

 

Рис. 2. Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента в экспериментальной группе (MSCEIT V. 2.0. Мейера-Сэловея- Карузо и опросника «EQ» Н. Холла)

 

Можно сделать вывод, что программа эффективна при развитии эмоционального интеллекта, так как по результатам и по второй методике наблюдается повышение уровня развитости данной способности у респондентов в экспериментальной группе на 43%. В контрольной группе результаты остались без значительного изменения.

Повторная диагностика с помощью «Опросника профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой показала следующие данные: работники, которые повысили свои компетенции в области эмоционального интеллекта смогли снизить влияние профессионального выгорания, особенно изменились показатели, связанные с эмоциональной сферой. Испытуемых с низкими результатами по шкале «эмоциональное истощение» стало больше на 34 %. Такая же картина сложилась и по другим показателям.

Показатели по методике В.В. Бойко «Опросник диагностики уровня эмоционального выгорания» показали, что у небольшого процента сотрудников снизилась выраженность сформированности симптомов эмоционального выгорания в экспериментальной группе. В фазе напряжения стало на 24% больше сотрудников, у которых из «формирующихся» симптомы перешли в «несформированные». В целом наблюдается тенденция к снижению проявления симптомов эмоционального выгорания. В контрольной группе результаты остались без значительного изменения.

Для дополнительной проверки эффективности тренинговой программы, была статистически доказана разница в показателях эмоционального интеллекта. Для этого был применён критерий U Вилкоксона-Манна-Уитни. Данный критерий является наиболее распространённым при сравнении двух независимых выборок.

Таблица 4. Статистическое сравнение результатов исследования эмоционального интеллекта в двух группах (по критерию U Вилкоксона – Манна – Уитни).

Наименование столбца

по методике Мейера, Сэловея, Карузо

по методике Н.Холла, в адаптации Е.П. Ильина

Сравнение ЭИ у контрольной и экспериментальной группы

Выборка

Независимая

N (количество испытуемых)

1 группа – 30 человек

2 группа – 30 человек

Критические значения критерия

Uкр1.=292, Uкр2.=338

U-критерий

285

212.5

P <

0,01

 

Из таблицы 4 видно, что при сравнении показателей при повторном диагностировании эмоционального интеллекта в контрольной и экспериментальной группе по критерию U Вилкоксона-Манна-Уитни получились соответствующие эмпирические значения 285 и 212,5 (по двум методикам) с вероятность ошибки 1%, значит критерий находится в зоне значимости и различия в уровнях выборок существенны.

 Таким образом, проведя цикл занятий по развитию эмоционального интеллекта у работников сферы «человек-человек», стоит отметить, что улучшились навыки понимания, принятия и идентификации своих и чужих эмоций. По результатам методик и повторным диагностическим срезам, можно сделать вывод о том, что в целом в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, в меньшей степени стали выражены симптомы профессионального и эмоционального выгорания. Данные констатируют тот факт, что знания об эмоциях, правильное управление ими снижает риски и стабилизирует эмоциональное и психическое состояние сотрудников.

 В заключение стоит отметить, что развитие навыков работы с эмоциональной сферой, а также восстановление профессиональной самомотивации работников, адаптировали силы специалистов, позволили снизить симптомы профессионального выгорания, связанные с профессионализмом и личностным ростом. Улучшение способности к эмпатии, сочувственному отклику решили проблемы и снизили развитие симптома личностной отстранённости, морально-нравственной дезориентации в работе и при взаимоотношении с людьми.

Получение навыка сознательного управления и идентификации эмоций других людей снизило риски возникновения избегания работы и утраты интереса к окружающим, коллегам, близким.

Расширение общей эмоциональной осведомленности помогло снизить риски возникновения недостаточного эмоционального тонуса и появления эмоциональной неустойчивости как главной составляющей выгорания. У респондентов появилось больше понимания разницы между экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием.

Таким образом, структурно-содержательные компоненты эмоционального интеллекта обладают возможностями профилактики профессионального выгорания у представителей сферы «человек-человек», тем самым повышают эффективность их профессиональной деятельности, а также адаптивные способности и психологическое благополучие специалистов.

 

Литература

  1. Андреева И.Н. Модели эмоционального интеллекта: проблемы классификации и интеграции // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. Сборник научных статей. – Вып. 18. – В 3 ч. – Минск: РИВШ, 2018. – С. 16-23.
  2. Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2017. – № 2. – С. 104-109.
  3. Жигулина М.А., Кононов А.Н. Профессиональное выгорание как объект исследования в психологической науке // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2021. – Т. 35. – С. 29-44.
  4. Козлова А.А. Синдром эмоционального выгорания в психологической литературе // Наука – шаг в будущее: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 22 ноября 2020 года / Отв. редактор И.Р. Хох. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. – С. 190-193.
  5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 264-278.
  6. Павленко С. Н. Эмоциональный интеллект как основа развития способностей // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2023: материалы международной студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 28-31 марта 2023 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 1501-1503.
  7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2017. – 672 с.
  8. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2016. – № 6(8) – 177-192 с.
  9. Хребина С.В., Зверева Р.Г. Современные тенденции развития диагностической и консультативной деятельности в психологической практике // Вестник Университета Российской академии образования. – 2022. – № 1. – С. 12-22.

Об авторе

Хребина Светлана Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного университета.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Павленко Софья Николаевна – студентка 5 курса направления подготовки 37.05.02 Психология служебной деятельности, Пятигорского государственного университета

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Хребина С.В., Павленко С.Н.   Развитие психологических особенностей эмоционального интеллекта как условие профилактики профессионального выгорания сотрудников   [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).