Хилько О.В. (Швецова) (г. Ставрополь)
ПРОЕКТИВНЫЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ» И «СФЕРЫ МОЕЙ ЖИЗНИ»
УДК 159.9.072
Аннотация. Статья посвящена представлению результатов психологического исследования по авторским проективным рисуночным тестам «Безопасность» и «Сферы моей жизни». В работе приводится разбор символов и представлений студентов педагогического вуза о понятиях «безопасность» и анализ восприятия сфер жизни «Учёба» и «Дом», и совмещения их с другими сферами жизни.
Ключевые слова: психологическое исследование, проективные рисуночные тесты «Безопасность» и «Сферы моей жизни».
В продолжение исследования восприятия понятия «безопасность» [1; 2; 3] студентами, нами были разработаны и апробированы во втором семестре 2021-2022 учебного года со студентами Ставропольского государственного педагогического института проективные тесты. В процессе исследования было проведено 92 человекоизмерения.
Проективный тест «Безопасность», © Хилько (Швецова) О.В.
Целью теста является выявление представлений о безопасности и наличия чувства безопасности.
Возраст испытуемых: данный тест целесообразно проводить с подросткового возраста.
Оборудование: для прохождения теста испытуемым понадобятся листы формата А 4 и цветные карандаши, возможно применение фломастеров.
Инструкция: Изобразите при помощи цветных карандашей Ваши представления о безопасности. С чем у Вас ассоциируется безопасность? В ходе работы Вы можете делать пояснительные надписи на рисунках, если сочтёте это нужным. Также на данном листе надо кратко описать, что такое для Вас «безопасность».
Анализ рисунков: Учитывается, какую часть листа занимает испытуемый текстом и рисунком. Если осталось много свободного места на листе, это говорит о неуверенности испытуемого и о его низкой самооценке, об ощущении опасности, «загнанности в угол».
По тому, как испытуемый использует пространство листа под рисунок и текст, можно судить о доминирующей сигнальной системе: больше рисунка – первая сигнальная система, тип Художник, больше текста – 2-я сигнальная система, тип Мыслитель. Также о типе Мыслитель говорит использование абстрактных символов вместо образов (см. следующий абзац).
Также о доминирующей сигнальной системе говорит тип символов: если они иероглифического характера (рисунок изображает узнаваемый образ, например, дождь изображается капельками воды, безопасность – перечеркнутым словом «опасность»), если рисунок изображает идею, символ (например, голубь, оливковая ветвь), то доминирует вторая сигнальная система.
Анализ символов: Если испытуемые используют круги, овалы, в которые вписывают рисунок – это отражает потребность чувствовать себя в защищённом состоянии, отгородиться от угроз мира, недоверие к нему, желание абстрагироваться от опасностей. Такие рисунки могут быть также признаком интровертированности.
На рисунках испытуемые изображают то, что их привлекает, является символом желанности и безопасности (различные знаки любви, например, сердца, объятий, рукопожатий), испытуемые часто рисуют собственные семьи (настоящие, реальные или идеальные, будущие, желаемые), или места, в которых они чувствуют себя в безопасности (например, здание, в котором расположен зал для тренировок, который посещал испытуемый).
При анализе необходимо обращать внимание на цвета, используемые в рисунках: «тёплые» цвета: жёлтый, оранжевый, розовый – признаки комфорта, идеализации. Темные цвета, особенно черный, коричневый и фиолетовый, сиреневый, – признаки дискомфорта, тревоги, страхов.
На рисунках испытуемые изображают то, чего они хотят и то, чего они боятся (по принципу З. Фрейда при анализе сновидений).
Ориентированность изображения влево (поворот головы или корпуса персонажей) говорит о зацикленности на прошлом, ориентированность вправо – на будущем, фас – персонажи смотрят «на зрителя» – признак состояния «здесь и сейчас» – вовлечённость в настоящее.
Изображена ли безопасность у испытуемого в виде изоляции у себя дома, или она ассоциируется у него с открытыми пространствами, с другими людьми, с общением.
Использует ли испытуемый явные символы защиты в виде отгораживания: заборы, сторожевых собак, решетки и замки (зачастую замки рисуются с ярко выраженной личинкой, как бы приглашая подобрать ключ к закрытому человеку, такие рисунки встречаются у девушек и могут означать сексуальную символику – приглашение к дефлорации, желание получить или продолжить получать сексуальный опыт).
Если изображённые на рисунке люди и животные выглядят слишком схематически, упрощенно по типу рисунков детей дошкольного возраста, – это может означать инфантилизм, также нежелание проходить тестирование (если примитивный рисунок сочетается с символами негативизма: ломанными линиями, темными мрачными цветами). Зачастую испытуемые оправдывают такие рисунки неумением рисовать людей, животных.
Часто испытуемые используют общепринятые символы служб, обеспечивающих безопасность и защиту: эмблемы скорой помощи, номера телефонов вызова помощи (01, 02, 03, … 112). – Это признак стереотипизации, выученного поведения при возникновении экстренной ситуации, желания доверить защиту себя профессионалам и страха перед чрезвычайными ситуациями.
Также по изображению ЧС на рисунках можно судить о том, каких чрезвычайных ситуаций испытуемый боится больше всего (пожар, землетрясение), с какими ситуациями он сталкивался, или какие ЧС его наиболее волнуют.
При анализе текста, сопровождающего рисунок, применяется контент-анализ. Изучается, ЧТО написал испытуемый и КАК он это описал. Указал ли испытуемый конкретных людей или места, события, которые у него ассоциируются с безопасностью. Чувствуется ли в тексте депривация: указывает ли испытуемый негативные факторы, воздействиях («Это когда НЕ предают») – то есть, испытуемый может описывать то, от чего он страдает.
Также можно отследить на рисунках их эмоциональный и идейный фон: что преобладает: жизнерадостность (либидо) – позитивные символы идеальной ситуации (идеализированные картинки близости, дружбы, дома, покоя), или тревоги, страхи, смерть (танатос) – экстренные ситуации, либо отгораживание от внешнего мира (защиты, заборы, помещение рисунка в окружность, сторожевые собаки, колючая проволока).
После того, как испытуемый сдаст рисунок, рекомендуется его быстро изучить и спросить его о непонятных неидентифицируемых для проводящего тест изображениях и, с разрешения испытуемого, подписать рядом с ними пояснения.
Проективный тест «Сферы моей жизни», © Хилько (Швецова) О.В.
Целью теста является выявление значимых для человека жизненных сфер, его приоритетов, его отношения к сферам жизни.
Возраст испытуемых данный тест целесообразно проводить с подросткового возраста.
Оборудование для прохождения теста испытуемым понадобятся листы формата А 4 и цветные карандаши, возможно применение фломастеров.
Инструкция: Изобразите при помощи цветных карандашей сферы Вашей жизни: Учёбу и Дом. Также Вы можете добавить сколько угодно других значимых сфер Вашей жизни. В ходе работы Вы можете делать пояснительные надписи на рисунках, если сочтёте это нужным.
Анализ рисунков: По тому, как испытуемый использует пространство листа под рисунок и текст, можно судить о доминирующей сигнальной системе: больше рисунка – первая сигнальная система, тип Художник, больше текста – 2-я сигнальная система, тип Мыслитель. Также о типе Мыслитель говорит использование абстрактных символов вместо образов (см. следующий абзац).
Также о доминирующей сигнальной системе говорит тип символов: если они иероглифического характера (рисунок изображает узнаваемый образ, например, учёба изображается учебником или партой, дом и нарисован в виде классического домика по типу рисуемых детьми), если рисунок изображает идею, символ (например, учёба в виде «гранита науки», а дом в виде оберегающих рук), то доминирует вторая сигнальная система.
Анализируется и цветовое исполнение. «Тёплые» цвета: желтый, оранжевый, розовый – признаки комфорта, идеализации. Тёмные цвета, особенно черный, коричневый и фиолетовый, сиреневый, – признаки дискомфорта, тревоги, страхов.
Изучается то, какую часть занимают обязательные для исполнения сферы жизни: Учёба и Дом, в каких отношениях они находятся. Какая сфера символически выделена как наиболее значимая, занимает больше пространства. В каких отношениях эти сферы, есть ли между ними контакт, сообщение, например, в виде дорожки, или они отделены границами, ячейками, то есть, насколько испытуемый разделяет, изолирует сферы своей жизни, либо границы прозрачные и сферам жизни позволено проникать друг в друга, взаимодействовать.
Какие сферы содержат отрицательные символы: указывают на тревоги, страхи, агрессию, а какие наполнены положительной символикой, указывающей на комфорт, предпочтение.
Также анализируется, какие сферы жизни добавил испытуемый: это хобби или активный, или пассивный отдых, это также могут быть модели идеализированного будущего, цели. Испытуемые рисуют то, что для них важно и присутствует на данный момент в их жизни, или то, в чём они остро нуждаются. По цветовому окрасу и по выразительности линий: ломаные или четко обозначенные, или бледные, можно судить о том, доступно ли желаемое испытуемому. Бледное пастельное исполнение говорит о неуверенности, чётко прорисованные символы сферы жизни – о доступности, о реальности. Негативная символика: например, направленные на героя или сферы жизни стрелы, изображение чёртиков, символизируют тревоги, опасности.
Испытуемые могут изображать глубинные страхи, например, девушка в тесте «Безопасность» и в тесте «Сферы моей жизни» использует один и тот же символ: сердце, внутри которого заключен знак молнии (опасности) как обозначение любви в первом тесте и сердце с молнией внутри в сфере «Здоровье» в тесте «Сферы моей жизни». Данные символы и вообще выделение сферы «Здоровье» в таком юном возрасте говорит об озабоченности здоровьем сердца, реальным заболеванием сердце или опасениями за здоровье сердца.
Рисунки к тестам «Безопасность» и «Сферы моей жизни» можно и нужно изучать вместе, что позволит получить полную картину представлений о безопасности и о наличии чувства защищённости, безопасности и комфорта в главных сферах жизни.
Испытуемые часто применяют общепринятые символы. Например, для учебы – это тетради, книги, карандаши и ручки, либо парты, здания с символикой и надписями. Применение общеупотребимых символов говорит, как о стереотипизации мышления, так и о конвенциональности, о желании использовать понятные всем символы и не придумывать что-то своё, уникальное.
Применение нестандартных оригинальных символов говорит о нестереотипности мышления и о претензии на уникальность, о нонконформизме (отказался от применения общеупотребимых символов).
После того, как испытуемый сдаст рисунок, рекомендуется его быстро изучить и спросить его о непонятных неидентифицируемых для проводящего тест изображениях и, с разрешения испытуемого, подписать рядом с ними пояснения.
Проективный рисуночный тест «Безопасность».
Подборка 1. Изображения идеальной семьи: настоящей и будущей.
|
|
Подборка 2. Тревоги и опасности, страхи.
|
Подборка 3. Закрытость. Отгораживание.
Подборка 4. Интровертированность.
Подборка 5. Озабоченность положением в мире. Желание безопасности, закрытости страны от остального мира.
|
|
Желание мира.
Подборка 6. Агрессия и аутоагрессия (ножи).
|
|
Подборка 7. Любимое место как символ безопасности: здание в котором расположен спортивный зал.
Проективный рисуночный тест «Сферы моей жизни».
Подборка 1. Взаимоотношения сфер.
|
|
Изолированные сферы. |
Сообщающиеся сферы.
|
Диаграммы. Сферы в единстве. Гармония.
Подборка 2. Проблемы с учебой.
Подборка 3. Проблемы в отношениях.
Таким образом, в результате апробации проективного рисуночного теста «Безопасность», были получены следующие результаты:
- студенты связывают понятие «безопасность» с символикой служб, обеспечивающих безопасность и защиту: эмблемы скорой помощи, номера телефонов вызова помощи (01, 02, 03, … 112). – Это признак стереотипизации, выученного поведения при возникновении экстренной ситуации, желания доверить защиту себя профессионалам и страха перед чрезвычайными ситуациями;
- понятие «безопасности» часть испытуемых связывает с отгороженностью от внешнего мира в прямом и в переносном смысле: при помощи ментальной интериоризации и в буквальном смысле: с защитой барьерными методами: заборами и замками;
- часть студентов связывает обеспечение собственной безопасности во всех смыслах с близкими людьми, с семьей.
В результате апробации проективного рисуночного теста «Сферы моей жизни», были получены следующие результаты:
- у части студентов сферы жизни «Учеба», «Дом» и другие сферы находятся в гармонии, сообщаются, взаимопроникают;
- у части студентов сферы изолированы и в них заметен диссонанс, противостояние, взаимоисключение, дисгармония.
Результаты данного исследования по апробации проективных тестов «Безопасность» и «Сферы моей жизни» могут быть использованы для дальнейшего внедрения данных проективных тестов в диагностическую пратику.
Литература
- Кузнецова Е.Н., Швецова О.В. Проективные рисуночные тесты «Безопасность» и «Сферы моей жизни»: антропологическое исследование. В сборнике: Антропологическая миссия российского учительства в современном мире // Мат-лы XVII Международной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2022. – С. 117-122.
- Кузнецова Е.Н., Хилько (Швецова) О.В. Психологические особенности проявления социальной тревожности, социофобии у студентов педагогического вуза как критерий комплексной безопасности образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2020. – № 69(3). – С. 278-281.
- Кузнецова Е.Н., Швецова (Хилько) О.В. Психологические особенности проявления социальной тревожности и социофобии у студентов педагогического вуза как критерий комплексной безопасности образовательной среды // Прикладная психология и психоанализ. – Ставрополь, 2021. – № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ppip.idnk.ru/ (дата обращения: 10.09.2023).
Хилько (Швецова) Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Ставропольского государственного педагогического института.
Хилько О.В. Проективные рисуночные тесты «безопасность» и «сферы моей жизни» [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).