Мирошниченко А.В. (г. Пятигорск)
ТВОРЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ
УДК 159.923
Аннотация. В данной статье раскрыто понятие творческой адаптации. Описано отличие процесса творческой адаптации от пассивной адаптации. Обоснована эффективность данного способа взаимодействия с окружающей реальностью. Раскрыта суть концепции self в гештальт-терапии. Также в статье описываются причины обрыва, замедления или же нарушения процесса творческой адаптации. Раскрыты способы восстановления данной способности в жизнедеятельности человека.
Ключевые слова: адаптация, творческая адаптация, личность, контакт, дезадаптация, гештальт-терапия, взаимодействие.
Взаимодействие личности с окружающей реальностью – это сложный и многоаспектный процесс. Он требует от человека социализированности, быстрой ориентировки, сообразительности, пластичности мышления, готовности вступать в контакт с окружающими, понимание своих личных границ и соблюдение чужих, устойчивое представление о себе и способность выдерживать критику людей. Для того чтобы взаимодействие человека с окружающим миром носило характер успешного и полноценного все перечисленные факторы, и не только они, должны присутствовать в жизненном арсенале личности и активно применяться в построении контактов.
В данной статье мы обратим внимание и рассмотрим еще один важный феномен, обеспечивающий успешное взаимодействие личности с окружающей реальностью и играющий важную роль в построении эффективных контактов. Данный феномен носит название «творческая адаптация», он был разработан и описан в трудах Ф. Перлза, П. Гудмана и Р. Хефферлина [5].
С точки зрения гештальт-терапии психика человека – это саморегулирующийся процесс, который постоянно приспосабливается к различным жизненным обстоятельствам. Суть данного процесса состоит в осознавании и удовлетворении возникающих у человека потребностей в возможной форме в конкретно сложившихся условиях.
Фредериком Перлзом была разработана концепция взаимодействия личности с окружающей средой – Self. В ней он выделил 3 основных компонента: ид, персоналити и эго. Визуально ее можно обозначить как треугольник, основаниями которого с одной стороны является ИД, а с другой ПЕРСОНАЛИТИ. Верхушкой треугольника выступает ЭГО. Под ИД автор рассматривает способность психики ощущать, что происходить сейчас. Это зона телесных и эмоциональных ощущений. ПЕРСОНАЛИТИ подразумевает под собой весь вербализированный опыт человека, весь его объем знаний про самого себя и окружающий мир в целом. ЭГО же – это непосредственно акт принятия решения в той или иной ситуации на основании ИД и ПЕРСОНАЛИТИ. Перечисленные три функции в своей совокупности принадлежат процессу Self [4].
Как писал Дж. Латнер, Self это особый, индивидуальный способ контактирования с миром. Пол Гудман говорил о том, что Self – это и есть процесс творческой адаптации человека к окружающей реальности исходя из контекста ситуации и возможностей личности. Обрыв, замедление или же нарушение процесса творческой адаптации являются предметом изучения патопсихологии.
Важно отметить, что творческая адаптация по своему качеству является противоположной процессу пассивной адаптации, который является набором шаблонных и привычных механизмов поведения человека, выработанных и застывших в течении жизни. Если при столкновении с новой жизненной ситуацией личность применяет устаревшие механизмы реагирования, например, избегание, слияние и т.д, то здесь мы можем говорить о неконструктивном процессе. Возможно, когда-то в трудной жизненной ситуации или ситуации кризиса данные способы реагирования помогли человеку справиться с этим и были необходимыми ему в тот момент. Однако если контекст ситуаций в жизни человека меняется, он также как система претерпевает изменения, но используется те же самые модели поведения, которые помогали ему в прошлом, и не замечает, что в новой ситуации они оказываются неэффективными, то здесь идет речь о нарушении процесса творческой адаптации и формировании невротических паттернов поведения.
Так, творческая адаптация это наиболее психологически гармоничный и эффективный способ личности приспособиться как к возникающим внутри ее потребностям, так и требования окружающей среды, которые находятся в непрерывном изменении. Сутью творческой адаптации является умение человека воспринять новизну ситуации и выбрать наиболее гармоничный способ реагирования на нее. Такой тип взаимодействия с окружающей реальностью дает возможность регулярно и под новым ракурсом воспринимать внутреннюю картину жизни, что, свою очередь, устанавливает гармонию и баланс между внутренними потребностями личности и условиями, ресурсами окружающей среды.
Описанный механизм работает на всех аспектах человеческого бытия, как на базовых потребностях (в еде, сне, безопасности), так и на высших, таких как творчество, реализация, самоактуализация. Однако важным условием для проявления творческого способа адаптации личности необходимо находиться в состояние «здесь и сейчас». И речь здесь идет не про медитативное состояние отрыва от реальности, а о способности полноценного присутствия в конкретном, текущем моменте жизни. Эта способность заключается в создании новой и эффективной модели поведения в возникшей ситуации, которая является наиболее целостной и применимой исходя из наличия элементов события.
У ребенка способность психики саморегулироваться и творчески адаптироваться присутствует с самого раннего детства. Дети еще не знают, как надо себя вести, что есть правила и нормы в обществе, и поступают исходя из желания удовлетворить свои имеющиеся и актуальные потребности. Когда на их пути возникают препятствия в виде запретов, наказаний, отказов и так далее ребенок находить способы получить желаемое, он адаптируется к сложившимся условиям и действует, отталкиваясь от них. Например, когда малыш получает отказ матери приобрести игрушку в магазине, он решает упасть на пол и плакать, тем самым привлекая внимание матери и вызывая жалость. В норме, если ребенок видит, что такой способ не приводит к удовлетворению потребности во внимании и покупки игрушки он отказывается от него и придумывает новый способ достижения желаемого [1].
Важной задачей детства является сохранение в дальнейшем личностном развитии способности к творческой адаптации и саморегуляции. Если это умение удается сохранить, то многие проблемы и трудности подросткового возраста, связанные с самоосознанием и самоопределением, не встают так остро. Однако реальность такова, что для многих подростков вопрос с пониманием, чего он хочет, как построить ему будущую карьеру, куда пойти учиться, как взаимодействовать с людьми и строит дружеские контакты встает очень остро и требует решений. Данная проблема возникает в том числе из-за того, что дети, входя в социальную систему, которая отличается наличием множества правил и норм поведения, присваивают себе из внешнего мира ригидные способы и элементы поведения, которые приводят к пассивной адаптации. Впоследствии для проявления творчества у подростка нет внутренних сил и внешних условий и незакрытые потребности накапливаются.
Как итог, вырастает личность с большим количеством неосознаваемых, вытесненных потребностей и не умеющая обращаться с условиями внешней среды. Такая личность либо начинает пытаться подстраивать окружающий мир под себя, не чувствует своих границ и границ других людей, ждет, когда ее потребности кто-то удовлетворит, но как результат получается только чувство фрустрированности, испытывает злость и тревогу, переходящие в невротические состояния. Либо же человек становиться пассивным, закрывается от внешнего мира, отодвигает свои потребности и впадает в депрессивные состояния [3].
Одной из задач гештальт-терапевта в процессе оказания психологической помощи человеку состоит в том, чтобы обнаружить и обратить внимание клиента на то, каким образом он осознает, обращается и удовлетворяет свои потребности. Насколько эти способы являются конструктивными и приносят в жизни человека чувство удовлетворенности и благополучия. Также обращается внимание на то, в какой момент своей жизни человек отказался от того, чтобы творчески адаптироваться к жизненным событиям, какая ситуация стала началом того, что человек стал применять ригидные способы поведения, почему он утратил чувствительность к себе и тому, что происходит во вне. Гештальт-терапевт обращает внимание человека на то, что его способы удовлетворения потребностей являются малоэффективны. Совместная работа психолога и клиента нацелена на то, чтобы вернуться в состояние здесь и сейчас, повысить уровень чувствительности клиента к себе и свои чувствам, научиться распознавать свои желания, брать ответственность и предпринимать попытки их удовлетворения исходя из конкретно заданных жизненных условий.
Все это достигается в процессе длительной и усердной совместной работы психолога и клиента. Возвращения к врожденной, но утраченной в течение жизни, способности творчески адаптироваться к окружающей реальности, происходить не путем волевой тренировки и наставлением психолога искать новые пути, а постепенно привнося опыт работы клиента в кабинете у психолога в реальность. Там у клиента есть возможность в безопасной обстановке опробовать новые способы поведения, реагирования на различные ситуации и людей. Клиент делает первые шаги к новому способу контактирования, а затем сам того не замечая переносит этот опыт на реальные события и прощается с ригидными способы поведения, не приводящими к эффективным взаимодействиям.
В психологической практике созданы также различные интерактивные мероприятия, развивающие у человека способность к творческой адаптации. Сюда можно отнести и театральную терапию, в которой человек может примерить на себя различные роли и посмотреть, как ему вести и взаимодействовать с окружающими исходя из особенностей его вымышленного персонажа.
Также эффективным способом является сказкотерапия, которая развивает способность человека нестандартно подходить к решению различных ситуаций. В процессе такой работу человек повышает свою способность импровизировать, но-новому смотреть на те или иные события и усиливает позицию творческой адаптации.
Важное место в развитии данной способности в психологической практике отводиться телесно-ориентированной терапии. В процессе такой работы человек повышает чувствительность к своим телесным процессам, учиться замечать возникающие в теле ощущения, чувства, замечает и вербально обозначает их, тем самым присваивая себе и делая их частью себя. Такой вид психологической работы дает возможность снизить уровень физического и эмоционального напряжения и вернуть человеку естественность движений.
Таким образом, на пути развития творческого потенциала очень важно с самого раннего детства как можно более глубоко активизировать творческое приспособление и состояние «здесь и сейчас», проявить данную сторону личности и развить гибкость ее использования, уходя от пассивной адаптации. Этому могут способствовать описанные выше различные способы проявления импровизационной деятельности.
Литература
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., «Флинта», 1998. – 141 с.
- Гонзаг Масколье. Гештальт-терапия вчера, сегодня, завтра. – Боргес, 2008.
- Лободина С. Как развить способности ребенка. – СПб.: Азбука, 2011 – 320 с.
- Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004.
- Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания / Практикум по гештальттерапии / Пер. Михаила Папуше Гиль-Эсте. – М.: 1993. – 125 с.
Мирошниченко Алина Вадимовна – преподаватель кафедры общей и педагогической психологии Пятигорского государственного университета, г. Пятигорск.
e-mail:
This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Хачанян З.Т. Творческая адаптация личности как компонент успешного взаимодействия с окружающей реальностью [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).