Кольцова И.В., Губарев Д.С. (г. Ставрополь)
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
УДК 159.99
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема конфликтных взаимоотношения младших школьников со сверстниками на современном этапе. Выделены причины конфликтных взаимоотношений в младшем школьном возрасте, обусловленные многонациональностью и многоконфессиональностью региона Северного Кавказа, и политической ситуацией в стране. Проанализировано влияние сформированности национального самосознания на конфликтные взаимоотношения младших школьников со сверстниками в условиях полиэтничного и поликультурного Северного Кавказа. Представлена структура национального самосознания младших школьников. Выделены факторы и обоснованы основные направления, способствующие эффективному процессу формирования национального самосознания у младших школьников.
Ключевые слова. Национальное самосознание, младший школьник, конфликтные взаимоотношения, предотвращение, сверстники, формирование.
Нежелание некоторых представителей национальных меньшинств ассимилироваться – говорить по-русски и учить русскому языку своих детей, принимать и признавать традиции и законы нашей страны – не может не беспокоить коренное население. России и ее жителям чужды принципы национализма, она объективно нуждается в рабочих руках мигрантов, и основы интернационализма четко определены в российской Конституции. Вместе с тем противостояние и разделение на «своих» и «чужих» сегодня распространяется и в детской среде. Вслед за взрослыми школьники заражаются болезнью нетерпимости и неприязни друг к другу.
В общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем, и в том числе в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Как для любого социального института, для общественной школы характерны разнообразные конфликты.
Конфликт, развернувшийся на территории России, как война в Чечне, противодействие народов в Украине, возникает отголосками в образовательной среде школы.
На фоне осложнения геополитической обстановки и международных отношений заметна тенденция к вынужденному переселению граждан, в том числе к росту числа несовершеннолетних, сменивших место жительства, а с ним и образовательную организацию. Миграция населения приводит к тому, что многие образовательные организации становятся основанием культурного многообразия, что нередко и порождает различные виды конфликтов.
Дети, вынужденные жить в ситуации этнической напряженности, в районах межнациональных и межрелигиозных конфликтов, очень рано осознают свою этническую принадлежность и становятся особенно чувствительными к усвоению как позитивных, так и негативных национальных стереотипов [4, с. 97].
Северный Кавказ, представляющий собой многонациональный и многоконфессиональный регион, в котором произошло переплетение национальных, общероссийских и всемирных тенденций, не остался в стороне от существующих проблем.
По мнению коллектива экспертов Распределенного центра межнациональных и религиозных проблем, социальное самочувствие северокавказской молодежи характеризуется наличием рисков конфликтности гражданской, этнической и религиозной идентичностей, сохраняются межнациональная напряженность и ксенофобия [5].
Именно в младшем школьном возрасте (7-11 лет) исследование конфликтных взаимоотношений у детей обретает большую значимость, т.к. в этот период начинают формироваться начальные качества личности ребенка, а также в этот период у него активно меняется круг общения, ему приходится приспосабливаться к новому окружению и принимать новые для него правила, что он не всегда может сделать без возникновения конфликтных ситуаций. В речи детей появляются обидные высказывания, указывающие на национальную принадлежность. Иногда возникают отказы от участия в национальных праздниках и развлечениях. Дети, отличающиеся от большинства по внешности, языку, религии испытывают первыми на себе недостаточно толерантное отношение.
Конфликтные отношения со сверстниками способствуют значительным искажениям в поведении младшего школьника, в его отношении к другим детям и к самому себе. Это отражается в комплексе негативных форм поведения, свидетельствующих о появлении у ребенка защитных, компенсаторных реакций в ответ на трудности в его взаимоотношениях со сверстниками.
Опасность заключается в том, что негативные качества, появившиеся у ребенка, благодаря особой «способности» младшего школьного возраста определять все дальнейшее формирование личности, могут обнаружиться в новом школьном коллективе, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, их собственному мировоззрению. Необходимость раннего распознавания конфликтов и поиска наиболее эффективных способов их преодоления обусловлена также тем существенным фактом, что в каждой группе любого образовательного учреждения есть дети, отношения которых существенно искажены, и само их неблагополучие в группе носит стабильный, продолжительный характер.
Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается в условиях общения со сверстниками. Младший школьник постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, адаптировать нормы и правила к конкретной ситуации. В совместной деятельности детей постоянно возникает ситуация, требующая координации действий, доброжелательности и умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети не всегда находят правильные способы поведения [6].
Также, так как для каждого ребенка младший школьный возраст становится одним из важнейших периодов в жизни, ему необходимо самоутвердиться в новом обществе, а также самореализовать себя в нем и в дальнейшем проявлять стремление к самопознанию, что являет собой ни что иное, как начальный этап по вступлению во взрослую самостоятельную жизнь, требующей помимо вышеперечисленного проявления инициативы и решения возникающих вопросов по взаимодействию с окружающим миром. В это же время ребенок познает основы морали и нравственности, формирует первичные понятия о нормах социума и отношении к людям, состоящим в его окружении [10].
Младший школьный возраст представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. В этот период также интенсивно формируется его самосознание. Именно воспитание детей младшего школьного возраста с позиций национальных, духовно-нравственных ценностей может предотвратить возможное их отчуждение от отечественных и национальных идеалов. С одной стороны, дети этого возраста активно включаются во взрослую жизнь, формируют идентичность своей этнической группы, осваивают различные социальные роли и наиболее активно проходят этап становления национального самосознания.
Современному государству необходимы разносторонне образованные, нравственно и социально ответственные граждане, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и к межкультурному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, ответственностью за судьбу страны, способные участвовать в развитии ее экономической, политической и культурно-духовной сфер.
Укрепление и развитие нашей страны невозможно без пробуждения национального сознания народа и прежде всего подрастающего поколения. Поэтому особое беспокойство вызывает отсутствие у большинства детей в возрасте от шести до десяти лет осознания себя как части народа, соотнесения своих интересов и интересов наций.
Целенаправленное воспитание учащихся постепенно формирует их представления о жизни, мире, событиях и Родине. Каждый учитель и родитель должен понимать, что воспитание гражданина и патриота – это сложный процесс, основанный на возрастных особенностях восприятия, понимания жизни, поведения, а также индивидуально-психологических особенностях личности. Каждый день человек сталкивается с бесконечными потоками информации (позитивной, негативной, нейтральной), которую он получает из Интернета, социальных сетей, печатных материалов в электронных СМИ, непосредственного общения с людьми, природой, объектами культуры и искусства и т.д. Буквально все, что мы видим, слышим, читаем, чувствуем, является информацией.
В настоящее время информационная (когнитивная) война опасна для умов и сознания людей, для их образа мышления, воздействия на высший уровень мышления человека, его смыслы и ценности, определяющие его поведение. Такое воздействие также представляет угрозу адекватному формированию сознания подрастающего поколения. Целенаправленное негативное воздействие на индивидуальное или общественное сознание вызывает изменение установок, мнений, мироощущений, ценностных ориентаций, мотивов, установок, стереотипов поведения, т.е. вызывает трансформацию психики человека. Учителя и родители должны учитывать эти современные информационные угрозы в своей воспитательной работе, противопоставляя им критическое мышление, активную гражданскую позицию, знания о процессах и механизмах функционирования средств массовой информации как основного средства защиты от негативных информационных и психологических воздействий [6].
Многочисленные исследования: профилактика конфликтов среди младших школьников (Вечко Д.Ф., Гайченя В.С., Драган Ю.П., Качалова А.Д., Чайка С.С. и др.), причины конфликтов между младшими школьниками (Беба Д.Н., Хорохордина О.Д., Щепалина В.В.), конфликтная компетентность детей младшего школьного возраста (Абросимов Н.В., Тращиева А.С.), предупреждение конфликтного поведения в младшей школе (Булуева Ш.И., Гадоборшева З.И., Малышева Е.Н., Панова Л.Е., Шалагинова К.С.) обуславливают необходимость осуществлять профилактику конфликтных взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
Попытки научного и практического разрешения вопросов формирования национального самосознания младших школьников предпринимаются сегодня как учеными, так и практиками: роль и значимость национального самосознания в жизни человека (Алиев К.М., Давидов У., Забродина И.В., Малыгина И.В., Напсо Р.Н., Очиров Г.Д., Петрова Г.Д., Стрыгина С.В, Сулейманов Ш.С., Маркер А.А., Шишкин В.А.; формирование национального самосознания у младших школьников (Евмененко Е.В., Карнаух Д.А., Кодзоева М.М., Мадиева З.З., Мальцева А.И., Минсабирова В.Н., Мокрицкая У.О., Топоева Т.Д., Хабибова Т.О., Чибухашвили В.А.), национальное самосознание как профессионально важное качество педагога (Базаева Ф.У., Сарбасова В.Н., Хохлова В.В.), подготовка учителей начальных классов к формированию национального самосознания у учащихся (Зембатова Л.Т., Бураева Н.Д., Минсабирова В.Ш.).
Однако ещё не изучена проблема формирования национального самосознания как условия предотвращения конфликтных взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
Проблемы формирования национального самосознания наиболее остро проявляются у детей и подростков полиэтничного и поликультурного Северного Кавказа. А поскольку доля младших школьников в возрастной структуре жителей региона значительна, вопрос формирования гражданского самосознания у учащихся начальных классов региона очень актуален.
Плодотворная работа по формированию национального самосознания должна начинаться уже с начальной школы. Младший школьный возраст – особый период в становлении личности, время формирования гражданской позиции, уважения к людям и понимания их независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и веры. Воспитание детей, на наш взгляд, в этот период с позиций национальных и духовно-нравственных ценностей позволит им в дальнейшем избежать отчуждения от национальных и отечественных идеалов, предотвратить межнациональные конфликты.
Самой первой ступенькой в формировании гражданского самосознания становится для ребёнка начальная школа, где закладываются основные моральные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, которая осознает себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности младшего школьника, позволяющие ему интегрироваться в общество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации путем диалога.
Детская группа, где собираются представители различных этносов, является потенциально конфликтной. Данное обстоятельство может быть объяснено действием ряда факторов, связанных с особенностями возраста и особенностями их групповой динамики: негативизм, преобладание эмоций, аффектов над логикой и разумом, повышенная агрессивность, противоборство референтных групп. Следовательно, младшие школьники наиболее чувствительный контингент для любой пропаганды разжигающую межнациональную рознь.
На современном этапе развития российского общества формирование национального самосознания становится обязательной неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Проблема формирования национального самосознания актуальна в современном обществе, поскольку уже в младшем школьном возрасте, в период духовного и личностного становления, можно обнаружить симптомы благоразумия в ценностной сфере развивающейся личности ребенка. На современных детей влияют разнообразные факторы: традиционные ценности поколения родителей и так называемые «рыночные» ценности западного общества (средств массовой информации и Интернет) [9].
Национальное самосознание представляет собой один из основных компонентов социализации в условиях многонационального региона. В структуре национального самосознания выделяются три компонента:
- познавательный компонент (знание своей национальной принадлежности, национальной культуры, традиций своего народа, родного языка);
- эмоционально-ценностный компонент (отношение к себе как представителю определенной национальности, к людям своей национальности, к родному языку, проявление интереса к своей национальности, к ее культуре, способность к сопереживанию, тревога за судьбу своего народа, чувство национальной гордости);
- поведенческий компонент (почитание национальных традиций, соблюдение обрядов своего народа, общение на родном языке, побуждение учащихся опираться на эти знания в поведении) [8].
- Среди наиболее важных факторов, определяющих формирования национального самосознания у младших школьников, выделяются:
- Социальная ситуация развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.Д. Тудупова и др.). С точки зрения Т.Д. Тудуповой, социальная ситуация развития включает всю социально-культурную реальность окружающую ребенка, все институты трансляции норм, ценностей, установок, т.е. полный спектр различного рода социокультурных влияний среды на ребенка.
- Семья является первым источником формирования национального самосознания личности. Конкретное определение человеком своей этнической принадлежности осуществляется путем принятия им этнонима родителей. Огромный диапазон и уникальность средств влияния семьи на формирование национального самосознания детей делают ее одним из самых мощных средств социализации личности, формирования общечеловеческой и индивидуальной систем ценностей. (А.М. Грачёва, Л.П. Кузьмицкайте, В.П. Левкович, В.С. Собкин и др.) В условиях семьи неизменно присутствует фамильное «мы» – переживания, которые отражают непосредственную принадлежность к своей семье. При отсутствии родительской опеки ребенок спонтанно формирует детдомовское «мы». Если у детей нет родителей, они подсознательно делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». Они стараются быть автономными от «чужих», часто проявляя агрессивное поведение при общении с ними. У детей-сирот свои стандарты поведения: они часто живут по парному стереотипу – один порядок для своих, и совершенно другой для «чужих» [3].
- Язык – хранилище духовной культуры, выразитель национального самосознания. Потеря языка – первый шаг к потере национального самосознания (Ж.Г. Алямкина, Л.Н. Гумилёв, О.А. Зеленская, К.Д. Ушинский др.). Именно поэтому национальное самосознание опирается на представления «о родной земле», о характерных чертах территории основного расселения этноса (Ю.В. Бромлей, А.Ф. Даждамиров, С.А. Токарев, Г.В. Шелепов и др.).
- Характер взаимоотношений между контактирующими этносами во многом зависит от сложившихся условий межэтнического взаимодействия, которые в силу политических и экономических причин могут складываться по-разному. В условиях социальной стабильности складываются позитивные Межэтнические отношения, и формируется самосознание, помогающее занять личности позицию ответственности не только за себя, как представителя «своего» этноса, но и любого другого, независимо от его этнической принадлежности (Ю.В. Бромлей, А.Ф. Даждамиров, В.С. Мухина) [1].
Анализ литературы по проблеме исследования, позволили выделить основные направления формирования национального самосознания у младших школьников, это:
- расширение кругозора учащихся знаниями о родном крае, о людях разных национальностей, проживающих рядом;
- развитие потребности учащихся к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;
- организация общественно полезного труда младших школьников, который позволит накопить опыт бережного отношения к окружающему миру.
Знакомство с культурой русского и других народов, проживающих в СКФО, начинается с малых фольклорных форм. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду учащиеся начинают узнавать о жизни и быте, обычаях нашего и других народов. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы о прочитанном, рассказы учителя и его объяснения, ответы на вопросы детей развивают у них интерес к культуре русского народа, а также к культуре народов, проживающих в СКФО.
Эффективным методическим приёмом формирования национального самосознания младших школьников является оформление уголков рисунками учащихся, посвященные культуре, традициям, обычаям конкретного народа. Большое влияние на младших школьников оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению. Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку. Любовь к родному краю воспитывается при ознакомлении учащихся с его достопримечательностями – красивыми местами, памятниками культуры, окрестными лесами. Народному искусству в развитии национальной культуры отводится огромная роль. Именно оно наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции. Знакомя с национальной одеждой – необходимо содействовать развитию познавательных и интеллектуальных возможностей учащихся, познанию многонациональной культуры края [2].
С целью предотвращения конфликтных взаимоотношений у младших школьников со сверстниками необходимо проводить работу, направленную на формирование национального самосознания:
- формирование активной гражданской позиции у младших школьников, позволяющей им успешно интегрироваться в современное общество;
- формирование правосознания и обеспечения на этой основе правомерного поведения;
- развитие чувства патриотизма;
- развитие чувства ответственности за жизнь и развитие малой родины, окружающих людей и судьбу Отечества;
- приобщение к отечественной культуре, ценностям мировой культуры.
- повышение знаний и понимания истории своего государства, основных законов и норм поведения в обществе, языка и культуры;
- формирование чувства привязанности к своей стране и народу;
- осознание связи со своей страной, малой Родиной, семьей, людьми своей национальности и религии.
- привлечение родителей к проведению занятий; выставок семейного творчества; презентаций национальных раритетов, семейных традиций; альбомов с фотографиями предметов быта и искусства, хранящихся в семье; участию во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой. Такое совместное участие помогает объединить деятельность семьи и школы в работе по данному направлению.
Формированию у младших школьников представлений о своей принадлежности к государству, его нормам и формированию на их основе национального самосознания способствуют следующие качества: повышенная восприимчивость младшего школьного возраста к внешним воздействиям (готовность и интерес к новым знаниям); ориентация на внешний мир (интерес к фактам, событиям происходящие в окружающем мире); способность к освоению образца, к эмоциональной идентификации с окружающими; подражание; формирование интеллектуальных, эмоциональных качеств личности, определяющих возможность активного взаимодействия с окружающим миром; стремление к самостоятельным нравственным поступкам. Дети этого возраста обладают большой восприимчивостью и чуткостью к внешним воздействиям, что определяет их поступки, мотивы поведения, отношение к окружающему миру.
Для решения существующих проблем возможна реализация следующих направлений:
- разработка новых учебников и учебно-методических пособий;
- оказание методической, консультативной и технической помощи учителям и родителям с целью формирования единой идеологии;
- подготовка пособий по патриотическому воспитанию в семье, так как именно семья как социальный институт воспитания играет важную роль в сохранении национальной идентичности (языка, обычаев, традиций, культуры) и воспитании любви к родному языку, культуре, Отчизне;
- формирование единого образовательного пространства: создание единых образовательных центров с идентичной образовательной программой;
- совершенствование педагогического руководства этим процессом.
Таким образом, под влиянием родителей, окружающей среды, идеологии, а также социальной системы образования и воспитания в школе и других учебно-воспитательных учреждениях подрастающее поколение получает все те национальные и общечеловеческие ценности, которые культивируются в обществе на данном этапе его формирования. Сформированность национального самосознания будет способствовать предотвращению конфликтных взаимоотношений младших школьников со сверстниками. Их роль в дальнейшей социокультурной жизни будет весьма значительной применительно к полиэтническим регионам Северо-Кавказского федерального округа.
Литература
- Евмененко Е.В. Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста: афтореф. к. психол. н. – Ставрополь, 2003. – 22 с.
- Зембатова Л.Т. Проблема формирования национального самосознания младших школьников в условиях региона // Мир науки, культуры, образования. – №5(72). – 2018. – С. 169-171.
- Кольцова И.В. Рискообразующие детерминанты формирования гражданского самосознания у воспитанников интернатных учреждений // Общество и личность: проблемы гуманизации в эпоху цивилизационного кризиса (памяти профессора Е.Н. Шиянова): материалы XI Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. С.Е. Шиянов, А.П. Федоровский. – Ставрополь: СКСИ, 2023. – С. 43-47.
- Крюкова С.В. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. – М.: Генезис, 2009. – 198 с.
- Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Северо-Кавказском федеральном округе. Второе полугодие и итоги 2018 г. Экспертный доклад / под. ред. В.А. Тишкова. – Пятигорск: ПГУ, 2018. – 154 с.
- Мосина Т.Н. Конфликтные ситуации между детьми младшего школьного возраста, пути их предотвращения и разрешения // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №6 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktnye-situatsii-mezhdu-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta-puti-ih-predotvrascheniya-i-razresheniya (дата обращения: 14.12.2023
- Психологическое сопровождение воспитания гражданско-патриотических качеств личности в системе общего образования: антропологический подход: учебно-методическое пособие / под. ред. Л.В. Лидак, Е.Ф. Ториковой. – Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2023. – 87 с.
- Салахутдинова В.В. Деятельность педагога-психолога по формированию национального самосознания младших школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им И.Я. Яковлева. – 2011. – №3-1(71). – С. 171-176.
- Соина О.А. Воспитание гражданского самосознания в контексте ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 626–630.
- Тращиева А.С. Формирование конфликтоустойчивости у агрессивных детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации // Мир без границ: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – Ставрополь: СГПИ, 2022. – С. 598-605.
Кольцова Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail:
Губарев Даниил Сергеевич – магистрант направления подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование, профиль: «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии» Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail:
Кольцова И.В., Губарев Д.С. Формирование национального самосознания как условие предотвращения конфликтных взаимоотношений младших школьников со сверстниками [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).