ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Гусева А.И. (г. Ставрополь)

СИНДРОМ АННЫ КАРЕНИНОЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА У МАТЕРЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СЕМЬЮ И ДЕТЕЙ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности организации исследования сформированности стрессоустойчивости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности. Описаны методики, позволяющие определить развитие некоторых психологических конструктов, оказывающих влияние на стрессоустойчивость обучающихся начальных классов. Предложены методы и приемы педагогической работы по формированию стрессоустойчивости в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: младший школьный возраст, стрессоустойчивость, тревожность, самооценка, произвольная саморегуляция.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В современной сфере образования приоритетной задачей выступает развитие личности каждого обучающегося с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, в условиях урочной и внеурочной деятельности, в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса необходимо проводить психолого-педагогическую работу по подготовке младших школьников к решению жизненных задач, снижению рисков для их психофизиологического здоровья [4].

Благодаря проведению такой работы, по мнению Н.В. Матяш, у обучающихся начальной школы формируются личностные качества и способности, позволяющие им успешно справляться с учебной деятельностью, удовлетворять текущие потребности и решать проблемы возрастного развития как в стенах школы, так и за ее пределами, быть адаптированным к меняющимся условиям окружающей среды на всех этапах возрастного развития, то есть обладать сформированной стрессоустойчивостью в учебной деятельности [1].

Стрессоустойчивость младшего школьника в учебной деятельности понимается как обобщенное личностное свойство, которое характеризует его способность противостоять стрессовым факторам учебной деятельности, обеспечивая ее высокую эффективность и здоровый эмоциональный тонус ребенка в школьное время [5].

В связи с тем, что довольно широкий спектр реальных и воображаемых объектов и явлений может вызывать тревогу и страх у младших школьников, это делает их очень уязвимыми к негативному воздействию стресса.

Возникает необходимость в исследовании сформированности показателей стрессоустойчивости детей младшего школьного возраста: самооценки, уровня проявления тревожности, уровня развития произвольной саморегуляции поведения у обучающихся.

Организация исследования сформированности стрессоустойчивости младших школьников в учебной деятельности предполагает:

  • отбор контингента испытуемых (обучающихся) по возрасту;
  • подбор методик изучения сформированности показателей стрессоустойчивости;
  • проведение исследования;
  • анализ, обобщение и систематизация результатов исследования.

Эффективной методикой изучения самооценки детей младшего школьного возраста является «Лесенка» (В. Щур, С. Якобсон) [3].

Методика предназначена для выявления системы представлений младшего школьника о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и каким образом соотносятся эти представления между собой.

Методика «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

В ходе проведения методики выявляется тип самооценки обучающихся: завышенная, адекватная, заниженная или низкая самооценка.

Часто дети с заниженной самооценкой испытывают негативный эмоциональные состояния, в частности, переживают тревожность. Выявить уровень развития тревожности у каждого обучающегося можно с помощью проективной методики – теста «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и др.) [2].

В ходе исследования экспериментатор предъявляет каждому ребенку в строгой последовательности рисунки с различными выражениями лица. Выбор ребенком грустного или веселого лица и его словесные высказывания фиксируются экспериментатором в протоколе. Таким образом выявляется уровень развития тревожности (индекс тревожности):

  • высокий уровень тревожности (индекс тревожности – выше 50%);
  • средний уровень тревожности (индекс тревожности находится в диапазоне от 20% до 50%);
  • низкий уровень тревожности (индекс тревожности составляет от 0% до 20%).

Стрессоустойчивость детей младшего школьного возраста связана с навыками произвольной саморегуляции. Высокая степень развития данного навыка обеспечивает лучшую стрессоустойчивость и способность саморегуляции в ситуации повышенного напряжения.

Для изучения уровня развития произвольной саморегуляции поведения у обучающихся начальных классов целесообразно применить экспериментальную методику «Оценка уровня произвольной саморегуляции поведения младших школьников», разработанную У.В. Ульенковой [3].

На первом этапе диагностики каждому ученику экспериментатор раздает тетрадный лист в «клетку». Далее следует краткое инструктирование детей: повторить за экспериментатором в предложенной им последовательности единицы и черточки. При этом ученики должны соблюдать правило – не считать их, чтобы не ошибиться.

Следующее правило – нельзя писать два знака в одной клетке, нужно правильно переходить с законченной строчки на новую, соблюдать красную линию, поля, переносы. Нельзя пропускать между строчками клетку и оставлять свободные клетки на строке.

После инструктажа и тренировки, экспериментатор предлагает детям начинать работу, засекая при этом время, отведенное на ее выполнение (10-15 минут).

После написания работы, экспериментатор проверяет написанное и оценивает вид помощи обучающимся (дан образец, организующая помощь, эмоциональная поддержка).

Оцениваются также такие показатели, как степень полноты: принятия задания и сохранения задания до конца занятия, качество самоконтроля по ходу выполнения задания характер ошибок, допускаемых ребенком, качество самоконтроля при оценке результата деятельности, эффективность оказываемой экспериментатором помощи.

Таким образом, выделяются уровни произвольной саморегуляции поведения младших школьников:

Первый уровень (5 баллов) характеризуется полной сформированностью вышеперечисленных показателей.

Второй уровень (4 балла). На данном уровне развития произвольной саморегуляции ученик принимает задание полностью, сохраняет до конца занятия. Однако отмечаются немногочисленные ошибки пот ходу выполнения, которые он не замечает и не устраняет, ограничиваясь лишь беглым просмотром написанного. Отмечается общее стремление получить хороший результат.

Третий уровень (3 балла) – обучающийся принимает инструкцию, но до конца занятия не может сохранить ее в принятом объеме, допускает ошибки, которые не замечает, не исправляет их, ни походу работы, ни в конце занятия; после сигнала об окончании работы желание улучшить ее качество не наблюдается.

Четвертый уровень (2 балла) характеризуется принятием ребенком лишь небольшой части инструкции, ошибок он не замечает и не исправляет, не использует время для проверки в конце занятия; после сигнала об окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы безразличен.

Пятый уровень (1 балл) обучающийся не принимает задания, исписывает или разрисовывает лист, как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе.

После проведения диагностического исследования, целесообразно использовать следующие методы и приемы педагогической работы по формированию стрессоустойчивости в младшем школьном возрасте:

  1. Психогимнастические упражнения.
  2. Эмоционально-символические и релаксационные упражнения.
  3. Педагогические этюды.
  4. Арт-терапия.
  5. Сюжетно-ролевые игры.
  6. Имитационные игры.
  7. Игры, направленные на наработку опыта управления собой.
  8. Дискуссионные игры.
  9. Проведение внеурочной деятельности «Снятие эмоционального напряжения».

Исходя из вышеизложенного, отметим, что к особенностям организации исследования уровня сформированности стрессоустойчивости младших школьников в учебной деятельности относятся: отбор контингента испытуемых (обучающихся) по возрасту, подбор методик изучения сформированности показателей стрессоустойчивости, проведение исследования, анализ, обобщение и систематизация результатов исследования.

Ввиду того, что стрессоустойчивость у детей младшего школьного возраста тесно коррелирует с такими психологическими параметрами, как самооценка, уровень проявления тревожности и уровень развития произвольной саморегуляции, то мы считаем целесообразным использовать следующие диагностические методики: методика изучения типа самооценки «Лесенка» (В. Щур, С. Якобсон), проективной методика – тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и др.), «Оценка уровня произвольной саморегуляции поведения младших школьников» (У.В. Ульенкова). Благодаря этим методикам можно выявить степень развития обозначенных показателей и на этой основе определить способы формирования стрессоустойчивости в младшем школьном возрасте.

С этой целью учителю начальных классов рекомендовано использовать методы и приемы педагогической работы по развитию у обучающихся навыков саморегуляции, а также чувства доверия к самому себе, положительного образа «Я», адекватной самооценки и снижения тревожности.

Литература

  1. Матяш Н.В. Возрастная педагогия. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
  2. Наследов А.Д. Математические методы педагогического исследования. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
  3. Руководство практического педагога. Педагог в школе: практическое пособие / под редакцией И.В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
  5. Феррои Л.М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Школа здоровья. – 2005. – №3. – С. 38-43.

Об авторе

Гусева Анастасия Игоревна – студентка направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Дошкольное образование» и «Начальное образование» Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Гусева А.И. Исследование развития стрессоустойчивости у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен