ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Савинков С.Н., Коваль Н.А. (г. Москва, г. Тамбов)

РАЗВИТИЕ НАДЕЖНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКА МЧС РОССИИ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития личностной и профессиональной надежности сотрудника МЧС России. Представлены результаты исследования развития надежности сотрудников различных подразделений МЧС в ходе применения социально-психологического тренинга.

Ключевые слова: надежность, развитие, личностные и профессиональные качества, сотрудники МЧС, психология.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что одной из характеристик современного мира является возрастание масштабов и частоты появления экстремальных ситуаций, а также катастроф. Наша страна, периодически сталкивается с масштабными катастрофами техногенного характера, начиная с 1986 года. Авария на Чернобыльской АЭС, послужила началом научного изучения психологических особенностей спасателей.

На сегодняшний момент достаточно остро стоит вопрос подготовки и отбора спасателей, развития профессионально важных качеств, а также в определении личностных характеристик, которые позволят определить нервно-психические и психосоматические расстройства, в связи с высоким стрессогенным характером деятельности. Одной из таких характеристик является надежность [5].

Профессиональная надежность сотрудников, анализируемая в разнообразных направлениях психологии, находится в зависимости от индивидуальных особенностей сотрудника, личностных факторов, качества профессиональной подготовки, что было отмечено в трудах В.А. Бодрова [1], Е.П. Ильина, В.М. Крук, В.Д. Небылицына, Н.Н. Петрова, Н.Н. Симоновой [6], Стрижова Е.Ю. [7], А.А. Тарасовой, Ю.С. Шойгу и других.

Находясь в ежедневной оперативной готовности, сотрудники МЧС России физически и психологически подготовлены к неблагоприятному воздействию факторов среды, при этом они сохраняют работоспособность в условиях недостатка сна и отдыха, соблюдают дисциплину и что не менее важно самодисциплину. При этом, как показывает практика, в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России немало стрессогенных факторов, усложняющих её выполнение, оказывающих отрицательное влияние на физическое и психологическое здоровье. К таким факторам относятся не только сами экстремальные условия, но и эмоционально-психологический дискомфорт, который им всегда сопутствует, он является причиной снижения эффективности выполнения деятельности, профессионального выгорания, повышения конфликтности и недоверия в коллективе.

Профессиональная надежность определяется как «сложный многоаспектный конструкт, который используется для прогнозирования профессиональной успешности специалистов экстремального профиля» [6].

Личностная надежность понимается как характеристика личностных особенностей и качеств, которые определяют стабильность эталонного нормативного поведения по показателям личностной надежности в профессиональной деятельности [3].

Кроме этого, особо значимым аспектом надежности сотрудника является нравственная надежность, которую определяют, как «уровень развития самосознания личности, при котором жизненные цели и способы их достижения осознаны, организованы и упорядочены в соответствии с нормами морали» [7].

Ведущими механизмами надежности специалистов МЧС России являются самоконтроль, который нацелен на своевременное устранение или предотвращение профессиональных ошибок, а также компенсация, предполагающая возмещение нарушенных психологических функций при помощи использования частично нарушенных когнитивных функций. Таким образом, высокая моральная и профессиональная ответственность специалистов МЧС России, психологическая нагрузка, связанная с опасной для жизни деятельностью, с одной стороны, и недостаточный уровень личностно-профессиональной надежности – с другой стороны, являются актуальными проблемами современной психологии и требуют всестороннего научного изучения.

На основании изучения опыта профессиональной подготовки сотрудников МЧС России, анализа психологической и научно-методической литературы была сформулирована проблема исследования, которая обусловлена противоречиями между:

- потребностью МЧС России в квалифицированных, профессионально компетентных сотрудниках, готовых к эффективному выполнению профессиональных задач, обладающих высокой степенью профессиональной надежности;

- важностью исследования направлений психологического сопровождения профессионального становления сотрудников МЧС России;

- необходимостью повышения уровня личностно-профессиональных качеств сотрудников МЧС России, а также отсутствием программы по развитию личностно-профессиональной надежности.

Несмотря на ряд противоречий, существующих в современных представлениях о надежности, ее неоднозначного определения, а также наличие множества противоречий в разрешении некоторых методологических трудностей при изучении этого феномена, для современной психологической науки бесспорным является вопрос актуальности фундаментального разрешении этих проблем.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что профессиональная надежность специалистов МЧС России является интегративным качеством, которое зависит как от профессиональной готовности человека, его профессиональной эффективности, так и от возможности развития морально-нравственных качеств сотрудника.

Для эмпирической проверки гипотезы нами было предпринято экспериментальное исследование, в котором приняли участие 136 человек. Все испытуемые были мужчины, в возрасте от 20 до 45 лет, действующие сотрудники различных подразделений МЧС России.

На основе проведенного теоретического анализа компонент психологической надежности нами была разработана программа социально-психологического тренинга, развивающая критически значимые динамические компоненты надежности. Целью социально-психологического тренинга является активизация ресурсов по развитию надежности в структуре профессиональных качеств сотрудников МЧС России.

Социально-психологический тренинг включает в себя 5 этапов:

  1. Актуализация ресурсного потенциала личности сотрудников МЧС России, которая представляет решение вопросов внутренней мотивации, как источника жизненной активности и силы личности.
  2. Формирование и расширение репертуаров моделей конструктивного взаимодействия в социальной группе, то есть вовлечение компонентов личностной надежности в профессиональную сферу, оптимизация взаимодействия с окружающими людьми;
  3. Формирование саморегуляции при условии работы в экстремальных условиях;
  4. Формирование и развитие навыков интеграции личностных потребностей, притязаний, мотивов и требований профессиональной деятельности в общую систему жизненных целей, где отображены индивидуально-значимые, а также общечеловеческие и профессиональные идеалы и ценности;
  5. Преодоление психологических сложностей и релаксация.

Для того, чтобы оценить эффективность социально-психологического тренинга по развитию надежности, в структуре профессиональных качеств сотрудника МЧС России, мы рассмотрели динамику исследуемых показателей в экспериментальной группе спасателей.

Показатели личностной надежности возросли с 30,64 до 35,26, а именно: скорректировалась тревожность, импульсивность, появилось больше ответственности и самоконтроля.

Также, изменились показатели успешности профессиональной деятельности сотрудников МЧС России, а именно с 25,54 до 28,36 и снизилось число влияния внешних факторов деятельности с 8,51 до 5,04, что достоверно на уровне 0,01 при помощи критерия Вилкоксона.

Таблица 1. Результаты эффективности социально-психологического тренинга по развитию надежности в структуре профессионально-личностных качеств сотрудников МЧС России

 

Планирование

Моделирование

Программирование

Оценка результатов

Гибкость

Саморегуляция

Сотрудники МЧС России констатирующий этап

7

6,8

7,22

6,8

7

34,82

Результат экспериментальной группы сотрудников контрольный этап

8,02

7,82

8,22

7,82

8,02

39,9

Z

-6,154

-6,55

-5,99

-6,54

-6,6

-6,154

W

0

0

0

0

0

0

р

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

 

Учитывая важность и необходимость формирования значимых профессиональных и личностных качеств у сотрудников МЧС России, в ходе исследования методом экспертной оценки был проведен специальный отбор наиболее важных качеств по 10-ти бальной системе. Процедура отбора качеств позволила не только конкретизировать наиболее важные и значимые качества, которые следует целенаправленно формировать в процессе профессиональной подготовки сотрудников МЧС России, но и установить их ранговую значимость. На основе бальной оценки, выведения общей суммы баллов и среднеэкспертного балла установлено следующее ранговое значение исследуемых профессиональных качеств:

- целенаправленность – 9,6 баллов;

- ответственность – 9,5 баллов;

- коммуникативность – 9,2 балла;

- уверенность в себе – 8,6 балла;

- морально-психологическая стойкость – 8,3 балла;

- готовность к действию – 7,9 баллов;

- организаторские способности – 7,4 балла;

- профессиональная активность – 7,3 балла;

- надежность – 7,1 балла.

Значимые профессиональные качества после процедуры ранжирования на основе всестороннего анализа и данных исследования об их роли и значении в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России были сведены нами в следующие три группы:

1) целеустремленность, ответственность, коммуникативность;

2) уверенность в себе, морально-психологическая стойкость, готовность к действию;

3) организаторские способности, активность, надежность.

Разделение данных качеств по группам условно и сделано с целью более удобного их дальнейшего изучения и анализа. В профессиональной деятельности они проявляются в тесном единстве и взаимообусловленности.

С целью определения психологических детерминант интегральной переменной «надежность» был проведен факторный анализ данных, методом главных компонент с процедурой вращения варимакс.

В ходе факторного анализа было выявлено 5 факторов:

- Фактор 1. «Личностные особенности в структуре профессиональной деятельности»;

- Фактор 2. «Особенности самоконтроля и саморегуляции»;

- Фактор 3. «Гармоничность межличностных отношений»;

- Фактор 4. «Психологические детерминанты доверия/недоверия к людям»;

- Фактор 5. «Самодостаточность»;

- Фактор 6. «Морально-психологическая устойчивость».

Таким образом, факторный анализ позволил выявить психологические детерминанты ненадежности, определить личностные особенности, которые пагубно влияют на содержание и механизмы развития надежности. Напротив, влияя на данные черты, можно повысить надежность сотрудника.

Заключение

В следствии проведенного исследования мы можем сделать общий вывод о том, что в результате социально-психологического тренинга произошло формирование навыков личностной саморегуляции, обеспечение психологической устойчивости, стимулирование активности, развитие коммуникативных навыков, сплочение команды, актуализация ресурсного потенциала личности, расширение моделей конструктивного взаимодействия.

По этой причине, разработанный социально-психологический тренинг в основе психологической модели развития надежности в структуре профессиональных качеств сотрудников МЧС России может применяться с действующими спасателями МЧС России в рамках развивающей и психопрофилактической работы.

Литература

  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для ВУЗов. – 2-е изд. – М.: ПЕРСЭ, 2006.
  2. Крылов А.А. Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр:// www.e – reading.club/ 34.1 Проблема надежности – Психология (дата обращения: 31.01.2019).
  3. Савинков С.Н. Личностно-профессиональная надежность в структуре профессиональных качеств специалиста МЧС России // Прикладная психология и педагогика. – 2021. – Т. 6. – № 1. – С. 148-160.
  4. Савинков С.Н. Социально-психологический тренинг как метод развития личностно-профессиональных качеств сотрудников МЧС России // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2018. – № 2 (50). – С. 51-62.
  5. Савинков С.Н., Коваль Н.А., Комаров В.В. Психология надежности сотрудника МЧС России: духовно-нравственный подход. – Казань: Бук, 2020.
  6. Симонова Н.Н., Мастренко А.С., Султанова Ф.Р., Губайдулина Л.М., Барабанщикова В.В. Личностная надежность спасателей МЧС и их профессиональная успешность // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2020. – № 4. – С. 221-250.
  7. Стрижов Е.Ю. Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надежности личности // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 1. – С. 84-88.

Об авторе

Савинков Станислав Николаевич – преподаватель кафедры психологии Московского гуманитарно-экономического университета, ведущий психолог Центра экстренной психологической помощи МЧС России (Москва)

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Коваль Нина Александровна – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и возрастной психологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Савинков С.Н., Коваль Н.А. Развитие надежности в структуре личностных и профессиональных качеств сотрудника МЧС России. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).