ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Левит Л.З. (г. Минск, Беларусь)

«МАКСИМУМ УДОВОЛЬСТВИЯ»: О ЧЁМ ГОВОРИТ СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье предлагается интеграция эвдемонического и гедонистического подходов в психологии в целях получения «максимального удовольствия» от жизни. Как показано автором, именно эвдемоническая практика не только обогащает спектр позитивных переживаний индивида, но и способствует преодолению основных ограничений гедонизма – адаптации и гедонистического парадокса.

Ключевые слова: адаптация, гедонизм, поток, счастье, удовольствие, эвдемонизм.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Введение

Введение и постановка проблемы. В своей научной работе автор статьи всегда стремился приблизиться к ответу на вопрос «как следует жить». Наступила пора более внимательно разобраться с темой, интересующей многих современных читателей – получением максимального (количественно и качественно) удовольствия от жизни.

Традиция гедонизма, заложенная древнегреческим философом Аристиппом, основана на изучении всевозможных приятных переживаний. Хорошая и полноценная жизнь должна быть, в первую очередь, приятной. Поиск удовольствий признается в гедонистическом учении главным (и, возможно, единственным конечным) мотивом человеческого поведения [8].

Счастье в житейском понимании нередко и отождествляется с состоянием «длящегося» удовольствия, радости и наслаждения жизнью. Поиск приятных занятий и разного рода материальных предметов с целью получения лёгкого, быстрого и максимального (как правило, чувственно-ориентированного) удовольствия идёт в ногу с основными принципами общества потребления.

Однако всё ли так безоблачно для современного гедониста? Почему, например, Виктор Франкл пишет о том, что принцип наслаждения разрушает сам себя [5, с. 55]? Как именно происходит процесс «разрушения» данного принципа и можно ли его избежать? Ознакомимся с данными современной психологии, которые приблизят нас к наиболее точному выводу.

Ограничители гедонизма. Стремление индивида уйти в максимальный и безоглядный «плюс» по шкале удовольствий наталкивается на два мощных природных противовеса. Прежде всего, речь идёт об адаптации, привыкании [4 и др.]. Известно, что с каждым новым повторением чувственный стимул (например, приятная музыка или вкусное блюдо) приносят чуть меньше наслаждения, чем в предыдущий раз.

С адаптацией тесно связан (фактически является её главным неизбежным последствием) так называемый гедонистический парадокс [7]. Сама фиксация индивида на получении «должного» удовольствия ведёт к снижению приятных переживаний. Отметим, что по мере привыкания укоренение подобной «зацикленности» неизбежно: ведь субъект со временем замечает, как постепенно «тает» столь сильное ранее наслаждение. Прямолинейное стремление упрямого гедониста «победить природу» за счёт увеличения активности, направленной на получение прежнего «количества» удовольствия, не только не позволяет вернуть желаемый уровень ощущений, но нередко формирует опасную зависимость [2]. И в самом деле, «к хорошему привыкают быстро». Слишком быстро. Со многими неприятными и длительными последствиями, при которых «хорошее» становится «плохим». Следовательно, в более-менее долгосрочной перспективе на один гедонизм полагаться нельзя.

Оптимальное решение и аргументация. Главным идейным оппонентом гедонизма в решении вопроса о хорошей жизни выступает эвдемонизм. В современном понимании данное учение подразумевает счастливое существование человека, успешно реализующего свой уникальный внутренний потенциал. В одной из работ [1] мы показали, что переживания удовольствия, получаемые от эвдемонической и, соответственно, от гедонистической активности, следует относить к разным уровням авторской двусистемной модели («Личностно-ориентированная концепция счастья» – сокращённо ЛОКС).

Автору статьи «максимум удовольствия» видится не в противопоставлении, а, наоборот, в интеграции эвдемонизма и гедонизма. Приведём наглядный пример подобного «объединения» и укажем его достоинства. Так, индивид со склонностью («талантом») к исследовательской деятельности, посвящает науке достаточную часть времени (получая эвдемоническое удовольствие), а в период необходимого «расслабления и отдыха» не чуждается простых житейских наслаждений (гедонистическое удовольствие). На смену ультиматуму «или-или» приходит мудрый принцип «и-и».

Важнейшим достоинством подобного мировоззрения является ослабление действия вышеназванных гедонистических ограничителей – адаптации и гедонистического парадокса – вследствие того, что «простые и быстрые» удовольствия практикуются реже в связи с поглощённостью субъекта захватывающей деятельностью. Иными словами, привыкание к гедонистическим «радостям жизни» не успевает сформироваться в связи с менее частым их получением («лучше меньше да лучше»). Что касается эвдемонической активности, то к ней адаптация не возникает в принципе [3], поскольку деятельность подобного рода по мере своего развития несёт всё новые и новые изменения. Более того, именно в подобной активности, нередко осуществляемой на пределе сил, субъекту становятся доступными не только радость творчества, но и уникальные потоковые переживания [6], умножающие его «психологический капитал» [4]. Таким образом, налицо и количественный и качественный выигрыш в получении удовольствий.

Ложка дёгтя в бочке мёда. Представленное сочетание (а не противопоставление) эвдемонии и гедонизма видится наилучшим решением – правда, при соблюдении ряда требований. Прежде всего, эвдемония должна считаться и считается (в нашей теоретической концепции) «приоритетнее» гедонизма, поскольку первая требует усилий от субъекта (многое забирает, но ещё больше даёт в плане развития). Если же главной ориентацией индивида выступает гедонистическая (не требующая приложения сил), то побуждение себя к систематической, напряжённой и творческой активности становится едва ли реальным. Ведь, как отмечает Р. Веенховен, гедонизм в большом количестве создаёт лень и ощущение бессмысленности существования [8], в то время как эвдемония приносит и наслаждение творческим трудом, и смысл жизни [1; 2].

Таким образом, чем реже практикуется гедонистическая активность, тем острее ощущаются гедонистические удовольствия – совсем неплохой вывод для сторонника эвдемонии.

Ещё одно (дискуссионное) возражение против предлагаемой интеграции может быть связано с представлением о том, что действительно талантливых людей от природы мало, а, значит, поиск «уникальной» эвдемонической активности становится проблематичным – в контрасте с доступными для всех, простыми и массовыми гедонистическими развлечениями. Тем не менее, поискать «своё» (а при случае преодолеть выученную беспомощность) будет полезно. Никто ведь не определил вас изначально в категорию людей, не способных ни на что.

Выводы. Получение максимального удовольствия (достижение по-настоящему счастливой жизни) возможно в рамках интеграции эвдемонического и гедонистического подхода. Именно эвдемония позволяет в значительной степени преодолеть негативные закономерности (ограничения), связанные с исключительно гедонистическим существованием. Кроме того, эвдемоническая активность обогащает спектр позитивных переживаний субъекта новыми, «эксклюзивными» удовольствиями.

Литература

  1. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: эвдемония и уровни удовольствия. // Научный журнал «Educatio». – 2014. – № 4. – Часть 5. – С. 34-37.
  2. Левит Л.З. Как жить: тупики материализма и возможности психологии // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2018. – № 2. URL: http://ppip.idnk.ru
  3. Любомирски С. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.
  4. Селигман М. Новая позитивная психология. – Киев: София, 2006. – 368 с.
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла . – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  6. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. – М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. – 464 c.
  7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: НФ «Класс», 1999. – 576 с.
  8. Veenhoven R. Hedonism and happiness // Journal of Happiness Studies, 2003. – Vol. 4. – P. 437-457.

Об авторе

Левит Леонид Зигфридович – доктор психологических наук, доцент, директор Центра психологического здоровья и образования, г. Минск, Беларусь.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Левит Л.З. «Максимум удовольствия»: о чём говорит современная психология. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).