ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Аджибаева О.Г. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье раскрываются психологические особенности развития детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в частности диагноз «общее недоразвитие речи». При нарушениях речи имеет место поражение центральной нервной системы, что оказывает существенное негативное влияние на все психическое развитие, включая познавательную, эмоционально-волевую и личностную сферы. Подчеркивается необходимость своевременной коррекции речевых недостатков.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, психологические особенности дошкольника.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Психическая деятельность ребенка формируется на основе процесса усвоения и присвоения им опыта человеческих поколений, воплощенного в материальной и духовной культуре общества, на основе овладения многообразными средствами и способами ориентации в сфере человеческих отношений и предметной практики в целом мире. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста определяет характер его адаптации и социализации.

При нарушениях речи присутствует поражение либо центральной нервной системы, либо головного мозга. Это оказывает существенное влияние на все психическое развитие, включая познавательную, эмоционально-волевую и личностную сферы. Специфика психического развития обусловлена характером и степенью нарушения, а также особенностями взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. При всей уникальности генетической программы, заложенной в каждом человеке в виде наследственных биологических особенностей, развитие личности определяют социальные факторы, это, прежде всего, общественная среда и деятельность ребенка, в процессе которой он постепенно усваивает социокультурный опыт.

Впервые теоретическое обоснование нарушения речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии и детей дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Канге, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.). В середине прошлого века отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы [4].

Нарушение речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. По мнению Гряда авторов нарушение речи – собирательный термин для обозначения отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, который частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможность познавательного развития и социокультурной адаптации человека [8].

К нарушению речи относит различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование структур речевой организации (как звуковой, так и смысловой) при нормальном слухе и интеллекте.

По итогам исследований, осуществленных Р.Е. Левиной, нарушение речи впервые было отнесено к понятию общего недоразвития речи. Под общим недоразвитием речи у детей понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Автором была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [1].

Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона. Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой. Наиболее типичные и стойкие проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии, дизартрии и реже – при ринолалии и заикании.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранности смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задания. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности [3].

При глубоких степенях общего недоразвития речи (первый и второй уровень) дети оказываются не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети с менее глубоким недоразвитием речи (третий уровень), как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

У дошкольников с нарушениями речи III уровня не сформированы: фонематическая система, развитый речевой слух, речь, чёткая артикуляция звуков родного языка, общая и мелкая моторика, координация движений, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, знание зрительных образов и умение соотносить звук с буквой. Рассмотрим их особенности.

Несмотря на различную природу дефектов у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает [5].

В исследованиях различных авторов, таких как Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, В.К. Воробьевой, Т.В. Филичевой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова и др., выделяется, что у детей с нарушениями речи III уровня, наблюдается несущественное применение обобщающих понятий, ограниченный словарный запас. Типичным показателем для данной группы детей выступают значительные индивидуальные отличия, обусловленные разнообразным патогенезом (сенсорная, моторная алалия, дизартрия, стертая форма дизартрии, задержка речевого развития и др.) [1].

Таким образом, нарушения речи и неполноценная речевая деятельность накладывают весомый отпечаток на психологические особенности дошкольников. В отличии от детей с типичным психофизическим развитием у детей с нарушениями речи очень медленно формируются все психические функции. Так, нарушается полноценное формирование познавательной, двигательной, коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер. Это в свою очередь влечет за собой проблемы в доминирующих видах деятельности – общении, игровой деятельности и учении. Затруднения в общении в процессе игры и других видов деятельности дошкольника в целом негативно влияет на процесс социализации.

У детей с нарушением речи наблюдается, как правило, недостаточный уровень общей осведомлённости, малый запас знаний и представлений об окружающем мире. У них низкий уровень развития мышления, как наглядно-действенного, так и словесно-логического. Также у этих детей наблюдается своеобразие личностной сферы, а именно замкнутость, отстраненность, желание отдалиться от других детей. Отсутствие или ограничение в общении со сверстниками ведет к тому, что у них не развиваются средства общения. Общие особенности поведения детей с нарушением речи в общении со сверстниками проявляются в отказе от вступления в межличностные и групповые отношения с детьми; в агрессивном, отпугивающем или защитном поведении; в уходе от прямых контактов со сверстниками, в проявлении тревожности, элементов аутичности в поведении, что может выступать как использование ребёнком механизмов психологической защиты [4].

У детей с нарушениями речи отмечается лишенное мимики лицо, они не понимают жестов, а используют только примитивные. Желание самоутвердиться в такой ситуации, характерное для детей, приобретает патологические формы – дети становятся агрессивными. Такое поведение может представлять собой и своеобразные, искаженные формы общения.

Также у таких детей наблюдаются проблемы общения не только со сверстниками, но со взрослыми. Это выражается в том, что дети не умеют обращаться с просьбами, не задают уточняющих вопросов по ходу объяснения материала или задания. Они, как правило, лучше ориентируются в инструкциях, направленных на их предметную деятельность, чем на познавательную. Переключение с одного вида деятельности на другой сопровождается своеобразным «взрывом» вербальной активности эгоцентрической направленности [6].

Таким образом слабое развитие речи дошкольника обусловливает низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность, преобладание негативных эмоций в процессе общения.

Следует отметить, что все это накладывают негативный отпечаток на особенности характера дошкольника. Недостатки в звукопроизношении отрицательно сказываются на отношение к себе. Ребенок имеет заниженную самооценку, что проявляется в стеснительности, боязливости проявить себя. Если нарушение сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет общаться и говорить.

Важно понимать, что, если вовремя не исправить речевой недостаток, он может перерасти в стойкий и трудно поддающийся исправлению дефект, и у ребенка на этапе школьного обучения могут проявиться специфические ошибки чтения и письма – дислексия и дисграфия (Р.Е. Левина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев). Без соответствующей коррекции эти особенности могут приобрести стойкий выраженный характер. Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешному обучению и социализации в целом [2].

В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой возникает необходимость создания благоприятных условий для воспитания и обучения данной категории дошкольников.

Развитие личности ребенка с нарушениями речи происходит под влиянием общественных отношений, при участии и под воздействием окружения, тех людей, которые передают ему знания и опыт. С накоплением и усвоением социального опыта у детей дошкольного возраста с нарушениями речи формируется система нравственных представлений, ценностных ориентаций, мотивационно-потребностная сфера, на основе которых вырабатываются нормы и правила поведения в обществе.

Произвольная активность детей с нарушениями речи характеризуется слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба мотивов. Поведение в связи с этим крайне непоследовательно, неожиданно. Оно отличается то пассивностью, то прерывается неожиданными и обычно неуместными поступками, что затрудняет приспособление детей с нарушениями речи к жизни [6].

Несмотря на то, что такие дети усваивают поведенческие нормы, их ролевые функции в обществе ограничены. Это негативно влияет на процесс адаптации. Несамостоятельность, повышенная внушаемость и склонность к подражанию приводят нередко к тому, что поведение находится в большой зависимости от влечений и аффектов, от непосредственных обстоятельств, в которых ребенок с нарушениями речи находится.

Все отмеченные особенности психической деятельности детей с нарушениями речи носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что при правильном воспитании и обучении, отсутствии нервно-психических расстройств, осложняющих речевой дефект, социальный прогноз благоприятен. В этой связи важно создать благоприятные условия, максимально содействующие расширению и углублению познания ребенка с нарушениями речи в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании.

Задача организации правильного воспитательного воздействия лежит в первую очередь на семье ребенка. Семья должна обеспечить ребенку все необходимое для своевременной коррекции речевых недостатков с целью полноценного психического развития ребенка. Помимо семьи ответственность лежит на дошкольных и дополнительных образовательных организациях, которые обеспечивают комплексный коррекционно-воспитательный процесс, направленный на исправление недостатков и максимальную социализацию ребенка [7].

Таким образом, нарушения речи ребенка дошкольного возраста негативно сказывается на всем психическом развитии ребенка, затрагивая все сферы – познавательную, эмоционально-волевую и личностную. Наиболее яркими специфическими особенностями детей с нарушениями речи являются низкий уровень произвольности поведения и деятельности, нарушения коммуникации, эмоциональная неуравновешенность, преобладание негативных эмоций в процессе общения. В этой связи дети с нарушениями речи нуждаются в специальной коррекционно-развивающей работе по исправлению речевых недостатков и формированию всех психических сфер с целью лучшей адаптации, и социализации ребенка.

Литература:

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. – М.: Владос- Пресс, 2014. – 160 с.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Эксмо, 2014. – 294 с.
  3. Екжанова Е.А., Медведева О.В. Оценка результатов коррекции дизартрических нарушений у детей нейроонкологического профиля // Дефектология. – 2021. – № 6. – С. 26-35
  4. Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург. – 2006. – 317 с.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 2009. – 160 с.
  6. Соловьева О.В., Климова Ю.А. Психологические факторы, обусловливающие социализацию младших школьников с нарушениями речи // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2015. – № 2. URL:http://ppip.idnk.ru
  7. Соловьева О.В., Раинская В.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2020. – № 2. URL:http://ppip.idnk.ru
  8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003. – 232 с.

Об авторе

Аджибаева Ольга Геннадьевна – магистрант направления подготовки 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование, направленность «Педагогика и психология инклюзивного образования» Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Аджибаева О.Г.Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).