ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Корлякова С.Г., Погребная О.С. (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ДРУЖБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Содержание статьи посвящено проблеме формирования базовых национальных ценностей у студентов в современных социокультурных условиях. Основной акцент в работе делается на рассмотрении структурных компонентов базовых национальных ценностей и описании их психологической характеристики. Значительное внимание в работе уделено выявлению формированию базовых ценностей и их представленности в структуре личности студента. Авторы подвергли тщательному анализу виды базовых ценностей и определили их влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты личности.

В статье формирование базовых национальных ценностей рассматривается чрез призму установления дружеских и приятельских отношений в студенческой среде. В работе описаны особенности дружбы у студентов и рассмотрено влияние ценностей на укрепление данного феномена у современной молодежи.

Помимо анализа проблематики роли и специфики развития базовых национальных ценностей у студентов и их влиянии на формирование дружбы представлены результаты экспериментального исследования по отношению студентов к выстраиванию приятельских взаимоотношений и восприятию другого не зависимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Ключевые слова: ценность, социальный эталон, национальные ценности, ценность как знание, ценность как действие, ценность как личный идеал, нравственная позиция, моральная оценка, дружба.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Анализ современных научных публикаций отечественных философов, социологов, культурологов, психологов и педагогов, посвященных пониманию процессов развития и формирования личности, убеждает в том, что ценности считаются основным критерием, определяющим прогресс общества и всестороннее развитие личности. От того насколько члены общества нравственно ориентированы, в целом зависит национальная безопасность страны. Исходя из этого, формирование базовых национальных ценностей становится приоритетным направлением образования и воспитания в современном обществе [5, с. 4].

Необходимо отметить тот факт, что формирование базовых национальных ценностей у студентов выступает условием установления дружеских связей между представителями разных национальностей. Именно дружба, основанная на ценностных ориентациях способна формировать потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Сравнительно-сопоставительный анализ современных исследований показал, что проблема «ценностей» была перемещена в сферу конкретно-научных исследований. Существенный вклад по данной проблематике внесли такие зарубежные психологи, как В. Франкл, Г. Олпорт, Л. Кольберг, А. Маслоу, М. Рокич, Э. Фромм и др., к представителем отечественной психологии можно отнести В.А. Ядова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.П. Тугаринова и др. [7, с. 685].

В своей работе мы ориентируемся на определение национальных ценностей, описанных в этнопсихологическом словаре «…совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие» [3].

Необходимо отметить, что С.Ю. Головин в своих научных воззрениях выделяет три формы существования базовых национальных ценностей:

- социальный эталон – сформированное общественным сознанием, включающее в себя теоретическое представление об определениях «должного» во всевозможных сферах жизни общества;

- объективированная форма, заключающаяся в произведениях материальной и духовной культуры, а также человеческих поступках – конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов;

- ценности социальные, модифицируясь посредством призмы индивидуальной жизнедеятельности, переходят в психологическую структуру личности, представляющиеся как личностные ценности, являя собой источник мотивации поведения личности [2, с. 65-68].

В научных исследованиях Д.А. Леонтьева национальная ценность рассматривается в четырех ипостасях:

- национальная ценность как знание об общественных идеалах, которые выработаны общественным сознанием и присутствуют в обобщенных представлениях о должном в различных сферах общественной жизни;

- национальная ценность как действие, к которому стремятся, то есть предметное воплощение общественных идеалов, которые требуют конкретных действий людей. Эти действия могут быть благородными, бескорыстными, направленными на общее благо и не противоречить личным устремлениям индивида;

- национальная ценность как личные идеалы, которые присутствуют в мотивационных структурах личности и побуждают ее к предметному воплощению в своей жизни и деятельности;

- национальная ценность как критерий моральной оценки и нравственной позиции личности. Она присутствует в самооценке личности и ее самосознании, определяет позицию индивида по отношению к другим людям, а также влияет на выбор друзей и партнеров, равно как и на характер межличностных отношений [8].

Представленные выше позиции позволят нам констатировать факт того, что базовые национальные ценности интегрируют в себе три содержательных значения: характеристика внешних свойств человека; психологические качества человека; отношения между людьми, межличностные отношения.

Мы убеждены, что сформированность базовых национальных ценностей будет выступать условием для развития дружеских отношений между разными народами. Главный акцент делается на трех структурных компонентах национальных ценностей: когнитивный (что я знаю о другом), эмоциональный (что я чувствую при взаимодействии с другим) и поведенческий (какие действия в соответствии со знаниями и эмоциями в отношении другого я совершаю) [4].

Психологическими особенностями восприятия дружбы у студентов являются:

1) высокая степень избирательности;

2) ориентация на индивидуальные цели и ценности партнера по общению (в этом состоит отличие от товарищества, ориентированного на групповые цели);

3) относительно длительное существование отношений во времени [1, с. 123];

4) ориентация на соответствующие характеристики дружбы:

- поведенческие характеристики дружбы: круг людей, из которых выбираются друзья, уровень селективности такого отбора; преобладающие формы общения (диады, триады или многолюдные компании); степень устойчивости таких образований; уровень межличностной компетенции друга; доступный ему спектр ролевого взаимодействия и соответствующие коммуникативные навыки и т.д.;

- когнитивные аспекты дружбы: представление о дружбе, характерные для данного возраста; термины, в которых описываются друзья и взаимоотношения с ними; уровень взаимопонимания, доступный на данном этапе развития и т.п.;

- эмоциональные аспекты дружбы: характерная для данного возраста тональность дружеских отношений; уровень развития эмпатии; развитие самосознания; удовлетворение личностных потребностей; формирование основных «личностных конструктов»; нравственный кодекс и основные ценности дружбы [6].

Исходя из проведенного анализа, гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что сформированность базовых национальных ценностей у студентов выступит условием укрепления дружбы между народами. Для проверки данного предположения было проведено психологическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности базовых национальных ценностей и их влиянии на установление дружеских взаимоотношений в студенческой среде. В исследовании приняли участие 108 испытуемых в возрасте 18-19 лет. Для определения уровня развития базовых национальных ценностей применялись такие апробированные и валидизированые методики, как: методика «Диагностика ценностных ориентаций» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); тест изучения ценностных ориентаций (Ю.Н. Семенко); методика диагностики межличностных отношений (ДМО) (Т. Лири); методика «Диагностика стадий межличностных отношений».

Целью эксперимента являлось определение уровня развития национальных базовых ценностей и как их наличие позволяет выстраивать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Поэтому в данном экспериментальном исследовании нами не происходило разделение групп респондентов на контрольную и экспериментальную.

По результатам методики «Диагностика ценностных ориентаций» нами были получены следующие данные. Значительное количество респондентов – 67 человек (62%) демонстрируют средний уровень сформированности национальных ценностей, что проявляется в том, что студенты готовы принимать особенности другого человека, пытаются учесть мнение окружающих, но в некоторых ситуациях это не получается в полной мере. Безусловное принятие другого на основе особенностей иногда становится затрудненным.

При этом низкий уровень сформированности ценностей демонстрируют 12 испытуемых, что составляет 11,1% от общего числа респондентов. В контексте набранных баллов можно судить об отсутствии у студентов умения воспринимать «другого» на основе его индивидуально-психологических, социокультурных, национальных особенностей. Испытуемым с низким уровнем достаточно сложно выстраивать конструктивный диалог и эффективные дружеские взаимоотношения.

Респондентов с высоким уровнем представляют 29 человек (26,9%), у которых «другой» рассматривается как высшая ценность. У данных испытуемых проявляется высокий уровень эмпатии и умение выстраивать дружеские взаимоотношения.

При этом стало возможным распределение испытуемых в соответствии со шкалами, которые предлагаются авторами данной методики.

Результаты по методике – диагностика ценностных ориентаций В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики по методике – диагностика ценностных ориентаций В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (определение уровней ценностных ориентаций) 

Показатели ценностных ориентаций

Кол-во человек (абс)

Кол-во человек (в %)

I «Познание»

37

34,3%

II «Я – ценность»

44

40,7%

III «Другой – ценность»

58

53,7%

IV «Общественно полезная деятельность»

63

58,3%

V «Ответственность»

64

59,3%

 

Как мы видим из таблицы 1, базовые национальные ценности на уровне когнитивного компонента «я знаю про другого» сформированы у 34,3%; на уровне эмоционального компонента «я чувствую другого» проявились у 53,7%; в контексте поведенческого компонента («я -действую») наблюдаются у 58,3%.

Анализ результатов по тесту изучения ценностных ориентаций позволил определить к низкому уровню сформированности базовых национальных ценностей 11 испытуемых (10,2%); к среднему уровню – 69 человек (63,9%), а к высокому уровню, 28 студентов (25,9%). По результатам теста мы смогли не только определить уровень сформированности базовых национальных ценностей, но и сгруппировать их по блокам.

Результаты по тесту – изучение ценностных ориентаций (Ю.Н. Семенко) отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики по тесту – изучение ценностных ориентаций (Ю.Н. Семенко) 

Сформированность показателей ценностных ориентаций (блоки)

Кол-во человек (абс)

Кол-во человек (в %)

Блок I «Мои представления о мире»

35

32,4%

Блок II «Мои отношения с другими»

63

58,3%

Блок III «Мои достижения»

40

37%

Блок IV «Мой образ Я»

47

43,5%

Блок V «Мои нравственные позиции»

69

63,9%

 

Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно сделать вывод, что, практически, как и в предыдущей методике базовые национальные ценности на уровне когнитивного компонента «я знаю про другого» сформированы у 32,4%; на уровне эмоционального компонента «я чувствую другого» проявились у 58,3%; в контексте поведенческого компонента («я -действую») наблюдаются у 63,9%.

Следующим этапам эксперимента стало изучение межличностных отношений и умения выстраивать дружеские связи. Для это мы использовали методику диагностики межличностных отношений. По результатам методики мы смогли определить, что у респондентов практически отсутствуют первые четыре типа межличностных отношений, характеризующихся преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям, большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. При этом из них, преобладают авторитарный и агрессивный типы межличностных отношений.

Так, к авторитарному типу межличностных отношений мы отнесли 5 испытуемых (4,6%), которых можно охарактеризовать как доминантных, энергичных, компетентных, авторитетных лидеров, успешных в делах, которые любят давать советы, требуют к себе уважения.

К агрессивному типу межличностных отношений мы отнесли 3 человека (2,8%), которые характеризуются такими личностными качествами, как: требовательность, прямолинейность, откровенность, строгость, иногда резкость в оценке других, непримиримость, склонность во всем обвинять окружающих, насмешливость, ироничность, раздражительность.

Другие четыре октанта – подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический, представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

Анализ результатов позволил определить, что наиболее характерными для 34 человек являются сотрудничающий (31,5%) и для 35 человек альтруистический (32,4%) стили отношения к другу. Из этого следует, что студенты прежде всего, ценят в себе как в друге такие качества как, отзывчивость, дружелюбие, стремление помочь, общительность, ответственность по отношению к другим, заботу, справедливость.

При этом к зависимому типу межличностных отношений мы отнесли 3 человека (2,8%). Такие подростки не умеют проявлять сопротивление, искренне считают, что другие всегда правы, конформны, мягкие, ожидают помощи и советов, доверчивые, склонные к восхищению окружающими, вежливые.

К дружелюбному типу межличностных отношений мы отнесли 19 респондентов (17,6%), они склонны к сотрудничеству, кооперации, способны принимать гибкие и компромиссные решения при возникновении проблем и конфликтных ситуаций. Стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформные, следуют условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативные энтузиасты в достижении целей группы, стремятся помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительные, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.

Результаты по третьей методике отражены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики по методике – диагностика межличностных отношений (ДМО) (Т. Лири)

Распределение типов межличностных отношений студентов в группе сверстников

Типы межличностных отношений

Кол-во человек (абс)

Кол-во человек (в %)

Авторитарный

5

4,6%

Агрессивный

3

2,8

Зависимый

3

2,8

Дружелюбный

28

25,9%

Альтруистический

35

32,4%

Сотрудничающий

34

31,5%

 

Ориентируясь на полученные данные, представленные в таблице 3 и с учетом показателей первых двух методик можно утверждать, что чем выше уровень сформированности национальных ценностей, тем выше уровень положительных октантов в отношении значимого «другого».

Результаты методики, направленной на изучение стадий межличностных отношений отражены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики по методике – диагностика стадий межличностных отношений

Стадии развития межличностных отношений у студентов

Кол-во человек (абс)

Кол-во человек (в %)

Стадия приятельских отношений

12

11,1%

Стадия товарищеских отношений

67

62%

Стадия дружеских отношений

29

26,9%

 

Результаты данной методики позволяют констатировать факт зависимости уровня сформированности национальных ценностей и стадии выстраивания отношений. Например, низкому уровню сформированности ценностей соответствует стадия приятельских отношений; стадия товарищеских отношений соответствует среднему уровню, а высокий уровень сформированных ценностей характеризуется стадией дружеских отношений.   

Формирование базовых национальных ценностей выступает главным условием для развития и укрепления дружбы у студентов. В процессе проведенного анализа были определены формы существования ценностей, их структурные компоненты, а также выявлены психологические особенности дружбы у испытуемых на данном возрастном этапе. В процессе анализа современных социально-психологических исследований стало очевидным, что национальные ценности интегрируют в себе три содержательных значения: характеристика внешних свойств человека; психологические качества человека; отношения между людьми, межличностные отношения.

Целенаправленное развитие эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов национальных ценностей является эффективным для формирования стадий товарищеских и дружеских отношений. Чем выше уровень сформированности ценностей, тем в большей степени преобладает дружелюбный, альтруистический, сотрудничающий тип межличностных отношений, и наоборот, низкий уровень сформированности национальных ценностей формирует зависимые, агрессивные и авторитарные отношения.

Литература:

  1. Будаева Д.Ц. Межличностная дружба как основа сохранения и развития межнационального согласия // Вестник БГУ. – 2011. – №14. – С. 122-128
  2. Воронов В.В. Национальные ценности в воспитании и ценности молодежи // Наука и образование. – 2013. – №3 (71). – С. 65-71.
  3. Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь / – М.: МПСИ, 1999. – 343 с.
  4. Остапенко А.А., Национальное воспитание: от межэтнической толерантности к интернациональной дружбе // Народное образование. – 2015. – №9. – С. 149-157
  5. Ростовкая К.Т. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции: монография. – Москва: РУСАЙНС, 2019. – 228 с.
  6. Троцук И.В. «Статус» дружбы в мировоззренческом комплексе российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №9. – С. 69-76
  7. Файзуллин Ф.С. Национальные ценности и ценностные ориентации // Вестник Башкирск. ун-та. – 2012. – №1(1). – С. 685-688
  8. Фомина Ю.И. Межэтническое взаимодействие как основа этнической толерантности у современного российского юношества // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2014. – №1. – С. 177-185.

Об авторе

Корлякова Светлана Георгиевна – доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии и социальной работы Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Погребная Оксана Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Корлякова С.Г., Погребная О.С. Формирование у студентов базовых национальных ценностей как условие укрепления дружбы между народами. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).