ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В. (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

УДК 159.923.32

English version:

Аннотация. В статье раскрывается значимость развития морального самосознания студенческой молодежи. Показано как инклюзивная образовательная среда влияет на духовно-нравственный облик студентов и способствует формированию высокого уровня морального самосознания.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенческий возраст, моральное самосознание.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Одной из важнейших современных тенденций Российского образования является инклюзия,  отражающая новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе. Инклюзивное образование является высшей формой развития образовательной системы в направлении реализации права каждого человека на получение качественного образования, на удовлетворение своих познавательных и социальных потребностей в соответствии с общественными интересами  [1].

На сегодняшний день актуальной является задача инклюзии в высшем профессиональном образовании [6].  Реализация этой задачи дает возможность решения проблем относительно двух важнейших векторов. Первый – касается непосредственно лиц с ОВЗ и инвалидностью, второй – всех субъектов учебно-профессионального образования в вузе. Так, получение высшего образования  лицами с ОВЗ  с учетом сильных сторон развития личности, способствует их социализации, социальной адаптации, самореализации, профессионализации, а, следовательно, повышению качества жизни и положительному влиянию на общество в целом.  Что касается других субъектов учебно-профессионального образования в вузе, то инклюзивная образовательная среда расширяет границы духовно-нравственных ориентиров, обогащая моральную компоненту личности каждого за счет запуска механизмов переоценки ценностей и смысл содержания жизни.

Инклюзивная образовательная среда – это вид образовательной среды, в которой обеспечивается не только доступность получения образования всем его субъектам, но и возможности для эффективного саморазвития каждого [7]. Качественные и количественные характеристики инклюзивной среды благоприятные для социализации и образования ее участников включают технологические, организационно-методические, нравственно-психологические и другие параметры. Последний является, на наш взгляд, одним из наиважнейших параметров инклюзивной образовательной среды. Это обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, в современных социально-политических, экономических и культурных условиях развития российского общества наблюдается затянувшийся духовно-нравственный кризис. Он проявляется в изменении традиционных нравственных норм и правил морали, в снижении устойчивости нравственных убеждений и отношений, в пересмотре основополагающих ценностей, норм, традиций и обычаев. Этот кризис особенно негативно отражается на молодежи и подрастающем поколении, поскольку именно в молодом возрасте происходит активное осмысление чувств, морального облика, идеалов, мотивов поведения, собственных действий и их результатов. На этой основе выстраивается система личностно значимых ценностей взрослеющего человека и его успешная интеграция в общество. В этой связи при правильном психолого-педагогическом сопровождении, инклюзивная образовательная среда, как гуманистически ориентированная, будет служить условием для эмпатического отношения, характеризующегося стремлением к взаимопониманию, принятию инаковости, доверию, безопасности, свободы творчества, возможности этического и эстетического развития личности каждого.

Во-вторых, складывающиеся отношения в диадах «педагоги – обучающийся с ОВЗ», «обучающийся с ОВЗ – учебная группа», «вуз – семья обучающегося с ОВЗ» выступают как элементы единой социализирующей системы, в которой обучающийся с ОВЗ постепенно осваивает роль субъекта образовательного процесса и осознает свою принадлежность к учебно-профессиональному сообществу. При этом он особенно нуждается в толерантности, открытости и готовности к пониманию и помощи со стороны всех субъектов образовательной системы вуза [6].    

В-третьих, комплексный, интегрально-личностный характер социализирующих влияний требует объединения усилий всех агентов и векторов социализации лиц с ОВЗ в вузе. Это работа междисциплинарных команд, в которые помимо педагогов входят представители так называемых помогающих профессий – педагоги-психологи, социальные педагоги, специальные педагоги (дефектологи), медицинские работники.  Работа междисциплинарных команд способна оказать реальную действенную поддержку как лицам с ОВЗ, так и широкому студенческому сообществу, профессорско-преподавательскому и административному составу вуза.

Таким образом, учет данных факторов как важнейших при организации нравственно-психологического компонента инклюзивной среды будет способствовать развитию морального самосознания студентов.

Проблеме изучения морального самосознания посвящены труды многих зарубежных от отечественных психологов (Колберг Л., Антилогова Л.Н., Братусь Б.С., Дмитриев А.В., Дробницкий О.Г., Лисовский В.Г., Ольшевская Э.Н., Токарева В.А. Хвостов А.А., Чеснокова И.И. и др.). В этих работах содержатся различные подходы к определению морального самосознания, к  обоснованию его структуры, к характеристике стадий и особенностей развития в разные периоды жизни.

Исходя из детального анализа литературы, мы предлагаем понимать моральное самосознание как интегративное личностное образование, проявляющееся в осознанном отношении человека к самому себе, в оценке и регуляции им своего морального облика, развивающееся на основе соотнесения с нравственными требованиями и ценностями социума по мере осознания ответственности и роста социальной зрелости [3, 4, 5].

Моральное  самосознание выступает регулятором поведения человека в различных сферах общественной жизни и подсистемой ценностных ориентаций личности. В широком понимании моральное самосознание охватывает нравственные чувства и взгляды, жизненные принципы и ориентации, мотивы, а также цели поступков личности.

Моральное самосознание предполагает анализ и осмысление выбора человека. Оно проявляется в ответственности за свои решения и действия, которые затрагивают не только личные интересы, но и  интересы других людей. Моральное самосознание устанавливает границы между добром и злом, бесчестием и честью, жестокостью и милосердием [3, 4, 5].

Моральное самосознание часто отождествляется с нравственным самосознанием, которое отражает внутренние установки индивида, его внутреннюю сущность. Высокое нравственное самосознание говорит о степени духовного развития человека и является характеристикой здоровой личности, пронизывающей всю жизнедеятельность человека [3, 4, 5].

Формирование морального самосознания будущего педагога как интегративного личностного образования будет эффективным, если оно основано на адекватном самопонимании, самоуважении, ценностном осмыслении себя и категорий морали и нравственности применительно к педагогической деятельности, понимании собственной ответственности за события в своей жизни и стремлении к совершенствованию своей личности в соответствии с универсальными этическими принципами.

Одним из важнейших этапов формирования морального самосознания личности является период студенчества. Он определяет содержание жизненных целей и способов их достижения, профессиональное и личностное самоопределение, формирование нравственных и мировоззренческих позиций. Моральное самосознание студентов отражает и духовное и личностное состояние молодого человека. Если человек характеризуется полнотой проявления жизненных сил, социальной активностью, осознанием смыслов и ценностей жизни, способностью ставить такие цели, которые наиболее адекватны внутренней сути, то его можно считать психологически, морально здоровым.

Активное внедрение и расширение инклюзии в профессиональном образовании, на наш взгляд является одним из средств развития морального самосознания и формирования высокой степени гуманности студенческой молодежи.

Образовательная инклюзия основана на гуманистических принципах относительно лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья. Гуманистический подход считает главной ценностью человека. Это подход к человеку с позиций его высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей. Главными гуманистическими принципами являются: принятие себя и других людей такими, какие они есть; способность к глубокому пониманию жизни; открытое и честное поведение во всех ситуациях; способность брать на себя ответственность и не уходить от нее. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает все необходимые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [2].

В новых условиях распространения инклюзивной политики, глобальная цель профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов сосредоточена на помощи человеку не просто социализироваться, а интегрироваться в общество, внести свой вклад в его развитие, стать понимающим, чувствующим, культурным и востребованным (А.А. Брудный, О.С.  Газман, О.В. Долженко, В.В. Сериков, И.И. Сулима и др.). При этом основной упор делается на целостное развитие личности обучающегося.

Инклюзивная образовательная среда в вузе способствует созданию своеобразной ситуации развития личности студента, в которой он получает возможность приобрести опыт личностного отношения к действительности, «опыт быть личностью». Достижению и утверждению этой цели способствует парадигма личностно ориентированного образования, которое предполагает создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, предоставляет возможность каждому обучающемуся  реализовывать себя в познании с учетом персональных особенностей, интересов и способностей [8].

Таким образом, нравственно-психологический параметр  инклюзивной образовательной среды вуза, основывающийся на  гуманистической парадигме и личностно-ориентированном подходе,  ведет к гуманизации студенческой молодежи, к  актуализации нравственно-эмоционального отношения к людям и к миру, обогащению культурных и духовных достижений человечества, что в свою очередь способствует развитию высокого уровня морального самосознания студентов вуза.  

Литература

  1. Пугачев А.С. Инклюзивное образование. // Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 374-377.
  2. Соловьева О.В. Психологическая культура педагога как фактор гуманизации взаимодействия в системе инклюзивного образования. // Материалы I Международного Интернет-симпозиума «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве». – Ставрополь: СКФУ, 2015. – С. 46-50.
  3. Соловьева О.В., Шматова Е.П. Формирование морального самосознания будущих педагогов в условиях профессионального образования. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2014. – №4 (43). – С. 240-245.
  4. Соловьева О.В. Моральное самосознание как детерминанта психологического здоровья студентов в условиях инклюзивного образования. // Психологическое здоровье личности: теория и практика: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: СКФУ, 2014. – 505 с.
  5. Соловьева О.В., Шматова Е.П. Изучение морального самосознания студентов педагогического вуза. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13252 (дата обращения: 22.09.2014).
  6. Старобина Е.М. Специфика профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – Выпуск № 1. – Т. 3. –  – С. 60-68.
  7. Сунцова А.С. Теория и технология инклюзивного образования. – Ижевск, 2013. – 110 с.
  8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М., 2000. – 176 с.

 

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Развитие морального самосознания студентов в инклюзивной образовательной среде вуза. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).