ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Камнева Е.В. (г. Москва)

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

УДК 316.6

English version:

Аннотация. В статье рассматриваются феномен отношения к деньгам в качестве комплексного психосоциального образования, выражающегося в социальных установках личности, и морально-этическая ответственность как ответственность человека, основанная на самооценке его поступков с точки зрения норм морали, существующих в данном обществе.

Ключевые слова: субъективность восприятия денег, ценность денег, жизненные ценности, ответственность личности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Деньги, как социальный феномен, изучаются многими науками, в том числе и психологической. Процесс употребления денег относится скорее к психологическим и социальным феноменам. Экономическая же сущность денег неизбежно имеет связь с психологическими аспектами хозяйствования.

Следует отметить среди явлений и процессов, связанных с формированием в современном Российском государстве потребительского общества, изменение у населения установок по отношению к деньгам. В современной России свойственно появление чрезмерного показного потребления, феноменов импульсивных покупок, увлечения сомнительными финансовыми операциями, которые подробно описываются в западной психологии. Конкретная психологическая деформация, которая порождается мифом о всемогуществе денег, обнаруживает себя в том, что целью или даже смыслом жизни становятся деньги.

Субъективность восприятия денег оказывает влияние на их употребление [4; 7]. В связи с социальными и психологическими различиями реакция на деньги различается у разных слоев населения. Можно говорить о психологических характеристиках денежно неудовлетворенных и удовлетворенных людей [10]. Денежно неудовлетворенный тип личности характеризуется внешним локусом контроля, представитель этого типа позволяет деньгам управлять своим поведением, чаще пытается взять деньги в долг, для денежно неудовлетворенного человека значительно чаще возникают стрессовые ситуации. Другой тип представлен людьми, для которых присущи умение распоряжаться деньгами, наличие сбережений и отсутствие долгов, строгий контроль своих финансов, внутренний локус контроля, меньшая подверженность стрессу.

Обзор исследований установок по отношению к деньгам позволяет говорить о том, что существуют связи между внутренним удовлетворением от работы и мнением о том, что деньги являются символом свободы и власти, а внешняя трудовая мотивация имеет взаимосвязь с мнением о том, что деньги не являются злом. Исследованы взаимосвязи жизненных ценностей, как духовно-нравственных так и прагматических, и отношения к деньгам [5; 11]. Рассматривается роль денег как нового фактора современного формирования личности, позитивные и негативные результаты их воздействия. Е.В. Голубева отмечает, что при увеличении дохода сначала растет ценность денег, а затем снижается, таким образом, у людей со средним достатком деньги достигают высшей ценности [2]. М.Ю. Семенов рассматривает отношение к деньгам в качестве комплексного психосоциального образования, продукта внутренней активности индивида, содержащего в себе потенциал действия и выражающегося в всевозможных психических формах, в том числе, в социальных установках или социальных представлениях [8].

Морально-этическая ответственность – это ответственность человека, основанная на самооценке его поступков с точки зрения норм морали, существующих в данном обществе. Иначе моральную ответственность можно понимать как ответственное поведение по отношению к окружающим [3; 6; 9]. При анализе морально-этической ответственности важно не только рассматривать этическую корректность поступков, но и учитывать их явную и латентную детерминацию. Латентная детерминация включает в себя бессознательную мотивацию, степень осознанности и рефлексии. Таким образом, высокий уровень сформированности морально-этической ответственности говорит о том, что человек осознает свои поступки, не отделяет себя от них и их результатов, понимает себя.

Целью исследования стало выявление взаимосвязи морально-этической ответственности и отношения к деньгам студентов. Выборку исследования составили 80 студентов первого и второго курса Финансового университета в возрасте от 17 до 19 лет. Диагностика проводилась с применением опросника для изучения отношения к деньгам М.Ю. Семенова и методики «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности».

Анализ результатов исследования показал, что умеют управлять деньгами 22,5 % респондентов. Они относятся к деньгам как к символу независимости и власти и возможности их применения для управления другими людьми.

45,0% респондентов свойственно недооценивать значимость денег. Для них важнее отношение к ним окружающих, чем их собственное финансовое положение.

Высоким уровнем тревожности из-за денег, излишним контролем своих финансов, тревогой, страхом потерять финансовые источники характеризуются 45% испытуемых. В то же время 17,5% респондентов присущи уверенность в своем финансовом положении, недооценивание значимости денег.

Негативным отношением к деньгам, стремлением избавиться от них отличаются 22,5% испытуемых. Нейтральные или положительные эмоции по отношению к деньгам характеризуют 7,5% респондентов.

Анализ результатов исследования уровня морально-этической ответственности респондентов показывает, что для большей части выборки (62,5 % испытуемых) характерен средний уровень моральной ответственности (см. рисунок).

В результате проведенного корреляционного анализа результатов исследования, показавшего наличие взаимосвязей отношения к деньгам и морально-этической ответственности респондентов, выявлены обратно пропорциональная зависимость уровня моральной рефлексии и мотива экономии денег (r=-0,5046, p≤0,01) и обратно пропорциональная зависимость уровня моральной рефлексии и мотива финансовой безопасности (r=-0,5224, p≤0,01).

Респондентам с высоким уровнем рефлексии, актуализирующейся в ситуациях, связанных с морально-этическими коллизиями и конфликтами, не свойственны переоценивание значимости денег, преобладание мотива экономии, фиксация на деньгах, излишний контроль своих финансов, тщательный их учет, им не присуща жадность до денег, в их представлении деньги не являются злом и средством влияния на других. Деньги редко занимают их мысли и не являются предметом постоянного внимания и эмоциональным объектом.

Рис. 1. Распределение респондентов по уровню морально-этической ответственности

 

Таким образом, можно говорить о значительной степени дифференцированности отношения студентом к деньгам. Для значительной части респондентов характерны высокий уровень тревожности из-за денег, излишний контроль своих финансов, страх потери финансовых источников. Можно сделать выводы о наличии взаимосвязи уровня моральной рефлексии и отношения к деньгам.

 

Литература

  1. Веденеева Г.И. Характеристика параметров нравственной сферы, их систематизация и взаимосвязи // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2011. – № 4. – С. 80-87.
  2. Голубева Е.В. Отношение к деньгам людей с разным уровнем дохода // Омский научный вестник. – 2010. – № 3. – С.136-139.
  3. Григорян Э.Г., Михайлова О.Н. Психологические характеристики особенностей правосознания студенческой молодежи. // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2016. – № 3. – С. 103-108.
  4. Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 160 с.
  5. Камнева Е.В., Анненкова Н.В. На пороге жизни: отношение к деньгам и карьерная ориентация // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. – 2014. – № 3 (15). – С. 65-68.
  6. Камнева Е.В. Индивидуальная и юридическая ответственность: психологический аспект // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2016. – №10. – С. 167-170.
  7. Коробанова Ж.В., Северина Ю.Н. Отношение к деньгам в юношеском возрасте. // Особенности формирования личности будущего финансиста в период инновационного развития России. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ. – Тула, 2011. – С. 95-97.
  8. Семенов М.Ю. Деньги и люди: Психология денег в России: Монография. – Киев: Простобук, 2011. – 149 с.
  9. Соловьева О.В., Шматова Е.П. Генезис морального самосознания в отечественной психологии // Прикладная психология и психоанализ. – 2012. – №4.
  10. Фенько А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях. // Психологический журнал. – 2000. – № 1. – С. 50-62.
  11. Kamneva E.V., Annenkova N.V., Gubarev A.E. Interconnection between lifevalues of students and their attitude to money. // Psychology of economic self-determination of person and community, 2014. – С. 113-117.

Об авторе

Камнева Елена Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой «Управление персоналом и психология» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Камнева Е.В. Отношение к деньгам и моральная ответственность личности: социально-психологический аспект. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).