ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Ложечкина А.Д., Ледовская А.С., Соколовский М.Л. (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

УДК 159.923.2

English version:

Аннотация. В статье рассматривается феноменология развития толерантности у учащихся среднего профессионального образования с учетом возрастных особенностей, социально-психологических, психолого-педагогических особенностей, а также условий профессионализации.

Ключевые слова: толерантность, толерантное поведение, студенты, среднее профессиональное образование.

Об авторе

Ссылка для цитирования

На современном этапе развития общества актуально исследование психолого-педагогических условий развития и формирования толерантности у обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях. В жизни учащейся молодежи и современного общества в целом обнаруживаются характерные социальные и духовные изменения, для принятия которых необходимо создать особые условия формирования толерантного поведения.

Многими учеными подчеркивается, что сегодня проблему воспитания толерантности у студентов нужно считать особенно важной проблемой (А.Г. Асмолов, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, П.Ф. Комогоров, Н.Ю. Кудзиева). Особую значимость толерантности в современной ситуации обусловливают процессы глобализации. Неуклонный рост диапазона различий между людьми, этносами, религиями, культурами в историко-эволюционном процессе свидетельствуют, что природа и история воспринимают толерантность как уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых групп, обладающих различными возможностями развития. Проблему формирования толерантного поведения, формирования толерантной личности, соответственно и профилактика бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших задач в современном профессиональном образовании. Но процесс формирования толерантного поведения не является самопроизвольным, так как требует создания благоприятных педагогических условий. Речь, таким образом, идёт о воспитании толерантного поведения, выражающегося в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

Толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов. В связи с усилением кросскультурной коммуникации между различными народами, регионами, которые далеко не однородны, необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности не только в отношениях между отдельными людьми, но и в отношениях на уровне семьи, общины, школы, трудового коллектива, других социальных образований и институтов, в том числе и при активном использовании средств культуры.

Толерантность понимается как терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие. Так, и в «Большом энциклопедическом словаре» под общей редакцией А.М. Прохорова толерантность также характеризуется как «...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Вместе с тем, дается и несколько иное определение толерантности – как способности к признанию и уважению убеждений и действий других людей.

Общее понимание толерантности, по мнению Е.Д. Еремеевой (2001), как научной психологической категории заключается в отсутствии или в ослаблении реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. При этом не происходит нарушения адаптивных способностей человека, организм функционирует за счет повышения порогов чувствительности, но не в ущерб собственному здоровью. То есть, толерантность является фактором, стабилизирующим систему изнутри, а также и извне.

Г.У. Солдатова (1998) рассматривает понятие «толерантность» в широком диапазоне (от нервно-психической устойчивости до нравственного императива личности) как интегративную характеристику индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического состояния, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром. При возникновении сложных, кризисных ситуаций адаптивное взаимодействие живых систем с внешней средой происходит благодаря наличию устойчивых свойств и отношений этой живой системы [4].

М.С. Мириманова (2001, 2004) отмечает, что устойчивость живых систем заключается в способности в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию [2, 3].

Так, анализируя факторы, которые влияют на формирование и ситуативное проявление толерантности Г.У. Солдатова (2003) указывает, что на становление толерантности оказывает влияние темперамент, семья, воспитание, жизненный опыт [5].

B.A. Рирдон (1998) включает следующие аспекты, оказывающие влияние на развитие толерантности как социально-психологического явления:

- знание о разнообразии культур, наций, о различиях в поведении других людей;

- принятие того, что люди могут быть как схожими, так и отличающимися; признание права за другим человеком отличаться от нас по убеждениям, ценностям, поведению.

- чувство личной ответственности за собственные действия.

С. Виноградова (2005) определяет три фактора, влияющих на параметры толерантности: 1) общая социальная ситуация, в которой живут люди (чем выше уровень общественного напряжения, тем выше агрессивность и нетерпимость людей); 2) ситуация в конкретном сообществе, членом которого является индивид; 3) специфический тип культуры межличностных и социальных отношений.

В работе А.А. Шабановой (2008) приводятся результаты исследования влияние психологических факторов на развитие различных видов толерантности как социально-психологического явления. Исследователем экспериментально выявлена и доказана влияние ценностных приоритетов на различные уровни проявления толерантности:

1) влияние ценности доброты на проявление гендерной, межличностной, межэтнической толерантности;

2) влияние ценности безопасности, выражающейся в стремлении к социальному порядку, безопасности для семьи, национальной безопасности, взаимопомощи, на проявление поколенческой и межличностной, а также профессиональной и управленческой толерантности;

3) влияние приоритетности ценности универсализма, которая заключается в потребности выживания групп и индивидов, становясь необходимой при вступлении в контакт с кем-либо, на управленческую, профессиональную и социально-экономическую толерантности.

А.В. Орловой (2004) выделены факторы развития социальной толерантности. Исследователь считает, что важной предпосылкой формирования социальной толерантности становится работа в группах, совместный поиск решения обсуждаемых проблем, диалоговое взаимодействие. Развитие этнической (межнациональной и межконфессиональной) толерантности – длительный, сложный процесс, поскольку ведущим воспитательным фактором остается семейное окружение, несущее и сохраняющее традиции, обычаи, язык и т.д. Использование в психологии понятия «толерантность» в контексте терпимости приводит к необходимости, в первую очередь, раскрытия, анализа и выделения психологической сущности терпимости, ее смыслового содержания.

Для нашего исследования основополагающим является гуманистический подход (по В.П. Бездухову и О.С. Газману). Его смысл заключается в следующем: равноправие взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем; равенство людей, диалог вместо индифферентности.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у молодежи умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задачу учебного заведения мы видим в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Под толерантностью мы понимаем реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Гуманистический подход направлен на разностороннее развитие человека (студента), на формирование у него образа изменяющегося мира, предоставление возможности осознавать личностное «Я» в изменяющемся мире, свою уникальность, непохожесть, неповторимость, совершать сознательный выбор целей жизнедеятельности, которые соответствуют не только собственным желаниям, интересам и намерениям, но и намерениям тех людей, среди которых он находится.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ Регионального многопрофильного колледжа г. Ставрополь. Всего в исследовании принимало участие 36 студентов 18-20 лет из учебных групп: «юриспруденция» и «техническое обслуживание».

Контрольную группу составляла учебная группа «юриспруденция», экспериментальную группу составляла группа студентов «техническое обслуживание».

На констатирующем этапе эксперимента была проведено диагностическое обследование в экспериментальной и контрольной группах, систематизация результатов и их интерпретация.

Методики для обследования подбирались с учетом возрастных показателей применения информативности, возможности группового проведения. Согласно вышеизложенному мы подобрали методики: методика измерения уровня тревожности (шкала Дж.Тейлора), методика для диагностики агрессивности Басса-Дарки, методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова, диагностика коммуникативных и организаторских склонностей.

Для измерения уровня тревожности мы использовали методику Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова). Опросник предназначен для измерения проявлений тревожности. Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Интерпретация результатов проводилась по суммарной оценке:

Из результатов, представленных в таблице, видно, что в группе юриспруденция 2 студента имеют низкий уровень тревожности, 7 человек имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень, 8 – средний (с тенденцией к высокому) уровень, 1 – высокий уровень и 0 – очень высокий уровень тревожности. В группе техобслуживания 2 студента имеют низкий уровень тревожности, 14 – средний (с тенденцией к низкому) уровень, 1 – средний (с тенденцией к высокому) уровень, 1 – высокий уровень и 0 – очень высокий уровень тревожности.

Далее в своей работе мы использовали методику И.М. Юсупова на выявление уровня эмпатии. Эмпатия, как известно, способствует сбалансированности межличностных отношений. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании.

В группе юриспруденция 7 человек имеют низкий уровень эмпатии, 11 – средний уровень. В группе техобслуживания 3 человека имеют низкий уровень, 15 – средний уровень эмпатии.

Для дальнейшего исследования нами была использована методика Басса-Дарки для диагностики уровня агрессивности.

Данные показали, что у учащиеся группы юриспруденция норма индекса враждебности наблюдается у 11 человек, норма индекса агрессивности – 8. Учащиеся группы техобслуживания норма индекса враждебности наблюдается у 13 человек, а норма индекса агрессивности у 11. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты диагностики уровня агрессии у учащихся групп юриспруденции и техобслуживания

Следующая методика – диагностика коммуникативных и организаторских склонностей. Опираясь на данные таблицы можно сделать следующие выводы по диагностике коммуникативных и организаторских способностей. В группе юристов с высшим показателем коммуникативных способностей – 5 человек, с высоким – 8, со средним – 4 человека, с низким – 3. По шкале организаторских способностей с высшим показателем – 5 человек, с высоким – 8, со средним – 4 человека, с низким – 1. В группе техобслуживающих с высшим показателем коммуникативных способностей – 3 человек, с высоким – 9, со средним – 4 человека, с низким – 2. По шкале организаторских способностей с высшим показателем – 2 человек, с высоким – 6, со средним – 9 человека, с низким – 1. Для наглядности полученные результаты представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2. Результаты диагностики уровня коммуникативных и организаторских способностей у учащихся групп юриспруденции и техобслуживания

 

Мы проанализировали полученные экспериментальные данные методом кластерного анализа (иерархические деревья), который является методом полной корреляционной связи (метод Пирсона) на достоверном уровне значимости (р ≤ 0,05), и показывает взаимосвязанные элементы.

Проведем анализ кластера №1 (рисунок 1) групп «юриспруденция» и «техническое обслуживание». На достоверном уровне значимости анализа экспериментальных данных выявлено, что у учащихся среднего профессионального образования существуют достоверно значимые связи между коммуникативными и организаторскими склонностями по опроснику «Коммуникативные и организаторские склонности – 2», что говорит о том, что они детерминированы. Чем выше уровень коммуникативных склонностей, тем выше организаторские способности.

Рис. 3. Кластерный анализ взаимосвязи изученных  компонентов

Из рисунка 3 видно, что в кластере №2 мы отмечается взаимосвязь факторов «С – эмоциональная стабильность/эмоциональная нестабильность» и «Н – робость/смелость» (16-ти факторный опросник Кеттелла), которая на достоверном уровне значимости (р ≤ 0,05) подтверждает предположение о том, что степень активности в социальных контактах обусловливается и характеризуется динамическим обобщением и зрелостью эмоциональности, что трактуется с отрицательной стороны, как эмоциональная неустойчивость, импульсивность, низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость, а с положительной стороны как эмоциональная устойчивость, выдержанность, работоспособность.

На следующем кластере № 3 мы видим достоверно значимые связи между подозрительностью и индексом враждебности (методика Басса-Дарки), что указывает на непосредственную взаимосвязь между ростом враждебности и недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести вред.

Кластер №4 имеет связи между фактором «В – интеллект» и «Q2 – конформизм/нонконформизм» (16-ти факторный опросник Кеттелла), что указывает на правильность суждения о том, что общительность и одобрение общества зависит от оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные – независимость, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. Отрицательные – зависимость от мнения и требований группы, следование за общественным мнением, низкая самостоятельность.

Кластер №5 позволил выявить нам взаимосвязь между раздражением и негативизмом (методика Басса-Дарки), что позволяет сделать выводы о том, что готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении оказывает влияние на оппозиционную манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Кластер №6 на достоверном уровне позволил заключить выводы о значимости очевидных взаимосвязей между фактором «F – сдержанность/экспрессивность» и «F2 – экстраверсия/интроверсия» (16-ти факторного опросника Кеттелла), что говорит об определенной эмоциональной зрелости, окрашенности и динамичности в процессах общения. С отрицательной стороны это указывает на склонность к сухости, замороженности межличностных контактов. С положительной – на успешность установления и поддержания межличностных связей.

Кластер №7 указывает нам на взаимосвязь между вербальной агрессией и индексом агрессивности (методика Басса-Дарки), что, в свою очередь, указывает на то, что выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов имеет прямое влияние на выражение прямой и мотивационной агрессивности.

Анализируя полученные результаты можно утверждать, что уровень толерантности напрямую связан с уровнем агрессивности, а также личностными характеристиками, которые определяют модель агрессивного поведения, применяемые формы, типы агрессии (вербальная, физическая и др.).

В целом результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне воспитания толерантности у студентов, т.к. в образовательном процессе данному вопросу не уделяется достаточного внимания. Для успешного решения данной проблемы необходима организация целенаправленного процесса воспитания толерантности у студентов.

Поскольку толерантность является одним из значимых приоритетов воспитания студентов в условиях приобретения среднего профессионального образования, то необходимо ее целенаправленно формировать.

На наш взгляд, модель выпускника среднего профессионального образования, обладающего толерантностью как качеством личности, обусловлена следующими характеристиками:

  • проявление интереса к деятельности различных, культурных, национальных, конфессиональных объединений и адекватное восприятие их своеобразия;
  • целостное представление о толерантности и понимание сущности толерантного взаимодействия субъектов различных культур;
  • принятие общечеловеческих ценностей, основанных на достижениях мировой культуры;
  • соблюдение этических и правовых норм поведения в межличностном общении;
  • способность к прогнозированию конфликтных межличностных ситуаций и их упреждению;
  • проявление культуротворческих способностей в толерантном взаимодействии, опирающихся на умении присваивать и преобразовывать накопленный человечеством мировой опыт.

В заключение отметим, что решение проблемы формирования толерантного поведения возможно усилиями педагогических коллективов, способных создавать условия для вовлечения молодежи в процесс принятия решения в реальных жизненных ситуациях; для вовлечения в процессы межличностного общения, основывающегося на общечеловеческих ценностях, на основе воспитания у них толерантного отношения к другим.

Комплексный характер воздействия на студентов посредством воспитательных мероприятий будет способствовать приобретению студентами необходимого уровня знаний о толерантности, утверждению ценностного отношения к людям, независимо от их принадлежности, профессии, возраста, взглядов, убеждений, а также выработке умений и навыков позитивного взаимодействия с ними.

Литература

  1. Гаюрова Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности – интолерантности. // Идентичность и толерантность: Сб. ст. / Под ред. Н.М. Лебедевой. – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. – C. 214-243.
  2. Мириманова М.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 99-115.
  3. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник. – М.: Академия, 2004.
  4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998. – 386 с.
  5. Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души. // Век толерантности, 2003. – №6. – С. 60-69.

Об авторе

Ложечкина Анна Дмитриевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

Ледовская Алена Сергеевна – магистрант 1 года обучения «Психолого-педагогическое образование», программа «Психология и педагогика образования одарённых детей» Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

Соколовский Максим Леонидович – кандидат психологических наук, ведущий сотрудник Научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

Ссылка для цитирования

Ложечкина А.Д. Особенности развития толерантности у учащихся в процессе профессионализации. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).