ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Козловская Г.Ю. (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ АБИТУРИЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 159.923.2

English version:

Аннотация. В статье описаны эмпирические данные по изучению профессиональных интересов и склонностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. Представлен  проект «Профориентационный навигатор», использующийся с целью максимального обеспечения поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в процессе профессиональной ориентации через проектирование индивидуальных программ профессиональной ориентации.

Ключевые слова: профессиональные интересы и склонности, абитуриенты, индивидуальные программы профессиональной ориентации, лица с  ограниченными возможностями здоровья.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации [1, 2].

В связи с этим в Северо-Кавказском федеральном университете, при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  начал реализацию проект «Профориентационный навигатор», цель которого – максимальное обеспечение поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, их семей в процессе профессиональной ориентации через проектирование индивидуальных программ профессиональной ориентации. Одним из направлений реализации проекта стали разработка и внедрение технологии диагностики возможностей, осознанности, мотивации к профессиональному выбору  детей с ОВЗ и детей-инвалидов для прогнозирования их дальнейшего профессионального самоопределения и  проектирования индивидуальных программ профессиональной ориентации.

В период с ноября по декабрь 2015 года в Северо-Кавказском федеральном университете проводилось анкетирование профессиональных интересов и склонностей абитуриентов в рамках мероприятий по реализации Проекта «Профориентационный навигатор, которое было направлено на выявление профессиональных предпочтений  и мотивов выбора профессии у абитуриентов, имеющих ограниченные возможности здоровья.

В исследовании приняли участие 200 детей 1995-2002 г.р., имеющие ограниченные возможности здоровья различных нозологий и разной степени тяжести дефекта.

Анкетирование предполагало анализ профессиональных интересов поступающих по таким параметрам, как сформированность представлений о существующих профессиях, личный профессиональный выбор и его мотивационная основа, предпочитаемый уровень профессионального образования, а также оценка собственных умений и компетенций, значимых для выбираемой профессии.

В результате были получены следующие результаты.

На вопрос, «Укажите по одной профессии в каждой из сфер, где объектом работы  являются: а) люди; б) техника, в) природа, г) знаковая система, д) «художественный образ» полное  соответствие установили 176 участников, в 8 анкетах были указаны по три профессии на каждый тип, 24 анкетируемых затруднились с ответом.  Анализ ответов на этот вопрос показал, что у многих детей недостаточно сформированы представления о профессиях. Многие отождествляют профессию и  учебный предмет в школе, не владеют терминологией  профессий даже на уровне типологии. Перечень профессий содержит как определение сферы деятельности, так и наименование должностей и способов трудоустройства. У опрашиваемых, не определившихся с ответом, можно предположить скудные представления о профессиональном выборе. Отнесение  к профессиям типа «знаковая система» предметных областей «История», «Литература», «Биология» на наш взгляд, может быть связано с трудностями усвоения этих предметов в школе и спецификой методики их преподавания, что требует дополнительных исследований.

Оценка выбора, сделанного при ответе вопрос об  оптимальной профессии для себя  показала наиболее высокую популярность выбора профессий, связанных с работой с людьми, на втором месте – профессии типа «художественных образ». Анализ также показал  высокую значимость по группе «люди» профессии «врач», а в группе «художественный образ» – «дизайнер». Отсутствие выбора, на наш взгляд, свидетельствует, во-первых, об отсутствии индивидуального профессионального выбора, во-вторых, нежелании фиксировать в ответе свои колебания.

 При ответе на вопрос «Какие способности нужны для успешного овладения  избранной профессией и имеются ли какие-либо противопоказания медицинского или иного характера?» у  большинства детей не отмечено ограничений по состоянию здоровья, которые могли бы препятствовать получению профессии. Многие отмечают важность академических знаний  как в целом, так и в предметных областях, связанных в профессией. Также опрашиваемые указывают на значимость мотивационно-волевого компонента выбора профессии.

Интересная  тенденция была выявлена при выборе абитуриентами с ОВЗ образовательного уровня после окончания школы. Анализ выявил следующие выборные позиции; в профтехучилище – 12,5%, в техникуме (специальном училище) – 36%, в вузе (институте, университете, академии) – 41,5%, отсутствие выбора – 10%.

Мы видим имеющийся баланс при выборе организаций, реализующих программы СПО и ВПО. Важно отметить, что учащиеся коррекционных школ показали большую ориентацию на профессиональные училища и техникумы, в то время как  учащиеся общеобразовательных школ нацелены на поступление в вузы.

Анализ данных, полученных при ответе на вопросы, связанные с выбором профессии позволил выявить преобладание профессий гуманитарной направленности. В перечне представлены как специальности СПО, так и ВПО, что подтверждает, как предыдущую информацию, ток и достаточную осознанность выбора.

И, безусловно, один из ключевых моментов опроса был связан с оценкой мотивационных факторов. Абитуриентам был представлен перечень позиций, отражающих наиболее значимые приоритеты, которыми руководствуются школьники при выборе профессии, такие как условия труда, сам процесс данной трудовой деятельности, высокая материальная обеспеченность, возможность получения  новых впечатлений, спокойный характер работы, повышенная ответственность, самостоятельное принятие решений,  возникновение сложных или даже опасных ситуаций, частые контакты с людьми, возможность творческой деятельности, частые командировки, поездки, возможность что-либо  создавать своими руками,  работа на свежем воздухе, романтика профессии,  полезность продукта (результата) вашей работы,  независимость в работе, перспективность (возможность профессионального роста, продвижения), близость к месту жительства, знание иностранных языков (переводчик), самосовершенствование, влияние на жизнь общества (журналист), возможность работы за границей (веб-дизайнер).

При ответе на этот вопрос допускалось неограниченное количество выборов. Единичный выбор  встретился в 2% анкет. Приоритетным мотивом выбора профессии является непосредственно сам процесс данной трудовой деятельности – более половины опрашиваемых – 53%  опираются на деятельностно-процессуальные характеристики профессии (и своих представлений о ее сущности). Очень высокий показатель выбора профессии  – возможность взаимодействовать с людьми (42%), что отражает как интерес к профессиям типа «человек», так и общие возрастно-психологические тенденции, связанные с потребностями общения и успешного решения коммуникативных задач. Это в дальнейшем ярко отражается в результатах следующего вопроса, где мы увидим чрезвычайно высокую оценку собственных коммуникативных и организаторских умений.

Представляется интересной достаточно высокая значимость мотивов, связанных с реализацией познавательных интересов и приобретением нового опыта: так, выбор «подвижная работа, новые впечатления» сделали 27% опрошенных, «частые командировки, поездки – 9%. Суммарно эти показатели  превалируют над выбором спокойной, размеренной работы – 20,5%. Также большое значение имеет возможность творчества (25%), самостоятельность принятия решений (27%) и независимости в работе (10%), что, наряду с отражением социально-экономических реалий, отражающих потенциал предпринимательской модели профессиональной занятости, согласуется с возрастно-психологическими  новообразованиями ранней юности в плане стремления к самостоятельности и эмансипации. Отметим также, что эти мотивы преобладают у абитуриентов, выбирающих профессии «Дизайнер», «Фотограф», «Строитель».

Примерно такие же  количественные позиции характерны для выборов, отражающих социальную значимость будущей профессии: полезность продукта (результата) вашей работы (26%), повышенная ответственность (12,5%), повышенная ответственность (12,5%). На наш взгляд это отражает достаточно высокую личностную зрелость, ее общественно-социальную направленность и альтруистический тип личности. Выбираемые профессии этой группой респондентов, прежде всего, врач, медработник,  затем педагог, дефектолог, психолог, социолог.

Следующие позиции занимает группа с преимущественным выбором мотивов прагматичного, материально-карьерного  характера: перспективность (возможность профессионального роста, продвижения) – 25%, высокая материальная обеспеченность – 17%. Эта группа мотивов отмечается среди выбравших профессии нефтяник, дипломат, дизайнер, (в том числе, веб-дизайн – «возможность работать за границей»), переводчик, инженер.

Интересны показатели, связанные с мотивом «романтика профессии» – 17%. Как значимый мотив он встретился в анкетах респондентов, выбравших профессии актер, актриса, военный, врач, астрофизик. Как правило, этот мотив отмечается вместе с мотивами  социальной значимости и приобретения нового опыта и самореализации.

И наиболее низко выраженные позиции связаны с  представлениями об удобстве профессии для выбираемого стиля жизни – условия труда – 18,5% близость к месту жительства – 8%, работа на свежем воздухе –  8%. Это также отражает социальную ситуацию развития  юношеского возраста, при отсутствии необходимости учета факторов наличии семьи и т.п.

Наименьший показатель мотива – «возникновение сложных или даже опасных ситуаций»  – 3%, что отражает нежелание выхода из зоны психологического комфорта при стремлении разделения или  делегирования ответственности.

Анализ ответов на вопрос  «Какие умениями, необходимыми в профессиональной деятельности,  по Вашему мнению, Вы уже обладаете в той или иной мере?»  показал, что с безоговорочным отрывом лидирует показатель сформированных коммуникативных умений. Причем необходимо отметить, что этот показатель  не имеет жесткой привязки к выбираемой профессии, т.е. он встречался как у выбирающих профессии типа «человек», так и у выбирающих профессии типа «художественный образ» или «знаковая система».  Комментарий этому  мы дали при анализе ответов на предыдущий вопрос. Большое внимание анкетируемые уделяли также таким показателям, которые отражают универсальные умения самоорганизации и культуры труда.,  обеспечивающие личную дисциплину как успех любой деятельности  – «быть сосредоточенным и усидчивым» (39%), «быстро и точно выполнять указания»  (25%) и «брать на себя ответственность и самоорганизовываться  – 18%. Результаты по следующим показателям, на наш взгляд, тесно соотносятся со сферой избранной деятельности и представления  испытуемых о наиболее значимых для избираемых профессий умениях и  идентификации себя с этими профессиями через сформированные (на их взгляд) группы умений.

Таким образом, анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

У подростков и юношей с ОВЗ в возрасте от 14 до 19 лет, обучающихся в специальных (коррекционных) и в общеобразовательных школах. Ставрополя и Ставропольского края отмечается выраженная ориентация на получение профессии  в рамках освоения программ СПО или ВПО. Среди опрашиваемых не было респондентов, не предполагавших получение профессии.

У большинства испытуемых сформирован круг знаний о круге профессий, которые представлены в актуальном для них социуме, с учетом социально-экономических особенностей региона и профессиональных образовательных программ, реализуемых в профессиональных образовательных организациях города и края. Однако примерно 10% опрашиваемых такими знаниями не владеют, что нашло отражение в трудностях типологии профессий, их категоризации. В части испытуемых, представивших ответы, можно выделить подгруппу с нечетко сформированными знаниями о профессиях, их сущности и типологии.

При выборе профессий доминируют типы «человек», «художественный образ», «знаковая система» при более низкой популярности профессий типа «природа» и «техника», что, на наш взгляд, отражает социальный статус и позиционирование этих профессий в обществе, а также особенности преподавания профильных предметов в школе.

При выборе профессии, а также уровня профессионального обучения  учащиеся специальных (коррекционных) школ в большей степени ориентированы на программы СПО, а учащиеся общеобразовательных школ – на программы ВПО, что обусловлено спецификой образовательных программ коррекционных школ с их выраженной направленностью на трудовое обучение и более раннюю профессионализацию.

Определение значимости мотивационных факторов выбора профессии выявило следующие приоритеты: превалирование детельностно-процессуальных характеристик профессии, затем на паритетных позициях – общение, расширение опыта, познание и возможность творчества, самостоятельность и независимость. Далее – мотивы социальной значимости профессии, затем прагматическая мотивация материально-карьерной направленности, и на заключительных позициях – комфорт условий труда и деятельности и необходимость ответственности.

Рефлексивная оценка сформированности профессионально-значимых умений также выявила  их иерархию – ведущими называются, прежде всего, коммуникативные и организационные умения, далее со значительным отрывом – универсальные умения самоорганизации и культуры труда и умения,  рассматриваемые как наиболее значимые для избираемых профессий и способствующие идентификации себя с этими профессиями.

Литература

  1. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие их профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. – № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-orientatsiya-abiturientov-invalidov-i-abiturientov-s- ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-neobhodim
  2. Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья. // Системная психология и социология, 2011. – №4.

Об авторе

Козловская Галина Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

Ссылка для цитирования

Козловская Г.Ю. Особенности профессиональных интересов и склонностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).