ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Делибоженко Е.А. (г. Москва)

СВЯЗЬ ЧУВСТВА ЮМОРА И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы чувства юмора, как одного из профессионально важных качеств будущего психолога, изучен характер связи типа чувства юмора и личностной тревожности студентов-психологов. Полученные результаты могут быть использованы в образовательных программах при разработке психологического тренинга для студентов-психологов, в рамках которого развитие чувства юмора выступит как ресурс профессионально-личностного становления будущего психолога.

Ключевые слова: профессионально важные качества студента-психолога, уровень и тип чувства юмора, тревожность.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Обучение в высшем учебном заведении предполагает личностно-профессиональное развитие студента. Известно, что обучение студента-психолога не сводится лишь к накоплению теоретических знаний, умений, навыков, приемов воздействия на клиента, но и предполагает наличие профессионально важных качеств, формирование психических систем регуляции профессионального поведения. Студенты-психологи должны осознавать свои индивидуальные особенности, иначе они могут навредить клиенту. В связи с этим, актуальным является изучение особенностей личности будущего психолога. Целью превентивной работы со студентами, направленной на сохранение психологического здоровья является раскрытие: эмоционально-волевой, интеллектуальной сферы и профессионально важных качеств, отражающих различные аспекты психологического здоровья студента-психолога. Изучение индивидуальных особенностей студентов-психологов, влияющих на успешность их профессиональной деятельности, представляет собой актуальное направление научных исследований.

Исследованию личности специалиста в зарубежной и отечественной психотерапии и психологии посвящены многие исследования. Под профессионально важными качествами психолога понимают индивидуальные особенности, которые обеспечивают успешность обучения профессии психолога и осуществления трудовой, профессиональной деятельности.

Большинство исследователей придерживаются точки зрения о существовании профессионально важных качеств для деятельности практического психолога, среди них выделяют: готовность к контактам, умение поддерживать контакты; умение сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения; умения эмоционально притягивать к себе других людей; интеллектуальность при высокой чувствительности, облегчающей ориентацию в эмоциональной сфере клиента; склонность к чувству вины или повышенной ответственности за свои действия; фрустрация или осознание границ своей компетентности и самодостаточность или индивидуализм и опора на себя при принятии решений (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992); способность выслушивать, любознательность и пытливость, легкость в поддержании коммуникации, понимание и эмпатичность, толерантность к близким отношениям, эмоциональность, интроспекция, комфорт в отношениях с властью, способность к самопожертвованию, чувство юмора и умение воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий и видеть смешное в них (Фостер 1996, Гай 1987) [1, 2].

Несоответствие качеств личности психолога, могут приводить к формированию дисфункциональных отношений с клиентом, которые не позволяют проработать запрос клиента и усилить уровень эмоционального выгорания самого специалиста.

Феномен юмора в психологии рассматривается как позитивное влияние юмора на психологическое здоровье человека. Данный феномен изучали А. Адлер, Р. Кеттел, Г. Олпорт, В. Франкл, З. Фрейд. З. Фрейд рассматривал юмор как здоровый защитный механизм [10]. Так, В. Франкл считал, что юмор позволяет дистанцироваться от чего угодно (в том числе и от самого себя) и тем самым обрести контроль над собой и ситуацией [9].

В зарубежной современной психологии юмор изучали Р. Мартин, Р. Провайн и др. В отечественной психологии феномен юмора раскрывали: И.С. Домбровская, Е.М. Иванова, О. Митина, С.Л. Рубинштейн и др. С.Л. Рубинштейн рассматривал взаимосвязь восприятие и понимание юмора от интеллектуального развития личности, видел тесную взаимосвязь юмора с саморегуляцией. Одним из способов разрешения личностью противоречий С.Л. Рубинштейн считает юмор, как способность снисходительно отнестись к превратностям жизни и ее ударам [7]. Домбровская рассматривает развитие чувства юмора в контексте личностной регуляции, влияние юмора на социальное развитие [4].

Чувство юмора считается атрибутом здоровья и психологического благополучия. При психических заболеваниях способность воспринимать юмор и шутить страдает. Нарушения чувства юмора у тревожных больных описаны психоаналитиками. Клинические данные свидетельствуют о том, что высокий уровень тревожности снижает эффект комизма при восприятии юмора [5]. И.В. Григорьева, Е.А. Стефаненко, Е.М. Иванова, И.В. Олейчик, С.Н. Ениколопов изучали влияние использования юмора как копинг-стратегии на различные проявления социальной тревожности в норме и при шизофрении [3].

Решение проблемы тревожности относится к числу актуальных задач практической психологии. В настоящее время ученые придают большое значение не только разработке новых методов снижения уровня тревожности, но и возможности предупреждения её возникновения. Высокий уровень тревожности негативно влияет на жизнедеятельность индивида, снижает качество работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения [6, 8]. Тревожность может повышать активность, конкретизировать возможную опасность, а может порождать ощущение беспомощности, неуверенности в ситуациях, связанных с социальными взаимодействиями людей. Индивиды, характеризующиеся высокими показателями тревожности, предрасположены испытывать повышение состояния тревоги в тех ситуациях, которые несут в себе угрозу для их самооценки: особенно в ситуациях межличностных отношений, в которых оценивается их личностная адекватность (Спилбергер, 1983). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Ю.Л. Ханин писал: «…Преподавателям важно знать, кто из студентов относится к категории высокотревожных, так как именно они требуют особого внимания как в психолого-педагогическом, так и в психопрофилактическом плане» [8, с. 203] .

Реализация нашего исследования предполагает решение нескольких задач: выявить особенности проявления юмора и уровень личностной тревожности студентов-психологов; установить характер связи между личностной тревожностью и уровнем чувства юмора у студентов-психологов.

В выборочную совокупность для получения эмпирических данных вошли 68 студентов 3-4 курсов, обучающиеся по специальности «Психологическое консультирование» заочной формы обучения Столичной финансово-гуманитарной академии, в возрасте от 22 до 45 лет, проживающих на территории городов Владимира, Вологды, Волгодонска, Москвы и Салехарда.

Изучение юмора проводилось с использование теста Шкала уровня чувства юмора (И.С. Домбровская, 2012). Методика применяется для выявления основных характеристик чувства юмора, оценки уровня их выраженности и опирается на теоретические разработки И.С. Домбровской, Д.А. Леонтьева. Ответы анализировались по типам чувства юмора: склонность к производству юмора, склонность к восприятию юмора, склонность к обращению юмора на других (своего рода экстрапунитивность юмора) и склонность к обращению юмора на самих себя (своего рода интрапунитивность юмора). Для оценки тревожности применяли Шкалу самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина). Данный тест является надежным и информативным способом самооценки личностной тревожности (относительно постоянная склонность субъекта вос­принимать угрозу в самом широком круге ситуаций) и ситуативной (беспокойст­во, вызванное реально или потенциально угрожающими ситуациями). Связь между переменными определялась с помощью коэффициента корреляции r Спирмена.

При оценке характеристик юмора были получены следующие результаты, представленные в таблице 1: у студентов-психологов значительно выражена склонность к восприятию юмора – способность воспринимать противоречие, отражающееся в объекте юмора, и разрешать его (41% – высокий уровень и 55% – средний уровень), при этом высокий уровень склонности к производству – способность субъекта к генерированию шуток и применению приемов остроумия в процессе коммуникации имеют только 9% студентов. У 73% исследованных студентов-психологов наблюдается низкий уровень склонности к производству юмора. Высокий уровень склонности к обращению юмора на себя (способность субъекта найти смешное в самом себе) набрали 9% студентов.

Таблица 1.

Уровень и тип чувства юмора (%)

 

Уровни

юмора

Склонность к восприятию юмора

Склонность к производству юмора

Склонность к обращению юмора на самих себя

Склонность к обращению юмора на других

Высокий

41

9

9

4

Средний

55

18

50

27

Низкий

4

73

41

69

 

Далее рассмотрим результаты методики самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина), в исследовании мы учитывали только личностную тревожность (как устойчивую характеристику человека). По результатам методики мы получили, что 45% студентам–психологам присущ высокий уровень личностной тревожности и 50% обладают умеренной личностной тревожностью.

Установлена статистически значимая корреляция между личностной тревожностью и склонностью к производству юмора, между личностной тревожностью и склонностью к обращению юмора на самого себя. При анализе связи личностной тревожности и склонности к производству юмора, выявлена заметная обратная корреляционная связь (rs =-0,567, p ≤ 0,01), между личностной тревожностью и обращенностью юмора на себя установлена умеренная обратная корреляция (rs =-0,439, p ≤ 0,01).

Достаточно заметная обратная корреляционная связь была установлена между личностной тревожностью и склонностью к производству юмора (-0,567). Таким образом, чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже способность к генерированию шуток и применению приемов остроумия в процессе общения. Следует отметить, что по результатам нашего исследования 73% студентов-психологов имеют низкий уровень склонности к производству юмора.

Результаты исследования показали, что у студентов-психологов преобладает склонность к восприятию юмора и достаточно низкий уровень склонности к производству юмора.

Установленная нами обратная корреляционная связь между склонностью к производству юмора и личностной тревожностью позволяет выделить данную характеристику чувства юмора в качестве инструмента развития личностных качеств, регуляции состояния будущего психолога. Данное направление является привлекательным, поскольку позволяет без затруднений включить ряд упражнений и игр на развитие способности к производству юмора в структуру тренинга личностного роста, который проводится на первых курсах обучения студентов. Прорабатывание личностных качеств будущего психолога-консультанта, повышает эффективность деятельности и в дальнейшем снижает риск причинения вреда клиенту.

Проведенное исследование позволяет наметить тенденции к дальнейшему изучению и разработки новых подходов в рамках образовательных программ.

Литература

  1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии, 1992. – №12. – С. 73-84.
  2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – 4-е изд., – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
  3. Григорьева И.В., Стефаненко Е.А., Иванова Е.М., Олейчик И.В., Ениколопов С.Н. Влияние копинг-юмора на социальную тревожность при шизофрении. // Национальный психологический журнал, – №2(14) – С. 82-89.
  4. Домбровская И.С. Юмор в контексте развития. – М.: Неформат, 2014. – 280 с.
  5. Иванова Е.М. Ениколопов С.Н. Психопатология и чувство юмора. // Современная терапия психических расстройств, 2009. – № 1. – С. 19-
  6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000 – 304 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М., 1997. – 463 с.
  8. Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей. / Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 288 с.
  9. Франкл В. Теория и терапия неврозов: Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ. – СПб.: Речь, 2001. 234с.
  10. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. // Я и Оно. Труды разных лет. – Тбилиси: Мерани, 1991. 175-406 с.

Об авторе

Делибоженко Елена Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Столичной финансово-гуманитарной академии, г. Москва

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Делибоженко Е.А. Связь чувства юмора и личностной тревожности студентов-психологов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).