ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Лабанова А.М., Смарышева В.А. (г. Санкт-Петербург)

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА, ТРЕВОЖНОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. УСТИНОВА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Статья содержит описание результатов исследования, проведенного для выполнения магистерской диссертации, посвященной исследованию взаимосвязи субъективного переживания одиночества, тревожности и учебной мотивации у студентов БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова. В работе проведено разностороннее исследование причин, вызывающих субъективное переживание одиночества, а также сравнительный и корреляционный анализ результатов для определения наличия и характера взаимосвязи параметров.

Ключевые слова: субъективное переживание одиночества, одиночество, тревожность, учебная мотивация.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Одиночество – сложная и многогранная проблема человека, обусловленная разнообразием факторов: психологическим состоянием, социальными связями индивида, культурной средой и пр.

Цифровизация социальных процессов и перевод обучения в дистанционный формат приводят к обособленности студентов от группы. Высокий ритм жизни, загруженность учебной подготовкой, совмещение обучения и работы приводят к невозможности создавать прочные дружеские и любовные связи. Разница в межпоколенном восприятии мира и изменении менталитета усложняют взаимодействие с родителями и старшими родственниками.

Также усиление субъективного переживания одиночества происходит на фоне не стабильной эпидемиологической ситуации. Частое введение ограничительных мер, изменение условий работы университета, общежитий, вынужденная изоляция от группы также можно отметить, как причины субъективного переживания одиночества.

Опираясь на анализ существующих исследований, мы можем выделить сложности, возникающие при проведении психологических исследований феномена одиночества:

- отсутствие четкого понятия «одиночества», психологического различия его от «изоляции» и «уединения» и осознавания данного различия;

- сложности определения данного состояния для субъекта, так как одинокими себя могут чувствовать и субъекты, состоящие в отношениях;

- влияние социальных сетей и размывание границ социальных отношений;

- различные формы проявления одиночества: чувство, состояние, процесс и отношение. Вариант формы варьируется в зависимости от сложности построения взаимных отношений для субъекта. Если чувство одиночества проживается, как отличие от других и может присутствовать в любой момент жизни, в браке и отношениях, наполненных взаимным принятием и любовью, то одиночество, как отношение рассматривается как невозможность принятия самоценности. Субъект не может встраивать себя в социальную действительность, пристраивать отношения в этом пространстве [1].

- большое количество психологических особенностей, тесно связанных с субъективным переживанием одиночества, таких как тревожность, адаптивность, жизнестойкость;

- ограниченные возможности анкетирования, в связи с тем, что для многих переживание одиночества является сугубо личным и интимным процессом.

В исследовании в рамках магистерской диссертации для выявления и изучения наличия взаимосвязи между уровнем субъективного переживания одиночества, уровнями тревожности и учебной мотивации применялись следующие методики: авторская анкета, методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина) [2], методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реан, В.А. Якунин (модификация Н.Ц. Бадмаевой) [3], методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона [4].

Всего в исследовании приняло участие 62 участника. Из них 24 мужчины и 38 женщин. Подробное распределение респондентов по гендерной принадлежности и по курсам представлено в таблице 1.

Таблица 1. Сводная таблица распределения участников исследования

Учебный курс

Общее количество, чел

Мужской пол

Женский пол

Первый

18

11

7

Второй

14

4

10

Третий

7

3

4

Четвертый

13

2

11

Пятый

10

4

6

ИТОГО:

62

24 (38,7 %)

38 (61,29 %)

Поскольку данная работа посвящена исследованию взаимосвязи субъективного переживания одиночества, тревожности и учебной мотивации у студентов БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, был проведен анализ распределения ответов опрошенных респондентов на вопросы анкеты.

Представлены ответы не на все вопросы анкеты, а только на самые значимые в соответствии с целями и задачи проводимого исследования. Данная часть анкеты посвящена феномену одиночества и мнению респондентов о нем. Также были рассмотрены смежные вопросы для определения степени социальных связей респондентов: внутри учебной группы, с родственниками и друзьями, социальным сетям. Среди прочего респондентам были заданы вопросы о способах борьбы с субъективным переживанием одиночества.

Вопрос 1. Вы чувствуете себя одиноким?

Анализ полученных данных показывает, что большинство молодых людей «редко» испытывают чувство одиночества – 46%. Правда, «очень редко» чувство одиночества испытывают 26% опрошенных. «Часто» это чувство испытывают 25% респондентов, «очень часто» – 6%, а «никогда» – всего лишь 8%.

Это говорит о том, что в той или иной мере его испытывают почти все опрошенные. Полученные результаты указывают на актуальность проблемы.

Вопрос 2. Как Вы считаете, в чем причина того, что Вы чувствуете себя одиноким? (основная причина)

Обобщая ответы респондентов можно выделить две наиболее значимые причины (рис. 1). Первая причина – рядом не всегда есть люди, которым можно было бы доверить свои мысли, чувства, идеи. Эту причину в качестве основной указали 44% опрошенных. Следовательно, можно сделать вывод о том, что респонденты не находят желаемой степени близости в общении среди своего окружения. Второй важной причиной отмечается большая загруженность, нехватка времени, так как учеба занимает много времени, к тому же многие респонденты совмещают работу и учебу. Подобная загруженность сказывается на отсутствии необходимого времени для общения, чтобы испытывать комфортное состояние. Эту причину указали 33% опрошенных.

В равном соотношении так же были отмечены такие причины одиночества как: желание уединения 7%, проживание в одиночестве 6%, вынужденная разлука с близкими – 4%, а также дискомфорт, неловкость в общении с окружающими. 9 респондентов не ответили на данный вопрос. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что дистанционное общение не может заменить физического дружеского взаимодействия, беседы, обмена мнениями.

Рис. 1. Причины переживания субъективного одиночества по мнению респондентов

 Вопросы 3-5. Как Вы справляетесь с одиночеством дома и вне дома?

Для удобства изложения объединим ответы на вопросы 3-5 о том, как студенты справляются с чувством одиночества дома и вне дома. Подробные диаграммы, полученные на основании ответов респондентов, представлены на рис 2, 3, 4.

Рис. 2. Варианты способов борьбы с одиночеством по мнению респондентов

 

Большинство респондентов ответили, что они не предпринимают никаких действий, чтобы справиться с одиночеством 16% опрошенных. 15% опрошенных отметили, что справляться им помогает общение. Также среди прочих по частоте повторений были выделены социальные сети. Данный ответ выбрали 9% (рис. 2).

Еще один выделяющийся по частоте способ борьбы с одиночеством, это физическая активность в виде спортивных секций и танцев – 8%. Также в равной степени выделяются 6-4% такие варианты ответов как: работа, творчество и хобби, чтение книги, учеба, кино и сериалы, прогулки в парках, медитация, домашние дела.

  

Рис. 3. Способы проведения времени вне дома, чтобы справиться с одиночеством по мнению респондентов 

Анализируя ответы и полученную диаграмму (рис. 3), описывающие как справляются респонденты с одиночеством вне дома можно выделить два наиболее распространенных ответа – прогулки в парках и скверах (очень часто 26%, часто 38%), а также спортивные секции и фитнес-центры (очень часто 20%, часто 10%).

Оба ответа можно рассматривать как попытку справиться с эмоциональным состоянием через телесное проявление – в первом случае через замедление и успокоение на свежем воздухе, во втором случае – через агрессивность посредством физических нагрузок.

Рис. 4. Способы проведения времени дома, чтобы справиться с одиночеством по мнению респондентов

В домашних условиях среди способов борьбы с одиночеством лидируют социальные сети 73%, домашние дела 42%, интернет – серфинг 42%. (рис. 4) По распределению ответов респондентов можно судить, что в домашних условиях сталкиваясь с переживанием одиночества они стараются переключить внимание от проблемы или получить общение с помощью дистанционных технологий и социальных сетей.

Вопрос 6. Достаточно ли Вам общения?

Согласно таблице первичных данных большинство молодых людей утверждают что им достаточно общения – 50%. Проблема одиночества молодежи, таким образом, заключается не в количестве общения, а в его качестве. Можно много общаться с людьми, проводить свое свободное время с группой или друзьями, но при этом все равно испытывать чувство одиночества.

Результаты показывают, что 28% респондентов испытывают переизбыток общения. Возможно, этот результат большого количества респондентов с первого и второго курсов, которые активно вступают во взаимодействие друг с другом. Недостаток в общении испытывает – 11% респондентов. Среди тех, кто общается только с близким кругом людей – 11 %. При этом графа «совсем не с кем общаться» оказалась незаполненной. Это свидетельствует о том, что молодые люди в студенческое время находятся в довольно выгодной позиции с точки зрения процесса общения, по сравнению с другими возрастными группами.

Вопрос 7. Какое высказывание Вам ближе?

Большинство респондентов ответили, что спокойно относятся к одиночеству, могу быть в уединении – 81%. (рис. 5) Это говорит о том, что одиночество не является для студентов пугающим, одиночество рассматривается, как необходимость, чтобы привести мысли в порядок. К тому же студенты технических вузов с учетом учебной программы проводят много времени в самостоятельной работе. Правда, только 5 % признали, что любят одиночество и им комфортно в одиночестве. Не любят одиночество 8%, а избегают 6%. Отметим, что при ответе на этот вопрос нет крайностей, процентное соотношение между теми, кто любит одиночество и избегает его равнозначно. На основании чего мы можем сделать вывод, что для студентов одиночество воспринимается как данность, зависящая от жизненных условий.

Рис. 5. Оценка отношения к феномену одиночества по мнению респондентов всей выборке

Вопрос 8. Какие социальные сети используете?

Среди социальных сетей по мнению респондентов данного исследования в большей мере выделяются такие как «Вконтакте» 93%, Instagram 74%, Telegram 56%. Среди иных социальных сетей были отвечены YouTube и Twitter. (рис. 6)

В целом социальная сеть «ВКонтакте» позволяет не только общаться с друзьями в личных и групповых чатах, но также просматривать фотографии, фильмы и сериалы, состоять в сообществах по интересам. Большинство учебных групп помимо чата для общения студентов учебной группы имеют групповой чат с куратором, представителем факультета или общий кафедральный чат для оперативного решения вопросов.

Возможности сети Instagram на данный момент позволяют размещать фотографии и развлекательный контент, но и находить сообщества по интересам, проходить обучающие курсы.

Рис. 6. Распределение частоты и наименования социальных сетей, используемых респондентами

Также в разрезе обучения полезен Telegram, где можно общаться через групповые и частные чаты, размещать голосовые сообщения, информацию в формате видео и фото. На данный момент многие образовательные проекты развиваются посредством данной сети.

Вопрос 10. Сколько времени в день Вы общаетесь через социальные сети? (с учетом рабочей или учебной необходимости)?

Большинство респондентов проводят 1-3 часа в социальных сетях 42% времени. 39% проводят в социальных сетях 3-6 часов своего времени и 19% признали, что они проводят более 6 часов в социальных сетях. Описывая выше возможности социальных сетей, можно предположить, что на самом деле социальные сети используются на данный момент не столько для непосредственного общения, сколько для поиска единомышленников. Также из ответов на другие вопросы мы видим, что социальные сети не являются ведущими способами борьбы с одиночеством.

Вопрос 12. Охарактеризуйте свои отношения с одногруппниками?

Стоит отметить, что среди ответов респондентов вариант «Не общаюсь с одногруппниками» не встречался. Следовательно, все опрошенные общаются внутри учебной группы. Большинство респондентов 44% отметили, что имеют свою подгруппу людей внутри учебной группы с которыми им интересно общаться. Один-два близких друзей внутри группы имею 26% респондентов. 19% отметили, что у них очень дружная группа и они проводят много времени вместе и при этом 11% описали свои отношения с одногруппниками как общение в чатах. В целом можно отметить, что студенты общительны.

Вопрос 13. Есть ли у Вас друзья вне студенческой группы? 

У большинства студентов множество друзей и знакомых, с которыми они поддерживают общение 48%, небольшой круг друзей имеет 36% опрошенных. Одного близкого друга имеет 13% и 3% ответили, что ни с кем не общаются. Полученное распределение подтверждает идею о том, что студенты активно общаются друг с другом, не ограничиваясь общением с одним человеком. Наблюдаемая тенденция показывает, что студенты стремятся развивать коммуникативные навыки, расширять круг знакомств, учиться получать пользу и удовольствие от общения с другими людьми.

Вопрос 15. Как близко Вы общаетесь с родственниками? 

Как очевидно, исходя их полученной диаграммы (рис. 7), наиболее близкие отношения у респондентов с матерью. 83% отметили близости в отношениях с матерью, при этом подобную степень близости с отцом отмечает всего 46%.

Второе место по степени близости занимаю отношения с братьями и сестрами 61%. Далее по степени близости идут старшие родственники в лице бабушек и дедушек 51%.

Практически не общаются респондентами с дальними родственниками 72%.

Рис. 7. Распределения отношений с родственниками по мнению респондентов

 

Вопрос 16. Есть ли у Вас отношения?

Большинство респондентов отношений не имею 39%, также стоит отметить 14%, которые находятся в поиске и постоянных отношений не имеют. Возможно, это следствие того, что студенты на данный момент не готовы к серьезным отношениям и обязательствам. В серьезных отношениях состоит 37% респондентов, данная категория респондентов имеют вместе с партнером совместный быт и планируют совместное будущее, 10 % состоят в отношениях, но общего быта не имеют.

Вопрос 17. Испытываете ли Вы потребность в ситуативном общении (в очереди, на улице)?

Среди ответов респондентов выделяются три равновеликие группы ответов со схожим смыслом (рис. 8). Из чего мы можем сделать вывод, что серьезной потребности в ситуативном общении респонденты не испытывают, но могут поддержать разговор при необходимости или если человек им симпатичен. Это можно объяснить тем, что общение с незнакомыми людьми носит эпизодический характер и не несет какой-либо эмоциональной связи. Многие люди не склонны тратить время на то, что не приносит пользы, эффективности или ценности для них.

Рис. 8. Оценка потребности в ситуативном общении

Вопрос 18. Удовлетворены ли Вы качеством общения...

Согласно данным и полученной диаграмме рис. 9, респонденты удовлетворены всеми категориям отношений представленными в опроснике. Наибольшее значение у качества общения выделяется при общении с друзьями 82% и коллегами 77%, в учебной группе качество общения среди респондентов 72%. При этом в каждой категории находятся респонденты, которые не довольны качеством общения с данной категорией.

Рис. 9. Оценка удовлетворенностью общением по мнению респондентов

Вопрос 19. Случается ли ситуация, что Вам хочется ли куда-то сходить, но не с кем?

Большинство респондентов сталкиваются с этой проблемой «редко» – 31%. «Часто» с данной проблемой сталкиваются 24%, а ответ «Очень редко» выбрали 21%. Всего 8% сталкивается с этой проблемой постоянно.

Данные показывают нам, что данный вопрос является актуальным для большинства студентов. Причиной этого может служить стиль и ритм жизни молодых людей, загруженность графика и совмещение работы с учебой, также финансовые возможности, место жительства, а также несовпадение сфер интересов. При этом 16% не сталкивались с этой проблемой.

Вопрос 20. Если такая ситуация происходит, как Вы с ней справляетесь?

 Рис. 10. Распределение результатов респондентов по вопросу «Если такая ситуация происходит, как Вы с ней справляетесь?

Большинство респондентов отмечают, что при возникновении подобной ситуации, они «никуда не пойдут или перенесут встречу» 51%. Это может быть объяснено следующим образом: для многих людей находиться в общественных местах в одиночестве является некомфортным или даже стрессовым фактором. При этом 27% все-таки пойдут куда-то в одиночестве. Остальные респонденты отметили, что не сталкивались с подобной ситуацией, так как у них всегда есть те, кто могут составить компанию. 12% респондентов воздержались (рис. 10).

Подобное распределение ответов может свидетельствовать, что в подобной ситуации человек опирается на свои личностные качества: силу характера, мотивированность и целеустремленность.

Вопрос 21. Случается ли ситуация, что Вам хочется поговорить по душам, но не с кем?

Большинство респондентов отметили, что не сталкивались с такой проблемой 35%. При этом мы наблюдаем полярное распределение равнозначных ответов. 21% респондентов ответили, что им «часто» не с кем поговорить по душам и 21% ответили, что с подобной ситуацией они сталкиваются «редко». Данное распределение может указывать не достаточную честность и сопротивление в данном вопросе. Также такая разница в ответах может быть связана с большим количеством студентов младших курсов, которые возможно еще не сталкивались с подобной проблемой. «Редко» сталкиваются с подобной ситуацией 13% опрошенных. 10% отметили что им «очень часто» не с кем поговорить по душам.

Вопрос 22. Если такая ситуация происходит, как Вы с ней справляетесь?

Большинство респондентов 29% пытаются разрешить данную ситуацию самостоятельно с помощью разговора с воображаемым собеседником (рис. 11). При этом 24% просто держат свои эмоции при себе. Студенты не склонны делиться своими проблемами с людьми, которым они не доверяют.

Среди вариантов общения выбираю звонок маме 7% и звоню другу 9%. То есть общение в такие минуты для них является крайне ценным.

Многие студенты отвлекают себя посредством чтения книг, работы, хобби, прогулки.

Рис. 11. Распределение результатов респондентов по вопросу «Если такая ситуация происходит, как Вы с ней справляетесь?

 

Следовательно, исходя из результатов опросника, подтверждается, что одиночество в студенческой среде является актуальной проблемой.

В рамках исследования был проведен сравнительный и корреляционный анализ для сопоставления результатов групп с разными уровнями личностной тревожности.

При оценке субъективного переживания одиночества в группах присутствуют значимые различия. Для группы с высоким уровнем личностной тревожности более выражено значение уровня субъективного переживания одиночества, чем для группы с умеренным уровнем тревожности. По полученным результатам мы можем судить о том, что при высоком уровне личностной тревожности большинство жизненных ситуаций рассматриваются испытуемыми, как угрожающие их социальному статусу в группе, самооценке. Для таких студентов характерны повышенная ранимость, обидчивость, что осложняет построение длительных и глубоких отношений с другими людьми.

При сравнении показателей реактивной тревожности у двух групп было обнаружено статистически значимое различие (на уровне значимости p=0,000). Это может свидетельствовать о том, что в группе с умеренной тревожностью испытуемые проще справляются со стрессовыми ситуациями, переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, а также раздражительностью, чем группа с высоким уровнем тревожности.

При сравнении показателей личностной тревожности у двух групп было обнаружено статистически значимое различие (на уровне значимости p=0,000). Это может свидетельствовать о предрасположенности к тревожности, как к черте характера в группе с высоким уровнем тревожности.

При сравнении показателей двух групп также было выявлено преобладание высоких значений личностной тревожности. Высокие стрессовые нагрузки (подготовка и сдача контрольных работ, защита лабораторных работ, подготовка и защита выпускной квалификационной работы) могут стать причиной тревожности. Неудачные попытки при этом формируют отрицательный опыт, который может послужить основой для беспокойного поведения, что в свою очередь закрепляет тревожность, как черту характера.

Статистически значимых различий при сравнительном анализе мотивов учебной мотивации не обнаружено. На уровне тенденции к различиям показатели «Профессиональные мотивы» и «Учебно-познавательные мотивы».

Наименьшее стандартное отклонение у шкал «Социальные мотивы» и «Коммуникативные мотивы» подтверждает, что студенчество — это период активного взаимодействия с большим количеством людей не только в рамках учебной группы, но и поток по факультету, студенческие объединения, преподаватели и кураторы.

Проведя анализ различий в выраженности значений мотивов обучения для двух групп, выявлено что для обеих групп вне зависимости от уровня тревожности доминантными мотивами обучения является «Коммуникативные мотивы» и «Мотивы творческой самореализации».

В наименьшей степени для обеих групп свойственны «Мотивы избегания» и «Мотивы престижа».

Проведенный корреляционный анализ выявил наличие и определил характер взаимосвязи между возрастом, уровнем субъективного переживания одиночества, уровнями тревожности и учебной мотивацией у студентов.

Значимой взаимосвязи между уровнями субъективного переживания одиночества, уровнями реактивной и личностной тревожности не обнаружено.

Для общей выборки значимой взаимосвязи возраста респондентов с уровнями субъективного переживания одиночества и уровнем реактивной тревожности не обнаружено. При этом усиление личностной тревожности увеличивается вместе с ростом возраста респондентом. Были обнаружены отрицательные связи на уровне тенденции между возрастом испытуемых и показателями «Коммуникативные мотивы», «Мотивы престижа», «Учебно-познавательные мотивы».

Уровень субъективного переживания одиночества по результатам корреляционного анализа для общей выборки имеет положительную и сильно выраженную взаимосвязь как с уровнем реактивной тревожности, так и с уровнем личностной тревоги. По численному выражению корреляции мы можем судить, о том, что рост уровня тревожности приводит к росту уровня субъективного переживания одиночества. При этом немного ярче выражена взаимосвязь между субъективным переживанием одиночества и реактивной тревожностью. То есть при усилении тревожности вызванной как внешними факторами, так и личностными переживаниями студенты будут чувствовать себя более одинокими и отстраненными.

Для группы с высоким уровнем личностной тревожности субъективное переживание одиночества имеет значимую положительную взаимосвязь с уровнем реактивной тревожности. В данной группе имеется тенденция к усилению субъективного переживания одиночества с ростом реактивной тревожности. Ожидание неблагоприятного исхода событий и поиск неопределенной опасности может послужить причиной желания отстранения от других людей. Значимой взаимосвязи между уровнем субъективного переживания одиночества и уровнем личностной тревожности не обнаружено.

Также были обнаружены корреляционные связи между мотивами обучения. Наибольшее количество значимых положительных корреляционных взаимосвязей выявлено у показателя «Учебно-познавательные мотивы». Наиболее выраженную взаимосвязь данный мотив имеет с показателем «Профессиональные мотивы». Следовательно, рост знаний, навыков и умений студентов увеличивает их интерес к специальности, рост профессиональных навыков, желание применять знания на практике. Для «Мотивов творческой самореализации» обнаружена значимая взаимосвязь на уровне тенденции с «Учебно-познавательными мотивами».

Для группы с высоким уровнем тревожности наиболее значимую взаимосвязь также имеют «Учебно-познавательные мотивы» и «Профессиональные мотивы». Так же для данной группы характерна взаимосвязь между «Мотивами престижа» и показателями «Социальными мотивами» и «Мотивы избегания». На уровне тенденции представлены взаимосвязи между «Коммуникативными мотивами» и «Учебно-познавательными мотивами», а также между «Социальными мотивами» и «Мотивами избегания».

Для группы с умеренным уровнем личностной тревожности не выявлено значимых взаимосвязей между уровнем субъективного переживания одиночества и уровнями тревожности. Обнаружены отрицательные взаимосвязи возраста и показателей «Коммуникативные мотивы», «Мотивы престижа», «Учебно-познавательные мотивы». Наиболее ярко выражена взаимосвязь между «Социальными мотивами» и «Мотивами престижа». Для показателя «Мотивы избегания» значимых связей не обнаружено.

Возможными вариантами преодоления чувства одиночества могут стать: проживание индивидуальной самореализации, изменение формата идентификации, развитие личностных качеств и способностей, социальная активность, творческое самовыражение, позитивный взгляд на жизнь, поиск нестандартных решений. доминирующие ценности, например, наличие хороших и верных друзей. По-видимому, именно сфера близких взаимоотношений представляет для одинокого человека наиболее вероятный источник внутреннего конфликта» [5].

В период студенчества острое переживание одиночества негативно влияет на развитие личности, возможности ее самореализации и профессионального роста [6].

В первую очередь хотелось бы отметить использование проективных методик для работы психолога, в том числе арт-терапии и применения метафорических ассоциативных карт. Данные методы позволяют субъекту повысить степень самораскрытия через доступ к картине внутреннего мира, прояснить наиболее значимые ценности и определить истинное значение «одиночества» для субъекта.

Еще одним вариантом, позволяющим увеличить самораскрытие субъекта, является применение метода глубинного интервью. При проведении интервью можно создать более доверительные отношения с клиентом. Открытые вопросы позволяют снизить формализацию процесса, определить жизненную стратегию, выявить истинную значимость и степень проживания одиночества.

Для более полного раскрытия клиенту можно предложить различные дневниковые практики: утренние страницы, письмо себе и пр. Важно объяснить клиенту проведения анализа дневниковых записей.

Анализ данного материала дает нам доступ не только к сознательному содержанию мысли клиента, но и к ассоциативным связям, динамике развития одиночества. Для анализа также может подойти использование материала из личных блогов, но необходимо учитывать, что текст блога ориентирован на определенную социальную оценку, что снижает его ценность для терапевтических целей.

Литература

    1. Шитова Н.В. Одиночество – сложная проблема современных женщин // Территория науки. – 2006. – № 1(1) – С. 165-169.
    2. Водяха Ю.Е. Психологическая диагностика сфер личности [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / Урал. гос. пед.ун-т; авт.-сост. Ю.Е. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018.
    3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Изд. ВСГТУ – – 280 с.
    4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты // Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
    5. Каширский Д.В. Психологические особенности систем ценностей студентов с различной степенью переживания одиночества // Мир науки, культуры и образования. – 2008. – №5(12) – С. 162-166.
    6. Лабанова А.М. Взаимосвязь субъективного проживания одиночества и самореализации у женщин // V Фрейдовские чтения: Психология и психоанализ субъекта нашего времени // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Сер. «Эпоха психоанализа» Под редакцией М.М. Решетникова. – 2021. – С. 239-247.
    7. Пузанова Ж.В. Одиночество: Возможности эмпирического исследования // Вестник РУДН. – 2008. – №4 – С. 28-37.

Об авторе

Лабанова Анна Михайловна – выпускница магистратуры АНО ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа», г. Санкт-Петербург
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Смарышева Виктория Алексеевна – кандидат психологических наук, Проректор по учебной работе АНО ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа», г. Санкт-Петербург
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Лабанова А.М,, Смарышева В.А. Взаимосвязь субъективного переживания одиночества, тревожности и учебной мотивации у студентов технических вузов на примере БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен