ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Хребин М.В. (г. Пятигорск)

ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «САМОРЕАЛИЗАЦИИ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия «самореализация» с позиций существующих в психологической науке подходов. Определяются цель, источники и движущие силы процесса самореализации как психологической категории. Обозначены отличия в интерпретации исследуемой категории различными психологическими направлениями. Выявляются особенности западного и восточного типа самореализации. Анализируется структура и этапы формирования процесса самореализации. Обосновываются теоретические основания изучения самореализации с позиций интегративных характеристик человека, его субъектных качеств.

Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, гуманистическая психология, внутренний мир личности, ценностные ориентации, виды деятельности, психология субъекта, субъектные качества.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Изучение проблемы самореализации человека в психологии связывается с анализом работ основоположников гуманистического направления психологии. Благодаря обращению психологов к исследованию проблем, связанных с реализацией человеком своего потенциала, своих возможностей, своей «самости», современная психология обогатилась не только отдельной психологической школой – гуманистической психологией, но и огромным багажом новых данных, позволивших развить базовые положения теории самоактуализации.

Гуманистическая психология, возникшая в 60-е годы XX века в американской психологии, явилась той «третьей силой», тем направлением психологии, которое, в отличие от неофрейдизма или нео-бихевиоризма, не ставило перед собой цели «ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ». Напротив, гуманистическая психология, в противовес этим двум направлениям намеревалась открыть новый взгляд на природу психики человека. Этот взгляд, прежде всего, касался переосмысления сущности человека, которую представители этой школы видели в его свободе, и способности самому быть причиной своего поведения. С этой позиции человека характеризуют не только события прошлого, но, прежде всего, его цели и надежды на будущее. В личности человека важнейшим является его творческая способность к самостоятельному формированию своего «Я».

Развитие науки о человеке как о личности, стремящейся к максимальной реализации себя связываются с известной теорией самоактуализации личности А. Маслоу. Однако истоки понятия самореализации просматриваются в работах Ницше, Юнга, К. Хорни, Э. Фромма, и других авторов, решавших задачу создания всеохватывающей теории конечных жизненных целей [13]. Д.А. Леонтьев отмечает, что сама идея реализации человеком заложенных в нем потенций представлена во многих философских системах, начиная с Аристотеля.

К. Роджерс считает, что развитие личности должно соответствовать «полной реализации каждого момента». Целью самореализации является желание человека стать самим собой. Главную движущую силу жизни ученый определяет как стремление к непрерывному движению вперед. Эта тенденция движения вперед побуждается стремлением реализовать свои возможности.

Анализируя работы Маслоу и Роджерса, Е.А. Петрова [15] отмечает, что в качестве источника самореализации по А. Маслоу, выступает внутренняя природа человека, его самость, содержание которой «достаточно неопределенно». Для обозначения сущности самореализации им используются понятия, являющиеся сопряженными: глубинная природа, бессознательная самость, внутренний мир, внутренний психический мир, при этом, различия между ними не обсуждаются.

Следует обозначить некоторые аспекты, которые отличают взгляды представителей экзистенциального направления гуманистической психологии и отражены во взглядах В. Франкла, Дж. Бьюдженталя, Р. Мэя, И. Ялома и др. Представители данного направления развивают идею об отсутствии биологически обусловленной сущности человека и говорят о том, что самость является прижизненным образованием. Особое значение В. Франкл уделяет ценностям, а именно: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношений. Ценности понимаются автором как система мотивационных механизмов, обеспечивающих сообразность протекания жизнедеятельности интенциональной сферы субъекта. С позиции Р. Мэя самоактуализация личности связана с реализаций ею своего бытия, что дало основание автору рассматривать самореализацию как непрекращающийся постоянный поток жизненных выборов. Именно реализуя эти выборы, человек творит самого себя [14].

С несколько иной позиции проблема самореализации изучается в социально-философском направлении. Социально-философский аспект проблемы самореализации личности представлен взглядами на самореализацию, где можно увидеть существенные отличия в понимании самореализации на Западе и Востоке [7, с. 93]. Автор указывает, что менталитет имеет большое значение в решении проблемы самореализации человека и играет определяющую роль в формировании индивидуальной траектории самореализации людей определенного менталитета.

Рассматриваются две противоположные ориентации менталитета в регуляции активности человека. Первая связывается с самореализацией через преобразование общества и природы. Вторая – самореализация через преобразование самого себя. Автор говорит о том, что на каждом историческом этапе можно увидеть эти две прямо противоположные возможности самореализации человека. Для западного инновационного общества было характерным воплощение первой тенденции, т.е. самореализация в активных действиях по преобразованию внешнего мира и природы. Вторая тенденция реализовывалась посредством изменения самого себя, в ее основу была положена идея необходимости приспособления к естественному порядку вещей (даосизм и др.). При этом, как подчеркивает Р.А. Зобов, «человек не был ориентирован на преобразование внешней среды, создание различных инноваций и ориентировался на адаптацию к существующему порядку. На пути такой самореализации сформировалось традиционное восточное общество». Автором выделяются также преимущества и недостатки каждого из способов самореализации, зависящей от типа менталитета. К недостаткам самореализации «западного типа» автор относит, среди прочего, появление крайних форм индивидуализма. В то же время отмечается, что этот тип самореализации способствовал расцвету науки, техники, улучшению качества жизни людей. Менталитет «восточного типа», обращаясь, прежде всего, к стимулированию внутренней активности человека, направленной на его самосовершенствование, породил ряд оригинальных философских систем, а также множество практических рекомендаций по расширению сознания (йога и т.п.), наметил пути предотвращения и избегания экологических катастроф. В то же время, проникновение западных «впечатляющих успехов прогресса» на Восток, способствует тому, что здесь появились и элементы западной культуры. Это, по мнению автора, представляет определенную опасность с точки зрения внедрения прагматизма и активности в ее «европейском (западном) понимании, а также внедрения целостного способа самореализации западного человека на Восток» [8, с.175].

В концепции самореализации автора развивается идея о том, что, по всей видимости, поиск синтеза западного и восточного типа самореализации вряд ли может быть осуществим. В то же время, в определенных ситуациях в рамках одного социума «вынуждены сосуществовать различно ориентированные этносы с разным менталитетом; тогда возникает необходимость в средствах социального контроля их взаимодействия. В качестве такого средства на протяжении многих столетий выступала идеология, которая ограничивает и согласует проявления отдельных менталитетов» [8, с.176].

В психологических исследованиях самореализация трактуется как процесс реализации себя, осуществление самого себя в жизни, связанное с поиском и утверждением своего особого пути, своих ценностей и смысла существования в каждый момент времени. В основе этого процесса лежат потребности в самосовершенствовании [4].

Л.Н. Когана убеждает, что самореализация представляет собой успешное освоение ролевых функций в трудовой, социальной и семейной жизни, соответствующее внутреннему миру личности, ее глубинным интересам, ценностным ориентациям и установкам. Субъективная сторона самореализации связывается автором с высокой степенью общей удовлетворенности жизнью. Процесс самореализации детерминируется обществом и свободным выбором человека и связан с поэтапным присвоением общественных связей и отношений. Самореализация выступает критерием ценности для индивида в основных видах социальной деятельности, прежде всего, в трудовой деятельности, поэтому, самореализация личности связана с общественно-полезной направленностью деятельности [10, с.102].

В работах ученых предлагается различное понимание этого процесса. И.А. Идинов рассматривает самореализацию как выделение из себя энергии, умений, навыков, способностей, т.е. всего, что накоплено в процессе саморазвития самим человеком для демонстрации своего «Я». Г.К. Чернявская говорит о самореализации как практическом осуществлении человеком своих задатков, способностей, дарований, черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для себя, коллектива и социума, общества в целом [16, с. 31]. С точки зрения А.К. Исаева, «самореализация – это социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека» [9]. С позиции В.И. Муляра процесс самореализации может быть раскрыт через комплекс понятий. К ним автор относит понятия индивидуальность, опредмечивание и распредмечивание сущностных сил личности, а также понятия культура, свобода, самодеятельность, целенаправленность. «Самореализация личности выступает как свободное раскрытие индивидуальности личности в процессе ее многогранной деятельности, как опредмечивание сущностных сил личности в процессе свободной деятельности – самодеятельности, осуществляемой в индивидуальной форме». Л.Н. Коган понимает самореализацию как сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многогранной деятельности [11, с. 147]. А.Г. Асмолов рассматривает самореализацию как выражение интегральных системных качеств личности, которые фактом своего возникновения обязаны социальной общности [1, с. 367]. С позиции К.А. Абульхановой-Славской, самореализация есть активность, осуществленная в действенном плане жизни.

Исследователями также подчеркивается, что сложность исследования проблемы самореализации во многом объясняется «междисциплинарностью и межпарадигмальностью» самой проблемы, и отсутствием единого подхода, единой парадигмы представления о самореализации личности в настоящее время не существует [15, с.7].

Возможно, именно этим объясняется то, что понятия самореализация, самоактуализация и самоосуществление в исследованиях часто рассматриваются как идентичные понятия. Чаще всего, понятие самоактуализации описывается со ссылками на работы основоположника гуманистической психологии – А. Маслоу. Как уже было отмечено, именно ему принадлежит концепция самоактуализирующейся личности в психологии и именно Маслоу оформил идею самоактуализации в научные психологические рамки. Самоосуществление, self-fulfillment, чаще понимается как результат самореализации, когда происходит полная реализация возможностей человека, своеобразный итог процесса самореализации.

В современной психологии существует множество исследований, внимание которых сконцентрировано на изучении процессов, по сути отражающих смысл процесса самореализации: самовыражение, самосовершенствование, самоутверждение и др. А также уделяющих внимание изучению сходств и различий между ними (Д.А. Лентьев, И.Б. Дерманова, Л.А. Коростылева и др.).

Новые идеи в понимании процесса самореализации, на наш взгляд, отражены в работе И.Д. Егорычевой, где самореализация понимается как непрерывный процесс поэтапного становления определенных видов деятельностей, являющихся взаимосвязанными и взаимообусловленными [5]. Специфика самореализации как особого типа деятельности, определяется направленностью деятельности (мотивационной, целевой, предметной). Процесс становления самореализации, с точки зрения исследователя, имеет сложную структуру, которая представлена определенными этапами. На каждом из этапов происходит освоение особых «видов деятельности»: самоидентификации, саморазвития, самоактуализации и самореализации. Причем, каждый из них выполняет в этом процессе свою функцию. Целью самоидентификации, как специально организованной субъектом деятельности, является самопонимание, самотождественность, самопринятие, осознание собственной целостности, уникальности, значимости, «обнаружение» себя в мире при сформированном ценностном отношении к нему. Целью саморазвития, как специально организованной субъектом деятельности, являются положительные самоизменения личности в направлении своего «идеального Я». Целью самоактуализации, как специально организованной субъектом деятельности, является выявление потенциальных возможностей, действительных потребностей, жизненных смыслов, представлений о собственном предназначении в мире. Целью самореализации, как специально организованной субъектом деятельности, является воплощение своего субъективно ощущаемого предназначения.

Особенностью данной концепции является то, что этапы самореализации связываются с онтогенетическими периодами. Так, самоидентификация связывается с подростковым периодом, саморазвитие – с периодом ранней юности, самоактуализация – с периодом поздней юности, самореализация – с достижением периода взрослости. В результате автор обосновывает положение о том, что в структурно-содержательных компонентах самореализации в интегрированном виде содержатся итоги предшествующих самореализации видов деятельности [5].

В исследованиях Л.А. Коростылевой самореализация определяется следующим образом. «Самореализация личности – это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие индивидных и личностных потенциалов. В самом общем виде самореализация как процесс реализации себя – это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Самореализация достигается только тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив для личностного роста» [12, с. 69].

В исследовании автором показано, что самореализация личности обусловлена устойчивыми обобщенными детерминантами, которые определяются действием мотивационно-смысловых механизмов и актуализацией«соответствующих образований». При этом процесс самореализации направлен изнутри во внешний мир, внешнюю реальность. В качестве критериев самореализации личности выделяются удовлетворенность и продуктивность, которые могут быть применены к личности и к обществу. Продуктивность (успех) рассматривается в качестве объективного условия самореализации. Удовлетворенность – в качестве субъективного условия самореализации.

Выделенные Коростылевой уровни самореализации личности, с точки зрения автора, имеют свои детерминанты. Выделяются четыре уровня самореализации личности: низкий (примитивно-исполнительский), средненизкий (индивидуально-исполнительский), средневысокий (уровень реализации ролей и норм в социуме (с элементами духовного и личностного роста) и высокий уровень (уровень смысложизненной и ценностной реализации (реализации сущностной аутентичности)). В основе каждого из них лежат механизмы, определяющие качественное своеобразие природы самореализации личности. Следует отметить, что четвертый – наиболее высокий уровень самореализации, связывается автором с сущностной аутентичностью. Можно сказать, что достижение самореализации, ее наивысшего уровня, связывается автором с максимальной реализацией своей истинной природы, своих возможностей, нахождением аутентичности своей сущности.

Концепция Л.А. Коростылевой была подробно проанализирована в работах Э.В. Галажинского. Автор соглашается с тем, что самореализация становится возможной, прежде всего, при наличии у человека сильного побудительного мотива личностного роста. Однако, критически оценивает идею о возможности выделения четырех уровней самореализации личности, а также взгляды на их детерминацию.

Кроме того, Галажинский считает положение о том, что уровень самореализации личности может быть детерминирован развитием личности, в содержательном плане, слишком общим, полагая, что уровень развития личности проявляется в уровне самореализации. «Стремление реализовать наличный уровень самореализации может вызывать к жизни деятельность, целью которой является самореализация личности, и тогда уровень развития личности окажется зависимым от уровня самореализации, присущего личности» [3, с. 172]. Автор выдвигает свое представление о детерминации самореализации. Он считает проблему уровней самореализации связанной с другой проблемой – проблемой различения (дифференциации) ценностей и смыслов. Именно они могут выступать как детерминанты уровней самореализации и ее степени [3].

Изучение уровня самореализации Галажинский приводит в связи с исследованием выраженности «чувствительности к проблемам», т.е. сензитивности человека к открывающимся возможностям. Именно с «чувствительностью к проблемам» автор связывает уровень самореализации. Наличие сензитивности к проблемам является, с точки зрения автора, проявлением продуктивно-сверхадаптивного уровня самореализации. Более низкий уровень самореализации (репродуктивно-адаптивный) может быть реализован в зависимости от актуальных смыслов. Таким образом, дифференциация уровней самореализации обусловлена как доминированием разных источников активности, так и разными типами системных новообразований – смыслов и ценностей. При этом источниками активности в первом случае выступают существующие возможности, во втором – актуальные потребности.

Самореализация понимается автором довольно широко – как «адекватный для человека, наделенного сознанием, способ саморазвития», как имманентный, инвариантный признак, присущий всей природе, а не только природе человека. Однако, значимая роль отводится автором культурно-историческому диапазону, внутри которого происходит переход от самореализации, понимаемой как обязательный компонент взаимодействия системы с окружением, т.е. самореализации как «сопутствующего явления», к «самореализации как осознанному способу существования личности». Только в этом случае самореализация будет выступать в качестве образа жизни личности, а ценностные координаты многомерного мира человека будут являться пространством для самореализации. В целом, самореализация личности, как процесс реализации собственных возможностей человека «обеспечивает смысл и ценность их собственно человеческого существования» [3].

Современные тенденции развития науки, ее вхождение в постнеклассическую эпоху способствуют внедрению новых взглядов на исследование проблемы самореализации человека [2]. В этом аспекте, в соответствии с тенденциями времени, где на первый план выходит комплексное изучение человека, проблема самореализации может быть осмыслена в рамках изучения человека как субъекта. Именно психологии субъекта принадлежит сегодня одна из ведущих ролей в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований [6].

В связи с вышеизложенным можно полагать, что современные тенденции развития науки располагают к исследованию проблемы самореализации именно в рамках психологии субъекта, которой принадлежит сегодня ведущая роль как методологической основы конкретных эмпирических исследований. Движение научной мысли в развитии идей самореализации человека на современном этапе развития науки располагает к ее исследованию с позиции изучения интегративных характеристик человека, его субъектных качеств.

 

Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: МГУ, 1990. – 367 с.
  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы // Известия Российской академии образования. – М.: Магистр, 1999. – С. 30-41.
  3. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности : автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Томск, 2002.
  4. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы саморелизации личности. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1977. – С. 21.
  5. Егорычева И.Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 2012.
  6. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал, 2003. – Т. 24, № 2. – С. 95-106.
  7. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. – 278 с.
  8. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека: учебник / Р.А. Зобов, В.Н. Киселева; под общ.ред. проф. В.Н. Келасьева. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008. – 461 с.
  9. Исаев А.В. Антисуворов. Большая ложь для маленького человечка. – М.: Эксмо, Яуза, 2004. – 416 с.
  10. Коган Л.Н. Человек и его судьба. – М.: Мысль, 1988. – 283 с.
  11. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М.: Мысль, 1984. – 147 с.
  12. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дисс. … д-ра психол. наук. – СПб., 2003.
  13. Леонтьев Д.А. Истоки теорий самоактуализации [Электронный ресурс] // URL: Psychology OnLine.Net. (дата обращения: 18.07.2010).
  14. Мэй Р. Смысл тревоги / пер. с англ. М.И. Завелова, А.Ю. Сибуриной. Rollo May. The Meaning of Alexiety. – N.Y. Pocket Books, 1997.
  15. Петрова Е.А., Белякова Н.В., Нестерова А.А. Теоретико-методологические основания исследования проблем успешной профессиональной самореализации студентов вуза: монография. – М.: РГСУ, 2009. – 176с.
  16. Чернявская А.Г. Психология господства и подчинения. Хрестоматия.– Минск: Изд-во «Харвест», 1998.

 

Об авторе

Хребин Максим Владимирович – аспирант кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного лингвистического университета

е-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Хребин М.В.. Осмысление понятия «самореализации» в психологической науке. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).