ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В., Зиберова И.В. (г. Ставрополь)

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИУМ

УДК 159.923.2

English version:

Аннотация. В статье раскрываются способы активизации познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта. Подчеркивается, что ребёнок с умственной отсталостью особенно нуждается в социализации, адаптации и интеграции в социуме. Доказывается, что использование приемов и способов активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта в ходе производственного обучения и во внеурочное время приводит к более эффективному овладению необходимыми знаниями, умениями, навыками для будущей профессиональной деятельности и интеграции в социум.

Ключевые слова: способы активизации, познавательная деятельность, дети с нарушениями интеллекта, интеграция в социум.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Исследования, проводимые в коррекционной педагогике и психологии, показывают, что без специально организованного воспитания невозможно решать проблемы «включения» ребенка в социум. У ребенка не происходит запуск механизмов, обращенных на вовлечение проблемного ребенка в социальную среду [1; 2].

Задачами организованного обучения умственно отсталого ребенка являются своевременная коррекция недостатков психофизического развития, передача ему установленного круга знаний, выработка практических умений, формирование положительных черт личности. Именно такое воспитание и обучение открывает ребенку с интеллектуальными дефектами перспективу самостоятельной трудовой жизни и интеграции в общество [1-4].

Выполнение названных задач возможно только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, осуществляемое с помощью специальных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности [3].

Исходя из вышеизложенного, цель нашего исследования состоит в изучении и апробации наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта для интеграции их в социум.

Мы предположили, что использование комплекса методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках производственного обучения и во внеурочное время оказывает существенное влияние на продуктивность и качество выработки жизненно важных компетенций, необходимых для эффективной и полноценной социальной адаптации ребёнка данной категории.

Экспериментальное исследование проводилось в период с 2013 по 2015 гг. в государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя». В исследовании приняли участие 24 учащихся 6 классов в возрасте 11-12 лет. Исследование включало три этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.

Результаты констатирующего эксперимента, направленного на диагностику развития познавательных способностей школьников изложены в предыдущей статье данного журнала (№4, 2015) [7].

Данные диагностики показали, что уровень развития способностей учащихся 11-12 лет ниже показателей возрастной нормы [6].

Поскольку работа по активизации познавательной деятельности умственно отсталых детей, имеющих диагноз F 70 – легкая степень дебильности является необходимой и значительно повышающей эффективность коррекционно-развивающего процесса, то такая работа проводилась фронтально со всеми шестиклассниками. Мы осознанно не выделяли контрольную и экспериментальную группу при организации и проведении формирующего эксперимента.

Прежде, чем перейти к приемам и способам активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, рассмотрим основные факторы, побуждающие учащихся к активности.

Одним из ведущих факторов является творческий (исследовательский) характер учебно-познавательной деятельности. Он представляет собой мощный стимул к познанию, побуждает у учащихся интерес и мотивацию к процессу познания и к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Еще одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося является состязательность. Сравнивая себя с другим, и желая превзойти своего товарища, ученик проявляет большую активность, организованность, целеутремленность. Дух соревнования поддерживает интерес, держит ребенка в тонусе, активизирует его способности. Таким образом, каждый ученик, стремясь показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), демонстрирует глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляется на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий – это еще один фактор, побуждающий учащихся к активности. Он представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участников к действию.

Как самостоятельный фактор выступает эмоциональное воздействие (эмоционализация). Она является методом, который пробуждает желание активно включится в процесс учения, приводит в движение познавательный интерес.

Учитывая то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка, применение перечисленных факторов, позволит преподавателю всегда активизировать деятельность учащихся. Это вызовет интерес к занятиям, учащиеся с радостью принимают участие в таких уроках и ждут их снова.

Подчеркнем, что обучение детей с диагнозом легкая дебильность невозможно без коррекционной направленности. Это обучение должно опираться на основные дидактические принципы при осуществлении коррекции и активизации познавательного развития учеников.

Одним из главных принципов является принцип сознательности. При применении принципа сознательности в активизации обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность учащихся. Это такие приемы и способы, которые способствуют более эффективному восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению. На занятиях в группе продленного дня при подготовке домашних заданий ученикам предоставляется значительная самостоятельность. Педагог-воспитатель может еще раз объяснить новый материал, который пройден на уроке. При этом, он ставит перед учениками мыслительные задачи, направляет их познавательную деятельность, оказывает периодическую помощь, побуждая использовать полученные знания при решении различных, в том числе практических задач. Поступательно, шаг за шагом педагог направляет познавательную деятельность учащихся, побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, приучая к самостоятельности. Педагог подбирает соответствующие задачи и вопросы, требующие активного подхода к ним. Необходимо любую, самую незначительную попытку самостоятельно применить приобретенные знания для выполнения предложенных заданий многообразно поддерживается и одобряется.

Следующий принцип – принцип наглядности в обучении. В коррекционной школе для умственно отсталых детей при использовании принципа наглядности обычно используются приемы, объединяющие рациональное и чувственное познание. Особое внимание при этом необходимо уделять вербальным средствам. Главное значение придается речи учителя. Она должна быть четкой и немногословной. Вместе с этим, надо обращать внимание и на речь самих учеников. Учащиеся непрерывно побуждаются к речевым высказываниям, основаниями для которых служат реальные объекты, их объемные или плоскостные изображения.

При работе с наглядными пособиями происходит коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных умственно отсталым детям, таких как замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность.

Для учащихся 6-х классов особое значение приобретает схематическая наглядность. Она оказывать содействие обобщению учебного материала, установлению определенных закономерностей.

Еще одним принципом выступает – принцип прочности усвоения знаний и способов деятельности. Этот принцип предполагает работу, обращенную преимущественно на закрепление знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти позволяют вариативные повторения. При реализации данного принципа, мы отводим особое внимание развитию произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания. При этом, широко применяется принцип сравнения; применяется вербализация учебного материала и способов деятельности.

Особое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся. Он осуществляется на всех этапах работы со школьниками. При обучении детей с умственной отсталостью данный принцип исключительно важен. Выполнение этого принципа требует от учителя знаний об индивидуальных психологических особенностях каждого ученика, особенностях его познавательной и личностной сфер, а также особенностях того семейного воспитания, в условиях которого растет и развивается ребёнок.

Применение данного принципа реально облегчается за счет не большой наполняемости классов, наличием индивидуальных коррекционных занятий. Подчеркнем, что принцип индивидуального подхода к ученикам – один из основных принципов коррекционной педагогики. Без его соблюдения невозможна работа специальной школы.

Также важен и принцип дифференцированного подхода к разным школьникам, обучающимся в одном и том же классе. При этом надо учитывать типологические особенности познавательной деятельности, уровень и темп обучаемости детей. Так, например, есть дети, которые могут легче пересказывать простые тексты, опираясь на серию соответствующих картинок. Именно наглядные опоры помогают школьникам с умственной отсталостью самостоятельно восстановить в памяти изложенный материал в данном порядке.

Другие дети более продуктивно работают, отвечая на вопросы, которые задает учитель. Серия картинок помогает им пересказывать текст лишь очень незначительно. Исходя из сказанного понятно, что с учениками этих двух групп надлежит по-разному проводить работу.

Следует особо подчеркнуть, что специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, а его коррекцию. Реализация принципов научности, систематичности и доступности предполагает четкое соответствие изучаемого материала с познавательными, умственными возможностями каждого ученика.

Вся система предлагаемых ученикам знаний в школе для умственно отсталых детей значительно упрощена. Также резко сокращен объем учебного материала. В основном за счет исключения теоретических предпосылок и сложных правил. В программы не включены такие дисциплины, как химия, физика, иностранный язык и ряд других предметов. Учащиеся коррекционной школы восьмого вида получают образование, которое не может быть приравнено к цензовому. Поэтому принципы научности, систематичности и доступности приобретаемых ими знаний хотя и реализуются, но на сниженном уровне.

Вышеназванные факторы и принципы повсеместно учитывались и реализовывались нами во внеурочное время, в процессе подготовки детьми домашних заданий и других видах деятельности.

Для активизации познавательной деятельности мы также организовывали и проводили с детьми интеллектуальный тренинг по развитию познавательных способностей. В тренинг входили игры, задания и упражнения на активизацию и развитие всех психических процессов – от перцептивных до речемыслительных [6].

Именно интеллектуальные тренинги, включающие в себя специализированные упражнения, способствуют развитию свойств отдельных познавательных процессов и когнитивных способностей в целом.

В последние годы предложено немало комплексов интеллектуальных игр, включенных в специальные тренинги (В.Н. Келасьев Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов, Е.В. Заика и др.). В частности, Е.В. Заика отмечает, что подобные тренинговые занятия будут полезны всем учащимся, а в особенности тем, которые испытывают заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании и усвоении, установлении связей между различными явлениями, решении теоретических и практических задач, выражении своих мыслей в речи.

Интеллектуальные тренинги влияют на эффективное развитие и формирование познавательных способностей школьников. В содержание наших формирующих экспериментов мы включили такие игры, задания и упражнения, которые бы в короткие сроки давали максимальный эффект развития. Используемые в тренингах формирования способностей приемы, задания, игры и упражнения направлены на повышение качества всей когнитивно-интеллектуальной деятельности учащихся. Большое внимание мы уделяли сенсорно-перцептивному развитию и усвоению информации.

Главный принцип, которого мы придерживались при построении тренинговых занятий, состоит в том, что путем многократного повторения простых, но оригинальных упражнений, создается фиксированная установка – основа поэтапного формирования нового навыка умственной деятельности, более эффективной рациональной и производительной (П.Я. Гальперин) [6].

Отметим, что главной задачей при активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями такое их развитие, уровень которого позволил бы наиболее активно войти в социум и организовать жизнедеятельность, соотносящуюся с потребностями, способностями и возможностями ребенка.

Принципиально важно, чтобы дети с отклонениями в развитии, вырастая, адаптировались социально. Для них важно стремление выполнять посильную работу. Это дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми, социально самоутвердиться. В этой связи отдельного внимания заслуживает работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения. Производственное обучение в коррекционной школе осуществляется с 5-го класса. Девочки осваивают швейное дело, мальчики – столярное. В числе основных задач активизации учащихся в процессе производственного обучения – развитие мышления, анализ собственной деятельности, творческое отношение к труду, оценка качества выполняемых работ, развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие коммуникативности.

Активизация учащихся в процессе производственного обучения проводимого под руководством мастера способствует самостоятельному и творческому выполнению ими учебно-производственных работ. Это в дальнейшем сказывается на успешном овладении профессией. Сам процесс производственного обучения заставляет учащихся быть активными. Вместе с этим, на уроках производственного обучения мы рекомендовали педагогам-мастерам использовать специальные методы активизации учащихся: словесно-наглядные; словесно-демонстрационные; практические.

Так, в числе словесно-наглядных, применялись инструкционные карты, развивающие навыки чтения; карточки-задания с рисунками, развивающие зрительную память, карточки контроля для выработки навыков проверять качество выполненной работы или не допустить ошибки в технологической последовательности; карты программированного опроса с графическим изображением.

Нами широко применялись карточки «Шифровки» и «Ребусы», способствующие развитию внимательности и мышления.

В качестве словесно-демонстрационных методов активизации познавательной деятельности мы предлагали мастеру применять игры-загадки. Например, «Ромашка», когда 3 учащихся выходят к доске, вытягивают лепесток с вопросом, пишут ответ, а затем его правильность проверяется всем классом. Мы также предлагаем использовать Кроссворды как дидактическую интеллектуальную игру. Они хорошо развивают умственные способности, концентрацию внимания, активизируют память, способствуют повышению учебной мотивации, интереса к изучаемой профессии.

Также мы рекомендовали использовать на уроках принцип соревновательности: кто первым и правильно выполнит задание, тот получает оценку «отлично».

В числе практических методов активизации использовались упражнения с помощью которых отрабатывают приемы и навыки – швейного дела – девочки, столярного – мальчики.

Обязательным условием развития познавательной активности учащихся является индивидуализация обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельно выполнять предлагаемые задания в свойственном им темпе, обеспечивающем сознательное усвоение материала.

Помимо, реализуемой нами коррекционно-развивающей работы, нами были даны практические рекомендации для учителей и психологов по активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

На контрольном этапе эксперимента осуществлялось повторное исследование по тем же методикам, которые были предложены на констатирующем этапе. Диагностика познавательных процессов осуществлялась в конце года, и ее результаты представлены в на рисунках 1, 2, 3.

Рис. 1. Уровень развития внимания и восприятия 6-классников с нарушением интеллекта на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Рис. 2. Уровень развития памяти 6-классников с нарушением интеллекта на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Рис. 3. Уровень развития мышления и воображения 6-классников с нарушением интеллекта на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

 

Из рисунков отчетливо видно, что результаты повторной диагностики (контрольный этап) превосходят результаты первичной диагностики (констатирующий этап).

Наиболее ярко выражены положительные изменения в показателях концентрации внимания (Тест Корректурная проба) и восприятии предмета (Тест Признаки предмета).

Это связано с тем, что специальные упражнения на развитие концентрации и увеличения объема внимания проводились каждый учебный день не только во внеурочное время, но и на уроках русского языка или чтения. Хотя на их выполнение отводилось не более 5 минут в день, систематическое выполнение привело к выработке необходимого качества внимания. То есть фактор упражняемости имеет колоссальное значение для формирования устойчивого внимания.

Самые низкие показатели разницы между тестированием познавательных процессов до формирования и после наблюдаются по тестам «Аналигии» и «Круги». Это вполне закономерно для детей, имеющих интеллектуальные нарушения, поскольку для выполнения теста Аналогии требуется высокий уровень аналитико-синтетической деятельности. Отметим, что по тесту на имажитивные способности хотя и результат существенно не изменился, но после формирующих занятий главным образом изменился характер выполнения заданий. На основе имеющихся представлений ребята изображали неожиданные и оригинальные сочетания образов, что не наблюдалось при первичной диагностике. Это говорит о том, что в характере мышления школьников появилась склонность к нестандартным решениям.

Таким образом, видно, что под воздействием специальных формирующих занятий у школьников возрос уровень развития познавательных способностей. Наблюдающийся прирост показателей является свидетельством того, что в процессе целенаправленного развития с использованием психологических приемов способности школьников развиваются значительно эффективнее, чем без такого воздействия. Есть основания предположить, что процент прироста значений по всем компонентам познавательных способностей происходит за счет организации коррекционно-развивающего процесса с использованием методов и средств активизации познавательной деятельности.

Опираясь на эмпирические данные можно сделать вывод о том, что использование приемов и способов активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках производственного обучения и во внеурочное время будет способствовать эффективному формированию жизненно важных компетенций, которые помогут ребёнку с интеллектуальными нарушениями успешно интегрироваться в социум, стать его полноправным гражданином.

 

Литература

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе // Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Школа Пресс, 1994.
  2. Как учить и развивать умственно отсталых детей. Сост. К. Грюневальд. – СПб., 2004. – 172 с.
  3. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
  4. ПузановБ.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с. 
  5. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников. // Вопросы психологии, 2003. – № 3. – С. 22-32.
  6. Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей учащихся: феноменология, диагностика, развитие. Монография. – Ставрополь: СГУ, 2010. – 316 с.
  7. Соловьева О.В., Зиберова И.В. Диагностика познавательных способностей детей с нарушениями интеллекта с целью активизации их познавательной деятельности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2015. – № 4 URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 30.12.2015).

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Старополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Зиберова Инна Викторовна – магистрантка специального (дефектологического) образования, учитель Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения №33 г. Ставрополя.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Активизация познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта как условие интеграции в социум. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).