ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Магомедова А.Х. (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье раскрывается проблема развития креативности студентов-менеджеров в условиях получения профессионального образования в вузе. Обоснована актуальность данной проблемы и показана недостаточная степень ее разработанности. Приводятся результаты эмпирического исследования уровня развития креативности студентов-менеджеров на разных этапах образования.

Ключевые слова: креативность, творческие способности, студенты-менеджеры, профессиональное образование.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Одной из важнейших целей инновационного профессионального образования является сохранение и развитие творческого потенциала человека. Творческий потенциал играет важную роль в профессиональной деятельности будущих специалистов. Он особенно важен для специалистов, чья деятельность напрямую связана с необходимостью быстро реагировать на изменения внешней среды, генерировать оригинальные идеи, предлагать новые, нестандартные решения, разрабатывать уникальные стратегии. Это, в первую очередь, специалисты-менеджеры, которые являются важнейшим ресурсом любой современной организации.

В этой связи развитие креативности будущих менеджеров, как способности к творческим актам, ведущим к новому видению проблемы или ситуации, является актуальной и высоко значимой проблемой.

В зарубежной психологии проблема креативности разрабатывалась такими видными учеными как Ф. Вильямс, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Ф. Бэррон и др.

Согласно концепции креативности Дж. Гилфорта, Е.П. Торренса, креативность как универсальная познавательная творческая способность, является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Дж. Гилфорт считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности и характеризовал креативность как способность отказываться от стереотипных способов мышления; как умственные способности, обеспечивающие творческое достижение. Исследователь выделил шесть параметров креативности:

1) способность к обнаружению и постановке проблемы;

2) способность к генерированию идей – беглость;

3) способность к продуцированию разнообразных идей – гибкость;

4) способность производить идеи, отличающиеся от общественных взглядов, отвечать на раздражители нестандартно – оригинальность;

5) способность к усовершенствованию объекта путем добавления деталей;

6) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу [4].

В отечественной психологии, наиболее значимыми в области творчества и креативности являются работы Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, Дружинина В.Н. и др.

Особо выделяют концепцию Д.Б. Богоявленской, которая рассматривает творчество как ситуативно нестимулированную активность (стремление выйти за пределы заданной проблемы) и вводит понятие «креативная активность личности», присущую творческому типу личности. Основным показателем творческости, по мнению Д.Б. Богоявленской, является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательная (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творческости является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных знаний [3].

Изучение психологической литературы показало, что область креативности сложна для исследований, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к ней весьма обширно [5]. Креативность, рассматривается в различных концепциях порой достаточно противоречивых. Предлагается большое число определений креативности, творческих способностей и творческой одаренности, показаны структура и виды креативности, выявлены факторы креативности личности, разработаны способы диагностики и приемы развития креативности.

Изучение проблем развития креативности менеджеров в условиях современного высшего образования осуществляется пока недостаточно активно. К числу работ в этой области можно отнести работы В.А. Лузгина, С.В. Алиевой, О.Н. Никитиной и Г.В. Осипова. Так, В.А. Лизгун выявил особенности развития профессионального творчества руководителя. С.В. Алиевой аргументирована необходимость разработки концепции креативного образования. О.Н. Никитина и Г.В. Осипова исследовали роль развития креативности менеджеров в процессе профессиональной подготовки.

Проанализировав литературу, мы выявили сложность и многоаспектность проблемы креативности, ее влияние на эффективность, успешность или наоборот низкую результативность жизнедеятельности менеджеров.

Несмотря на высокий теоретический и методический уровень проанализированных нами исследований, надо констатировать, что не достаточно изученными остаются проблемы диагностики развития креативности менеджеров на различных этапах профессиональной подготовки. Требуют специального изучения факторы креативности, наиболее значимые для управленческой деятельности. Также необходима разработка конкретных методических приемов и средств целенаправленного развития креативности в период профессионального обучения студентов-менеджеров в вузе.

В этой связи проблема и диагностики и развития креативности будущих менеджеров требует более тщательного изучения и пересмотра сложившейся системы профессиональной подготовки менеджеров.

Исходя из вышесказанного, целью нашего исследования явилось выявление особенностей развития креативности студентов-менеджеров в условиях современного высшего образования.

На базе Ставропольского государственного педагогического института было проведено исследование уровня развития креативности будущих менеджеров. В исследовании приняли участие 43 студентов 18-20 лет, учащиеся 2-4 курсов.

Нами применялись следующие тестовые методики: тест-опросник «Креативность» [2], опросник креативности Дж. Джонсона [1], тест личностных творческих характеристик Ф. Вильямса [1].

Целью применения теста-опросника «Креативность» было выявление уровня развития креативности. Данный тест дает возможность проанализировать характеристику креативности студентов, оценить их возможности и самооценку. Также он позволяет оценить несколько качеств будущих менеджеров, связанных с успешностью, лидерскими качествами и творческим потенциалом.

Таблица 1

Уровень креативности студентов 2-4 курсов по тесту-опроснику «Креативность»

 

Уровни креативности

Студенты 2 курса

Студенты 3 курса

Студенты 4 курса

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Высокий

1

7,7

2

14,3

2

12,5

Средний

3

23,1

3

21,4

4

25,0

Низкий

9

69,2

9

64,3

10

62,5

 

Проанализировав ответы студентов, мы сделали вывод, что наименее развитыми факторами креативности испытуемых являются: способность к фантазированию, воображение, «цепкость» внимания, способность идти на риск, способность к генерированию идей, дивергентное мышление.

Обобщая полученные результаты, отметим, что высоким уровнем креативности обладают около 12% из всех опрошенных. Средним уровнем обладают 23% испытуемых. Низкий же уровень креативности составляет 65% опрошенных. Разница между уровнем развития креативности второкурсников и уровнем развития креативности студентов 3 и 4 курсов минимальна. А значит, развитие креативности на всех этап высшего образования проходит не в полной мере эффективно. Эти данные говорят, что в условиях современного высшего образования развитие креативности будущих менеджеров требует тщательного изучения и апробации новых программ развития креативности.

Также студентам была предложена часть теста Ф. Вильямса, который предназначен для комплексной диагностики креативности. Мы использовали ту часть, теста, которая состоит из 50 утверждений, направленных на исследование личностных творческих характеристик креативности и позволяет оценивать личностно-индивидные креативные характеристики, такие как риск, любознательность, воображение, сложность идей. Результаты отображены в таблице 2.

Таблица 2

Данные личностных творческих характеристик студентов 2-4 курсов (тест Ф. Вильямса)

Показатели творческих характеристик

Студенты 2 курса

Студенты 3 курса

Студенты 4 курса

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Риск

2

15,4

3

21,4

4

25,0

Любознательность

5

38,4

6

42,9

5

31,2

Воображение

3

23,1

2

14,3

3

18,8

Сложность идей

3

23,1

3

21,4

4

25,0

 

Мы выяснили, что готовых к рискам студентов 21% всех опрошенных, любознательных – 35%, обладающих воображением – 19%. К сложным идеям готовы 25% опрошенных.

Проведенный тест показывает, что уровень личностных творческих характеристик второкурсников практически не отличается от уровня развития личностных творческих характеристик у студентов 3 и 4 курса. Это в очередной раз доказывает то, что в условиях современного высшего образования развитие креативности не происходит в полной мере.

Следующим этапом диагностики креативности будущих менеджеров стала экспертная оценка кураторами проведенная по опроснику креативности Дж. Джонсона. Опросник креативности Дж. Джонсона фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением.

Опросник Дж. Джонсона − это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Опросник используется как экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Он предназначен для психологов, а также может применяться педагогами. Данные опроса отображены в таблице 3.

Таблица 3

Данные экспертного опроса креативности студентов 2-4 курсов (тест Дж. Джонсона)

 

Уровни креативности

Студенты 2 курса

Студенты 3 курса

Студенты 4 курса

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Очень высокий (40-34 баллов)

0

0

1

7,1

2

12,5

Высокий (33-27 баллов)

1

7,7

2

14,3

4

25,0

Нормальный (средний) (26-20 баллов)

3

23,1

3

21,4

5

31,2

Низкий (19-15 баллов)

5

38,5

5

35,8

4

25,0

Очень низкий (14-8 баллов)

4

30,7

3

21,4

1

6,3

 

Результаты опросника Дж. Джонсона основаны на экспертной оценке кураторов учебных групп. По этим данным можно сделать вывод, что креативность плохо развита у студентов. Большинство из испытуемых обладают низким и очень низким уровнем креативности. В сумме это больше 51% испытуемых, а высокий и очень высокий уровень у 23% испытуемых.

Таким образом, обобщая данные полученные в ходе диагностики можно сделать вывод, что современная система образования слабо способствует развитию креативности личности, в частности, слабо удовлетворяет спрос на развитие креативности будущих менеджеров в условиях современного образования. В связи с этим, необходимо формирование новых подходов к развитию творческих способностей студентов и внедрение их на уровне профессиональных образовательных организаций.

При диагностике креативности будущих менеджеров в условиях современного высшего образования наибольшее внимание следует уделять выявлению у испытуемых факторов креативности, наиболее значимых для менеджмента – способности к генерированию большого числа идей, способности предложить новый способ использования объекта, способности преодолевать стереотипы, способности находить ассоциации, дивергентности мышления, способности преодолевать стереотипы и др. Значимость данных факторов для менеджмента должна также учитываться при развитии креативности будущих менеджеров в условиях современного высшего образования. Оптимальным, на наш взгляд, будет проведение в группах тренингов и спецкурсов, направленных на развитие креативности, творческих способностей студентов.

Развитие креативности будущих менеджеров целесообразно осуществлять поэтапно, начиная с ранних этапов профессиональной подготовки, постепенно усиливая специализацию развития креативности. Особо значимым является развитие креативности будущих менеджеров на высшем этапе профессиональной подготовки, так как они совпадают с периодами сензитивности развития креативности. В связи с этим, весьма актуальна реализация таких мер, как внедрение в учебные планы образовательных организаций методов развития креативности и адекватных форм обучения [6].

Развитие креативности будущих менеджеров в условиях современного высшего образования должно осуществляться на основе принципов активности, мотивации, самостоятельной работы, рефлексии, благоприятной среды. В целях успешного развития креативности в условиях современного высшего образования необходимо использовать формы обучения, наиболее эффективные для развития креативности будущих менеджеров. К таким формам относят тренинги, кейс-стади, семинары, конференции, практикумы, индивидуальные консультации с преподавателем, научные кружки. Весьма значимым является применение основных подходов к развитию креативности будущих менеджеров с учетом особенностей каждо­го этапа профессиональной подготовки.

В целях более эффективного развития креативности будущих менеджеров необходимо осуществление диагностического мониторинга с применением тестов-опросников, разрабатываемых для диагностики креативности на каждом этапе профессиональной подготовки. На этапе профессиональной подготовки будущих менеджеров инструменты диагностики креативности должны соответство­вать целям профессиональной подготовки, а также психологическому и социальному возрасту испытуемых.

На наш взгляд самым действенным, простым и мобильным способом развития креативности студентов-менеджеров в условиях современного высшего образования, является проведение тренингов по развитию креативности

Подводя итог, можно сделать вывод, что развитие креативности студентов-менеджеров в условиях современного высшего образования не происходит должным образом, так как уровень развития у большинства опрошенных студентов средний или низкий. Для повышения уровня развития креативности необходимо проводить диагностику на всех этапах профессиональной подготовки, правильно выбирать подходы и формы обучения, а также постоянно проводить тренинги, направленные на развитие креативности, в частности таких ее характеристик как беглость, гибкость, способность к генерированию большого числа идей, воображения.

 

Литература

  1. Барканова О.В. Методики диагностики одаренности и креативности: психологический практикум / авт.-сост. О.В. Барканова. – Вып.3. – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – 196 с.
  2. Батоврина Е.В. Развитие креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки: дисс… канд. соц. наук. – Москва, 2007. – 224 с.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – Москва, 2002. – 320 с.
  4. Гилфорт Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. – Москва, 1965. – 244 с.
  5. Голубова В.М. Развитие креативности студентов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. № 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 1.04.2015).
  6. Соловьева О.В. Развитие творческих способностей в юношеском возрасте. // Материалы Ставропольской сессии Научной школы доктора психологических наук, профессора Агапова В.С. Валерия «Творчество субъекта познания, общения и деятельности». – ставрополь: СтГМУ, 2015. – С.199-204.

Об авторе

Магомедова Айзанат Халимбековна – аспирантка кафедры психологии по специальности 19.00.07 – педагогическая психология Ставропольского государственного педагогического института. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Соловьева Ольга Владимировна

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Магомедова А.Х. Развитие креативности студентов-менеджеров в условиях профессионального образования. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).