ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В., Белокопыт Н.Н. (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В данной статье описывается проблема развития дивергентного мышления учащихся. Рассмотрено понятие «дивергентное мышление», условия, способствующие формированию творческого, дивергентного мышления школьников и студентов, описаны способы и методы развития дивергентного мышления в образовательном процессе.

Ключевые слова: дивергентное мышление, творчество, креативность, учащиеся старших классов, студенты.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Одной задач современного образования является развитие у учащихся продуктивного творческого мышления. В нестабильном, постоянно меняющемся обществе человек должен быстро реагировать на изменения, при этом мыслить инновационно, критически и креативно, проявляя инициативу и нестандартность мышления.

Креативность и творчество тесно связаны с понятием дивергентное мышление. Это способность искать решение проблемы в разных направлениях. А точнее, дивергентное мышление заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы [3].

Исследованиями дивергентного мышления занимались Э.П. Торренс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А.Б. Шнедер, Д. Роджерс и др.

Так, Д. Гилфорд в 60 е годах прошлого века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на однотипное решение проблемы, а может предположить обширную вариативность решения. Д. Гилфорд – первый, кто рассматривал интеллект как общую генеративную способность, а дивергентное мышление как «важнейшую операцию ума в процессе обработки информации» [1].

Дивергентность Д. Гилфорд трактовал как основу креативности. Основными показателями дивергентности являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). В процессе изучения дивергентного мышления, Гилфорд пришел к выводу, что данная форма мозговой деятельности человека допускает варьирование основных путей решения какой-либо проблемы, приводя в итоге к неожиданным результатам и выводам» [1].

Таким образом, дивергентное мышление – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных, то есть способность мыслить многозначно.

Задача развития дивергентного мышления учащихся является одной из главных в современном образовании. Успешное решение этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности школьников и студентов, а также соответствующих образовательных условий, способствующих формированию творческого, дивергентного мышления учащихся. В числе этих условий А.И. Савенков указывает следующие:

  • паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
  • доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
  • сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
  • ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;
  • неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;
  • формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
  • стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
  • высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
  • индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
  • проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций [2].

Соблюдение этих условий способствует развитию творческого, дивергентного мышления учащихся.

В числе методов и методик, развивающих умение мыслить многозадачно, творчески, находить новые подходы к поставленной проблеме, можно использовать следующие:

« ТРИЗ» – теория решения изобретальских задач, в процессе которых у субъектов тренируются изобретательские способности. Упражнения из данной методики направлены на решение одной задачи различными способами (от 10-15), время на выполнение ограничено.

«Мозговой штурм» – широко используется для решения для решения творческих иных задач. Сущность этого метода заключается в большом количестве идей в решении конкретной проблемы. Задача участников не бояться высказывать свои варианты решения.

«Метод фокальных объектов» – этот метод предполагает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов. В результате этого метода образуются новые интересные творческие сочетания основного объекта и новых свойств заимствованных от других.

Существует также большое число упражнений направленных на развитие дивергентного мышления:

  • Составление списка слов, которые соответствуют заданному критерию.
  • Придумывание необычных свойств предметам.
  • Создание инструкций к какому-нибудь необычному предмету.
  • Придумывание историй, опираясь на набор не связанных по смыслу слов.
  • Разгадывание загадок и головоломок.

Одним из наиболее продуктивных способов развития дивергентного мышления и в целом креативности учащихся является использование эвристических методов (задач) в обучении. Целостная эвристическая задача требует следующих умений: анализировать её условие; преобразовывать основные проблемы в ряд частных, подчинённых главной; проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поисков; проверять решение и т.д.

Система специально разработанных эвристических задач помогает овладеть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения. Систематическая работа по изучению способов решения задач помогает старшеклассникам и студентам не только научиться решать, но и самим составлять задачи. Умение составлять нестандартные задачи, решаемые нестандартными способами, свидетельствует о культуре мышления учащихся, хорошо развитых творческих способностях. Таким образом, эвристические задачи активируют мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учеником «открытие» приносит им эмоциональное удовлетворение, прочнее закрепляется в их памяти. Такая активная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и тем самым к творческому развитию учащихся [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что современное общество предъявляет высокие требования к молодым людям относительно развития их интеллекта и творческих способностей. В этой связи развитие дивергентного мышления учащихся является одной из главных задач современного образования, решение которой зависит от соответствующих условий и использования методов и приёмов активизации творческой деятельности учащихся.

 

Литература

  1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления – М.: Прогресс, 1965.
  2. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования. – дисс. …доктора психол. наук. – М., 2002. – 345 с.
  3. Соловьева О.В. Развитие творческих способностей в юношеском возрасте. Творчество субъекта познания, общения и деятельности. // Материалы Ставропольской сессии Научной школы профессора Агапова В.С. – ставрополь: СтГМУ, 29-30 апреля 2015 года. – 324 с.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Белокопыт Николай Николаевич – студент 2 курса направления подготовки 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование, профиль «Практическая психология в социальной сфере и образовании» Ставропольского государственного педагогического института

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Развитие дивергентного мышления учащихся в условиях современного образования . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).