ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Макеева. А. П. (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ЛЮДЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

English version:

Аннотация. В статье рассматривается соотношение стресса и творчества, исследование творческих людей и их стрессоустойчивости, рекомендации антистрессорных мероприятий

Ключевые слова: стрессоустойчивость, стресс, творчество, дистресс, эустресс, тревожность.

Об авторе

Ссылка для цитирования

«Стресс – это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает». – Ганс Селье 

 

Если взвесить творчество и стресс, что будет тяжелее, или вес будет одинаковый, возможно это вообще разные вещи, и не поддаются смешиванию. В ряде случаев творчество идет рядом со стрессом, потому что, человек искусства – это сенситивный и эмотивный тип, тонко чувствующий реальность, громкие звуки, яркий свет, непредвиденные ситуации, публичные выступления, экзамены, все факторы, которые выводят из равновесия – все это является стрессором. И все же творцы ценны своим многообразием чувств, которые они проецирует в мир. Может это закономерно для творческой личности, быть в стрессовом состоянии, чтобы творить?

Для творческой личности, свойственно подвергать себя стрессу, иногда создавая себе специально условия для его течения, так как оно позволяет создать такой продукт творчества, который без стрессоров создать бы не получилось. Эти процессы происходят бессознательно, вряд ли человек признается, что самостоятельно создал или притянул проблему, чтобы начать действовать в направлении создания неповторимого продукта. Писатели, художники, люди искусства творят, как известно в разных состояниях, но чаше всего они окрашено отрицательно. Вспоминая А. Маслоу, в его пирамиде потребностей опровергается это высказывание, он считает, что творить человек может только когда, когда все его нужды удовлетворены.

Рассмотрим творческую личность – Фриду Кало,

он перенесла сильнейший стресс, когда попала в аварию и получила множественные переломы, потеряла ребенка. Но с другой стороны, если бы этого не случилось, начала бы Фрида творить? Она писала картины, проецируя в них свое переживание в метафоричной форме, и это облегчало ее состояние. В данном случае из стрессовой ситуации родилась творческая личность. Сильный стресс запускает процесс действия, работает защитный механизм (проекция, сублимация и т.д.), человек восстанавливается, превращая свое переживание в материю. Фрида даже в лежачем состоянии продолжала писать картины, она была сильна духом, но судить о полезности этого стресса сложно, потому что неизвестно как сложилась бы судьба Фриды, если бы в ее жизни не случилась трагедия.

 

 

 

 

Н.В. Гоголь – писатель с непростой судьбой, он был натурой меланхоличной и загадочной. Гоголь проецировал свои душевные состояние в написание книг. Сюжеты он брал из фольклора и маминых рассказов, но все это он окрашивал в свои чувства. Он был очень сенситивен ко всему происходящему, склонен к депрессии и импульсивности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что стрессовое состояние помогало Гоголю создавать чувственные повести, которые завораживают своей загадочностью. Если бы он обладал более сильной нервной системой, был менее чувствителен к внешним стрессорам, то не появились бы такие удивительные книги.

Творческие люди не стрессоустойчивы, но возможно ли их обучить относится к стрессу, как будто он им полезен. Здесь встает вопрос, а смогут ли они создавать и творить, если стресс будет восприниматься ими как ресурс для дальнейшего развития себя как личности, и трансформации своего творчества. Возможно, многие найдут себе новую стезю или поменяют свое отношение к уже созданному ими. Г. Селье называет полезный стресс – эустресс, который задает тонус организму, позволяет адаптироваться к стрессу с минимальными затратами ресурсов или устранить его, также есть неблагоприятный стресс – дистресс в результате которого ломаются модели адаптации и истощаются ресурсы организма [3]. Эустресс, или что маловероятно, отсутствие стрессоров в жизни творческих людей, поможет творцам чувствовать вдохновение или наоборот равновесии будет неизменно и не возникнет желания творить!?

В ходе исследования устойчивости к стрессу у творческих людей, автором статьи был проведен опрос, на тему вдохновения. Выборка творческих людей была создана из представителей креативных профессий – художники, писатели, фоторедакторы, дизайнеры, фотографы и т.д. Суть вопроса была в том, как люди искусства узнают, что вдохновение пришло, по каким критериям его отслеживают, и что делают потом. Рассмотрим ответы:

 «В связи с различными событиями в жизни, я чувствую сильный упадок сил, истощение, как физическое, так и психологическое. Кажется, что во мне вообще нет сил. Потом в какой-то момент просто так, словно рычаг повернули, зарядили батарейки, просыпается чувство, которое окрыляет, и я начинаю придумывать и создавать, мысли приходят интересные, на пике этого состояния, я, ощущаю вкус жизни, эйфорию, все идет как нужно. Это состояние быстротечно, но я успеваю многое сделать в этот период».

«Я нахожусь в депрессивном состоянии, тяжелом, иногда меня посещают страшные тревожащие мысли. Мне ничего не хочется, такое ощущение, что все мои чувства отключены. Когда эти состояния доходит до предельной тяжести, из меня фонтанируют идеи, и я сажусь писать».

«Для запуска вдохновения, мне нужно какое-то событие радостное, которое потом своим шлейфом проложит путь вдохновению. Это может быть, что-то маленькое мимолетное или глобальное. Градация идет от повышения на работе, до красивой бабочки, залетевшей в окно. И наперед я не могу сказать, что точно меня зацепит, но когда это происходит, я начинаю творить».

Абсолютно разные состояния на уровне чувств переживают творческие люди, для одного нужно максимально тяжелые негативные стрессовые переживания (дистресс) чтобы разбудить вдохновение, для другого нужны положительные (эустресс). Существуют критерии вдохновения, бесспорно, но для каждого человека они индивидуальны и достигаются разными путями, и стресс тут имеет место быть. Стресс может быть психологическим и биологическим, и проходит через три стадии – тревоги, адаптации и истощения.

Биологический стресс, это воздействие извне на организм (укол у врача, удар, громкий звук), присутствует напряжение в теле (изменение ритма дыхания, дрожание голоса, сердцебиение, скованность мышц, тремор рук). Психологический стресс, по мнению Р. Лазаруса и Р. Ланьера определяется как реакция человека на особенности взаимодействия личности и окружающего мира. В дальнейшем термин дополнили, интерпретировав его как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса.

Далее в исследовании вопроса стрессоустойчивости у творческих людей, испытуемым было предложено пройти тест – Шкала тревоги Спилбергера, с помощью него можно отследить уровень тревожности на данный момент, и тревожность как устойчивую характеристику человека.

Для этого была взята выборка из 20 человек, 12 женского пола, и 8 мужского. После интерпретации результатов было зафиксировано, что у большинства испытуемых шкала ситуативной тревожности средняя, а шакала личной тревожности – высокая. Это обозначает, что творческих люди, склонны воспринимать ситуации которые не опасны, как угрожающие, отвечая на них определенной реакцией. И каждая из этих ситуаций обладает стрессовым воздействием. Выходит что у творческих людей уровень стрессоустойчивости очень низок.

 

 

 

 

 

Для того чтобы понять как творческие люди справляются со стрессом, им было предложено пройти методику «Человек под дождем». Для этого нужно было нарисовать два рисунка, на одном человек, а на другом человек под дождем. Методика позволяет диагностировать, как человек справляется со стрессом, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, и противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов [2].

 Интерпретация результатов данной методики, совершается путем раскладывания часто встречающихся символов по смысловым гнездам. Дождь в интерпретации данной методики – это помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. Здесь важны цвета размер и ощущение в целом от рисунка.

Многие изображения испытуемых были помещены внизу листа, что свидетельствует о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. Также на рисунках присутствовали тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо, что говорит о хроническом стрессовом состоянии.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. В рисунках испытуемых по большей части присутствовали не яркие цвета и нажим был слабый, что говорит о том, что их жизненные ресурсы истощены.

Творческие люди сильно подвержены стрессовым состояниям, они быстро истощаются, и склонны к депрессии. Поэтому им в первую очередь нужно обучиться правильно, реагировать на стресс, а для этого есть определенные техники саморегуляции и антистрессорные мероприятия.

Существуют различные методы коррекции психологического стресса [1; 4]. И самое главное выбрать из всех способов тот, которой подходит данной личности с ее индивидуальными особенностями и пресекается с условиями жизни, существующими в данном месте и в данное время. Для снятия стресса подходит: дыхательная гимнастика, самовнушение позитивных установок, физические упражнения, медитации, музыка, рисование и т.д. Рассмотрим более подробно пути антистрессорных мероприятий

 

Методы уменьшения стресса

Способы

Физические

Воздействие высокими (сауна, солнечные ванны) или низкими температурами (закаливание)

Биохимические

Фармакологические препараты, лекарственные растения, ароматерапия, душистые ванны

Физиологические

Массаж, акупунктура, физические упражнения, мышечная релаксация и дыхательные техники

Внешний (при помощи другого человека или с помощью технических средств)

Психотерапия с психологом, общение с близкими, секс, спортивные игры

Самопомощь

Аутогенная тренировка, медитация, аутосуггестия, йога, позитивные аффирмации, рисование, музыка

 

Главное в антистрессорных мероприятиях, понять, что в конкретном случае будет откликаться у человека, нужно понимать, что этот момент индивидуален. Есть рекомендации, которые подходят для всех, но есть и исключения. Автор статьи рекомендует в качестве профилактики стресса заниматься манадалотерпией. Так как это умиротворяющий процесс погружения в себя и затем проецирование своего состояния на бумагу с последующей интерпретацией результатов.

Возможно, обучить творческих людей воспринимать стресс как нечто положительное, и тем самым изменить отношение к этому состоянию. Трансформировать эту энергию в другое русло. Но вопрос остается открытым, будут ли они творить, или создадут нечто иное. Возможно, на творчестве это отразится, но каким образом, позитивным или негативным, тут все субъективно. Можно сделать так чтобы стресс не разрушал равновесие, а наоборот преображал состояние на более высокий эмоциональный уровень устойчивости к стрессу. Тогда стресс не будет переноситься так тяжело, ведь он, так или иначе, присутствует в жизни.

 Когда есть знания о том, что происходит во время стресса, возможно, управлять этим состоянием. Тело, чувства, эмоции могут изменяться под действием мощных стрессоров, но, зная эти механизмы воздействия, эти состояния становятся подвластны изменениям. Обучившись индивидуальным техникам, люди искусства смогут остаться чувствительными к творчеству, повысив тем самым свою устойчивость к стрессу.

Велика вероятность, что творческие люди способны достигнуть высокого уровня стрессоустойчивости, не утратив при этом желания творить.

Литература

  1. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса. Практикум. – Казань Издательство КНИТУ, 2012.
  3. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Изд-во «Прогресс», 1982.
  4. Щербатых Ю. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2012.

Об авторе

Макеева Ангелина Павловна – студентка 5 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное, член Ассоциации Психологов Регионов России

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Макеева. А. П. Особенности стрессоустойчивости у людей творческих профессий. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).