ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Майборода Т.А., Горбунков В.Я., Малахов В.Н. (г. Ставрополь)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА СО СКЛОННОСТЬЮ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье проанализированы социально-психологические особенности рациональных и иррациональных жизненных установок личности студентов вуза, представлены результаты авторского эмпирического исследования, направленного на выявление влияния социально-психологических особенностей жизненных установок личности студентов вуза и их склонности к аддиктивному поведению.

Ключевые слова: жизненная установка личности студента вуза; аддиктивное поведение; рациональные установки личности: иррациональные установки личности. 

Об авторе

Ссылка для цитирования

Установка – это складывающаяся на основе опыта устойчивая предрасположенность индивида к определенной форме реагирования, побуждающая его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано. Это неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное социальное событие или явление.

Выявление особенностей жизненных установок стало в последнее время актуальной темой исследований. При относительно достаточной изученности этого феномена трудно уверенно говорить о методах развития и изменения жизненных установок и способах влияния на процесс их формирования. Жизненная установка может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, может обусловливать выбор ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Рациональные и реалистичные установки способствуют здоровой эмоциональной окраске событий жизни, более адаптивному поведению, лучшей самооценке, а также более высокой оценке других. Чем в большей мере человек способен принимать себя, свои качества (даже те, которые вызывают негативные эмоции), тем в большей мере он является гармоничной личностью и в большей степени способен к поступательному саморазвитию, к взаимодействию с окружающими [1].

Люди, имеющие иррациональные установки, погружаются в нездоровые эмоции, дисфункциональное поведение и имеют низкую самооценку, зависят от чужого мнения, от ситуации, не способны активно влиять на нее, у них снижен самоконтроль, что также способствует формированию той или иной формы зависимости и аддиктивного поведения. Иррациональные установки могут становиться источником дезадаптации, что приводит к деструктивному компенсированию внутреннего дефицита потребностей и в результате формирования аддикции и аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение субъекта как особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния, выступает результатом отражения индивидуально-психологических особенностей, связанными со сформированными жизненными принципами, установками, ориентациями [3].

Личности с аддиктивным поведением (аддикты) обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации [2].

Таким образом, исследование обусловленности аддиктивного поведения спецификой жизненных установок личности студентов вуза, в том числе для целей возможного прогнозирования их поведения и деятельности, является необходимым и социально-обусловленным. Мы предположили, что существуют социально-психологические особенности связи параметров аддиктивного поведения студентов вуза и жизненных установок их личности, проявляющиеся в направленности жизненных установок личности (иррациональные и рациональные) и специфике содержательных характеристиках аддикции. Для проверки этой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты 2-4 курсов Ставропольского государственного медицинского вуза, склонные к аддиктивному поведению, в количестве 35 человек. В качестве методов исследования нами использовался теоретический анализ литературы по проблеме, эмпирические методики – тест-опросник «Аддиктивная склонность»; методика диагностики склонности к девиантному поведению; методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина); методы математической статистики (корреляционный анализ).

Результаты по методике «Тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности» представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты диагностики структуры ценностных ориентаций на выборке испытуемых студентов

 

Как видно на рис. 1, по параметрам ценностных ориентаций в выборке уровень измеренного признака колеблется в пределах от 3.1 ед. для параметра «прекрасное» до 4.3 ед. для параметра «новое». Нами связывается это в первую очередь с самим содержанием и направленностью личности аддикта, когда категория «новое», а с ней – «материальное благо», «время» и «социальный статус» отличают направленность внимания и интереса аддикта на предмет аддикции, удовлетворение потребности в котором ассоциируется узнаванием нового, статусом среди членов референтной группы, управлением временем. Отметим, что по выборке получены в одинаковой мере средние и немного выше среднего уровни выраженности ценностных ориентаций. Это в целом отражает этап становления и формирования жизненной позиции у молодых людей, их личностного и профессионального самоопределения. Для нас принципиально, что диагностируемые здесь ориентации отражают ценностный аспект жизненных установок. В связи с этим можно однозначно говорить о необходимости его коррекции и развития у аддиктов.

По методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потёмкина) результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты диагностики параметра «социально-психологические установки» испытуемых студентов

 

Как видно на рис. 2, в группе показатели средних значений имеют разновеликую представленность. Видно, что по параметрам «процесс» (5,4 ед.), «альтруизм» (5,4 ед.), «труд» (5,3 ед.) находятся на уровне ниже среднего. Параметры «деньги» (5,9 ед.), «власть» (5,7 ед.) и «результат» (5,9 ед.) находятся на среднем уровне. Показатели параметров «свобода» (6,4 ед.), «эгоизм» (6,3 ед.) и «деньги» (6,0 ед.) находятся на достаточно высоком уровне.

На наш взгляд, достаточно очевидно смещение по осям «свобода – власть», «деньги – труд» в сторону первых альтернатив, а в парах «альтруизм – эгоизм», «результат – процесс» – в сторону вторых. Мы такие ориентации в теоретической части работы обозначили как иррациональные жизненные установки, когда, помимо прочего, связаны с зависимостью от чужого мнения, от ситуации, сниженным самоконтролем (потоковым, а не этапным способом контроля поведения), эгоистической ориентацией и стремлением к эйфористическим переживаниям.

Один из вариантов интерпретации данных по методике О.Ф. Потёмкиной – сравнение сочетанных значений параметров. Наглядно эти результаты для нашей выборки студентов представлены на рис. 3.

Как видно на рис. 3, средние значения по комплексным параметрам социально-психологических установок таковы: слабая его выраженность у 18,3%, «дисгармоничное» сочетание параметров, как видно, характеризуется наибольшей величиной – 61,3%, а «гармоничное» сочетание параметров по величине у 20,4% испытуемых студентов со склонностью к аддиктивному поведению.

Рис. 3. Уровень параметра социально-психологических установок у испытуемых студентов

Таким образом, можно говорить о том, что как по отдельным параметрам социально-психологических установок, так и по их сочетанию наблюдаются принципиальные условия для их развития.

Для диагностики особенностей аддиктивного поведения личности студентов мы использовали тест-опросник «Аддиктивная склонность». Результаты – на рис. 4.

Рис. 4. Результаты диагностики уровня аддикции на выборке испытуемых студентов

 

Как видно на рис. 4, слабой выраженности на группе испытуемых не обнаружено, уровень ниже среднего (риск явно не выражен) представлен у 11,4% респондентов, средний (умеренно выражен) уровень – у 42,8% и выраженные признаки аддикции (высокий уровень) – у 45,8% респондентов. Отметим также, что уровень ниже среднего не означает отсутствие признаков, он предполагает, что эти признаки компенсируются просоциальными поведенческими реакциями, тем саамы становясь латентными. В этом же смысле высокий уровень аддикции не предполагает патологические поведенческие проявления, а отражает высокий риск их формирования.

По второй методике, связанной с диагностикой параметров аддиктивного поведения (методике диагностики склонности к девиантному поведению), результаты представлены на рис. 5.

Рис. 5. Результаты диагностики склонности к девиантному поведению на выборке испытуемых студентов

 

Заметим, что в данной методике есть прямые (2, 3, 4, 5 и 7) и обратные (1, 6) шкалы, потому описание и интерпретация результатов связана с этой особенностью, что не всегда соответствует представлению о высоком, среднем и низком уровне.

Как видно на рис. 4, по шкале установки на социальную желательность испытуемых, стремящихся к социальным установкам 14,3%, средние значения – у 48,6% и не соответствуют социальным установкам 37,1%.

По шкале склонности к преодолению норм и правил 17,1% респондентов готовы идти вразрез с нормами, 40% готовы их соблюдать и для 42,9% представлен средний уровень значений по шкале.

По шкале склонности к аддиктивному поведению у 25,7% респондентов высок риск аддиктивного поведения, для 48,6% он находится на среднем уровне и для 25,7% этот риск незначителен.

По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению низкого и высокого уровня – по 17,1%, среднего – 65,8%, т.е. респонденты в целом находятся здесь на среднем уровне.

По шкале склонности к агрессии и насилию у 25,7% низкий уровень показателя, у 14,3% – высокий, у 60,0% – средний.

По шкале волевого контроля эмоциональных реакций неспособность контролировать свои эмоциональные реакции представлена у 25,7% респондентов, средние значения – у 57,2%, а хорошая способность волевого контроля представлена у 17,1% респондентов.

По шкале склонности к делинквентному поведению у 11,4% респондентов представлен риск возможного совершения противоправного поступка, у 48,6% этот риск не выражен и у 40% он находится на среднем уровне.

Представленные результаты свидетельствуют о специфике поведения и деятельности личности с аддиктивным поведением: у него в целом снижен волевой контроль, повышена агрессивность и готовность идти вразрез с социальными нормами, у него понижена социальная желательность поведения и высок риск самоповреждающего поведения.

Для доказательства основной эмпирической гипотезы нашего исследования о связи между параметрами аддиктивного поведения и жизненных установок личности студента вуза мы провели статистический анализ с использованием корреляционной процедуры. Результаты – в таблице 1.

Таблица 1. Связь параметров жизненных установок и характеристики аддиктивного поведения студентов вуза

Параметры

Соц.

желат.

Нормы

Аддикт

Самоповрежд.

Агрессия

Контроль

Делинкт

Время

-.212

.104

,127

-,050

,249

-,616**

-,143

Мат.благо

,009

,743

,244

,300

,231

,012

-,195

Прекрасное

-,069

,033

-,058

,104

,139

,063

,225

Милосердие

,142

,175

-,183

,010

,040

,264

,113

Любовь

-,269

-,148

,297

-,105

-,307

-,168

-,050

Новое

,194

,482

,504**

-,118

,136

-,323*

,212

Соц.статус

,526**

.123

,103

,002

-,354

-,406*

-,410*

Признание

-,209

-,050

,126

,007

,082

,043

,042

Соц.активность

-.132

-,513**

-.210

,112

-,238

-,208

-,224

Общение

,111

-,069

,153

,307

,251

,009

,281

Здоровье

,116

-,107

-,122

,125

-,043

-,269

-,257

Ценностная напр.

,041

,136

,595**

,437*

,839

-,508**

,143

 

Как видно в таблице 1, существуют связи между параметрами аддиктивности и жизненных установок личности.

Ценность «время» обратно связана с волевым самоконтролем (r=0.616), что можно объяснить невозможностью аддикта обусловливать свои поведение и деятельность сознательными решениями по поводу предмета аддикции и возможность принимать решения определяется в данном случае ситуативностью и своего рода суженностью сознания и внимания этим предметом.

Ценность «стремление к новому» прямо связана со склонностью к аддикции (r=0.504) и обратно – с волевым самоконтролем (r=-0.323). Можно констатировать, что респонденты представляют себе предмет аддикции как условие развития через познание нового, но при этом слабо контролируют эмоционально-волевую сферу, обеспечивающую ценностно-нормативное поведение.

Ценность «социальный статус» прямо связана с социальной желательностью, что для аддикта выступает принципиальным условием, обеспечивающим его поведение и деятельность. То есть, учитывая тот факт, что шкала социальной желательности обратная, можно констатировать, что чем меньше субъект стремится быть одобряемым социумом, тем меньше он забоится о социальном статусе. Этот вывод, на наш взгляд, в полной мере справедлив к людям с аддикцией.

Ценность социальной активности обратно связана с соблюдением норм и правил общественной жизни. Это обусловлено очевидным противоречием между необходимостью субъекта быть частью социума и удовлетворением потребностей, в том числе социального уровня, за счёт предмета аддикции.

Ценностная направленность (иррациональность / рациональность) прямо связана с аддиктивностью (r=0.595), самоповреждающим поведением (r=0.437) и обратно связана с волевым контролем (r=-0.508). Как мы указывали ранее, ценностная направленность определяется ориентацией на тот или иной край континуума по шкалам «свобода – власть», «деньги – труд» и «альтруизм – эгоизм», «результат – процесс». Полученные результаты свидетельствуют о том, что существует выраженная обусловленность ценностной направленности личности аддикта уровнем аддиктивности (r=0.595), самоповреждающими тенденциям (r=0.437) и низким волевым самоконтролем (r=-0.508).

Обобщая полученные результаты, можно сформулировать следующие выводы:

  • преобладающая дисгармоничная ориентация сочетания параметров социально-психологических установок определяется выраженностью направленности ценностных ориентаций личности студента, склонного к аддиктивному поведению, на эгоизм, процесс и свободу, что нами трактуется как сформированность иррациональных жизненных установок личности аддикта;
  • ценностная направленность (иррациональность / рациональность) жизненных установок личности студента, склонного к аддиктивному поведению, связана с уровнем аддиктивности, самоповреждающим поведением и с волевым контролем.

Полученные в исследовании могут быть использованы в работе психологических центров вузов, а также для организации психологического сопровождения процесса формирования жизненных установок личности студентов вуза, склонных к аддиктивному поведению. Психологическое сопровождение аддиктивного поведения целесообразно строить на основе программ, идеей которой, на наш взгляд, должна стать идея формирования рефлексивной позиции студента по созданию поля самореализации его как личности и индивидуальности. Эта деятельность способствует реализации накапливающихся у студента фрустрированных потребностей и обеспечивает у него сброс отрицательных эмоций.

Литература

    1. Каменская В.Г. Современные методы диагностики и коррекции социальных дезадаптаций и аддикций у участников образовательного процесса: монография. ‒ СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. ‒ 272 с.
    2. Короленко Ц.П. Аддитивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. ‒ 2012 ‒ № 1. ‒ С.8-15.
    3. Крапивко Е.Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде // Перспектива-2009: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. ‒ 2009. ‒ № 2. ‒ С.163-165.

 

Об авторе

Майборода Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и специальных дисциплин Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Горбунков Виктор Яковлевич – доктор медицинских наук, профессор, декан факультета подготовки кадров специалистов гуманитарного профиля Ставропольского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Малахов Виктор Николаевич – директор ООО «Психологический центр. В. Малахова», г. Ставрополь
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Майборода Т.А., Горбунков В.Я., Малахов В.Н. Социально-психологические особенности жизненных установок личности студента вуза со склонностью к аддиктивному поведению. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен