ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Смыслов Д.А. (г. Москва)

ИСКУССТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ПРОКСЕМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ОБЩЕНИЯ В СРЕДЕ ИНТЕРНЕТА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье раскрываются вопросы психологических особенностей современных искусственно созданных социальных систем – автомобильной и системы интернета. В отличие от непосредственного общения между людьми, общение и специфика социального взаимодействия в условиях искусственных социальных систем придают людям иллюзию осмысленности жизни, защищённости и постоянства, в то же время приводя к зависимости от такой системы. Отдельно рассмотрены особенности социальной дистанции в среде интернет-сообществ. Статья посвящена социально-психологическим характеристикам коммуникации представителей современного общества.

Ключевые слова: искусственная социальная система, комплекс, интернет, аддикция, симулякр, проксемика, проксемические переменные, пространство общения, виртуальная проксемика, интернет-сервисы.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Недавно в перерыве между лекциями мне сказали, что надо дать время преподавателю побыть одному, на что я ответил, что пока я с мобильным телефоном, я не один. Увы, мы постоянно теперь оказываемся в той или иной степени в социальных зонах, желаем того или нет. Именно этим можно объяснить тренд этого года – желание покупать телефоны-трубки, лишённые выхода в интернет.

В начале прошлого века К.Г. Юнг писал о комплексе: «Комплекс – это чувства, образы, воспоминания, группирующиеся вокруг какого-то одного понятия, так, что они воспринимаются разумом как единое целое». Иными словами, комплекс – это совокупность переживаний, центрирующихся вокруг одного переживания, обладающего определённой автономией. В настоящее время мы наблюдаем появление новых видов комплексов – комплексов, в которых в человеческое подсознание всё более отчётливо встраиваются искусственно созданные технические средства. Так, за последние десятилетия общество стало порождать новые, искусственно созданные, но давно живущие своей собственной жизнью, и подпитываемые каждым новым своим участником, организмы. В городской среде, к такому организму относится организация (а вернее – мониторинг) дорожного движения – это пробки, возможности их прогнозирования и условия борьбы с ними. Парадокс в том, что пробка, повинуясь своим собственным законам и правилам, может появиться почти на ровном месте, и столь же внезапно рассосаться без участия дорожных полицейских. Очевидно, обязательным составляющим пробок являются водители и в ряде случаев, пешеходы. То есть, этот живой организм не может обойтись и не способен существовать без человека. А попытки управлять пробками пока весьма непродуктивны.

Второй, искусственно созданной средой, является интернет. Первоначальная сеть, связывающая компьютеры пользователей, превратилась в огромный организм, который живёт по своим законам, и управление им весьма затруднено. В качестве примеров можно назвать попытку государственного контроля мессенджера несколько месяцев назад. Уже ушли в прошлое шутки про «увольнение начальника интернета», и теперь уже очевидно, что «отменить» или «запретить» интернет возможно, но в отдельно взятых условиях, причём, весьма проблемно. Для этого надо отключить электричество – радикальное решение, подобное решению запретить бензин и дизельное топливо в качестве борьбы с пробками.

Любопытно, что искусственно созданные социальные организмы имеют следующие, довольно схожие, черты:

  1. Они придают завершённость и законченность в жизненной неопределённости и в случаях, когда цели жизни у индивида не проставлены.
  2. Они несут защитную функцию, «защищая» своих членов от неблагоприятных реальностей жизни. При этом, они создают и иллюзию этой защищённости – иначе чем можно объяснить неадекватность поведения некоторых водителей за баранкой авто или бесконечный набор взаимооскорблений в обсуждениях новостных лент и чатов в интернете.
  3. Они вызывают привыкание и зависимость, отдаляя от реальной жизни.

Мы не можем говорить о психологической зависимости человека от автомобильных пробок, но можем утверждать зависимость автомобилиста от его авто, наличие которого не только решает много логистических проблем, но и защищает как от внешней природной, так и от социальной, среды, руководствуясь и развивая известную максиму «мой дом – моя крепость» – а в данном случае – «мой автомобиль – моя крепость».

Абсолютно похожая ситуация и с интернетом. Впрочем, здесь есть и некоторое различие. Так, автомобиль (инструмент для физического передвижения в пространстве) является самоцелью, а компьютерные пробки – неприятным элементом компьютерной реальности. А в случае с компьютером, последний является инструментом, благодаря которому человек погружается в среду интернета.

 

Устройство (инструмент)

Пример социального организма

Пример аддикции

Автомобиль

Пробки

Автомобильная зависимость

Компьютер

Интернет

Компьютерная зависимость (интернет-зависимость или гейминг)

 

Т. Лири назвал компьютер – «ЛСД 90-х», связывая компьютерное погружение с наркотическим. Скандальный психолог был слишком близок к пониманию сегодняшней реальности жизни общества. Общество становится зависимым от искусственно созданных организмов, которые часто заполняют всё большее жизненное пространство человека. Следствием информатизации и доступности мобильного интернета стала информационная перегруженность, как одна сторона медали. Ежедневно человек вынужден оперировать огромными базами данных. И могло бы казаться, что избыток информации заставляет улучшать память и эрудицию, развивать интеллектуальные параметры. Но.. Налицо всё чаще – информационная поверхностность (ибо, если возникнет необходимость, информацию можно найти в интернете). И здесь важен ещё один момент – если студент держит к своём компьютере несколько электронных книг по теме дисциплины, вероятность того, что он их прочитает, становится минимальной в силу того, что они у него имеются в наличии. Одну из своих интернет-лекций я назвал «Фрики и симулякры» [4]. В ней шла речь в том числе о французском социологе Ж. Бодрийяре, который предложил понятие «симулякр» или – «условная ценность» [1]. Современное общество становится обществом условных ценностей, в которых наличествует всё больше «заменителей» реальных вещей, дел, отношений, чувств. В случае со студентами, симулякром знаний является наличие книг на жёстком диске или карте памяти компьютерного устройства (но не наличие реальных знаний в долговременной памяти человека). Итог подобного воздействия искусственных систем в случае с компьютеризацией – интеллектуальное усреднение. В случае с автомобилизацией – всё больший отрыв от природы. И то и другое оказывается пагубным для осознания себя, своей жизни и самого главного – целей собственной жизни.

 Итак, искусственно созданный социальный организм всё более включается в нашу повседневную жизнь. Американский социальный психолог Э.Т. Холл, родоначальник изучения пространственных потребностей человека, в те же годы, что и социолог Ж. Бодрийяр, предложил термин «проксемика» (от слова proximity – близость), при помощи которого объяснил специфику территориального общения людей [1]. В его системе были предложены четыре категории пространственной коммуникации людей (с небольшим замечанием, что указанные цифры являются средними, так как имеют свои вариации в различных культурах):

Зона

Дистанция при общении

Назначение

Сверх-интимная зона

менее 15 см

В эту зону возможно проникнуть только посредством физического контакта.

Интимная

15- 45 см

Допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди (лица, кто находится в тесном эмоциональном контакте с индивидом – дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники).

Эту зону человек охраняет как свою собственность и неприкосновенность.

Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение.

Нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр.

Личная (персональная)

 45-120 см

Предназначена для обыденной беседы с друзьями и коллегами. Предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

Социальная

 120-400 см

Соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого не очень знают.

На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.

Публичная (общественная)

3-7 метров

Адресуется к большой группе людей, где удобнее стоять именно на этом расстоянии. Подразумевает общение с большой группой людей в лекционной аудитории, на митинге и пр.

 

Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда «нарушитель» является нашим близким родственником или другом, или же человеком, имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда «нарушитель» проявляет враждебные тенденции и склонен атаковать нас.

Если мы можем терпеть вторжение посторонних людей в наши личные и социальные зоны, то вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри нашего организма различные физиологические реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности нашего организма к бою, т.е. состояние боевой готовности.

Современный мегаполис изобилует конфликтными ситуациями, причём их количество растёт, а большинство людей, привыкших к ним, начинают их воспринимать как само собой разумеющееся.

В то же время, всё увеличивающаяся скученность социального пространства в мегаполисе создаёт условия, от которых мы практически не имеем никакой защиты – это нарушение личного и интимного пространства. При этом, следует учитывать, что изменить подобную ситуацию практически не представляется возможным.

Человек – существо во многом биологическое, и как многие в природе склонное обозначать свою территорию. Кроме того, в нас заложена биологическая склонность «наказывать» обидчика – нарушителя нашей территории.

Сталкиваясь с первобытными надписями в лифте, мы не задумываемся над тем, что они – лишь способ закрепления за собой территории, подобно кошачьему секрету. Дурно пахнущий бомж в метро вызывает у нас отвращение, и мы непроизвольно освобождаем для него пространство, пытаясь перейти в другой вагон. Всё это – формы закрепления за собой социального пространства и не более того.

Для гостя мегаполиса движения и реагирования коренных жителей вызывают в лучшем случае недоумение, а в худшем – недоумение и неприятие – москвичи начинают характеризоваться как невоспитанные, агрессивные, неадекватно реагирующие.

Но в первую очередь такое поведение обусловливается не врождённым хамством («Хам, хамуга, хамовщина, отродье – бранное прозвище лакеев, холопов или слуг» – словарь В. Даля) [2] всё это – формы реагирования на очевидное нарушение личного, а часто и интимного, пространства.

Зачастую одна проблема порождает за собой несколько новых. Так, например, в моменты пиковых нагрузок на общественный транспорт в салонах автобусов, трамваев и вагонах метрополитена возникает давка. Регулярность проезда в таком состоянии приводит к совершенно неожиданным побочным последствиям, помимо традиционного неудобства: у пассажира притупляется реакция на естественный сексуальный стимул – близость тела партнера. Отсюда появляется активный рост бизнеса, основанного на предложении соответствующего медицинского лечения.

Под личным пространством подразумевают коммуникационную дистанцию, или телесное пространство – область, происходящее внутри которой человек относит к себе и стремится регулировать самостоятельно. Внутри личного телесного пространства выделяют (помимо дистанции в общении) несколько зон, у личного пространства есть и иные, помимо телесного, измерения:

  1. Личное предметное пространство – это вещи, по отношению к которым мы претендуем на исключительный доступ.
  2. Личное жилое пространство – это место, где можно уединиться.
  3. Личное информационное пространство – это, прежде всего, право на тайну. Иногда приходится слышать, будто тайна нужна только тем, кто хочет скрыть что-то неблаговидно.
  4. Личное эмоциональное пространство – это чувства, которые мы предпочитаем переживать по собственному усмотрению. Мало что раздражает так сильно, как попытка навязать, в каких случаях и как именно следует грустить, когда – радоваться, а когда гневаться.
  5. Личное время – это время, не просто свободное от работы, но вообще не связанное никакими обязательствами.

Классик американской психологии У. Джемс выделял следующие границы, необходимые составляющие личности:

  1. Личное «Я». К нему, в свою очередь, относятся:
    • Привычная одежда (чужая или непривычная одежда меняет отношение к себе. А в ряде случаев и вовсе личность нивелирует).
    • Домашний очаг (его потеря означает потерю себя).
    • Плоды собственного творчества (при утере которых человек перестаёт быть собой).
    • Родственники и близкие люди (как неотъемлемая часть личности).
    • Пространство вокруг человека, которое он воспринимает, как свое собственное. В несколько деформированном виде это проявляется у подростков, когда они стремятся «пометить» рисунками определённую территорию в подъезде, лифте, во дворе или на улице. Но это же касается и более адекватных форм самоощущения – например, двор дома.
  2. Социальное «Я» – потребность иметь определённый статус в обществе, привлекать к себе внимание, потребность в общении. Здесь Джемс даёт замечательное определение личности: «личность – это столько людей, со сколькими я общался в этой жизни». Но отсюда и проблема самоидентичности (например, артист в силу профессии «проживает» многие жизни – жизни своих героев, и за ними он может потерять свою собственную).
  3. Духовная личность (высшая интеграция сил человека, его творческая инициатива).
  4. Поведение, направленное на защиту личности (способы защиты себя в случае «покушения» других на собственные идеалы, ценности, принципы) [3].

Таким образом, согласно Джемсу, территория и границы личности включают в себя гораздо больше составляющих, не только территорию, но и родственников, статус, творчество, одежду. А всякое покушение на привычные ему нормы и модели поведения склонен неосознанно защищать.

Любопытно, что житель мегаполиса, пытаясь ощутить себя независимым от скученности пространства, становится агрессивным и часто неадекватным в реакциях. Так, человек, садясь за баранку автомобиля, становится агрессивным именно потому, что расширяет границы своего личного пространства до границ автомобиля. Автомобиль сразу же расширяет личное пространство человека. В некоторых случаях личное пространство увеличивается в 10 раз. Водитель считает личным пространством территорию в 8-10 метров перед автомобилем и позади него. Когда кто-то оказывается перед ним, пусть даже на вполне безопасном расстоянии, с водителем происходит разительная психологическая перемена. Он начинает злиться и может даже атаковать другой автомобиль. Такое состояние получило название «дорожная ярость». Отсюда – любой, пытающийся их нарушить (объехать, обогнать, или наоборот, едущий слишком медленно) – вызывает закономерную «справедливую» реакцию. При этом, она ещё часто обусловлена ещё и самой стоимостью автомобиля – так, хамство на дороге, которое проявляет дорогой автомобиль, пережить легче, чем хамство машины, по стоимости гораздо меньше собственного автомобиля. Таким образом, чисто биологические постулаты оказываются первичны. Кроме того, для жителей мегаполиса – мужчин ещё существенным фактором оказывается ещё и длина собственного автомобиля (согласно З. Фрейду – для мужчины это аналог длины его детородного органа).

Для некоторых людей автомобиль представляет собой защитный кокон, в котором можно укрыться от внешнего мира. Пусть даже автомобиль медленно ползет вдоль бордюра, чуть ли не в сточной канаве, его водитель представляет на дороге такую же опасность, как и человек с расширенным личным пространством. Таким образом, автомобиль – это кокон, панцирь, защищающий жителя мегаполиса/

Самое проблемное – найти вероятные способы борьбы с биологическими началами в поведении жителей мегаполиса, учитывая то, что каждый из жителей стремится «отвоевать» себе место под солнцем. В то же время, имеет смысл обратить внимание на повышенную невротизацию у горожан. Их элементарную незащищённость перед лицом простейших стрессов. То есть, закономерное нарушение интимного и личного пространств в городе приводят к агрессивной защитной форме реагирования человека. Природно необходимое чувство собственной территории в городских условиях либо деформируется, либо вообще уничтожается. Как возможно ощутить собственную территорию во дворе новостройки (вопреки годами и поколениями закреплённым в генах осознании себя хозяином большой территории земли). Горожанин всячески пытается закрепить за собой право на свою, незначительную территорию. Ей становятся балконы, предподъездные пространства (отсюда и увлечение модным ныне ландшафтным дизайном), ей же становятся гаражи, дачи и даже участки на кладбище. Везде человек стремится хоть как-то закрепить за собой право на территорию. А агрессия всего лишь указывает на наличие «болевой зоны» – актуальной и нерешённой проблемы [6].

Ещё более любопытно поведение нашего современника, начинающего осваивать новую территорию социального пространства, которое довольно быстро превращается в личное – это интернет – пространство.

Виртуальное пространство характеризуется определённой анестезией на привычные жизненные модели поведения. Так, большинство людей негативно относятся к воровству, в то же время, не воспринимают безвозмездное скачивание видео и музыкальных файлов в качестве того же самого воровства. Ещё хуже обстоит дело с чатами и отзывами на какие-либо события в мире и стране в интернете. Отзывы очень часто превращаются в переругивании или откровенные оскорбления друг друга в связи с тем, что виртуальность создаёт видимое ощущение вседозволенности и безнаказанности. Как показывает практика, больше половины сетевых хамов являются людьми, скучающими в интернете или не ладящими со сверстниками. Однако случаются и вполне взрослые профессиональные интернет-скандалисты, для которых довести виртуального собеседника является своего рода искусством. Встретить сетевых хамов можно в любом уголке интернета: в чатах, в социальных сетях, на сайтах знакомств, на форумах и по электронной почте. Любители «потравить собеседников» в виртуальном пространстве есть практически на каждом ресурсе. Необходимо уметь отличать их от нормальных собеседников, дабы не тратить время и нервы впустую. Но главное, на чём имеет смысл остановиться здесь – это ограничение и обозначение собственного личного пространства.

Но биологические основы такого поведения чаще всего связаны с оторванностью современного человека от реальной жизни. Его бегством в иллюзорные миры мегаполиса. Этому потворствует и на нём же паразитирует современная культура массового потребления. И по-прежнему наиболее актуальными остаются идеи В. Франкла, Э. Фромма, К. Хорни и К. Роджерса относительно преодоления неврозов жителей мегаполиса и освобождения нашего современника от мира иллюзорных ценностей.

В настоящее время интернет-общение и виртуальная реальность занимают лидирующую позицию по отношению к реальному общению, а значит, и к виртуальной проксемике и визуальному восприятию человека человеком. Отсюда вопрос о восприятии и понимании другого человека переходит в плоскость «прочтения» страниц в интернете. В рамках создания индивидуального, персонального имиджа это, безусловно, личные страницы в социальных сетях, персональные страницы, блоги и боты.

Интернет как искусственно созданный организм, живет и функционирует уже по своим законам, где нельзя априори знать валентность определенного воздействия на обывателя. Знание целевой аудитории, которое является ведущим в создании позитивного образа при контактном взаимодействии, не является определяющим, когда речь идет о интернет-сообществе. Группы (социальные) в интернет создаются не по принципу схожести формальных характеристик и интересов, а по принципу психологического сходства людей, которые тяготеют к определенному роду интернет-активности. Лишь благодаря пониманию базовых психологических механизмов, лежащих в основе их объединения в группы, сообщества, может позволить стратегически верно использовать интернет-ресурсы для формирования стабильного положительного имиджа. В книге «Психология рекламной деятельности» автором подробно рассматривались вопросы формирования имиджа в интернет-среде. С этой статье более целесообразно рассмотреть современные социальные интернет-группы с позиций «виртуальной проксемики».

Как уже было обозначено несколько выше, виртуальная среда, как искусственно созданный организм, даёт иллюзии наполненности жизни, наличия смысла, защищённости и формирует зависимость.

Рассмотрим, какие возможности даёт виртуальный социальный мир:

  1. Общение (общение с родственниками, друзьями, коллегами, одноклассниками и одногрупниками).
  2. Знакомство с новыми людьми, которое становится возможным посредством сети – виртуальные знакомства, которые несут совсем иной характер взаимоотношений – компьютерная среда убирает необходимые в привычном мире нормы поведения и требования этикета, снижают психологические комплексы (ведь это практически ненастоящее общение, что не совсем так).
  3. Возможность рассказать миру о своём существовании и о своих интересах.
  4. Передача новостей или условной вирусной информации (фотографии, цитаты, мемы и пр.) и прямое или косвенное формирование общественного мнения.
  5. Виртуальное обучение посредством изучения публикуемых статей, видеоматериалов отдельных людей или групп. При этом, обучение это может быть как социально приемлемым и необходимым – волонтёрство, повышение профессионального уровня, увлечение направлениями исследований, так и социально опасным – группы ненависти, троллинг, виртуальный моббинг, социально опасные тематические группы.
  6. Проведение свободного времени – в социальной среде много игр, фильмов, видеороликов, аудиозаписей.

Разделим условно все социальные интернет-сервисы на четыре группы:

  1. Общеупотребимые социальные системы (социальные сети, обеспечивающие виртуальными контакты с другими людьми, носящими по большей части развлекательный характер).
  2. Профессиональные социальные системы (социальные Сети, позиционирующие себя как профессиональные и нацеленные на профессиональные контакты).
  3. Блоги (электронные дневники)
  4. Службы коротких сообщений, мессенджеры (службы, частично напоминающие социальные Сети, но выполняющие кратковременные коммуникативные функции).

Участие в общеупотребимых социальных системах часто сравнивают с «плебсом». В этих сетях «сидят» люди разных возрастов и соцальных статусов. В своём большинстве, не считая минимального различия в интерфейсах, все социальные Сети выполняют одни и те же функции. В них обязательно есть блоки, в которых участник Сети может самораскрыться, самовыразиться. Для этого в них имеются анкетные данные, фотоальбомы, статусы (указания автором странички его эмоционального состояния, принципов, настроения и пр.). Обязательно имеется возможность закачки и хранения с возможностью просмотра другими видео и аудио материалов. Кроме того, имеются возможности создания и объединения в группы по интересам и общению, как приватному, так и видимому для всех. Стоит ли обращать внимание на чисто условное обозначение своего собеседника «другом».

Профессиональные социальные системы – это те же социальные cети, но с профессиональным уклоном и возможностью рекламирования своей работы и себя. Кроме того, обе социальные cети интегрированы с профессиональными HR службами и специалистами по подбору кадров. Например, в этих сетях необходимо заполнить резюме, которое часто заполняется при приёме на работу.

Блоги – отдельное и довольно любопытное явление. Ведение дневников всегда было делом интимным и довольно личностно значимым для человека. В XVIII веке в России дневник назывался «психаториум». Электронный же дневник доступен всем желающим. На него можно подписаться. В него выкладываются замечания, наблюдения, мысли, а то и целые концепции. Не удивительно, что блоггинг стал формой литературного творчества и журналистики. Очевидно, участники (авторы и читатели) блогов позиционируются как элитарный слой жителей Интернета [5].

Наконец, службы коротких сообщений нацелены исключительно на передачу информации, часто не структурированную. Как правило, службой коротких сообщений пользуются в Сети люди, которые имеют мало времени и не расположены к длительным перепискам.

Теперь разберём рассмотренные четыре группы интернет-сервисов по уровню виртуальной проксемики. Следует подчеркнуть, что виртуальная среда часть снимает психологические комплексы, дистанцию в общении, этикет и моральные нормы. В силу этого, в социальных сетях появились закрытые профили.

Виртуальная дистанция

Тип интернет- сервисов

Виды

Функции

Сверх-интимная и интимная зоны (непосредственное видео или текстовое общение с абонентом)

Мессенджер и службы коротких сообщений

 

 

Skype

Viber

WhatsUp

Telegram

ICQ

Передача телефонных звонков, текстовых сообщений, видеозвонков.

В настоящее время видеозвонки транслирует большинство мессенджеров (Skype, Viber, WhatsUp).

Кроссплатформенный мессенджер Telrgram позволяет передавать текстовые сообщения и медиафайлы.

Как некий атавизм 90-х гг. прошлого века – текстовой мессенджер ICQ. Собственно, таким же атавизмом являются SMS у компаний сотовой связи.

В силу этого, рекламные звонки на мобильный номер являются нарушением именно интимного пространства.

Социальная

Социальные сети

Блоги

Facebook

Одноклассники

ВКонтакте

Twitter

Instagram

YouTube

 

Несёт на себе основные блага виртуального социального мира. Как правило, в соц. сети нет видео и аудио общения. Базовые особенности – создание индивидуальной социальной страницы, в которой пользователь может рассказать о себе, своих интересах и проблемах. Различия – каждая соц.сеть ориентирована на свою социальную возрастную группу (например, «Одноклассники» – самая возрастная соц.сеть в рунете, а ВКонтакте традиционно считается студенческой, Facebook – более статусной и престижной, но преимущественно это стереотипы).

Отдельное направление социальных сетей – публикация небольших текстов (твитов – Twitter), фото в ленте новостей (Instagram) или видеороликов (YouTube).

Публичная (общественная)

Профессиональные социальные системы и виртуальные представительства

Профессионалы

E-xecutive.ru

RB.ru

Times.net

 

Профессиональное общение с партнёрами по бизнесу, поиск работы, позиционирование проектов.

 

Социальный виртуальный мир огромен, и поэтому мы взяли наиболее используемые ресурсы в Московском регионе в качестве примера. В целом, имеет целесообразность провести классификацию виртуальных сетей, но ввиду того, что это – живой искусственный организм, показатели меняются. Так, закрылся проект социальной сети «Google+», в нашей стране не стало такой профессиональной сети, как «LinkedIn», наличествуют проблемы с мессенджером «Telegram» (но он остался «на плаву» и продолжает использоваться пользователями) и т.д.

              

                                    

                                                          

Постепенное (и вполне закономерное) смещение общества в искусственные социальные системы не является пагубным, оно несёт как несомненные преимущества, так и очевидные недостатки. И социальным психологам становится необходимо изучение специфики поведения людей в новых искусственно созданных, но уже самостоятельно функционирующих, социальных системах.

Литература

  1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. – М.: Рипол-Классик, 2014.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 2016
  3. Джеймс У. Психология. – М.: Рипол-Классик, 2018 г.
  4. Психологический канал Дмитрия Смыслова в YouTube. Фрики и симулякры. https://youtu.be/1f4Uio4yUCc
  5. Смыслов Д.А. Психология рекламной деятельности. Психологический портрет пользователя сети Интернет как потенциального потребителя. – М.: МРСЭИ, 2015. – 298 с.
  6. Смыслов Д.А., Смыслова Г.А., Асеев О.В. Этнопсихологические аспекты поведения жителей мегаполиса в современных условиях. Коллективная монография. Проксемические переменные общения в мегаполисе. – М.: МРСЭИ, 2017. – 321с.
  7. Юнг К.Г. Психология бессознательного. Классики психологии. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012.

Об авторе

Смыслов Дмитрий Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент, Doctor of science, honoris causa (IANH), профессор кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-экономического института г. Видное, Директор Центра психологических инноваций.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Смыслов Д.А. Искусственная социальная система и проксемические переменные общения в среде интернета. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).