ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Исраилова Ч.Э., Исраилова Р.Э. (г. Ставрополь)

 «ИНКЛЮЗИВНАЯ АТМОСФЕРА» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. Данная статья посвящена важности создания «инклюзивной атмосферы» в высших учебных заведениях, что в дальнейшем приведет к повышению качества образования в вузе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, высшее учебное заведение, студент с ОВЗ, студент с инвалидностью.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В Российской Федерации за последние годы увеличивается число студентов с ОВЗ, численность которых по данным Росстата на 1 февраля 2018 года составляет 21757, что на 11% больше, чем на 2016-2017 учебный год [1]. Поэтому сегодня не просто актуально говорить об инклюзивных процессах в высшем образовании, но и весьма значимо для социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ.

На сегодняшний день инклюзивное образование развивается на основе традиционной и специальной систем образования, объединяя их для потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В законе «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование определено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3]. Этот закон вводиться в высших учебных заведениях Российской Федерации для создания условий получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ.

Для организации инклюзивного образования в высших учебных заведениях в законе определено, что необходимо создать специальные условия. Под специальными условиями понимаются создание безбарьерного доступа в учебные заведения с помощью пандусов для инвалидов, широких дверных проемов, возможность проезда на лифте и др.. Также к специальным условиям относится использование специальных образовательных программ, специальных учебников, пособий, дидактических материалов, различных специальных технических средств, предоставление услуг тьютора и другие условия без которых затруднено или невозможно получение образования лицам с ОВЗ.

Применение специальных средств и создание новых форм организации учебного процесса с применением новых разработок и технического фонда средств реабилитации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью поспособствовало увеличению количества обучающихся с ОВЗ в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Однако обеспечение всеми этими специальными условиями высших учебных заведений является лишь первым шагом в процессе инклюзивного образования. Обеспечение техническими и архитектурными средствами, безусловно, являются одной из важных составляющих инклюзивного процесса. Обеспечение техническими средствами и создание условий безбарьерного доступа в здания высших учебных заведений, повышает общедоступность образования для всех обучающихся независимо от их потребностей. Однако для полного внедрения инклюзивного процесса в высших учебных заведениях по нашему мнению нужен и второй шаг – создание «инклюзивной атмосферы».

Под «инклюзивной атмосферой» мы подразумеваем создание атмосферы дружбы, взаимодоверия, взаимоуважения, принятия всех участников образовательного процесса с их особенностями и различиями, где все участники образовательного процесса независимо от их образовательных потребностей будут чувствовать себя равноправными членами этого сообщества.

Часто студенты с ОВЗ и инвалидностью отстраняются от других участников образовательного процесса, так как чувствуют себя другими, иными не похожими на других участников образовательного процесса. Часто студенты думают, что со студентами с ОВЗ и инвалидностью нужно «специальное общение» не такое как с остальными и это приводит к определенным трудностям в коммуникации. Все эти и многие другие проблемы не решаются созданием лишь архитектурного и технического оснащения как мы уже говорили выше.

Создание «инклюзивной атмосферы» позволит решить многие психологические барьеры. Для каждого человека в особенности для людей с ОВЗ и инвалидностью важно принятие их с их особенностями. Не редки случаи, когда участники образовательного процесса понимают под словом принимать человека с ОВЗ и инвалидностью с их особенностями понимают пожалеть их и помочь. Однако та помощь, которая действительно нужна человеку с ОВЗ и инвалидностью не всегда совпадает с помощью, которую пытаются оказать участники образовательного процесса.

Преподаватели считают, чтобы обучать таких студентов им обязательно нужно пройти специальную переподготовку, без этого они не могут им преподавать. По нашему мнению, безусловно, если преподаватель хочет пройти переподготовку, он может это сделать, однако это не самое важное в процессе инклюзивного образования.

Преподаватель может наладить доверительный контакт со студентом с ОВЗ и спросить у него: «Как сделать так (какие условия нужны), чтобы тебе было комфортно во время учебного процесса», они совместно со студентом могут придумать определенные сигналы, например поднятие руки – сигнал о том, что студент отстал и нужно повторить т.д.

Для создания «инклюзивной атмосферы» в высших учебных заведениях одной из главных составляющих является принятие всех членов образовательного процесса во всем его разнообразии, т.е. принятие их такими, какими они есть независимо от национальности, цвета кожи, пола, веры исповедания и ограничений возможностей в здоровье человека. Такое принятие предполагает определенный уровень развития морального самосознания, связанный с анализом и осмыслением выбора человека. Моральное самосознание субъектов вуза проявляется в ответственности за свои решения и действия, которые затрагивают интересы других людей. Оно устанавливает границы между добром и злом, бесчестием и честью, жестокостью и милосердием, отражая внутренние установки индивида, его внутреннюю сущность и говорит о степени духовного развития человека и является характеристикой здоровой личности [1].

Для поддержания «инклюзивной атмосферы»  необходимо проводить различные межнациональные, межкультурные и межрелигиозные мероприятия. Проявление толерантностью и уважительного обращения к другим членам общества говорит о принятии их. Принятие людьми общества в котором они живут со всем его разнообразием, говорит об уважительном отношении и о готовности к взаимодействию всех личностей со всеми их особенностями, что однозначно окажет положительное влияние и на процесс инклюзии.

Следующим не менее важным является создание дружеских и партнерских взаимоотношений. Создание дружеских и партнерских отношений не на основе жалости, а на искренних чувствах дружбы во всех его проявлениях. Для этого можно проводить различные внеурочные занятия, мероприятия, походы, где все участники образовательного процесса будут чувствовать себя частью этого коллектива. Также можно давать различные командные задания, проекты и т.д. чтобы студенты с ОВЗ и инвалидностью могли попробовать себя в различных сферах и показать свои сильные стороны.

Преподаватель является примером для всех остальных студентов, как нужно относиться к студентам с ОВЗ и инвалидностью, поэтому преподавателю необходимо помнить об этом. В большей степени от преподавателя зависит, как примут все остальные обучающиеся студента с ОВЗ и инвалидностью.

При помощи проведения различных лекции, курсов, бесед с преподавателями можно повысить качество преподавания студентам с ОВЗ и инвалидностью.

Создание «инклюзивной атмосферы» в стенах высших учебных заведений приведет к повышению качества образования, что в дальнейшем благоприятно скажется на трудоустройстве студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Таким образом, обеспечение специальными техническими средствами и создание условий безбарьерного доступа в здания высших учебных заведений является всего лишь первым шагом в процессе инклюзивного образования. Не менее важным является создание «инклюзивной атмосферы» в высших учебных заведениях, что обеспечит атмосферу взаимоуважения, дружбы и принятия человека с его особенностями, что в свою очередь повысит качество образования.

Литература

  1. Соловьева О.В. Моральное самосознание как детерминанта психологического здоровья студентов в условиях инклюзивного образования. // Психологическое здоровье личности: теория и практика:Сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. – 2014. – С. 323-327.
  2. Федеральное государственное статистическое наблюдение. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: //http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=9000005
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21 декабря 2013 г. URL: //https://www.schoolru/assets/files/ege_gia/

Об авторе

Исраилова Чолпон Эрмековна – студентка 3 курса бакалавриата направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Исраилова Рахат Эрмековна – студентка 3 курса бакалавриата направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель – Прилепко Юлия Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Левит Л.З.  «Инклюзивная атмосфера» в высших учебных заведениях российской федерации. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).