ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Георгиевская Я.С. (г. Ставрополь)

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

УДК 159.923

 

English version:

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие социального интеллекта; показана его роль и значение в профессиональной деятельности психолога; раскрыты факторы, способствующие развитию социального интеллекта у студентов-психологов на этапе профессионального обучения.

Ключевые слова: социальный интеллект, студент-психолог, факторы развития социального интеллекта.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В настоящее время наблюдается большой спрос на специалистов-психологов. Эта специальность является востребованной во многих сферах социальной практики. Основу профессионального образования будущего психолога составляет систематическое обучение по соответствующим дисциплинам. Профессионализм личности предполагает объективность психолога при восприятии и анализе сложных психологических ситуаций; умение определить круг доступных ему задач; готовность применить свой профессиональный опыт в соответствии с новыми обстоятельствами и ситуациями.

Указанное представляется возможным при эффективном включении в процесс профессиональной подготовки внутренней активности будущих специалистов в области психологии. Это предполагает создание в рамках учебной программы соответствующих условий для самопознания, саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности студента. Но практика показывает, что эти задачи зачастую решают дисциплины, насыщенные в основном теоретическим материалом, который без соответствующей практики трудно применить к решению профессиональных проблем.

Владея необходимыми академическими знаниями, будущие психологи затрудняются в их практическом применении. Более того, в процессе обучения не всегда создаются благоприятные условия для формирования необходимых профессионально-важных качеств и способностей студентов-психологов.

Так, эффективность трудовой деятельности психолога зависит не только от профессионализма и мастерства, но и от способности устанавливать надежные и конструктивные отношения с широким кругом людей, от коммуникативной компетентности и от уровня развития коммуникативных способностей  [6, 7]. Эти способности являются отражением высокой степени развития социального интеллекта – особой умственной способности, определяющей успешность социального взаимодействия. Социальный интеллект приобретает значение профессионально важного качества для любого человека, стремящегося к успешной трудовой и общественной деятельности. Для психолога он является одной из черт профпригодности.

Социальный интеллект как свойство личности способствует продуктивному усвоению системы норм и отношений к миру, друг к другу, активной социокультурной адаптации [5]. Этот личностный феномен приобретает особую актуальность в условиях происходящих в обществе перемен, которые обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой.

Важно подчеркнуть, что социальный интеллект представляет собой индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется не только в способности понимать другого человека, но и формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих [4].

Социальный интеллект выступает как взаимосвязанное сочетание коммуникативных и интеллектуальных способностей.

Работа интеллекта позволяет человеку строить разные варианты «картины мира». Критерии уровня интеллектуального развития личности связаны с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет действительность – от этого зависят и особенности интеллектуального овладения ситуацией, и соответственно, особенности поведения в этой ситуации.

Развитие социального интеллекта обеспечивает студенту-психологу успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Благодаря данной способности происходит приспособление студентов к условиям социальной среды (социальная адаптация). А значит, обучение студентов-психологов пониманию межличностных отношений и управлению ими способствует их эффективной профессиональной деятельности, обеспечивая карьерный рост и позитивное социальное самочувствие [7].

Важным фактором развития социального интеллекта студентов-психологов является создание психолого-педагогических условий, способствующих его формированию как профессионально значимого качества.

Для успешной профессиональной деятельности необходимы такие развитые компоненты социального интеллекта как:

1) способность понимать самого себя (что предполагает осознание собственных мотивов, возможностей в сфере общения, поведенческих паттернов);

2) способность понимать других людей (что предполагает понимание потребностей, мотивов других людей, их особенностей поведения, используемых психологических зашит);

3) способность понимать взаимоотношения людей (что означает способность адекватно воспринимать ситуацию общения, складывающиеся в процессе общения отношения, осознавать собственное влияние на процесс общения, понимать причины возникающих трудностей);

4) способность прогнозировать межличностные ситуации (что невозможно без развития всех вышеперечисленных способностей, а также требует знаний о помехах взаимопонимания и использования конструктивных коммуникативных приемов).

Анализируя факторы, которые способствуют становлению социального интеллекта, мы можем выделить две группы факторов:

  1. Факторы внешней среды (общекультурные, социальных факторы);
  2. Факторы внутренней среды (личностные факторы).

Как указывает В.К. Ерофеев, эффективной может быть работа со студентами, проводимая посредством специальных занятий, направленных на повышение социального интеллекта. Это могут быть следующие виды занятий: фильмотерапия и анализ видеосюжетов, проигрывание проблемных ситуаций, техники эмпатийного слушания, упражнения на развитие невербальных средств общения [2].

По мнению Т.А. Барабанщиковой, М.М. Рязановой работа по развитию социального интеллекта студентов должна проводиться в направлении формирования адекватной самооценки и уровня притязаний личности [3].  

Как предполагают ученые, общая способность понимать поведение других людей будет успешно развиваться, если повысится уровень притязаний в области умственного развития и межличностных отношений с одногруппниками. Такие студенты будут отличаться уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели. В процессе профессионального обучения при достижении определенной цели они будут перемещать свои интересы в область более трудных задач, что является необходимым условием успешного развития будущего специалиста.

Как отмечает в своей статье А.В. Федоренко, создание психолого-педагогических условий в вузе, способствующих развитию социального интеллекта, обусловит готовность выпускника к эффективной реализации субъект-субъектных отношений, следовательно, повысит адаптивность начинающего специалиста к профессиональной деятельности [8].

Емельянов Ю.Н выделил основные условия формирования социального интеллекта: включение в коллектив; опыт личностного участия в социально-психологических процессах; использование средств, максимально приближенных к реальности. Этим условиям соответствуют активные групповые методы социально-психологической подготовки, рассчитанные на развитие социального интеллекта и преобразование ряда личностных структур обучаемых, соответствующим образом мотивированных для такой перестройки [2].

Келасьев В.Н. и Яковлева И.В. так же считают, что способность к решению межличностных проблем развивается по мере овладения соответствующими умениями и навыками, которые можно формировать посредством социально-психологических тренингов. Субъект-субъектное познание, как и другие психические процессы, всегда деятельностно опосредованно. Поэтому преобразование возможно лишь через участие в коллективах и группах.

Студент-психолог, обладающий хорошо развитым социальным интеллектом, способен извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими. Это способствует успешной адаптации при поступлении на работу, поддержанию оптимального психологического климата, проявления большего интереса, смекалки, изобретательности и креативности в будущей профессиональной деятельности и позволяет прогнозировать ее успешность.

Литература

  1. Андронникова О.О., Герасимова П.С. К вопросу о роли социального интеллекта в социализации личности. // Вестник КемГУ. – 2016. – №4 (68). – С. 120-125.
  2. Ерофеев В. К., Тимофеев Ю.П. Развитие социального интеллекта как средство улучшения адаптации студентов колледжа. // Вестник ЧГПУ. – 2014. – №2. – С. 124-132.
  3. Профессионально-личностные особенности студентов-психологов. // Проблемы развития и формирования личности в современных условиях. Сборник статей и тезисов. – М.: Изд-во «Гуманитарный институт», 2004. – С. 74-76.
  4. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – СПб.: СПбГУ, 1995. – С. 48-59.
  5. Лунева О.В. Социальный интеллект – условие успешной карьеры. // Проблема понимания. – 2006. – № 1. – С. 53-58.
  6. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Коммуникативная компетентность психолога: подходы и концепции. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – №1 (8). – С. 267-270.
  7. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №3(10). – С. 201-204.
  8. Федоренко А.В. Развитие социального интеллекта будущих педагогов-психологов как фактор их адаптации к учебно-профессиональной деятельности. // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. – 2011. – №4. – С.97-102.

Об авторе

Георгиевская Яна Сергеевна – аспирантка 1 года обучения направления подготовки 37.06.01 Психологические науки, профиль «Психология развития, акмеология» Ставропольского государственного педагогического института 

e.mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

Ссылка для цитирования

Георгиевская Я.С. Факторы развития социального интеллекта студентов-психологов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).