ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Чупаха И.В. (г. Ставрополь)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье раскрывается проблема формирования рефлексивных умений младшего школьника в психолого-педагогических исследованиях. На протяжении развития психолого-педагогического направления существовало множество подходов к понятию «рефлексия», но наи­более значимым является понимание рефлексии как размышления и пережива­ния субъекта над своим психическим состоянием в процессе познания окру­жающего мира, как чувственно переживаемого процесса в про­цессе познания субъекта.

Ключевые слова: рефлексия, формирование, младший школьник, деятельность, познание, ощущения, психолого-педагогические исследования

Об авторе

Ссылка для цитирования

В большом энциклопедическом словаре дано два определения термина рефлексия (от позднелатинского reflexio – «обращение назад»): рефлексия как размышление, самонаблюдение, самопознание и рефлексия (филос.) как форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих соб­ственных действий и их законов [1].

В философской энциклопедии (1967 г.) рефлексия трактуется как форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопо­знания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

В одном из современных словарей по философии под рефлексией понимается способность человеческого мышления осознавать свои собственные формы и содержание, критически анализировать предпосылки и методы познания. Подобное толкование рефлексии находим в словаре-справочнике по фи­лософии (авт. И.Д. Коротец, 1996 г.), в социологическом энциклопедическом педагогическом словаре (под ред. Г.В. Осипова, 1998 г.), в толковом словаре обществоведческих терминов (под ред. Н.Е. Ященко, 1999 г.).

Рефлексия в основном определяется как процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения (Краткая философская энциклопедия, 1994 г., Энциклопедия по культурологии XX век, 1998 г.). В узком смысле слова реф­лексия понимается как «новый поворот» духа после совершения познаватель­ного акта к «Я» (как к центру акта) и его микроклимату, благодаря чему становит­ся возможным присвоение познанного [5].

Общим во всех приведенных определениях в контексте философской проблематики является понимание рефлексии как способности разума обра­щать свой «взор» на себя; мышления о мышлении; анализа знания с целью по­лучения нового знания или преобразования знания неявного в явное; самона­блюдения за состоянием ума или души; выхода из поглощенности жизнедея­тельностью; исследовательского акта, направляемого человеком на себя, формы познания и т.п.

Впервые наиболее ярко рефлексия представлена на уровне деятельности в культуре Древней Греции. Рефлексия, понимаемая как одно из определений особой формы мыслительных функций, встречается в работах Сократа и Пла­тона, но наиболее значительный вклад в его разработку внес неоплатоник Пло­тин (204/205-269/270 н.э)

Разрабатывая рационалистическую теорию самосознания, французский ученый Р. Декарт (1596-1650) в XVII в. вводит в науку понятие «рефлексия», отождествляя ее со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. В своей работе «Разговор с Бурманом» Р. Декарт пишет: «Быть сознающим – значит мыслить и рефлексировать над собственным мышлением». В работах Р. Декарта реф­лексия становится предметом исследования, где определяются границы пред­мета самой рефлексии и осознание выражается как форма познания [5].

Дальнейшая разработка понятия рефлексии в XVIII в. связана с работами Дж. Локка и Г. Лейбница.

Дж. Локк (1632-1704) различает два вида опыта – чувственный опыт и внутренний опыт (рефлексию), трактуя ее как «наблюдение, которому ум под­вергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности». Дж. Локк определяет рефлексию как ис­точник особого знания, когда наблюдения индивида направляются на внутрен­ние действия сознания, то есть наблюдения за деятельностью, способами дан­ной и возникающей деятельности мыслящего субъекта, тогда как ощущения имеют своим предметом внешние вещи.

Г. Лейбниц (1648-1716) в свете различения умопостигаемого и чувст­венного миров характеризует рефлексию как процесс строго интеллектуальный. Ученый придает особую роль всеобщему знанию и всеобщим истинам, и ис­точник этой высшей формы знания видит в рефлексии. По мнению ученого, рефлексия означает внимание к тому, что в нас происходит. Г. Лейбниц, под­черкивая избирательный характер рефлексии, отмечал, что «для нас невозмож­но рефлексировать постоянно и явным образом над всеми нашими мыслями, в противном случае наш разум рефлексировал бы над каждой рефлексией до бес­конечности, не будучи в состоянии перейти к какой-нибудь новой мысли» [3].

Исследования в области форм и методов рефлексии были продолжены в трудах И. Фихте (1762-1814 гг.), который сосредотачивается на идее направ­ленности рефлексии на внутренние действия сознания (Дж. Локк, Г. Лейбниц) и на идее И. Канта о разделении знаний по способу познания. И. Фихте прово­дит деление мира на две взаимодействующие позиции: «Я», под которым под­разумевается сознание, и «не Я», под которым он понимает «объективный мир». Сознание он рассматривает как динамическую структуру, а рефлексию трактует как тенденцию к самосознанию и определяет предметом рефлексии знание, которое в развернутом виде может принимать форму средства, метода и т.п.

Дальнейшую разработку понятие «рефлексия» получило в работах Г. Ге­геля (1770-1831 гг.) который исследовал этот процесс с другой стороны: как способность человеческого сознания стать предметом ос­мысления. Г. Гегель указывал: «... порожденные размышлением мысли о спо­собах сознания составляют рефлексию» [5].

Если рефлексию рассматривать как деятельность самосознания, раскры­вающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека, то, по мнению А.А. Митюшина, следует различать следующие ее виды [4]:

  • элементарная рефлексия, приводящая к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значении;
  • научная рефлексия – критика и анализ теоретического знания, проводи­мые на основе применения и уяснения тех методов и приемов, которые свойст­венны данной области научного исследования;
  • философская рефлексия – осознание и осмысление определенных.

В 30-ые гг. в отечественной науке стала активно разрабатываться школа деятельностного подхода, в которой ученые Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, так или иначе, обращались к этой области, предполагая «рассмотрение рефлексии в качестве особого психического пред­мета экспериментального изучения, оснащенного особыми разработанными для этого методами» [2].

Л.С. Выготский считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании» [2]. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя». Также С.Л. Рубинштейн рассматривал рефлексию как выход из поглощенности жизненной ситуацией.

Вслед за Л.С. Выготским, который выделял в сознании, как и в мышлении, два слоя: «сознание для сознания и сознание для бытия», А.Н. Леонтьев выделя­ет три слоя, образующих сознание: чувственную ткань образа, значение и лично­стный смысл. Рефлексия у Л.С. Выготского относится к слою «сознание для соз­нания», а у А.Н. Леонтьева к слою « значение и личностный смысл» [2].

Рефлексия одновременно определяется как самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни, где смысл рефлексии – переход неявного знания в явное, формализо­ванное и логически расчлененное. Таким образом, рефлексия тесно связана с понятиями самопознание и самонаблюдение.

Существуют классификации различных типов и видов рефлексии в соот­ветствии с теми или иными критериями.

Психологи И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов в основу своей классификации положили многообразие содержания, выступающего в качестве предмета, кото­рый субъект может рефлексировать: свои поступки и образы собственного «Я» как индивидуальности; знания об объекте и способы действия с ним; знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия; представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков [4].

Анализ экспериментальных работ данных психологов, посвященных изу­чению рефлексии, показывает, что исследование рефлексивных механизмов проходит в 4-х направлениях: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.

На выявление специфики кооперативного аспекта направлены работы Н.Г. Алексеева, В.В. Рубцова, А.А. Тюкова, Г.П. Щедровицкого и др.

На выявление специфики коммуникативного аспекта направлены соци­ально-психологические исследования Н.И. Гуткиной, А.В. Петровского и др., а также работы В.Н. Дружинина, М.Д. Ионова и др. В этих работах рефлексия рассматривается как существенная составляющая общения и межличностного восприятия [4].

Экспериментальному исследованию личностного аспекта рефлексии по­священы работы Н.И. Гуткиной, П.В. Новикова и др. Объединяет эти работы понимание рефлексии как процесса переосмысления, как механизма не только дифференциации «Я» и его различных подструктур, но и интеграции «Я» в «неповторимую целостность».

В контексте изучения когнитивных процессов Л.Ф. Берцфаи, А.З. Заком, Л.К. Максимовым, В.К. Романко ведутся исследования интеллектуального ас­пекта рефлексии, которые отражают раз­работку проблематики рефлексии в психолого-педагогической литературе. Рас­смотрение рефлексии в интеллектуальном аспекте позволяет авторам раскрыть представление о психологических механизмах теоретического мышления и реали­зовать их в теории и практике образования [4].

А.Я. Наин приводит классификацию рефлексии в соответствии с тремя подходами: естественнонаучным, инеженерно-деятельностным и гуманитарно-культурологическим. Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко также придерживаются выделенных подходов к осмыслению рефлексии.

Рассмотрение указанных точек зрения приводит к выводу о том, что предмет рефлексии и процесс рефлексии оказываются в пространстве одного явления – сознания. Дальнейшие исследования были направлены на диффе­ренциацию самого мыслительного акта и разделение предмета рефлексии и процесса рефлексии, на описание их с различных методологических позиций.

В педагогическом понимании «рефлексия» включает два основных на­правления – рефлексия для учителя и рефлексия для ученика.

Рефлексия со стороны педагога, или рефлексия педагогическая, определяется, как способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оцен­ку, понять, как его воспринимают те, с кем педагог взаимодействует в процессе педагогического общения. В данном значении рефлексия понимается как про­фессиональное качество, инструмент педагогического мастерства. Педагогиче­ская рефлексия является частным случаем рефлексии человека, основа которой заключается в осознании собственной мыслительной деятельности. А.Я. Наин рассматривает педагогическую рефлексию как способность субъекта педагоги­ческого процесса осознавать, анализировать, подвергать критическому осмыс­лению то, как его действия и поступки, приемы управления образовательным процессом воспринимаются обучающимися, способствуют реализации задач обучения и воспитания [5].

Интересным также является исследование возможности рефлексии в обу­чении, как мыследеятельностного или чувственно переживаемого процесса осознания субъектом образования своей деятельности. Данное направление является новым в педагогических исследованиях, поэтому необходимо подроб­но изучить механизмы рефлексивной деятельности в процессе обучения.

Таким образом, на протяжении развития психолого-педагогического направления существовало множество подходов к понятию «рефлексия». Но наи­более значимым является понимание рефлексии как размышления и пережива­ния субъекта над своим психическим состояниям в процессе познания окру­жающего мира, следовательно, как чувственно переживаемого процесса в про­цессе познания субъекта.

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь. – Большая Российская энциклопедия, 2013.
  2. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. – М.: Просвещение, 1993. – 234 с.
  3. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. – М.: АСТ, 2016. – 162 с.
  4. Плигин А.А. Рефлексия как психологический феномен и проблемы ее развития у школьников // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 4. – С. 37-49.
  5. Эльконин Д.Б. Об одном из путей психологического изучения рефлексии. // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. – Новосибирск, Наука, 1987. – С. 16-21.

Об авторе

Чупаха Ирина Валентиновна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Чупаха И.В. Проблема формирования рефлексивных умений младшего школьника в психолого-педагогических исследованиях. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).