ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В., Ортман И.В. (г. Ставрополь)

РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

УДК 159.923

 

English version:

Аннотация. В статье описывается роль рефлексивных способностей в профессиональной деятельности педагога. Подчеркивается, что рефлексивные способности являются неотъемлемой частью практического мышления педагога, элементом процесса педагогического взаимодействия и выступают в качестве регуляторов профессиональной педагогической деятельности. Рефлексивные способности тесно связаны с саморегуляцией личности и выступают инструментом самоконтроля и ответственного поведения. Высказывается гипотеза о том, что рефлексивные способности и умения могут выполнять профилактическую функцию по предупреждению профессионального выгорания педагогов, поскольку позволяют управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях повышенной напряженности и неопределенности.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные способности, рефлексивные умения, педагог, профессиональная педагогическая деятельность, профессиональное выгорание педагогов.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Современная образовательная практика предъявляют к педагогу высокие требования относительно его личностной и профессиональной позиции, определенных  качеств, сформированности компетенций, способности к самореализации и самопроектированию. Сегодня востребован педагог, способный эффективно действовать в рискогенной профессиональной среде, имеющий высокие ресурсные возможности, системное, критическое и креативное профессиональное мышление. Неизменными для педагога остаются требования ответственности, способности строить конструктивное взаимодействие, любить детей и стремиться к успешной самоактуализации.

Вместе с тем, профессиональная деятельность современного педагога протекает в неблагоприятной ситуации. С одной стороны, большая декларативность и пафосность долженствования педагога, повсеместное подчеркивание общественной значимости его деятельности, с другой – сниженный авторитет и негативный имидж педагогической профессии, обусловливающие кризис профессиональной идентичности. Не высокий статус и престиж профессии педагога, а также сложность, напряженность и противоречивость его деятельности определяют необходимость поиска путей психологической помощи педагогу в оптимизации его профессионального  развития и профилактике выгорания.

В этой связи на наш взгляд достаточно продуктивным является обращение к проблеме рефлексивных способностей педагога, как способностей человеческого мышления осознавать свои собственные формы и содержание, свое поведение и деятельность, критически их анализировать и делать выводы, направленные на конструктивное самоизменение.

В профессиональной педагогической деятельности, рефлексивные способности занимают одну из ведущих позиций, характеризующих субъекта труда. По сути, вся профессиональная деятельность учителя буквально пронизана рефлексивными процессами.

Рефлексивные способности – это способности к размышлению, самонаблюдению, самопознанию, проявляющиеся в направленности на осмысление своих соб­ственных действий, поступков и деятельности в целом с различных ее сторон и проявлений [1].

Рефлексивные способности тесно связаны с рефлексивными умениями, как органичным комплексом познания собственных индивидуально-психологических особенностей. Они проявляются в оценивании своего психического состояния, а также в осуществлении разностороннего восприятия и адекватного познания личности.

Рефлексивные способности и умения выступают в качестве регуляторов профессиональной деятельности педагога. Они являются необходимым элементом процесса педагогического взаимодействия, в ходе которого учитель стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки своих воспитанников, их родителей и коллег.

Изу­чение проблемы рефлексии, рефлексивных способностей и умений посвящено достаточно большое число психолого-педагогических исследований (Алексеев Н.Г., Вульфов Б.З.,  Гуткина Н.И., Зимняя И.А., Зинченко В.П., Зеер Э.Ф., Измагурова В.Л., Лидак Л.В., Новиков П.В., Радугин А.А., Россохин А.В., Рубанова О.И., Рубцов В.В., Слободчиков В.И., Суворова Н.Г.,  Цилицкий В.С., Шадриков В.Д., Щедровицкий Г.П. и многие др.).

Анализируя теоретический материал по проблеме рефлексии можно отметить многоаспектность данного феномена. Спектр смыслов, которые имеют место при использовании понятия рефлексии, достаточно широк: самопознание, самооценка, самоанализ, самосознание, размышление, обдумывание своих действий и др. Рефлексия интегрирует все психические функции для одной цели: обеспечить существование деятельности как источника существования самого человека [5].

Выделяя педагогическую рефлексию, как отдельный вид, исследователи определяют следующее:  это деятельностная способность интеллекта объектировать собственные психические процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность. Являясь механизмом самоанализа, педагогическая рефлексия становится инструментом самоконтроля, осмысления, ответственного поведения, дает возможность проследить причинно-следственные отношения в собственном мире. Эти особенности составляют сущностное значение педагогической рефлексии.

Рефлексия выступает как неотъемлемая часть практического мышления педагога; как компонент социально-перцептивных способностей, обеспечивающих процесс адекватного восприятия учителем учащихся и самого себя; как необходимая сторона коммуникативного искусства; как компонент стилевой характеристики деятельности (Алешина Е.С., Бологолова Е.И., Кан-Калик В.А., Кондратьева С.К. и др.).

Рефлексия педагога – это осознание им различных элементов деятельности: способов действия, возникающих проблем и путей их решения, эмоциональных изменений, форм коммуникации, методов самоанализа и др. Рефлексия является средством фиксации достигнутых результатов и непременным атрибутом, сопровождающим индивидуальную образовательную траекторию педагога [1].

Рефлексивные процессы пронизывают деятельность учителя, проявляясь и в ситуации непосредственного взаимодействия, и в процессе проектирования и конструирования учебной деятельности, и на этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности.

Педагогическая рефлексия направлена на три важнейшие аспекта: анализ собственной работы; оценка деятельности учащихся; оценка вовлеченности учеников в познавательный процесс [2].

Анализ исследований проблемы рефлексии в деятельности педагога показал, что можно выделить два подхода к пониманию и определению сущности и роли педагогической рефлексии.

Один из них связан с пониманием рефлексии и рефлексивных процессов как компонента педагогического мышления, необходимого при постановке и решении педагогических задач, коррекции профессиональной деятельности, преодолении трудностей в работе педагога, совершенствовании педагогического мастерства, познании педагогом личности ученика. Следовательно, рефлексия выступает здесь критерием компетентности, профессиональной квалификации, способствует преодолению профессиональных затруднений через самоанализ педагога собственной деятельности и совершенствование себя, через учет и анализ восприятия со стороны партнеров по общению, учащихся. Овладение такого рода рефлексией связано с пониманием профессионального становления педагога как исполнительного субъекта педагогической деятельности.

Другой подход (Вульфов Б.З., Зинченко В.П., Слободчиков В.И. и др.) связан с пониманием рефлексии, как условия самоактуализации личности в профессиональной деятельности, развития творческого потенциала педагога, его умения вносить субъектное начало в педагогический процесс, на основе рефлексии существующего теоретического и практического опыта и созидания новых способов педагогической деятельности.

Действительно, рефлексивные способности тесно связаны с саморегуляцией личности, во взаимоотношении с окружающим миром, своим «Я» и внутренним миром.  Г.П. Щедровицкий говорит о том, что любая интеллектуальная система изменяется под воздействием знаний о себе. В этом смысле рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности. Самосознание является исходным началом мотивации, которая усиливается по мере развития потребностей профессиональной деятельности [7].

Педагогическая в – процесс личностного роста. Неотрефлексированная бесполезна,   со ведет к профессиональной стагнации. Педагогу необходимо анализировать, понимать и усвоить конструктивные навыки по осмыслению и переосмыслению своей деятельности через самоанализ своей личности, педагогических ситуаций, результатов образования в целом. Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации, повышению ответственности за результаты своих действий [6].  

В современных условиях пролонгированной инновационной напряженности, стрессогенности,  интенсивности и увеличения учебной нагрузки, психоэмоциональных перегрузкок и в целом усложнения педагогической деятельности усиливается риск профессионального выгорания педагогов. 

Синдром профессионального выгорания педагогов выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждения от людей, с которыми педагог взаимодействует, а также в отсутствии профессиональных планов. Выгорание представляет собой дезадаптационный синдром, действие которого определяется на всех уровнях функционирования личности: индивидуально-психологическом, социально-психологическом, и организационном. Данный феномен оказывает негативное влияние на показатели профессиональной эффективности, неудовлетворенности трудом, а также отрицательные последствия и в сферах «непрофессиональной» жизни [4].

В результате профессионального выгорания человек теряет психическую энергию, развивается психосоматическая усталость, эмоциональное истощение, появляется немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности [3].

В этой связи остро стоит вопрос о профилактике профессионального выгорания. В этом процессе  успешно может выступить использование рефлексивных способностей и умений педагога. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях повышенной напряженности и неопределенности. Эти ключевые умения составляют рефлексивную технологию, при помощи которой совершенствуется профессиональный опыт педагога.

Таким образом, рефлексивные способности и умения педагогов рефлексивные способности являются неотъемлемой частью практического мышления педагога, элементом процесса педагогического взаимодействия и выступают в качестве регуляторов профессиональной педагогической деятельности. Они выполняют профилактическую функцию по предупреждению профессионального выгорания, поскольку способствуют устойчивости личности к стрессовым воздействиям педагогической деятельности, профилактике негативных трансформаций личности и эмоционального истощения.

Литература

  1. Россохин А.В. Измагурова В.Л. Внутренний диалог и его связь с рефлексией. // Вопросы психологии. – 2008. – №4. – С. 3-14.
  2. Рубанова О.И. Формирование рефлексивных умений будущих учителей при изучении педагогических дисциплин: дис. …канд. пед. наук. – СПб. – 159 с.
  3. Соловьева О.В., Темрокова С.Б. Психологическая профилактика профессионального выгорания у медицинских работников. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – № 3(26). – – С. 96-98.
  4. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С.57-64.
  5. Цилицкий В.С. Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков на разных этапах возрастного развития человека. // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 913-917.
  6. Шадриков В.Д., Кургинян С.С. Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности. // Экспериментальная психология. – 2015. – Том 8. – № 1. – С. 106-126.
  7. Щедровицкий Г.П. Мышление – Понимание – Рефлексия. // Составители и ответственные редакторы: А.А. Пископпельу, В.Р. Рокйтянскищ, Л.П. Щедровицкий. – М.: Наследие ММК. 2005. – 800 с.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ортман Ирина Васильевна – аспирантка 2 года обучения направления подготовки 37.06.01 Психологические науки, профиль «Педагогическая психология» Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Рефлексивные способности в профессиональной деятельности педагогов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).