ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Левит Л.З. (г. Минск, Беларусь)

ЛОВУШКИ ЭВОЛЮЦИИ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

УДК 159.9

English version:

 Аннотация. Статья В статье рассматриваются альтернативы образа жизни современного человека с учётом достижений естественных и гуманитарных наук. В частности, изучается известный призыв Эпикура и рекомендация З. Фрейда в свете положений биологии, генетики и теории эволюции. Автор статьи демонстрирует, что каждый из рассмотренных вариантов не свободен от внутренних ограничений и возможных негативных последствий, что делает нахождение «оптимального» жизненного пути маловероятным. Тем не менее, знание обнаруженных тенденций способно побудить к принятию разумных и взвешенных жизненных решений информированным индивидом.

 Ключевые слова: биология, генетика, здоровье, смысл, счастье, эволюция.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Введение и постановка проблемы. Люди, интересующиеся достижениями современной науки, обычно стремятся получить ответ на вопрос, как им сделать лучше (счастливее) собственную жизнь. Увы, приходящие ответы, основанные на экспериментальных исследованиях, чаще могут вызвать недоумение и растерянность. Много знания – много печали (а не ожидавшейся радости).

И в самом деле: смысл существования человечества, равно как и отдельной человеческой жизни, не обнаружен [1; 5], а продолжительное счастье недостижимо [4]. Более того, фундаментальные научные открытия имеют длительную традицию «ухудшения» настроения людей, поскольку последовательно лишали их убеждений о Земле как центре мироздания (Коперник), о божественном происхождении человека (Ч. Дарвин), и о полной рациональности индивида [8]. Автор статьи с сожалением признаёт, что собственными исследованиями непреднамеренно добавил очередную ложку дёгтя в представления человека о собственной морали и одарённости [3].

Вместе с тем, как показывают наблюдения, люди настойчиво (несмотря ни на что) продолжают стремиться к тому, чтобы обрести «смысл» собственной жизни и «счастье». Соответствующие разновидности дискурса лишь расширяются – несмотря на отсутствие надёжных подтверждающих данных. Подобная неискоренимая потребность представляет собой «истину» в её гуманитарном понимании, причём последняя со всей очевидностью успешно противостоит любым проверенным естественнонаучным результатам [4; 5]. В ином случае позитивная («счастье можно достичь») и экзистенциальная («смысл жизни можно найти») психология давно были бы перемещены из области науки в сферу искусства и культуры. В человеке как будто заложено инстинктивное сопротивление всему, что развенчивает его идеалы (которые, в свою очередь, не могут быть реализованы).

Возникшее противоречие между «естественнонаучной» (тем, что есть) и «гуманитарной» (тем, во что хочется верить) истиной не может быть полностью разрешено. До некоторой степени его можно сгладить с помощью не слишком приятного «двоемыслия», учитывающего как реальную сторону явлений, так и субъективные чаяния, корни которых находятся в бессознательном и в то же время подпитываются современной культурой.

Нижеследующий текст посвящён краткому рассмотрению альтернатив такого рода. Предлагаю каждому читателю оценить возможное чувство протеста, которое явится одним из маркеров осознания данных противоречий.

Эпикур и Фрейд о пользе скромности. В обыденном сознании эпикурейство ассоциируется с получением разного рода удовольствий, умением наслаждаться жизнью. Тем более непонятным и даже странным для многих людей звучит девиз Эпикура «Живи незаметно». Указанный лозунг противоречит и требованиям современной (западной) цивилизации, призывающей индивида «стать заметнее», «выразить себя», «проявить свой потенциал» и благодаря этому достичь жизненного успеха.

Тем не менее, жизненное правило Эпикура было подхвачено З. Фрейдом, призвавшим человечество стать скромнее – для собственной же пользы [8]. К сожалению, оба мыслителя не объяснили, что конкретно и по каким причинам должно быть предпринято человеком на пути к скромному и незаметному существованию. Что ж, спустя много лет экспериментальные подтверждения словам Фрейда и Эпикура пришли из естественных наук – биологии, иммунологии и генетики.

Здоровье и внутреннее благополучие: факты вкратце. В теле каждого человека живёт множество паразитов, в том числе, потенциально вредных. Более-менее под контролем их держит иммунная система, которая является сложной и «дорогостоящей» с точки зрения энергетических затрат. Если иммунная система сама требует небольшого «ремонта» (например, после болезни), она делает другую активность индивида нежелательной, что может ощущаться как вялость и депрессия. Поэтому во время болезни полезно беречь энергию – находиться в постели и по возможности спать. Также известно, что степень эффективности иммунной системы тесно связана с деятельностью мозга, поскольку мозг особенно уязвим перед паразитическими атаками [7, гл. 6].

Увы, скромной и «ресурсосберегающей» жизни противоречат могучие внешние и внутренние тенденции. С эволюционной точки зрения, организм человека предназначен не к обретению смысла жизни. здоровью или достижению счастья. Наше тело используется всего лишь в качестве «обёртки» для генов и возможности их распространения в следующем поколении [2]. Как выражаются биологи, речь идёт о репродуктивном успехе той или иной особи, который скорее достигается благодаря «самораздуванию», а отнюдь не скромности [7].

В результате человеческий организм (чаще это касается мужчин) тратит большое количество внутренних и внешних ресурсов на конкурентное соперничество – ради привлечения внимания противоположного пола и получения большего количества возможностей для достижения репродуктивного успеха. Многие люди так или иначе стараются создать имидж сильного и влиятельного человека – увы, зачастую ценой собственного здоровья и эмоционального равновесия. Энергии организма не хватает «на всё». Женщины также вынуждены жертвовать здоровьем ради размножения, но не в такой степени, как мужчины [6, с. 79].

Также известно, что мозг человека склонен к постоянному порождению позитивных иллюзий – полностью или частично ошибочных убеждений индивида в собственной уникальности, наличии особых положительных качеств, возможности контролировать окружающий мир, своём счастливом будущем и т.д. [4]. Подобные убеждения подталкивают к дополнительной активности. Нередко последняя подогревается и культурными нарративами, призывающими к «раскрытию собственного потенциала» – так, как будто указанный потенциал свойственен каждому человеку от рождения и ждёт-не дождётся, когда его «раскроют».

Как результат, многие люди ставят недостижимые для себя цели и тщетно пытаются их достичь, получая взамен ухудшение здоровья и обилие негативных переживаний – вплоть до развития депрессии. Большого жизненного успеха достигают единицы (и какой ценой!) в сравнении с миллионами тех, кто проиграл жизненную гонку.

Рассмотрение альтернативы и её последствий. В свете вышесказанного, призыв Эпикура и пожелание Фрейда становятся куда более понятными – если учесть, сколь много ресурсов уходит на бесполезные, как вскоре выяснится, усилия. Мы явно переоцениваем не только своё «счастливое будущее», к которому изо всех сил стремимся, но и внимание к нам со стороны окружающих («что подумают люди»).

Однако есть и другая, менее заметная сторона обсуждаемой проблемы. Предположим, индивид прекращает «бесполезные» усилия в «жизненной гонке» и, начиная беречь внутренние ресурсы, уделяет больше внимания собственному здоровью и эмоциональному равновесию. Предположим, ему это удаётся. Но что дальше? Ведь здоровое тело и психика сами по себе не могут быть главными целями человека; они лишь средство для чего-то другого. Обращение к «чему-то другому» вновь подвергает человека опасностям социального соперничества, рассмотренным выше.

Согласно эволюционно-биологической логике, здоровый и обеспеченный (т.е., «приспособленный», «адаптированный») индивид имеет лишь одну главную задачу: он должен употребить имеющиеся ресурсы на привлечение брачного партнёра и воспроизводство (размножение), ведущее к «продвижению» своих генов в следующее поколение. На этом всё. Дальше можно тихо доживать свой век.

Рассмотренный вариант при всей его биологической целесообразности удручает скукой и предсказуемостью. Неудивительно, что люди, даже не зная механизмов генетики, научились «водить за нос» собственные гены ради получения дополнительного удовольствия (психология использует биологию). Наиболее очевидный пример – сексуальное наслаждение, превратившееся из побочного результата в основную цель половой активности. Практикуемые контрацепция, мастурбация и всевозможные сексуальные перверсии преднамеренно (хотя и не всегда на сто процентов) отсекают возможность оплодотворения.

Может показаться, что удачным выходом из вышерассмотренных и предсказуемых перспектив могло бы явиться «дело по призванию» и многочисленные бонусы, связанные с ним. Увы, подобный, весьма специфический вариант годится лишь для немногих индивидов с очевидной одарённостью («талантом») и большим трудолюбием.

Выводы. Как видим, при выборе «жизненного пути» не существует идеальных или даже «оптимальных» вариантов. У каждой возможности обнаруживаются серьёзные изъяны и противоречия. Поэтому, не исключено, правы те люди, которые берут понемногу от всего, не разрываясь между имеющимися альтернативами. Говоря простым языком, пытаются делить ресурсы между карьерой, семьёй и развлечениями. Возможно, осознание и лучшее понимание скрытых ограничений и ожидаемых последствий, кратко представленных в статье, позволит информированному индивиду чаще принимать разумные и взвешенные жизненные решения. 

Литература

  1. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.
  2. Докинз Р. Эгоистичный ген. – М.: АСТ, 2013. – 512 с.
  3. Левит Л.З. Научные открытия как удары по самолюбию: традиция продолжается // Психология особистостi. – 2017. – №1 (8). – С. 67-77.
  4. Левит Л.З. Позитивные иллюзии: последний рубеж психологии счастья // Социальный психолог. – 2021. – № 2 (42). – С. 17-22.
  5. Левит Л.З. Смысл как полезная интерпретация: сухой остаток логотерапии // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2021. – № 2. – С. 49-54.
  6. Несси Р. Хорошие плохие чувства. – М.: Альпина нон-фикшн, 2021. – 540 с.
  7. Триверс Р. Обмани себя. – СПб.: Питер, 2012. – 432 с.
  8. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456 с.

Об авторе

Левит Леонид Зигфридович – доктор психологических наук, доцент, директор Центра психологического здоровья и образования, г. Минск, Беларусь.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Левит Л.З. Ловушку эволюции и образ жизни. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2022. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен