ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Хилько О.В. (г. Ставрополь)

ПСИХОМАНИПУЛЯЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье раскрываются глубинные причины распространения манипулятивного общения, психоманипуляции, в современном обществе: инфантилизация современного взрослого населения как проявление запроса постиндустриального капиталистического общественного строя. Также раскрыты разрушительные последствия пропаганды инфантилизма для общества.

Ключевые слова: психоманипуляция, манипулятивное общение, постиндустриальное общество, инфантилизм, эгоцентризм, бэби-боксы, чайлдфри, суицид, эффект непреодолимости, психологическая зрелость.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В постиндустриальном обществе при высокой производительности труда освобождается все больше времени у населения. Развивается сфера услуг, промышленность составляет не более четверти ВВП. В таких условиях важнейшей задачей капиталиста является воспитание потребителя товаров и услуг. В научной фантастике авторы зачастую отражают тенденции развития общества в будущем, показывают, каким станут наука, техника, общественные отношения, если будут и в дальнейшем развиваться те особенности, которые можно обнаружить и сейчас. Дэвид Митчелл в своем «Облачном атласе» [5], романе, изданном в 2004 году, в одной из его историй, «Оризон Сонми-451», описывает антиутопический мир, в котором граждане называются не иначе, как «потребители»…

 Но, возвращаясь в современный мир, в тоже время, если потребителей станет слишком много, то рухнет шаткое равновесие современного капиталистического строя. Необходимо будет накормить и обеспечить всеми удобствами возрастающее в геометрической прогрессии население, либо же произойдет дальнейшее расслоение общества в духе «Машины времени» Герберта Уэллса [12], разделение на класс производителей (морлоков) и потребителей (элоев). Причем, элоев Уэллс описал, как взрослых с сознанием маленького ребенка, эгоцентричных до такой степени, что они не замечают, когда одна из них, Умна, тонет у всех на глазах, и не приходят к ней на помощь. Но Герберт Уэллс в своей антиутопии предлагает неожиданный расклад в соотношении ролей эксплуататоров-потребителей и угнетаемых-производителей: в процессе действия выясняется, что подземные жители, морлоки, выращивают детоподобных инфантилов-элоев в неге и безделии исключительно для потребления их в пищу. Данное развитие сюжета очень походит на остроумное предсказание роли «потребителей» в капиталистическом обществе: он выглядит господином, но на самом деле он пища, ресурс.

Человек XXI века, по крайней мере, первой четверти века, проводит большую часть своего времени на работе, воспитанием своего потомства он или она практически не занимается, для этого существуют специальные организации, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы. Общение у взрослых с детьми сведено до пары часов в день, а если говорить об интимно-личностном общении, которое имеет воспитательный потенциал, то и того меньше. Длительность социализации в современном обществе все увеличивается, люди осваивают специальность и становятся способными зарабатывать себе на жизнь в среднем к 23-25 годам, а до этого возраста производительным трудом не занимаются, а лишь готовятся к нему. Непосредственный результат своих усилий в виде улучшения или ухудшения качества своей жизни в результате своей трудоспособности или нетрудоспособности современный человек может увидеть только во взрослом возрасте, прожив треть жизни. При этом, половое созревание завершается к 18-20 годам, то есть, фактически, по окончании средней общеобразовательной школы и юноша и девушка имеют высокий репродуктивный потенциал, но, при этом, как правило, не имеют собственных средств к существованию и живут за счет родителей [14]. При этом, учащаяся молодежь является активным, практически основным потребителем различных товаров и услуг: различных технических гаджетов, модной одежды, образовательных услуг.

Ввиду увеличения длительности социализации и повышения ее «стоимости», экономической нагрузки для родителей, естественной является тенденция уменьшения количества детей в семьях в экономически развитых странах, или в странах, которые можно отнести к условно экономически развитым.

В современной России приходится 1,762 ребенка на одну женщину [15], данная тенденция говорит о том, что примерно каждый третий ребенок в стране является единственным ребенком в семье, что не способствует развитию умения взаимодействовать с другими людьми, не развивает способность к компромиссу у ребенка, поскольку семья, в той или иной степени центрирована на нем, как на основном потребителе материальных средств. Культура потребления, воспитанная у населения, агрессивная реклама, воздействующая преимущественно на слои населения с низким критическим мышлением, на детей, подростков, стариков и на людей с низким уровнем интеллекта, провоцирует активный потребительский спрос у детей и подростков (без модных и регулярно сменяемых гаджетов ребенок непопулярен в классе).

Современная энергетика функционирует в основном на потреблении природных минеральных ресурсов и на атомных технологиях.

Во многих странах, в том числе и в России, в XXI веке искусственно тормозится развитие новых технологий получения энергии, поскольку разработка технологических новинок является весьма затратным делом. На самоокупаемость новые изобретения могут перейти только через десятки лет, и капиталистам придется забыть о сверхприбылях, которые они получают путем продажи минеральных ресурсов.

Э. Фромм в своей работе «Бегство от свободы» отмечает, что «нерациональное (капиталистическое) общество должно быть заменено обществом плановой экономики» [7, с. 125], такие выводы Фромм сделал, наблюдая за бурными темпами индустриализации СССР в 30-х годах XX века. При постиндустриальном обществе происходит стагнация общественного развития и новых технологий, несмотря на то, что в этом обществе развиты информационные технологии. Когда основным критерием эффективности считается прибыль, неизбежно наступает экономическая депрессия.

Капиталисту нужен послушный потребитель, который будет способствовать наращиванию его прибылей. Производство товаров и услуг подчинено идее получения максимальной прибыли при минимальных затратах, поэтому рост новых технологий тормозится, если только развитие этих технологий не являются малозатратным на стадии разработки и сверхприбыльным уже на стадии внедрения. Таким образом, стимулируются только прикладные исследования и замораживаются фундаментальные как наиболее затратные.

В условиях бурного роста населения в развитых странах понадобится развитие энергетики, не построенной на минеральных ресурсах, поскольку они конечны, и капиталистам придется распрощаться со сверхприбылями, потратив немалые ресурсы на развитие новых технологий. Поэтому демографический бум в развитых странах приведет к краху олигархических капиталов, и чтобы предотвратить убытки, капиталисты финансируют технологии воспитания инфантильного населения, не способного к самовоспроизводству, склонного к манипулятивному общению.

В 60-х годах XX века стартовала политика неомальтезианства. Данная теория названа именем английского экономиста Т.Р. Мальтуса (1766-1843 гг.), который считал безработицу и нищету трудящегося населения следствием «абсолютного избытка людей» [8]. В XX веке Н. Чемберлен, У. Фогт и Г. Бутуль продолжают дело Т.Р. Мальтуса и развивают идею, доказывая, что естественный прирост населения в экономически развитых странах выступает причиной «мирового кризиса», единственным средством предотвращения которого является сокращение рождаемости [8]. Открытое ограничение на продолжение рода привело бы к социальной напряженности, поэтому были внедрены технологии скрытого геноцида, заключающиеся в воспитании народа, в пропаганде аддикций, манипулятивного и саморазрушающего стиля поведения как эталонного.

В середине XX века в мире производится смягчение законодательства, связанного с проституцией, наркоманией, различными перверсиями. На фоне этого происходит бурный рост табачной и алкогольной, а также порноиндустрии, разрабатывается и внедряется огромное количество лекарств, побочное действие которых многократно превышают их пользу, активно пропагандируются компьютерные игры, разрушающие зрение и психику. Посредством игрового кино и компьютерный игр происходит внедрение агрессивных и аддиктивных паттернов поведения в психологию масс. Таким образом, населению прививаются шаблоны поведения, направленные на разрушение и уничтожение себя и окружающих.

Популярный образ мужчины и женщины, предъявляемый населению как эталонный посредством имиджа популярных актеров, певцов, моделей, содержит явный отсыл к пропорциям лица и тела младших подростков 10-12 лет, в результате чего немодным становится выглядеть как взрослый мужчина или взрослая женщина. У многих девушек и женщин, в результате пропаганды образа неполовозрелого подростка, развивается нервная анорексия.

К крайним формам пропаганды, направленной на сокращение населения, является пропаганда культа «вселенской грусти» и эстетики суицида, когда многие модные интернет паблики содержат до 20 до 30% шуток, связанных с пропагандой различных видов зависимостей и суицида. Внедрение культа смерти в детскую психику начинают с самого раннего возраста, запуская моду на мультипликационную продукцию и игрушки, стимулирующие развитие некромании (посредством кукол-монстров с зеленым или синим цветом лица и кукол в гробах). Таким образом, первым средством сокращения населения является развитие у него саморазрушающих тенденций через воспитание и массовую пропаганду.

Также средством развития инфантилизма населения является пропаганда движения «Чайлдфри» в социальных сетях, в последние годы наблюдается рост в интернет пабликах числа шуток, связанных со скрытой агрессией к детям, черного юмора на детскую тему и шуток, демонстрирующих зависть к беззаботному состоянию детей, а также шуток на тему «мне двадуать-тридцать-сорок лет, а я еще не чувствую себя взрослым» и шуток на тему «кошечка / собачка лучше мужа / жены или ребенка».

Признаком психологической зрелости является наличие у человека потребности и способности заботиться о подрастающем поколении, о престарелых родителях, о молодых специалистах на работе, а также готовности действовать в интересах подопечных и нести за них определенную ответственность (в зависимости от степени их самостоятельности). Отсутствие потребности в заботе о других людях, зацикливание только на своих нуждах, инфантильность является показателем эгоцентризма мышления, который Ж. Пиаже относил к детскому возрасту [6].

В настоящее время многие взрослые люди, зрелые с точки зрения периодизации возрастного развития, на самом деле являются эгоцентриками, по некоторым признакам интеллектуально полноценными, но не способными абстрагироваться от собственной личности, сиюминутных желаний, выйти за рамки своей инфантильности, не владеют эмпатией, рефлексией.

Среди взрослого населения процветают различные виды психологических зависимостей: алкоголизация и наркотизация, игромания, подростковый эффект непреодолимости (гневливость, отсутствие самоконтроля), негативизм, культ печали, агрессия на противоположный пол, противопоставление маскулинного и феминного как оппозиционного в юморе и фразеологизмах, увлечение социальными сетями и постами селфи по пятьдесят раз в день, являющееся крайним проявлением нарциссизма. Все это характерно для подросткового возраста: увлечение внешней стороной взрослости без возникновения подлинной психологической зрелости.

Также для подростков характерна пристрастность к тематике секса и взаимоотношений полов, связанных, как правило, исключительно с эротическим компонентом отношений. Для современных взрослых людей также характерны черты подростковой сексуальности, когда эротический и романтический компонент слиты. В обществе наблюдается трансформация гендерных паттернов поведения, взрослые, но незрелые люди, инициируя любовные взаимоотношения, ведут себя даже не как подростки, а как дети. Юноши и мужчины дарят девушкам и женщинам на праздники мягкие игрушки, любовь к которым характерна для маленьких детей. Тревожные дети даже спят с игрушками. Молодые пары ходят в кинотеатры на просмотр детских мультфильмов с примитивным сюжетом [10, с. 371-372]. У взрослых пар встречается масса «незапланированных» беременностей вопреки развитым современным технологиям контрацепции.

Опасной тенденцией является в наше время и попытка внедрения бэби боксов, в том числе и в г. Ставрополе. Недавняя показательная история с оставленной в боксе девочкой продемонстрировала противоречие такой идеи законам РФ и здравому смыслу. Первый же случай показал, что оставить ребенка в боксе из-за анонимности может кто угодно, в данном случае ребенка оставила бабушка вопреки воле матери [12].

Зрелый человек в ситуации невозможности воспитывать свое потомство самостоятельно по причине тяжелого финансового положения или неизлечимой болезни, подойдет ответственно к судьбе своих детей / ребенка и найдет им опекунов-частных лиц, либо отдаст детей под опеку государства или в интернат. Зрелый человек будет действовать официально, а скрывать беременность и подкидывать, выбрасывать детей на произвол судьбы характерно как раз для подростков, не способных отвечать даже за свои поступки.

Беби боксы – это попытка предприимчивых капиталистов заработать на неучтенном живом товаре. Аргумент сторонников бэби боксов, что боксы спасают жизни, несостоятелен, поскольку мать, страдающая комплексом Медеи, мотивирована на причинение вреда новорожденному / младенцу. При подобном синдроме оставление ребенка в боксе невозможно, поскольку психически нездоровая женщина сочтет оставление ребенка в боксе недостаточной мерой агрессии по отношению к нему.

Таким образом, многие тенденции современной пропаганды являются попыткой инфантилизации населения. Эгоцентричный «не выросший» взрослый, не способный критически относиться к своим желаниям, а также планировать (поскольку для полноценного планирования нужен высокий уровень абстрактного мышления и способность к антиципации), является идеальным потребителем. Такой взрослый легко берет кредиты, не давая себе отчета в том, способен ли он выполнить условия кредитования и погасить кредит, живет сегодняшним днем и следует сиюминутным желаниям, которые, как правило, связаны исключительно с потреблением товаров и услуг. Духовные потребности у инфантилов не развиты.

У психологически незрелого человека легко развивается шопингомания, которая является отражением недостатка любви в детстве, как традиционно считается в психологии, но инфантил – это невыросший взрослый, который будет все время требовать заботы и развлечений, будучи не способным проявлять заботу по отношению к другим.

Инфантилизация современного населения, как процесс и как результат этого процесса, требует самого пристального внимания и деятельности по воспитанию и перевоспитанию населения. Спад рождаемости, полученный в США и в Европе благодаря пропаганде инфантильного / подросткового образа жизни, в том числе и половому просвещению в школе [11], является не единственным последствием инфантилизации населения, – возрастает количество катастроф по причине человеческого фактора. Подростковый эффект непреодолимости, отсутствие самоконтроля, внедренные в массовое сознание, могут привести человечество к самым плачевным последствиям. Инфантильный человек не способен к сочувствию, сопереживанию и склонен использовать других людей в своих целях, «овеществлять» других людей.

В современном мире активно идет пропаганда идеологии успеха, лозунги «Добейся успеха!», «Будь конкурентоспособным», пришедшие в нашу страну из-за рубежа, транслируются в массовое сознание и бессознательное посредством популярных книг по маркетингу и психологии общения, художественных и документальных фильмов, телепередач и интернет-пабликов [2].

Во многих популярных изданиях содержатся рекомендации по психологическому воздействию на собеседника, и в существенной доле из них пропагандируется психологическое воздействие с односторонней выгодой и во вред партнеру по общению, психоманипуляция. Таким образом, партнеру по общению приписывается роль жертвы, и у потенциальной жертвы манипулятора остается две возможные линии поведения: прекратить общение с манипулятором, связанное с личными или деловыми взаимоотношениями или применять контрманипуляцию как средство профилактики дальнейших психоманипуляционных воздействий, то есть организовывать ситуации общения таким образом, чтобы манипулятор попадался в устроенные им психологические ловушки раньше, чем в них попадет жертва [1].

 Развитие технологий манипуляции общественным сознанием в современном капиталистическом обществе достигло опасной тенденции: пропаганда подобных технологий привела к их внедрению в массовое сознание и обусловила формирование противоречия общения в современном мире: манипулятор получает сравнительно быструю выгоду, но его взаимоотношения (личные и деловые), как правило, непрочны, поскольку жертва психоманипуляции чаще всего не принимает такие условия «игры» и прекращает взаимодействие с манипулятором, и манипулятор снова ищет новую жертву. Таким образом, манипулятор теряет гораздо больше, чем приобретает, поскольку затраты энергии на поиск и завлечение в психологическую ловушку новой жертвы требуют колоссальных затрат энергии.

Разумеется, психоманипулирование присуще человеку по его природе, особенно на стадии детского эгоцентричного мышления, когда ребенок стремится получать всяческие выгоды от окружающих, ничего не давая взамен. Но, постепенно, посредством идентификации со взрослыми и через подражание взрослым у ребенка развивается эмпатия к окружающим. Развитию эмпатии у ребенка способствует как позитивный пример взрослых, демонстрирующих сочувствие и заботу друг к другу и к ребенку, так и положительное подкрепление, поощрение взрослыми проявлений заботы со стороны ребенка по отношению к окружающим людям, к животным. Ребенок, не прошедший идентификацию себя с другим человеком, не приобретший посредством интериоризации эмпатию, остается психологически незрелым, его самосознание остается на уровне маленького ребенка, получающего энергию от взрослых в долг, и не стремящегося возвращать долги.

В мире, в котором пропагандируется идеология «Добейся успеха (за счет других)!», идеология отъема, в котором пять процентов населения живет за счет обкрадывания остального населения, для правящей финансовой «элиты» (в данном случае, слово необходимо взять в кавычки, поскольку термин меняет свое значение практически на противоположное), для поддержания хрупкого баланса сил в социально несправедливом обществе, правящей финансовой «элите» жизненно необходима деформация воспитания подрастающего населения. Выросший инфантил, психоманипулятор, будет сам пропагандировать идеологию отъема и не будет задумываться о благоустройстве мира, который правящие психоманипуляторы будут продолжать «катить в пропасть».

 А. Маслоу, основатель гуманистической психологии, дает прогноз развития человечества: развитие contra homini humano (лат. «человека гуманного) или самоуничтожение человечества [3]. Поскольку в настоящее время воспитание инфантилов-манипуляторов поставлено посредством скрытой пропаганды на поток, воспитание будущих педагогов может стать прививкой обществу «от бешенства», учитель может воспрепятствовать самоуничтожению общества. Воздействие педагога, особенно в дошкольный и младший школьный период велико, учитель, воспитатель становится референтом, образцом для подражания, и оттесняет зачастую даже воспитательные воздействия родителей на второй план.

Литература

  1. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите. // Вопросы философии. – – № 2. – С. 118-125.
  2. Белокопыт А.А. Психоманипуляция в современном обществе и будущий педагог. // Молодежь и образование XXI века: материалы XIII межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – Ставрополь: СГПИ, – С. 49-52.
  3. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. – М., 2011. – 672 с.
  4. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Безобразия в образовании. – Саратов, 2004. – 104 с.
  5. Митчелл Д. Облачный атлас. – М., 2012. – 704 с.
  6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 2008. – 448 с.
  7. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2008. – 256 с.
  8. Цели и задачи инфантилизации общества. [Электронный ресурс]. – URL: http://whatisgood.ru/theory/media/celi-i-zadachi-infantilizacii-obshhestva/ (дата обращения: 10.08.2017).
  9. Хилько О.В. Инфантилизация населения: истоки и последствия. // Педагогическая наука и практика – региону: материалы XVI региональной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2016. – С. 225-230.
  10. Чернобров В.А., Головина В.Г. Формула любви. – М., 2006. – 416 с.
  11. Швецова О.В. Секспросвещение детей: социально-психологические последствия. // Актуальные проблемы современной науки: материалы IV международной научно-практической конференции. – Алушта: Изд-во СевКавГТИ, 2015. – Выпуск 4 в 3 тома. – Том 1. – С. 342-345.
  12. Уэллс Г.Дж. Машина времени. – М., 2010. – 240 с.
  13. http://www.interfax.ru/russia/467333 [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения 08.2017).
  14. http://www.medical-enc.ru/15/polovoe-sozrevanie.shtml [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения 08.2017).
  15. a href="http://ruxpert.ru/Демография_России">http://ruxpert"ru/Демография_России [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения 11.08.2017). 

Об авторе

Хилько Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, специалист по учебно-методической работе факультета искусств Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Хилько О.В. Психоманипуляция в современном обществе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).