ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Соловьева О.В., Полтавцева И.С. (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье описываются результаты экспериментального исследования по изучению процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрывается специфика развития творческих способностей у детей данной категории и способы работы с ними в образовательном процессе дошкольного учреждения. Предложено использование художественно-творческих игр для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: творческие способности, дети дошкольного возраста, дети с задержкой психического развития, художественно-творческие игры.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Художественно-эстетическое развитие направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Эта деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольника, поскольку предполагает создание нового, оригинального продукта. Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее [2].

Особое место в решении задач эстетического развития и формирования творческих способностей дошкольников имеет художественно-творческая игра. В процессе ее осуществления задействованы многие психические процессы – и внимание, и память, и мышление, и воображение ребенка. Она дает широкие возможности для познания детьми прекрасного, для развития у них эмоционально-эстетического отношения к действительности. В связи с этим, художественно-творческая игра способствует развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста.

Детское творчество в дошкольной педагогике рассматривается в тесной взаимосвязи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием ребенка и выступает показателем его общего личностного эволюционирования [1].

Особое внимание в плане развития творческих способностей и в целом активизации познавательной и практической деятельности следует уделять детям, имеющим задержку психического развития (ЗПР). У этих детей наблюдается снижение интереса к окружающему, слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, трудности приспособления к детскому коллективу, сложности познавательного и поведенческого характера [4].

В этой связи дошкольники с ЗПР нуждаются в специально организованной коррекционно-развивающей работе, направленной на исправление дефицитарности их развития.

Одним из важных аспектов такой работы может служить развитие творческих способностей в процессе художественно-творческой игры и реализации продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) [3].  В ходе этой деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства – радости, восторга или огорчения, разочарования; приобретает различные знания; углубляет представления об окружающем мире. В процессе работы он определяет качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Это способствует общему развитию ребенка [5].

Проблема развития творческих способностей является предметом исследования многих психологов и педагогов. В зарубежной науке творческие способности активно изучались Дж. Гилфордом, Е.П. Торренсом, Г. Айзенком, Р. Стернбергом и многих др. Среди отечественных ученых, посвятивших свои труды изучению творчества наиболее известны Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, З.Н. Калмыкова, Д.Б. Богоявленская.

Проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании детей раскрыты в трудах В.Т. Кудрявцева, А.А. Мелик-Пашаева, Н.Н. Поддьякова и др.

Особенности развития детей с ЗПР представлены в работах Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, С.Г. Шевченко, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, Л. В. Кузнецовой и многих др. [6].

Использование художественно-творческих игр для развития творческих способностей в период дошкольного детства описано в работах отечественных психологов и педагогов С.А. Мухиной, А.А. Соловьевой, Д.Б. Эльконина, Т.С. Комаровой, Н.П. Аникеевой, Н.Н. Богомоловой, В.И. Тютюнник и др.

В трудах Н.П. Сакулиной и Т.С. Комаровой подчеркивается значение изобразительной деятельности для общего психомоторного развития ребенка.

Несмотря на достаточно широкую освещенность отдельных аспектов проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, остается недостаточно изученными возможности целенаправленного развития творческих способностей у детей с ЗПР.

Цель исследованиявыявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования. Целенаправленное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:

  • своевременная диагностика уровня развития творческих способностей дошкольников с ЗПР;
  • применение специально организованной коррекционно-развивающей программы по целенаправленному развитию творческих способностей дошкольников с ЗПР;
  • использование художественно-творческой игры при развитии творческих способностей дошкольников с ЗПР;
  • систематичность использования разнообразных методов обучения: практические, наглядные, словесные, игровые;
  • применение индивидуального подхода с учетом образовательных потребностей ребенка с ЗПР;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды
    по художественно-творческой деятельности (центр изобразительного искусства с учетом доступности, эстетичности, универсальности, подвижности).

Задачи исследования:

  1. На основе анализа литературы описать проблему развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Представить характеристику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3. Раскрыть основные условия и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами художественно-творческих игр.
  4. Выявить уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  5. Разработать коррекционно-развивающую программу по использованию художественно-творческих игр для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  6. Проверить результативность данной программы и обосновать психолого-педагогические условия, при которых развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективным.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: основополагающие подходы, теории, концепции об особенностях и специфике развития детей с ЗПР Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, С.Г. Шевченко, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, Л.В. Кузнецовой и многих др.; труды отечественных психологов, посвященные изучению творчества (Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, З.Н. Калмыкова, Д.Б. Богоявленская); исследования, посвященные использованию художественно-творческой игры для развития творческих способностей детей с ЗПР (Д.Б. Эльконин, С.А. Мухина, А.А. Соловьева, Т.С. Комарова, Н.П. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.И. Тютюнник и др.).

Методологической базой выступают деятельностный подход, признающий деятельность ведущим условием полноценного развития личности; личностно-ориентированный подход, предполагающий активную помощь в развитии способности совершенствования и достижения высшего оптимального уровня индивидуализации детей.

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов исследования).

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие обобщения.

Творческие способности – это умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление); нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом. Выделенные компоненты наиболее полно отражают особенности творческой личности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская).

Дошкольный возраст является сенситивным для развития творческой личности ребенка (Л.С. Выготский). Раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их общего развития (Б.М. Теплов).

Большое значение в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста имеет художественно-творческая игра, связанная со всеми видами детской деятельности, а также создание развивающей предметно-пространственной среды и организация взаимодействия с родителями детей по вопросам развития способностей.

Творческие способности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций [5].

Основными условиями и средствами развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР являются организация целенаправленной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении и семье, учет индивидуальных особенностей ребенка, атмосфера творчества, комплексное и системное использование методов и приемов коррекционно-развивающей деятельности. Особую роль играет взаимодействие и взаимосотворчество с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей.

Экспериментальное исследование проходило на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 29 города Ставрополя. В исследованиях приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

На констатирующем этапе исследовательской работы были подобраны и адаптированы методики для исследования уровня развития творческого воображения, выявления умения придумывать и воспроизводить рассказ, изучения индивидуальных особенностей невербального компонента творческого воображения, определения умения видеть реальное и нереальное в изображении и определения умения изображать оригинальные образы. Результаты обследования заносились в таблицу. Все задания предъявлялись индивидуально.

С целью определения уровня развития творческого воображения использовалась методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Свободный рисунок». Данная методика выявляет невербальный компонент творческого воображения, отраженного в особенности детского рисунка, его содержания и использования изобразительных средств.

Оценка вербального компонента творческих способностей детей (быстрота, уникальность, оригинальность, необычность, проработанность, чувственность, живость) производилась с помощью методики Р.С. Немова «Придумай рассказ». Ребенку было предложено задание сочинить и воспроизвести рассказ, историю в течение трех минут.

Степень развития творческих способностей оценивалась в соответствии с заданными критериям по трем уровням – высокий, средний и низкий.

Предложенное задание методики «Свободный рисунок» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной дети выполняли с удовольствием. Не все сразу приступили к работе. Некоторые просили повторить инструкцию, а потом долго думали, что изобразить. На основании анализа рисунков было установлено, что все дети успешно справились с заданием, т.е. нарисовали рисунки, но в силу своих особенностей развития. Половина детей нарисовали реальные предметы (дерево, дом, машина), а не «что-то интересное» согласно инструкции. В рисунках детей не наблюдалось кардинально нового, но присутствовали элементы творческого воображения. Детали изображения не проработаны. У большинства детей рисунки оказались простые, неоригинальные, слабо просматривается фантазия. Это можно объяснить нарушениями мелкой моторики, неустойчивостью внимания, а также быстрой утомляемостью. Полученные результаты представлены в таблице 1 и на рис. 1.

 

Таблица 1. Результаты исследования по методике «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) на констатирующем этапе

 

Количество респондентов

Уровень развития творческих способностей

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Экспериментальная группа (10 чел.)

0

3

7

Контрольная группа (10 чел.)

0

4

6

 

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) на констатирующем этапе

 

По методике Р.С. Немова «Придумай рассказ» у детей экспериментальной группы высокий уровень развития творческого воображения не выявлен, средний уровень у шестерых (30%) детей. Дети на придумывание рассказа потратили примерно минуту, внесли в свою историю элементы новизны, использовали двух персонажей, но передача рассказа была не эмоциональна, без интонаций. Низкий уровень у четырнадцати (70%) детей. Они пересказывали знакомые истории или сказки, которые знали. Рассказ был монотонным, не производящим впечатлений, новые герои не использовались. В целом результаты исследования показали, что у детей с
ЗПР доминирует низкий уровень развития вербального воображения. Образы, рассказы не имеют уникальности. Дети пересказывают недавно услышанные истории, сказки, не внося ничего нового и оригинального. Результаты представлены в таблице 2 и на рис. 2.

 

Таблица 2. Результаты исследования по методике «Придумай рассказ» (Р.С. Немов) на констатирующем этапе

 

Количество респондентов

Уровень развития вербального воображения

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Экспериментальная группа (10 чел.)

0

3

7

Контрольная группа (10 чел.)

0

3

7

 

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Придумай рассказ» (Р.С. Немов) на констатирующем этапе

 

В ходе формирующего этапа исследования была разработана и реализована в экспериментальной группе коррекционно-развивающая программа по использованию художественно-творческих игр для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Среди различных видов деятельности дети отдают предпочтение изобразительному искусству, как наиболее интересному и занимательному. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. В процессе рисования задействованы многие психические процессы – и внимание, и память, и мышление, и воображение. Ребенок осмысливает замысел рисунка, представляет различные выразительные средства, которые можно использовать в рисунке, а также воображает результат рисования. Все это активизируем мыслительные способности ребенка, развивает его креативность. В связи с чем, рисование следует считать важным условием формирования творческих способностей ребенка дошкольного возраста.

Художественное творчество детей в данной программе включает нетрадиционные техники рисования, использование новых материалов, инструментов, способов изображения. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественное творчество, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности.

Цель программы – развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Основные задачи программы:

  • развивать творческие способности, образное и логическое мышление, воображение;
  • сформировать умение создавать новые образы без опоры на готовое описание или условное изображение;
  • обучать приемам нетрадиционных техник изображения с использованием различных материалов;
  • создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Принципы реализации программы:

  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Обучение происходит от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных и творческих возможностей детей;
  • принцип единства диагностики и коррекции – коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста осуществлялась на основе проведенной педагогической диагностики развития творческих способностей;
  • деятельностный принцип коррекции. Реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка с его индивидуальностью;
  • принцип комплексности методов психологического воздействия, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии;
  • принцип наглядности – широкое использование зрительных образов, постоянная опора на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;
  • принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
  • принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами продуктивной деятельности;
  • принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
  • погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

В ходе реализации программы важно пробудить у ребёнка искренний, глубокий интерес к занятию, захватить его внимание предложенной темой. Для этого использовались:

  • комплекс художественно-творческих игр;
  • сюрпризные моменты – неожиданное интересное событие, например, визит сказочного героя, приглашающего принять участие в увлекательной игре, просящего детей о помощи или зовущего в познавательное путешествие, пробудит любопытство и желание творить, поможет мотивировать их на исследовательскую работу;
  • живая, образная, интонационно выразительная речь педагога, которая усиливает эмоциональное восприятие и активизирует природную детскую непосредственность.

Данная программа состоит из 34 занятий продолжительностью 25-30 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Форма проведения – подгрупповая. Оптимальное количество детей в подгруппе – 5 человек. Занятия проводит воспитатель. За основу была взята структура занятий по изобразительной деятельности, предложенная И.А. Грошенковым, которая, включает вводную, основную и заключительную части.

На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика и интерпретированы полученные данные об эффективности коррекционно-развивающей программы по использованию художественно-творческих игр для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

По результатам выполнения диагностических заданий по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Свободный рисунок» были получены следующие результаты: в экспериментальной группе один ребенок (10%) показал высокий уровень развития творческих способностей, на 30% увеличился средний уровень, на 40% уменьшился низкий уровень. Сравнительные результаты представлены в таблице 3 и на рисунке 3.

 

Таблица 3. Сравнительные результаты исследования по методике «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) в экспериментальной группе

 

 

Уровни

Этапы эксперимента

Констатирующий этап

Контрольный этап

чел.

%

чел.

%

высокий уровень

0

0%

1

10%

средний уровень

3

30%

6

60%

низкий уровень

7

70%

3

30%

 

Рис. 3. Сравнительные результаты исследования по методике «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) в экспериментальной группе

 

Результаты исследования по методике Р.С. Немова «Придумай рассказ» показали отсутствие высокого уровня вербального творчества. Средний уровень был отмечен у 70% детей, что на 40% больше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Дети легче стали придумывать и излагать свои истории, начинали свой рассказ достаточно быстро, без долгих пауз и заминок. Старались изложить историю с интересом, описывая героев и их действия. Вместе с тем, дети нуждались в одобрении, поддержки и помощи, чтобы подобрать необходимые слова. Низкий уровень был выявлен у 30% детей, что на 40% меньше, чем был выявлен на констатирующем этапе эксперимента. Сравнительные результаты представлены в таблице 4 и на рис. 4.

 

Таблица 4. Сравнительные результаты исследования по методике

«Придумай рассказ» (Р.С. Немов) в экспериментальной группе

 

 

Уровни

Этапы эксперимента

Констатирующий этап

Контрольный этап

чел.

%

чел.

%

высокий уровень

0

0%

0

0%

средний уровень

3

30%

7

70%

низкий уровень

7

70%

3

30%

Рис. 4. Сравнительные результаты исследования по методике «Придумай рассказ» (Р.С. Немов) в экспериментальной группе

 

Результаты контрольного этапа эксперимента в контрольной группе показали, что произошла незначительная динамика развития творческих способностей (средний уровень увеличился на 10%).

Качественный анализ демонстрирует, что разработанная коррекционно-развивающая программа по использованию художественно-творческих игр для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР эффективно влияет на их развитие при соблюдении следующих условий развития творческих способностей.

  • своевременная диагностика уровня развития творческих способностей дошкольников с ЗПР;
  • применение специально организованной коррекционно-развивающей программы по целенаправленному развитию творческих способностей дошкольников с ЗПР;
  • использование художественно-творческой игры при развитии творческих способностей дошкольников с ЗПР;
  • систематичность использования разнообразных методов обучения: практические, наглядные, словесные, игровые;
  • применение индивидуального подхода с учетом образовательных потребностей ребенка с ЗПР;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды
    по художественно-творческой деятельности (центр изобразительного искусства с учетом доступности, эстетичности, универсальности, подвижности).

Полученные данные позволяют заключить, что разработанная коррекционно-развивающая программа по использованию художественно-творческих игр для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и созданные психолого-педагогические условия обеспечивают наиболее ярко выраженные позитивные изменения в развитии творческих способностей. Дети стали легче придумывать и создавать оригинальные, необычные работы, проявляя фантазию и воображение.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.

Литература

  1. Антилогова Л.Н. Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности / Начальная школа. – 2014. – № 8. – С. 21–24.
  2. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994. – 315 с.
  3. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2001. – 224 с.
  4. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 154 с.
  5. Петракова Г.М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья / Образование и воспитание. – 2017. – № 2 (12). – С. 71-73.
  6. Соловьева О.В. Феноменология развития познавательных способностей учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; URL: science-education.ru/109-8835

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Полтавцева Ирина Сергеевна – магистрант направления подготовки 44.04.03 – специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь; главный специалист отдела дошкольного образования комитета образования администрации города Ставрополя

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).