ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Мишина М.М. (г. Москва)

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье представлена коррекционная программа по профилактике тревожного состояния старших подростков, основанная на целостном подходе в направлении снижения тревожных состояний. Коррекционная работа с родителями по профилактике тревожности старших подростков включает в себя ознакомление родителей со специфическими особенностями подросткового возраста, знания об особенностях проявления подростковой тревожности, формирование понимания факторов влияния на появление тревожности у подростков и способов их устранения.

Ключевые слова: тревожность, старший подросток, профилактика тревожных состояний.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Исходя из ключевых направлений работы по снижению уровня тревожности старших подростков, необходимо иметь в виду последствия различных видов влияния на личность и поведение. При этом большое значение имеет влияние на старшего подростка его семьи, так как подросток перенимает определенные качества родителей, основанные на соблюдении требований к подростку. Действия взрослых в ряде случаев способствуют повышению уровня тревожности у старшего подростка. Для того чтобы предотвратить развитие высокого уровня тревожности у старшего подростка, необходимо знать, какие последствия могут вызвать различные влияния. Подростки, их родители и педагоги должны быть готовы к личностным изменениям, повышающим эффективность межличностных взаимодействий.

Родители тревожных подростков часто сами испытывают тревожное состояние, которое передаётся подростку. Поэтому, прежде чем оказывать помощь подростку, взрослый должен позаботиться о себе. Для снижения тревожности у родителей можно рекомендовать применение упражнений по релаксации, которые снимают мышечное напряжение. Психологическая профилактика каждого члена семьи повышает семейное благополучие и создает благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности подростка при снижении уровня тревожности.

Особое внимание при профилактике тревожного состояния старших подростков следует уделять требованиям родителей, которым должен соответствовать подросток. Реализуя требования, подросток может сталкиваться с психологическими барьерами и невозможностью соответствовать родительским ожиданиям. Потерпев одну неудачу за другой, у старшего подростка складывается представление о своей несостоятельности, связанной с невозможностью оправдать ожидания родителей. Подросток не может понять каким образом можно угодить родителям и безуспешно пробует добиться их расположения. Как следствие, старший подросток начинает испытывать тревогу, перерастающую в состояние тревожности. С целью профилактики снижения тревожных состояний у старших подростков необходимо избегать предъявления к ним завышенных требований, так как ожидания родителей не должны снижать самооценку и давать основу для сомнений в своих силах и возможностях. При этом следует уменьшать количество замечаний к подростку, стараясь отмечать его успехи и не обесценивать старания. Родителям важно давать понять подростку, что они его принимают безусловно, независимо от успехов. Это может быть осуществлено за счёт заботы, которая поможет тревожному подростку обрести чувство уверенности и доверия к миру, что избавит от страхов, вызывающих тревожные состояния.

Для того чтобы понимать и знать, что происходит с подростком, необходимо с ним вести продуктивные беседы и выстраивать такие взаимоотношения, которые позволят выражать свои мысли и чувства словами, без боязни осуждения при полной поддержке. Доверие и честность по отношению к подростку в семье есть основа профилактики тревожности, так как недоверие порождает внутреннюю борьбу и неуверенность. При этом доверие должно распространяться на выбор подростка, а значит нельзя допускать гиперопеки и манипуляций. Важно, чтобы старший подросток сохранил искренние контакты с кем-то из взрослых, но не для контроля и вмешательства в личные дела, а для своевременной помощи и эмоциональной поддержки. Если родители не удовлетворены поведением и успехами подростка, то это не является поводом для отказа в поддержке.

Особая роль в этом процессе принадлежит психологу, который может организовать психологическую помощь и поддержку, как подросткам, так и их родителям в плане налаживания эффективной коммуникации [5]. При этом определяющую роль играют уровень развития коммуникативных способностей самого психолога [6].

Конкретизируем задачи работы с родителями, связанные с профилактикой подростковой тревожности: психолого-педагогическое информирование о состоянии тревоги; определение актуальности проблемы тревожности как специфики возраста; тенденции развития тревожности в конкретном случае; факторы тревожности; психологическое просвещение родителей о возникновении и закреплении тревожности; роль конфликтов в семье (между родителями, родителями и другими детьми, родителями и прародителями); способы профилактической и коррекционной работы с подростковой тревожностью [1; 4].

Переходя от работы родителей по профилактике тревожности старших подростков к коррекционной работе педагогов, нужно отметить их комплексность. Совместная работа семьи и образовательного учреждения создает комплекс факторов и условий воспитывающей среды, которые определяют разносторонний процесс развития подростка. Взаимодействие двух систем воспитания семьи и образовательного учреждения способствует комплексной и всесторонней работе с подростком. Родители должны влиять на подростка совместно с педагогами, понимая, что у них и педагогов общая воспитательная задача [2; 3]. Родители и педагоги видят необходимость постоянной работы над собой в процессе воспитания и развития личности старшего подростка, тем самым происходит укрепление связей «родитель – подросток – образовательное учреждение», что способствуют эффективному решению воспитательных задач.

В задачи психолого-педагогической службы образовательного учреждения входит профилактическая работа по снижению уровня тревожности подростков, их родителей и педагогов. Для устранения собственной тревожности педагог может выполнять упражнения по релаксации и осознанию психических состояний.

Благоприятный психологический климат в семье и в классе способствует гармоничному развитию личности подростка и снижению уровня тревожности. Но при этом родители и педагоги должны подкреплять авторитет друг друга и совместными усилиями, не противореча друг другу, помогать подростку справиться с его тревожным состоянием. Демонстрируя образцы уверенного поведения, педагог подталкивает подростка к успеху, что способствует повышению самооценки. Профилактикой тревожности подростков со стороны педагога является избегание таких видов работ, которые направлены на сравнение подростков между собой. У каждого подростка есть свои сильные и слабые стороны, поэтому от акцента внимания на той или иной способности зависит самооценка подростка, которую легко подорвать, но трудно восстановить. В работе с подростками, которые подвержены перестройке своего «Я», важно не навредить, а показать, как можно научиться решать актуальную для себя задачу.

Профилактическая работа со старшим подростком по снижению уровня тревожности связана со снятием психологических барьеров и построением зоны комфорта. Для снижения уровня тревожности следует научить подростка ставить цель и находить способы для ее достижения. Работая над формированием личностных качеств (уверенность в себе, адекватность самооценки, позитивные установки) важно научиться общению и продуктивному выходу из конфликтных ситуаций. Кроме того, необходимо найти занятие, которое будет давать ощущение безопасности.

В рамках психологической коррекции тревожности старшего подростка важная роль отводится обучению механизмам саморегуляции. К эффективным приёмам саморегуляции можно отнести переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать, займусь чем-то другим»); отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли); снижение значимости сложной ситуации («это всего лишь отчет»); продумывание «плана действий» (от цели отступать нельзя, но способов решения может быть много); поиск дополнительной информации, которая подготовит к достижению поставленной цели; физическая разминка (комплексы упражнений, направленные на укрепление и расслабление тела, которые снимают усталость, способствуют выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию); временная отсрочка цели с модернизацией плана её достижения (включение новых этапов); проигрывание предыдущих ситуаций успеха. Подбор способа саморегуляции основывается на индивидуальных особенностях старшего подростка и на том основании, которое поможет ему справиться с тревожным психофизическим состоянием.

Перечисленные способы преодоления тревожности помогут старшему подростку настроиться на преодоление психологической нагрузки при продуктивном решении задач. Необходимо уделить внимание регламентации образа жизни старшего подростка. Профилактика тревожного состояния старших подростков должна учитывать причину тревожности, ее вид, личностные особенности и влияние окружения.

Например, при повышенной ситуативной тревожности подростка важно определить ее источник, а именно какая ситуация конкретно вызывает появление тревожности, при каких условиях увеличивается ее уровень. Выявив источник, можно переходить к мерам профилактики, а именно необходимо проработать план действий, уменьшающих уровень тревожность. Например, можно подростку предложить использовать упражнение на снижение уровня ситуативной тревожности «Мысленная тренировка», которое в ситуации, вызывающей тревогу, научит детально продумывать собственное поведение.

При профилактике личностной тревожности старшего подростка можно сделать акцент на работе с эмоциональным восприятием проблемы. Имея в виду, что под личностной тревожностью подразумевается склонность воспринимать различные ситуации как угрожающие, необходимо научить старшего подростка самоанализу и саморегуляции, что позволит максимально предотвратить проявление тревожности. Так можно предложить следующие упражнения: «Настройка на определенное эмоциональное состояние» (подростку предлагается мысленно связать своё тревожное эмоциональное состояние с каким-то успокаивающим объектом, мелодией, движением, которые подросток при сильном волнении будет визуализировать, тем самым отвлекаясь от ситуации); «Приятное воспоминание» (подросток представляет ситуацию, в которой он испытывал спокойствие, при этом он вспоминает свои ощущения).

При повышенной школьной тревожности можно предложить подростку выбор внеурочного кружка или дополнительных занятий, которые вызывают интерес. В этом случае подросток сможет избежать тревожной ситуации, связанной с необходимостью сочетать то, что нужно в рамках учебного процесса, с тем, что влечет самого подростка. Кроме того, для профилактики школьной тревожности можно научить подростка упражнению «Переинтерпретация», которое позволяет перевести симптомы тревожности в готовность к действию. Осознанное отношение старшего подростка к состоянию тревожности позволяет выработать действия, позволяющие направить симптомы тревожности на улучшение своего положения.

Для профилактики самооценочной тревожности, подростка следует научить поиску ситуаций, в которых он успешен. Вспомогательным способом работы с самооценочной тревожностью старшего подростка является упражнение «Переформулирование задачи» (акцент следует ставить на способе решения задачи в совокупности с осознанием как это решение выглядит со стороны). В связи с этим необходимо тренировать умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от собственной личности. Научение снижению значимости ситуации, осознание относительного значения «победы» или «поражения», позволят старшему подростку владеть собой и сохранять свою самооценку в норме.

Профилактика межличностной тревожности заключается в научении подростка контактировать с окружающими. С этой целью нужно прорабатывать наглядные примеры правильного общения с людьми. Старший подросток может выполнять упражнение «Использование роли», которое заключается в том, что в трудной ситуации необходимо представить образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в образе положительного героя». Данное упражнение повышает ответственность за результат контакта. Повышение уверенности подростка в себе снижает уровень межличностной тревожности, учит правильно формулировать просьбу о помощи или наоборот самому предлагать помощь другим.

Снижение уровня тревожности у старших подростков подразумевает взаимосвязанную работу окружающих подростка систем межличностного взаимодействия, включая самостоятельную работу над собой и своими состояниями. Упражнения по снижению уровня тревожности могут быть использованы не только строго по каждому виду тревожности, но и в совокупности, исходя из индивидуальных особенностей каждого подростка.

Литература

  1. Акимова М.К., Мишина М.М., Перевощикова Г.С. Учет особенностей проявления эмоциональной сферы студентов в процессе профессионального воспитания. // Вестник Тверского государственного университета. – 2019 – № 3 (48). – С. 6-18.
  2. Маккей М., Скин М., Фаннинг П. Когнитивно-поведенческая терапия для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники / перевод с англ. М.В. Харлановой. – С.Пб.: Весь, 2018. – 247 с.
  3. Мишина М.М., Серебрякова Н.В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с успешностью учебной деятельности подростков // Вестник МГОУ (электронный журнал). – 2015. – № 4. – С. 1-11. ISSN 2224-0209 URL: ww.evestnik-mgou.ru.
  4. Мишина М.М., Мурсалыева Г.М. Сравнительный анализ формирования типов этнической идентичности подростков разных культурных сред // Вестник МГОУ. – 2018. – № 1. – С. 84-94. ISSN 2072-8514 (print); ISSN 2310-7235 (online)
  5. Соловьева О.В., Шатохин А.А. Психологическая служба образования. Учебное пособие. – Невинномысск, НИЭУП, 2006. – 255 с.
  6. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 3 (10). – С. 201-204.

Об авторе

Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики образования института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мишина М.М. Профилактика тревожности у старших подростков. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).